РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ года <адрес>
Болотнинский районный суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Баланова О.В.,
секретаря судебного заседания Тибановой А.В.,
с участием административного истца помощника прокурора Попковой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Новосибирского межрайонного природоохранного прокурора Новосибирской области к администрации Корниловского сельсовета Болотнинского района Новосибирской области о признании бездействия незаконным, выразившегося в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки,
УСТАНОВИЛ:
Новосибирский межрайонный природоохранный прокурор Новосибирской области обратился в Болотнинский районный суд Новосибирской области с административным исковым заявлением к администрации Корниловского сельсовета Болотнинского района Новосибирской области о признании бездействия незаконным, выразившегося в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки.
В своем административном исковом заявлении прокурор указал, что Новосибирской межрайонной природоохранной прокуратурой Новосибирской области с привлечением специалистов управления Россельхознадзора по Новосибирской области ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения законодательства об охране земли и почв на территории Корниловского сельсовета Болотнинского района. В силу статьи 4 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы. Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 № 89- ФЗ) обращение с отходами включает в себя деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. В соответствии со статьей 4 Закона № 89-ФЗ право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.
Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества (ч.2 ст.218 ГК РФ). В силу п. 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001№607-ст) собственниками отходов являются: юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.
В силу статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Настоящей проверкой выявлены несанкционированные свалки ТКО на территории Корниловского сельсовета: <адрес>); в <адрес>).
Земельные участки под несанкционированными свалками расположены за границами населенного пункта и относятся к землям сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на который не разграничена. Согласно статье 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (введена Федеральным законом от 23.06.2014 №171-ФЗ) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения.
Собственником вышеуказанных отходов производства и потребления и ответственным за санитарное состояние земельного участка является администрация Корниловского сельсовета Болотнинского района. Администрация Корниловского сельсовета Болотнинского района допустила загрязнение (захламление) земель, что является нарушением требований ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.ст. 13, 42, 77, 78 ЗК РФ. Администрацией Корниловского сельсовета не представлено доказательств того, что у нее отсутствовала возможность выполнить установленные законом обязанности по охране земель, а также доказательств принятия всех возможных мер по недопущению размещения ТКО и мусора на землях сельскохозяйственного назначения. Таким образом в результате бездействия администрации Корниловского сельсовета, выразившееся в непринятии мер по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, путем ликвидации на вышеуказанных земельных участках несанкционированных свалок, нарушаются конституционные права граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст.42 Конституции РФ.
Представитель административного истца – помощник прокурора Болотнинского района Новосибирской области Попкова Е.А. в судебном заседании поддержала заявленные требования просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика – и.о. главы администрации Корниловского сельсовета Болотнинского района Новосибирской области ФИО4 в судебное заседание не явилась, в заявлении просила рассмотреть дело в их отсутствие, исковые требования признала в полном объеме.
Выслушав пояснения истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии со статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - Земельный кодекс) целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно пункту 1 статьи 78 Земельного кодекса земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
Из материалов дела (О направлении справки по результатам обследования от ДД.ММ.ГГГГ, карточка первичного учета №, карточка первичного учета № кадастровых паспортов земельных участков, фототаблиц) следует, что на территории Корниловского сельсовета <адрес>); в <адрес>) имеются несанкционированные свалки ТКО, до настоящего времени свалки не ликвидированы.
При указанных выше обстоятельствах требования административного истца о признании бездействия незаконным и возложении обязанности - являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 19, 227, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования Новосибирского межрайонного природоохранного прокурора Новосибирской области - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Корниловского сельсовета Болотнинского района Новосибирской области, выразившееся в непринятии мер по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, путем ликвидации несанкционированных свалок на территории Корниловского сельсовета.
Обязать администрацию Корниловского сельсовета Болотнинского района Новосибирской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения земельного законодательства, законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления, а именно ликвидировать несанкционированные свалки ТКО на территории Корниловского сельсовета в следующих местах:
<адрес>);
в <адрес>
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня постановления настоящего решения.
Председательствующий: _____________________/Баланов О.В./