Дело № 2а-507/2022
УИД: 07RS0002-01-2022-000031-15
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 марта 2022 года <адрес>
Баксанский районный суд Кабардино-Балкарской Республики в составе председательствующего Табуховой А.А., при секретаре Акежевой Р.И.,
с участием: представителя административного истца - прокурора <адрес> – старшего помощника прокурора Макоева Т.Э., действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя административного ответчика - местной администрации городского округа Баксан ФИО1, действующего по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к местной администрации городского округа Баксан о признании правового акта исполнительного органа муниципального образования недействующим в части и возложении на местную администрацию городского округа Баксан обязанности исключить из правового акта нормы, декларирующие право местной администрации городского округа Баксан на основании собственного постановления принимать решение о сносе объектов некапитального строительства,
УСТАНОВИЛ :
ДД.ММ.ГГГГ прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к местной администрации городского округа Баксан и с учетом уточненных административных исковых требований просил признать пункт 2.1 Раздела 2 Положения о демонтаже самовольно установленных металлических гаражей на территории городского округа Баксан, утверждённого постановлением Главы местной администрации городского округа Баксан КБР от ДД.ММ.ГГГГ№, недействующим как не соответствующий пункту 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также возложить на административного ответчика обязанность исключить из Положения нормы, декларирующие право на основании собственного постановления принимать решение о сносе объектов некапитального строительства.
В обоснование заявленного требования указано, что прокуратурой <адрес> в рамках реализации предоставленных законом полномочий, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ№ «О прокуратуре Российской Федерации» и требований приказа Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления» проведена проверка, по результатам которой установлено, что на территории городского округа Баксан Кабардино-Балкарской Республики действует Положение о демонтаже самовольно установленных металлических гаражей на территории городского округа Баксан, утвержденное постановлением местной администрации городского округа Баксан от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Положение).
Положение разработано в целях организации благоустройства, ликвидации металлических гаражей, улучшения внешнего облика городского округа Баксан. Вместе с тем, по мнению административного истца, пункт 2.1 Положения, устанавливающий, что демонтаж и вынос самовольно установленных металлических гаражей осуществляется на основании постановления главы местной администрации г.о. Баксан, противоречит положениям ст. 222 Гражданского кодекса РФ и свидетельствует о наличии в нем коррупциогенных факторов, предусмотренных п.п. «д» и «и» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ (принятие нормативного правового акта за пределами компетенции, нормативные коллизии), в связи с чем указанную норму, декларирующую право местной администрации г.о. Баксан на основании собственного постановления принимать решения о сносе объектов некапитального строительства, необходимо исключить из Положения, в связи с тем, что указанное решение может быть принято только судом.
Противоречие административный истец усматривает в том, что металлический гараж является некапитальным строением, не относящимся к объектам недвижимости. Некапитальный характер строения, является условием, исключающим возможность принятия решения органа местного самоуправления о сносе самовольной постройки, поскольку ст. 222 ГК РФ говорит о сносе капитальных строений.
Также в административном иске указано, что по итогам проведенной проверки ДД.ММ.ГГГГ в адрес Главы местной администрации г.о. Баксан принесен протест, который был отклонен по результатам его рассмотрения.
В судебном заседании представитель административного истца - старший помощник прокурора <адрес>Макоев Т.Э. поддержал заявленные требования по изложенным в административном иске и в заявлении об уточнении исковых требований основаниям.
Представитель административного ответчика - местной администрации городского округа Баксан ФИО1 полагал административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, ссылаясь на то, что принятое Положение в целом, а также его пункт 2.1 Раздела 2 не противоречат каким-либо нормам права, в том числе ст. 222 Гражданского кодекса РФ, в связи с чем в удовлетворении административного искового заявления просил отказать.
В силу положений ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу части 1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно разъяснениям, данным в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" (далее – Постановление Пленума ВС РФ №), в соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", он вправе оспорить в суде общей юрисдикции нормативные правовые акты, а также акты, обладающие нормативными свойствами, в порядке, предусмотренном главой 21 КАС РФ. Прокурор имеет право на обращение с административным иском о признании не действующими полностью или в части нормативных правовых актов (в том числе нарушающих права и свободы гражданина), издаваемых, в частности, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами (пункт 2 статьи 1, пункт 3 статьи 22, статьи 23 и 28 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", статья 39, часть 3 статьи 208 КАС РФ).
Согласно п. 1 Постановления Пленума ВС РФ № оспаривание нормативного правового акта, а также акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами (далее также - акт, обладающий нормативными свойствами), является самостоятельным способом защиты прав и свобод граждан и организаций и осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными главой 21 КАС РФ.
Такое оспаривание производится посредством подачи административного искового заявления, заявления о признании недействующим нормативного правового акта (далее также - заявление об оспаривании нормативного правового акта), как не соответствующего федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и в связи с этим не подлежащим применению для регулирования тех или иных общественных отношений, а также посредством подачи административного искового заявления, заявления о признании недействующим акта, обладающего нормативными свойствами (далее также - заявление об оспаривании акта, обладающего нормативными свойствами), как не соответствующего по своему содержанию действительному смыслу разъясняемых нормативных положений.
Последствием признания судом нормативного правового акта, а также акта, обладающего нормативными свойствами, недействующим является его исключение из системы правового регулирования полностью или в части.
Согласно ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В силу ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Также частью 2 указанной статьи предусмотрено, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу частей 1 и 2 Земельного кодекса РФ муниципальный земельный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с положением, утверждаемым представительным органом муниципального образования. Предметом муниципального земельного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами обязательных требований земельного законодательства в отношении объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность.
В силу пункта 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа.
Из приведенных норм закона следует, что управление и распоряжение земельными участками городского округа Баксан, осуществление контроля за их использованием, а также принятие нормативных правовых актов в данной сфере находится в ведении городского округа Баксан.
Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением Главы местной администрации городского округа Баксан КБР от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Положение о демонтаже самовольно установленных металлических гаражей на территории городского округа Баксан (далее – Положение).
Указанное постановление опубликовано в газете «Баксан», в выпуске от ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из п. 1.1 Положения данное положение регламентирует порядок действий местной администрации городского округа Баксан по демонтажу и выносу металлических гаражей, самовольно установленных на земельных участках, находящихся на территории городского округа Баксан.
Согласно пункта 2.1 Раздела 2 Положения о демонтаже самовольно установленных металлических гаражей на территории городского округа Баксан «демонтаж и вынос самовольно установленных металлических гаражей осуществляется на основании постановления главы местной администрации г.о. Баксан».
Оспариваемый пункт, по мнению административного истца, противоречит п. 4 ст. 222 ГК РФ, поскольку позволяет местной администрации городского округа Баксан на основании собственного постановления принимать решения о сносе объектов некапитального строительства, которое может быть принято только судом.
В соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки (пункт 1).
Решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями принимается судом либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 222 ГК РФ, органом местного самоуправления поселения, городского округа (муниципального района при условии нахождения самовольной постройки на межселенной территории) (пункт 3.1.).
В силу п. 4 ст. 222 ГК РФ органы местного самоуправления принимают в порядке, установленном законом:
1) решение о сносе самовольной постройки в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы и необходимость их наличия установлена в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта, либо самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования;
2) решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта, и данная постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории при условии, что режим указанной зоны не допускает строительства такого объекта, либо в случае, если в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство, при условии, что границы указанной зоны, необходимость наличия этого разрешения установлены в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта.
Из анализа приведенной нормы гражданского законодательства следует, что органы местного самоуправления правомочны и полномочны принимать решения о сносе в отношении объектов самовольного строительства, о которых идет речь в п. 1 ст. 222 ГК РФ.
Согласно пунктам 10, 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ к объектам капитального строительства относятся: здания, строения; сооружения; линейные объекты; объекты незавершенного строительства.
К объектам капитального строительства не относятся некапитальные строения, сооружения и неотделимые улучшения земельного участка (замощение, покрытие и др.).
Основное отличие некапитальных строений и сооружений от капитальных в том, что они не имеют прочной связи с землей. Конструкция таких объектов позволяет переместить их или демонтировать с последующей сборкой без ущерба их назначению и без изменения основных характеристик (п. 10.2 ст. 1 ГрК РФ).
Под металлическим гаражом понимается некапитальное строение (сооружение), не относящееся к объектам недвижимости (п. 1 ст. 130 ГК РФ; п. 10.2 ст. 1 ГрК РФ).
В соответствии с абзацем 1 пункта 1.2 Положения следует, что металлический гараж – это разборное или цельное сооружение, предназначенное для хранения личного автотранспорта граждан и (либо) для других целей, установленное на временное основание без устройства фундамента.
Таким образом, пункт 2.1 Раздела 2 Положения устанавливает порядок демонтажа объекта некапитального строительства, не относящегося к недвижимому имуществу, – металлического гаража.
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", положения статьи 222 ГК РФ не распространяются на отношения, связанные с созданием самовольно возведенных объектов, не являющихся недвижимым имуществом, а также на перепланировку, переустройство (переоборудование) недвижимого имущества, в результате которых не создан новый объект недвижимости. Лица, право собственности или законное владение которых нарушается сохранением таких объектов, могут обратиться в суд с иском об устранении нарушения права, не соединенного с лишением владения (статья 304 ГК РФ).
При таких обстоятельствах, исходя из того, что согласно п. 4 ст. 222 Гражданского кодекса РФ полномочия органов местного самоуправления по принятию решения о сносе объекта самовольного строения распространяются на объекты, относящиеся к недвижимому имуществу, что согласно разъяснениям, данным в Пленуме от ДД.ММ.ГГГГ высшими судебными инстанциями, положения ст. 222 ГК РФ не распространяются на отношения, связанные с созданием самовольно возведенных объектов, не являющихся недвижимым имуществом, что металлические гаражи не относятся к объектам капитального строения и не относятся к объектам недвижимости, суд приходит к выводу о том, что пункт 2.1 Положения о демонтаже самовольно установленных металлических гаражей на территории городского округа Баксан, устанавливающий полномочия местной администрации городского округа Баксан на демонтаж металлических гаражей на основании постановления главы местной администрации городского округа Баксан, противоречит положениям ч. 4 ст. 222 Гражданского кодекса РФ, поскольку указанная норма не предоставляет органам местного самоуправления полномочий по принятию решения о сносе объекта самовольной постройки, не относящегося к объекту капитального строительства.
Таким образом, пункт 2.1 Раздела 2 Положения о демонтаже самовольно установленных металлических гаражей на территории городского округа Баксан, утверждённого постановлением Главы местной администрации городского округа Баксан КБР от ДД.ММ.ГГГГ№, противоречит пункту 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации и, как следствие, подлежит признанию недействующим.
Учитывая, что признание судом пункта 2.1 Раздела 2 Положения лишает указанную норму юридической силы, возложение на административного ответчика дополнительной обязанности исключить из Положения нормы, декларирующие право местной администрации городского округа Баксан на основании собственного постановления принимать решение о сносе объектов некапитального строительства, является избыточным и не подлежит удовлетворению.
Устанавливая дату, с которой пункт 2.1 Раздела 2 Положения должен быть признан недействующим, суд полагает, что, поскольку оспариваемый пункт нормативного правового акта до вынесения решения суда применялся, он подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу в соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами".
Кроме того, в силу предписаний части 4 статьи 215 КАС РФ, сообщение о принятии данного решения подлежит опубликованию в газете "Баксан" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 215 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к местной администрации городского округа Баксан удовлетворить.
Признать пункт 2.1 Раздела 2 Положения о демонтаже самовольно установленных металлических гаражей на территории городского округа Баксан, утверждённого постановлением Главы Местной администрации городского округа Баксан КБР от ДД.ММ.ГГГГ№, противоречащим пункту 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации и недействующим со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Сообщение о настоящем решении подлежит опубликованию в газете "Баксан" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики через Баксанский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Табухова А.А.
.
.