ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-507/17 от 21.04.2017 Туапсинского районного суда (Краснодарский край)

Дело №2а-507/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 апреля 2017 г. гор.Туапсе

Туапсинский районный суд Краснодарского края

В составе:

Председательствующего Рябцевой А.И.

При секретаре Гайдиной И.А.

С участием:

представителя административного истца ФИО1, действующего на основании доверенности от 31 октября 2015 года, удостоверенной ВРИО нотариуса ФИО2

Административного ответчика- главы администрации Джубгского городского поселения ФИО3

Представителя администрации Джубгского городского поселения ФИО4, действующей на основании доверенности от 05 октября 2016 года,

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Молчановой Зои В. об оспаривании решения главы администрации Джубгского городского поселения об отказе в предоставлении земельного участка путем выкупа,

УСТАНОВИЛ :

ФИО7 обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения главы администрации Джубгского городского поселения, датированное 28 ноября 2016 года выразившееся в отказе в предоставлении ей земельного участка с кадастровым номером площадью 106 квм, расположенного по адресу пгт.<адрес>Зеленый 7а путем выкупа, обязании предоставить участок за плату, ссылаясь на то, что в силу п.1 ст.39.20 ЗК РФ она имеет право выкупить испрашиваемый земельный участок у администрации.

В судебном заседании представитель административного истца, ФИО1 поддержал заявленные требования в обосновании которых пояснил, что на основании договора аренды от 12.02.20015 года ФИО7 принадлежит на праве аренды земельный участок с кадастровым номером площадью 106 кв.м., с видом разрешенного использования - для строительства и эксплуатации автогаражей на 60 боксов, расположенный <адрес>. Земельный участок был образован путем раздела земельного участка принадлежащего ГСК «Старт» на два обособленных участка. Площадь земельного участка у ГСК «Старт» уменьшилась на 106 квм. Вид разрешенного использования при разделе земельного участка остается такой же какой был у участка который был разделен. Истица не может самостоятельно изменить вид разрешенного использования земельного участка, поскольку является арендатором.

На земельном участке истицы находится гаражный бокс, право собственности на который зарегистрировано 18.06.2014 года. Право собственности ФИО7 возникло на основании договора дарения. Пунктом. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, предусмотрено исключительное право административного истца на приобретение указанного земельного участка в собственность. В связи с чем, 28 ноября 2016 года административный истец обратилась к главе администрации Джубгского городского поселения Туапсинского района ФИО3 с заявлением, в котором просила предоставить ей в собственность путем выкупа без проведения торгов земельный участок с кадастровым номером площадью 106 кв.м., разрешенное использование: для строительства и эксплуатации автогаражей на 60 боксов, расположенный пгт. Джубга, пер. Зеленый.

Однако, 27 декабря 2016 года административному истцу в администрации Джубгского городского поселения Туапсинского района было предоставлено уведомление от 28 ноября 2016 года № 2013/1, подписанное административным ответчиком, которым ей было отказано в предоставлении земельного участка со ссылкой на нормы земельного кодекса, которые не предусматривают основания для отказа в предоставлении земельного участка. Кроме того, в письме указано, что истица использует земельный участок не в соответствии с его назначением. С учетом изложенного считает, что отказ является незаконным, а ответчик обязан предоставить земельный участок путем выкупа без проведения торгов. Ранее истица обращалась с заявлением об изменении вида разрешенного использования в орган кадастрового учета, однако ей было отказано, она обжаловала отказ в суд. Решением суда в удовлетворении заявления было отказано, по тем основаниям, что арендатор не вправе самостоятельно изменять вид разрешенного использования земельного участка, решение суда вступило в законную силу. В администрацию Джубгского городского поселения с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка ФИО7 не обращалась. Просит удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Глава администрации Джубгского городского поселения ФИО3, в судебном заседании не признала заявленные требования, в обосновании своих доводов пояснила, что в составе администрации Джубгского городского поселения имеется комитет по управлению муниципальным имуществом, руководителем которого является З. Все вопросы касающиеся реализации в том числе и земельных участков рассматриваются и разрешаются именно указанным комитетом. Полагает, что отказ в предоставлении земельного участка ФИО7 является законным, поскольку вид разрешенного использования земельного участка – для эксплуатации 60 гаражных боксов и фактическое использование земельного участка не соответствуют. Фактически ФИО7 построен жилой дом площадью 179 квм, состоящий из трех этажей, который используется для постоянного проживания.

Представитель администрации Джубгского городского поселения, в судебном заседании возражала против удовлетворения административного искового заявления ФИО7, в обосновании своих доводов пояснила, что земельный участок, площадью 106 кв.м. с кадастровым номером используется ФИО7 на праве аренды по договору от 12.02.2015г, с видом разрешенного использования - для строительства и эксплуатации автогаражей на 60 боксов и <адрес>, срок действия договора - 10 лет. По условиям договора арендатор обязан использовать земельный участок исключительно в соответствии с видом разрешенного использования. 28.11.2016г. административный истец обратилась в администрацию с заявлением о предоставлении ей частную собственность путем выкупа без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером , площадью 106 квм с видом разрешенного использования - для строительства и эксплуатации автогаражей на 60 боксов, расположенным по адресу - пер.Зеленый, пгт. Джубга. В соответствии с п. 8 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-03 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к компетенции органов местного самоуправления относится предоставление муниципальных услуг. Предоставление муниципальных услуг осуществляется на основании административных регламентов. Постановлением Администрации Джубгского городского поселения Туапсинского района утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление в собственность, аренду, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов» на территории Джубгского городского поселения Туапсинского района. Согласно п.2.7 регламента для получения муниципальной услуги заявитель представляет в администрацию или МКУ «МФЦ» заявление на имя главы Джубгского городского поселения согласно приложению № 1 к Административному регламенту. В п.2.7.1. содержится перечень обстоятельств, которые заявитель обязан указать в заявлении о предоставлении земельного участка, том числе согласно п.4 -основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 ЗК РФ. В поданном же ФИО7 Заявлении таких оснований не содержится. Истице необходимо было составить заявление по форме предусмотренной регламентом и указать основание предоставления земельного участка.

Кроме того, согласно сведений государственного кадастрового учета, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером - строительство и эксплуатация автогаражей на 60 боксов. В пункте 1.1. договора аренды разрешенное использование также - строительство и эксплуатация автогаражей на 60 боксов. Статья 42 ЗК РФ обязывает собственников земельных участков использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель.

Основные положения, касающиеся разрешенного использования земельных участков, содержатся в п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ. В соответствии с данной статьей правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования. Эта норма соответствует одному из принципов земельного законодательства, закрепленному в подп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ о делении земель по целевому назначению, "согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства".

Согласно п.4.1.7 договора аренды, арендатор обязан использовать участок в соответствии с целевыми назначением и разрешенным использованием, указанным в п.1.1. договора. При этом, согласно свидетельству о государственной регистрации права, объектом права ФИО7 является гаражный бокс, площадью 179,6 кв.м, и этажностью - 3, расположенный по адресу пер.Зеленый, №7А, ГСК «Старт», бокс №60. Пункт 4.1.16 договора аренды обязывает арендатора, при изменении вида разрешенного использования земельного участка и расположенных на нем зданий, строений, сооружений или их частей, обратиться к Арендодателю для заключения дополнительного соглашения к договору аренды и перерасчета размера арендной платы. Дополнительный соглашений на предмет изменения вида разрешенного использования земельного участка, договор не содержит. Таким образом, земельный участок фактически используется не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той категории земель, которой он относится. При таких обстоятельствах, на заявление ФИО7 27 декабря 2016 года был предоставлен ответ №2013/1 с отказом в возможности исполнения изложенного в заявлении обращения. Для разрешения вопроса о предоставлении ей земельного участка в собственность, необходимо изменить вид разрешенного использования по фактическому использованию, а для этого необходимо обратиться в администрацию, поскольку арендатор не имеет права изменить вид разрешенного использования земельного участка.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, приходит к выводу, что оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется, по следующим основаниям:

Так, в судебном заседании установлено, что на основании договора аренды от 12.02.2015 года № 3300006863 Молчановой Зое В. на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером площадью 106 кв.м., с видом разрешенного использования для строительства и эксплуатации автогаражей на 60 боксов, расположенный по адресу: <адрес>, пгт. <адрес> земельном участке с кадастровым номером расположено принадлежащее ФИО7 на праве собственности здание гаражного бокса с кадастровым номером общей площадью 179.6 квм, зарегистрированное в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 18.02.2014 года. Основанием возникновения право собственности на указанный объект, является договор дарения от 14.02.04 года.

Реализуя свое право предусмотренное ч.1 ст.39.20 ЗК РФ, ФИО7 28 ноября 2016 года обратилась к главе администрации Джубгского городского поселения с заявлением, о предоставлении ей в собственность путем выкупа без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером площадью 106 кв.м., находящийся у нее в аренде

Письмом, от 28 ноября 2016 года №2013/1, за подписью главы администрации, ФИО7 отказано в предоставлении в собственность за плату земельного участка в связи с тем, что административный истец не указала основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных п. 2 ст. 39.3, п. 2 ст. 39.6 или п. 2 ст. 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации. Также в письме имеется ссылка на наличие имеющихся противоречий в части вида разрешенного использования земельного участка, учтенного в ГКН и фактического использования земельного участка.

Таким образом, ФИО7 администрацией отказано в предоставлении земельного участка по двум основаниям: в связи с подачей заявления не содержащего необходимые сведения, и в связи с тем, что необходимо привести в соответствии вид разрешенного использования земельного участка в соответствии с фактическим использованием.

В соответствии с п. 8 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-03 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к компетенции органов местного самоуправления относится предоставление муниципальных услуг. Предоставление муниципальных услуг осуществляется на основании административных регламентов.

Постановлением Администрации Джубгского городского поселения Туапсинского района утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление в собственность, аренду, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов» на территории Джубгского городского поселения Туапсинского района. Согласно п.2.7 регламента, утвержденного 15 июня 2015 года, действовавшего на момент обращения ФИО7 с заявлением, для получения муниципальной услуги заявитель представляет в администрацию или МКУ «МФЦ» заявление на имя главы Джубгского городского поселения согласно приложению к Административному регламенту.

В п.2.7.1. содержится перечень обстоятельств, которые заявитель обязан указать в заявлении о предоставлении земельного участка, в том числе согласно подпункта 4 заявитель обязан указать основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации оснований.

Как следует из содержания заявления, поданного ФИО7 в администрацию Джубгского городского поселения, ею в заявлении такие основания не указаны.

Суд, считает довод представителя административного истца о том, что административный регламент обязаны соблюдать работники органа местного самоуправления, а федеральные законы, либо иные нормативные акты не содержат прямой обязанности соблюдения гражданами Административного регламента, суд считает необоснованными.

Административный регламент, в соответствии с п.4 ст.2 Федерального закона от 27.07.2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», это нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги, устанавливающих сроки и последовательность административных процедур и административных действий органов власти, а также порядок их взаимодействия с физическими или юридическими лицами. В связи с чем суд считает, что административный регламент обязателен для исполнения в том числе и для граждан, обращающихся за оказанием муниципальной услуги.

Административный регламент администрации Джубгского городского поселения, в соответствии с Постановлением от 15.06.2015 года №131 размещен на официальной сайте администрации Джубгского городского поселения в сети «Интернет», то есть находится в свободном доступе.

Суд также считает, обоснованными требования администрации Джубгского городского поселения, о приведении административным истцом, в соответствии вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка.

Так, согласно сведений государственного кадастрового учета, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , площадью 106 квм - строительство и эксплуатация автогаражей на 60 боксов. В пункте 1.1. договора аренды разрешенное использование также - строительство и эксплуатация автогаражей на 60 боксов. Статья 42 ЗК РФ обязывает собственников земельных участков использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель.

Основные положения, касающиеся разрешенного использования земельных участков, содержатся в п. 2 ст. 7 ЗК РФ. В соответствии с данной статьей, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования. Эта норма соответствует одному из принципов земельного законодательства, закрепленному в подп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ о делении земель по целевому назначению, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Согласно п.4.1.7 договора аренды, арендатор обязан использовать участок в соответствии с целевыми назначением и разрешенным использованием, указанным в п.1.1. договора.

При этом, согласно свидетельству о государственной регистрации права, объектом права ФИО7 является гаражный бокс, площадью 179,6 кв.м, и этажностью - 3, расположенный по адресу <адрес>. Пункт 4.1.16 договора аренды обязывает арендатора, при изменении вида разрешенного использования земельного участка и расположенных на нем зданий, строений, сооружений (или их частей ) обратиться к Арендодателю для заключения дополнительного соглашения к договору аренды и перерасчета размера арендной платы.

Из совокупности вышеприведенных норм следует, что для разрешения вопроса о предоставлении земельного участка в собственность, необходимо установить вид разрешенного использования земельного участка, поскольку от вида разрешенного использования земельного участка зависит основания и порядок предоставления земельного участка в собственность органом местного самоуправления.

Как следует из пояснений сторон, решения Туапсинского районного суда от 28 ноября 2016 года, материалов дела, ФИО7 не обращалась в администрацию Джубгского городского поселения с заявлением об изменении вида разрешенного использования ее земельного участка.

Таким образом, земельный участок фактически используется не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той категории земель, которой он относится., что является основанием для отказа в предоставлении земельного участка, предусмотренного п.14 ст.39.16 ЗК РФ.

Устранение установленных нарушений при обращении в администрацию Джубгского городского поселения с заявлением о предоставлении ФИО7 земельного участка в собственность, не является препятствием для повторного обращения с аналогичным заявлением..

При таких обстоятельствах, суд считает административное исковое заявление ФИО7 не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 227-228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Молчановой Зои В. отказать как необоснованному.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

Судья : Рябцева А.И.