ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-507/22 от 18.05.2022 Дербентского городского суда (Республика Дагестан)

УИД RS 0012-01-2022-000359-06

Дело № 2а-507/22

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 мая 2022 года город Дербент

Судья Дербентского городского суда РД Тагирова Н.Х., при секретаре судебного заседания Ахмедове Р.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело иску Наметуллаева Полада Ниязовича к Собранию депутатов городского округа «город Дербент» в лице его представителя - Врио Председателя Собрания Магомедова М.Г. об отмене постановления от 22 декабря 2020 года за № 01-44/12 о назначении с 23 декабря 2020 года временно исполняющим обязанности председателя Собрания депутатов городского округа «город Дербент» первого заместителя Собрания депутатов ГО «город Дербент» Магомедова М.Г., признав незаконным, со дня его вынесения с 22 декабря 2020 года, признании нелегитимным нахождение в статусе врио Председателя Собрания депутатов городского округа «город Дербент» первого заместителя Собрания депутатов ГО «город Дербент» Магомедова М.Г. с 22 декабря 2020 года,

установил:

Наметуллаев П.Н., с учетом внесенных в ходе судебного разбирательства дела изменений и уточнений, обратился в суд с административными исковыми требованиями к Собранию депутатов городского округа «город Дербент» в лице его представителя - Врио Председателя Собрания Магомедова М.Г. об отмене постановления от 22 декабря 2020 года за №01-44/12 о назначении с 23 декабря 2020 года временно исполняющим обязанности председателя Собрания депутатов городского округа «город Дербент» первого заместителя Собрания депутатов ГО «город Дербент» Магомедова М.Г., признав незаконным, со дня его вынесения с 22 декабря 2020 года, признании нелегитимным нахождение в статусе врио Председателя Собрания депутатов городского округа «город Дербент» первого заместителя Собрания депутатов ГО «город Дербент» Магомедова М.Г. с 22 декабря 2020 года.

В обоснование иска указал, что 22 декабря 2020 года председатель Собрания депутатов шестого созыва Рагимов М.Г. был избран главой МР «Дербентский район», то есть прекратил досрочно свои полномочия и единолично своим постановлением от 22 декабря 2020 года за №01-44/12 назначил на выборную должность председателя Собрания депутатов первого заместителя Собрания депутатов ГО «город Дербент» Магомедова М.Г. без указания срока полномочий врио.

Оспариваемое постановление от 22 декабря 2020 года за №01-44/12 ненормативный правовой акт, который в соответствии со статьей 2Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф, образует единую внутренне согласованную систему муниципальных правовых актов полностью противоречит основному закону России-Конституции Российской Федерации, Федеральным законам РФ, Федеральным конституционным законам, подзаконным актам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а именно:

Конституции Российской Федерации части 2 статьи 4, части 1 статьи 15; части 4 статьи 7, части 1 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ;Разъяснению Госкомтруда СССР №30 от 1965 года (в редакции от 11.12.1986 и с изменениями от 11.03.2003) и Секретариата ВЦСПС №39 от 29.12.1965 №30/39 «О порядке оплаты временного заместительства» (Утверждено постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС от 29 декабря 1965 г. N 820/39с учетом изменений и дополнений, внесенных в это Разъяснение постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 11 декабря 1986 г. N 521/30-18) пункту 1 и пункту 2; статье 60.2 Трудового Кодекса Российской Федерации;Указу президента от 20.03.2017 № 120 «Об утверждении Положения о порядке согласования кандидатур...» пункта 7, Указа президента от 16.09.1999 № 1237; части 2 статьи 24 Устава МО ГО ""город Дербент”; части 1 статьи 4 Регламента Собрания депутатов ГО «город Дербент».

Постановлением от 22 декабря 2020 г. за №01-44/12 нарушены его права, для беспрепятственного осуществления депутатских полномочий, предоставленных в соответствии:

Часть 1 статьи 40 Федерального Закона №131-Ф3 от 06.10.2003 гласит: «Депутату, члену выборного органа местного самоуправления. выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий»;

Европейской хартией местного самоуправления от 15.10.1985, ратифицированной Федеральным законом от 11.04.1998 N 55-ФЗ, статус местных выборных лиц должен обеспечивать свободное осуществление их мандата;

Частью 1 статьи 5 Регламента Собрания депутатов ГО «город Дербент»Выдвижение кандидата на должность ПредседателяСобрания депутатов, заместителя Председателя Собрания депутатов (далее - кандидат) может осуществляться депутатом Собрания депутатов, депутатским объединением или в порядке самовыдвижения;

Ч. 2 ст. 24 Устава ГО «город Дербент»: председатель Собрания депутатов и его заместители избираются депутатами Собрания депутатов на срок полномочий Собрания депутатов тайным голосованием в соответствии с Регламентом Собрания депутатов, принятым Собранием депутатов (или Собрание депутатов может принять решение о проведении открытого голосования).

О постановлении председателя Собрания депутатов ГО «город Дербент» от 22 декабря 2020 г. за №01-44/12 о назначении Магомедова М.Г. врио председателя Собрания депутатов ему стало известно из ответа на его обращения №20 от 08.11.2021, №29 от 12.11.2021, №44 от 16.11.2021 за подписью и.о. председателя Собрания депутатов ГО «город Дербент» Казиева №01-45/46 от 22 ноября 2021 года.

В соответствии со статьей 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Законы и иные нормативные правовые акты, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются в части не противоречащей действующему законодательству.

В соответствии с Конституцией РФ ч. 2 ст. 4 «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации»

В соответствии с ч.1 статьи 15 Конституции РФ, «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу. прямое действие к применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».

Верховенство федеральной Конституции и федеральных законов на всей территории РФ обеспечивает единство, согласованность и стабильность всей ее правовой системы. Причем понятие «федеральные законы» в контексте данной статьи следует понимать в его широком значении, т.е. и как собственно федеральные законы, и как федеральные конституционные законы.

Верховенство федеральных законов предполагает точное и неуклонное их соблюдение, исполнение и применение.

В соответствии с ч.4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ, Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам) законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии сч.1 ст.43 Федерального закона № 131-ФЗ представительный орган принимает нормативные и иные правовые акты, которые входят в систему муниципальных правовых актов.

Статья 2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ определяет всеобъемлющее понятие муниципального правового акта.

Муниципальные правовые акты могут быть нормативными правовыми актами и индивидуальными правовыми (ненормативными) актами.

Нормативный правовой акт - изданный в установленном порядке документ, содержащий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений либо изменение или прекращение существующих правоотношений.

Правовые акты, не отвечающие указанным требованиям, относятся к иным, ненормативным правовым актам.

Ненормативные правовые акты (индивидуальные правовые акты, распорядительные документы) - акты, имеющие индивидуальный характер, направленные на реализацию (выполнение) норм, определенных муниципальными нормативными правовыми актами. Акты общего характера, не являясь нормативными, создают серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но они исчерпываются однократным исполнением (Методические рекомендации "Примерный перечень муниципальных правовых актов, не подлежащих включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов" (утв. Минюстом России 15.12.2011 N 17/91789-ВЕО).

Исходя из общей теории государства и права под актом ненормативного характера подразумевается документ, составленный по установленным федеральным законодательством или ведомственными нормативными актами, правилами и содержащий властное предписание государственных органов, органов местного самоуправления на совершение определенных юридически значимых действий, адресованное одному или нескольким субъектам.

Нормативные и ненормативные муниципальные правовые акты, принимаемые непосредственно населением, органами и должностными лицами местного самоуправления, образуют единую, внутренне согласованную систему муниципальных правовых актов.

В соответствии с ч. 3 ст. 43 Федерального закона № 131-ФЗ Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования.

Согласно ч.1 ст. 22 Устава ГО «город Дербент»: Структуру органов местного самоуправления составляют Собрание депутатов, Глава городского округа, администрация городского округа (исполнительно­распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетная палата городского округа.

Постановление от 22 декабря 2020 за №01-44/12 ненормативный правовой акт, однако по своей сути затрагивает интересы неограниченного круга лиц.

Собрание депутатов ГО «город Дербент», а точнее депутат представительного органа муниципального образования - это представитель населения, избранный в соответствии с законодательством (федеральным, субъекта РФ) о выборах и уполномоченный от имени избирателей своего избирательного округа и муниципального образования представлять их интересы в органах публичной власти, а также в иных организациях по вопросам, отнесённым к его компетенции.

Проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным (п.35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»).

Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Устав муниципального образования может не предусматривать официального опубликования (обнародования) ненормативных муниципальных правовых актов, не затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина.

В соответствии с ч.2 ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 года: Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Согласно ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

Постановление председателя Собрания депутатов ГО «город Дербент» Рагимова М.Г. от 22 декабря 2020 г. за №01-44/12 о назначении врио председателя Собрания депутатов ГО «город Дербент» является муниципальным правовым актом, не подлежащим включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов (Методические рекомендации "Примерный перечень муниципальных правовых актов, не подлежащих включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов" (утв. Минюстом России 15.12.2011 N 17/91789-ВЕО), однако в нарушение ст. 15. Конституции РФ и ч.2 ст. 47 Федерального закона 131- ФЗ официально не обнародовано и не опубликовано на сайте Собрания депутатов (п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами").

Решением Верховного Суда РФ от 01.11.2002 № ГКПИ2002-1108 и Определением Верховного Суда РФ от 11.03.2003 № КАСОЗ-25 было исследовано и дана оценка Разъяснению Госкомтруда СССР №30 от 1965 года (в редакции от 11.12.1986 и с изменениями от 11.03.2003) и Секретариата ВЦСПС №39 от 29.12.1965 №30/39 «О порядке оплаты временного заместительства»(Утвержденопостановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС от 29 декабря 1965 г. N 820/39с учетом изменений и дополнений, внесенных в это Разъяснение постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от И декабря 1986 г. N 521/30-18), то есть данные разъяснения действующие и имеют юридическую силу на всей территории РФ.

В соответствии с пунктом 1 Разъяснения временным заместительством считается исполнение служебных обязанностей по должности временно отсутствующего работника, когда это вызвано производственной необходимостью.

Распоряжение о возложении обязанностей на время отсутствия специалиста включается в приказ, по котором) и разрешается это отсутствие, как, например, отпуск или командировка, но, естественно, за исключением временной нетрудоспособности или по невыясненным причинам.

Пункт 2 Разъяснений гласит, что не допускается временное заместительство вакантной должности. Исключение ситуации, когда назначение на такую должность - компетенция вышестоящего органа управления. Однако в этом случае убрать из названия статуса директора приставку «ВРИО» нужно в течение месяца, либо пригласить другого человека на должность.

В Определении ВС от 19 марта 2020 года № 305-ЭС19-24795 по делу № А40-195946/2016 отражена следующая правовая позиция. «Признание преюдициального значения судебного решения, направленное на обеспечение стабильности и общеобязательности этого решения и исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если имеют значение для его разрешения (Постановление Конституционного С; Российской Федерации от 21.12.2011 № 30-П). Оценка судом доказательств по своему внутреннему убеждению не означает допустимость ситуации, при которой одни и те же документы получают диаметрально противоположное толкование судов в разных делах без указания каких-либо причин для этого. Такая оценка доказательств не может быть признана объективной (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 14.06.2016 № 305- ЭС15-17704).

Трудовой Кодекс Российской Федерации в ст. 60.2 говорит о совмещении профессий, увеличении количества возлагаемых трудовых функций, расширении зоны влияния, а также отдельно отмечает вопросы, касающиеся исполнения обязанностей работника, который временно отсутствует, но не освобожден от работы по трудовому договору, либо иным основаниям.

Важный момент в применении нормы ст. 60.2 ТК РФ: назначение работника исполняющим обязанности (врио) по вакантной должности не допускается.

В нарушение пункта 1 и пункта 2 Разъяснения, ст. 60.2 ТК РФ председатель Собрания депутатов шестого созыва, ФИО9, прекратив досрочно свои полномочия, единолично, своим постановлением от 22 декабря 2020 года за №01-44/12 назначил на выборную вакантную должность председателя Собрания с 23 декабря 2020 года временно исполнять обязанности председателя Собрания депутатов Магомедова М.Г. без указания срока полномочий врио.

Ни в Уставе ГО «город Дербент», ни в Регламенте Собрания депутатов ГО «город Дербент» нет ни одной статьи, ни одной ссылки на подзаконный акт РФ, в соответствии с которыми Председатель Собрания депутатов при сложении полномочий может единолично своим постановлением назначить руководить бессрочно врио председателя.

Осуществление полномочий депутата и выборного должностного лица местного самоуправления не является трудовыми отношениями.

Представительный орган принимает свои решения коллегиально, а у председателя никакого особого положения при принятии решения нет.

Что же касается взаимоотношений между председателем и депутатами представительного органа муниципального образования, то здесь распорядительные полномочия председателя ограничиваются регламентом представительного органа и только в части обеспечения председателем порядка деятельности депутатов на заседаниях представительного органа, а также в рамках иных мероприятий, предусмотренных регламентом и проводимых представительным органом с участием депутатов.

Таким образом, председатель представительного органа городского или сельского поселения, избираемый из числа депутатов, работающий на постоянной (оплачиваемой основе) является обычным депутатом, осуществляющим свою деятельность на постоянной основе и не является должностным лицом.

В статье 4 ч.1 Регламента прописаны сроки и общие условия избрания Председателя Собрания депутатов и его заместителя, согласно которой Председатель Собрания депутатов, заместитель Председателя Собрания депутатов избираются Собранием депутатов тайным голосованием из числа депутатов Собрания депутатов с использованием бюллетеней для голосования (или Собрание депутатов может принять решение о проведении открытого голосования) при участии в голосовании более половины от установленной численности депутатов Собрания депутатов.

Порядок избрания председателя Собрания депутатов и его заместителей так же предусмотрен ст. 24 Устава МО ГО "<адрес изъят>":

п. 2. Председатель Собрания депутатов и его заместители избираются депутатами Собрания депутатов на срок полномочий Собрания депутатов тайным голосованием в соответствии с Регламентом Собрания депутатов, принятым Собранием депутатов (или Собрание депутатов может принять решение о проведении открытого голосования).

И вновь речь идёт об избрании, а не назначении на должность Председателя Собрания депутатов.

В соответствии с п. 4 ст. 24 Устава ГО «город Дербент» заместители председателя Собрания депутатов наделяются собственными полномочиями, осуществляют свои функции в соответствии с решением о распределении обязанностей, а в случае отсутствия председателя Собрания депутатов или невозможности выполнения им своих обязанностей на заместителя председателя Собрания депутатов возлагаются обязанности председателя Собрания депутатов в соответствии с настоящим Уставом и Регламентом Собрания депутатов.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Регламента Собрания депутатов ГО «город Дербент» заместитель Председателя Собрания депутатов исполняет обязанности и функции Председателя Собрания депутатов в его отсутствие или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей.

В трудовом законодательстве понятий «исполняющий обязанности» или «временно исполняющий обязанности» (врио, и.о.) нет. Это терминология делопроизводителей

Временно исполняющий обязанности руководителя назначается в связи с отсутствием основного работника (в связи с командировкой, болезнью, отпуском и т. д.), но не в связи сложением полномочий. То есть врио - это сотрудник, занимающий должность на время.

Трудовой кодекс РФ не содержит перечня уважительных причин для отсутствия работника на рабочем месте. Однако уважительными могут быть признаны, в частности, следующие причины (ст. ст. 142, 170, 186, 414 ТК РФ; п. 6 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 05.02.2014; Апелляционное определение Московского городского суда от 30.08.2019 по делу N 33-32651/2019; Определение Московского городского суда от 22.10.2010 по делу N 33-33169; Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16.03.2020 N 26-КГ19-13; Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22.06.2020 N 13-КГ20- 1-К2; п. п. 12, 14 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 09.12.2020):временная нетрудоспособность (при этом несвоевременное представление работодателю документов, подтверждающих факт временной нетрудоспособности, не может служить основанием для признания неуважительными причин отсутствия работника на работе и его увольнения за прогул);исполнение общественных или государственных обязанностей;сдача крови и ее компонентов, а также проведение, связанного с этим медицинского обследования;участие в забастовке;заключение под стражу;чрезвычайные ситуации, а также действия государственных органов, повлекшие транспортные проблемы, такие как, например, отмена или задержка рейса, перекрытие дороги к месту работы,нахождение в отпуске без сохранения заработной платы с устного одобрения работодателя, если работником процедура ухода в отпуск была соблюдена, но работодатель не оформил его предоставление);приостановление работы из-за задержки выплаты заработной платы более чем на 15 дней (при уведомлении работодателя в письменной форме);присмотр за несовершеннолетним ребенком в связи с госпитализацией супруги работника в больницу:выполнение работником по согласованию с работодателем своих трудовых обязанностей дистанционно, даже если условие о дистанционной работе не было включено в трудовой договор.

Так же существует перечень неуважительных причин отсутствия на рабочем месте, которым могут, например, относиться (Апелляционные определения Московского городского суда от 18.02.2016 по делу N 33- 2890/2016, от 04.10.2016 по делу N 33-32613/2016):прохождение медицинского обследования (получение медицинской консультации) при отсутствии оформленного больничного листа;отгулы за отработанные дни в период отпуска, если отзыв из отпуска не оформлялся и нет документов, подтверждающих необходимость выхода на работу в период отпуска;подача заявления на предоставление отпуска по уходу за ребенком, если вопрос о предоставлении такого отпуска не решен руководителем;

История возникновения аббревиатур врио (и.о) связана с образованием специфической кадровой терминологии государственных служащих.

Указ президента от 20.03.2017 № 120 «Об утверждении Положения о порядке согласования кандидатур...»пункт 7: до завершения процедуры согласования назначение кандидата исполняющим обозначенные функции (временно исполняющим) по должности федеральной государственной службы не допускается, за исключением однократного назначения на срок, не превышающий шести месяцев...

Аналогичные положения о возложении полномочий на определенный период есть в Указе президента от 16.09.1999 № 1237.

В соответствии с ч.1 ст. 2 ГК РФ, гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (статья 124).

Согласно ст. 124 ГК РФ, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования - субъекты гражданского права.

- ч.1 Российская Федерация, субъекты Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная, область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

- к субъектам гражданского права, указанным в пункте 1 настоящей статьи, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.

К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.

Статья 33 Конституции Российской Федерации закрепляет право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Таким образом, гражданин вправе обратиться непосредственно в органы местного самоуправления или должностному лицу, в том числе по вопросам связанным с принятием муниципального правового акта.

В зависимости от вида муниципального правового акта определяется судебный порядок обжалования законодателем предусмотрен порядок обжалования нормативных правовых актов и порядок обжалования ненормативных правовых актов.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации закреплена праве на обжалование в судебном порядке решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Действующим законодательством предусмотрено три самостоятельных способа защиты интересов граждан и юридических лиц, нарушенных принятием муниципального правового акта.

В соответствии с ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 №131- ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено:

  1. органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт;
  2. судом;
  3. уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации) в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации

Порядок обжалования ненормативных правовых актов закреплен в Законе РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» 27 апреля 1993 года N 4866-1.

Правила обжалования муниципальных ненормативных правовых актов в суде общей юрисдикции закреплены в главе 22 КАС РФ.

В соответствии с нормами главы 22 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Административные исковые заявления подаются в суд по правилам подсудности, установленным главой 2 КАС РФ.

По изложенным основаниям просит удовлетворить административные исковые требования.

Представитель административного ответчика - Собрания депутатов городского округа «город Дербент», в лице его представителя Врио председателя Собрания депутатов Магомедова М.Г.- адвокат Керимов административные исковые требования Наметуллаева П.Н. не признал, просит в их удовлетворении отказать, ссылаясь на то, что довод административного истца, что «в нарушении пункта 1 и пункта 2 Разъяснения, ст. 60.2 ТК РФ председатель Собрания депутатов шестого созыва ФИО9, прекратив досрочно свои полномочия, единолично, своим постановлением от 22 декабря 2020 г. За №01-44/12 назначил на выборную вакантную должность председателя Собрания депутатов Магомедова М.Г. без указания срока полномочий врио» несостоятелен на основании следующего.

В соответствии с п.2 ст.3 Регламента Собрания депутатов городского округа «город Дербент», утвержденного решением Собрания депутатов городского округа «город Дербент» от 18.08.2015 г. № 17-1 в структуру Собрания депутатов входят первый заместитель, заместители Председателя Собрания депутатов.

Согласно ч. 1 ст. 8 Регламента Собрания депутатов городского округа «город Дербент», утвержденного решением Собрания депутатов городского округа «город Дербент» от 18.08.2015 г. № 17-1 заместитель Председателя Собрания депутатов исполняет обязанности и функции Председателя Собрания депутатов в его отсутствие или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей. Распоряжение о распределении обязанностей между заместителями Председателя Собрания депутатов издается Председателем Собрания депутатов.

В соответствии с пп. 1 п. 1 Распоряжения Председателя Собрания депутатов городского округа «город Дербент» от 19.09.2018 г. № 01-45/19 Магомедов Магомед Гаджимурадович, первый заместитель председателя Собрания депутатов исполняет обязанности и функции Председателя Собрания депутатов в его отсутствие или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей. Отметка об ознакомлении Магомедова М.Г. с указанным распоряжением имеется.

В соответствии с пп.3 ч.1 ст. 25 Устава муниципального образования «город Дербент» Председатель Собрания депутатов организует работу Собрания депутатов, комиссий (комитетов).

Руководствуясь данными нормативно правовыми актами, в целях своевременного обеспечения нормального функционирования органа местного самоуправления, в связи с предстоящей дальнейшей невозможностью исполнения полномочий Председателя Собрания депутатов, начиная с 23 декабря 2020 года, Председателем Собрания депутатов городского округа «город Дербент» вынесено соответствующее Постановление от 22.12.2020 г. № 01-44/12.

Административным истцом также указывается, что «ни в Уставе ГО «город Дербент», ни в Регламенте Собрания депутатов ГО «город Дербент» нет ни одной статьи, ни одной ссылки на подзаконный акт РФ, в соответствии с которым Председатель Собрания депутатов при сложении полномочий может единолично своим постановлением назначить руководить бессрочно врио председателя».

При этом, административный истец не учитывает следующие обстоятельства. Понятия «отсутствие» и «невозможность исполнения» по смысловому содержанию шире понятия «сложение полномочий» и охватывают в том числе и такой случай. Довод об отсутствии регламентации такой ситуации голословен и опровергается вышеуказанными муниципальными правовыми актами.

Что касается указания административного истца «на бессрочность назначения врио председателя», то данный довод также несостоятелен в связи с ограниченностью пребывания в статусе временного исполнения обязанностей Председателя Собрания депутатов до момента избрания Председателя Собрания депутатов депутатами Собрания депутатов в соответствии со ст. 4 Регламента Собрания депутатов городского округа «город Дербент», а также истечением срока полномочий всех депутатов Собрания депутатов городского округа «город Дербент» шестого созыва.

Таким образом, Председатель Собрания депутатов городского округа «город Дербент» постановлением от 22 декабря 2020 г. №01-44/12 реализовал на законных основаниях свои полномочия, обеспечив функцию по организации работы Собрания депутатов городского округа «город Дербент» шестого созыва.

Кроме того, административным истцом указывается, что постановлением от 22 декабря 2020 г. За №01-44/12 нарушены его права для беспрепятственного осуществления депутатских полномочий.

Согласно ч. 14 ст. 28 Устава муниципального образования «город Дербент» в целях обеспечения своих полномочий депутат имеет право:

участвовать при рассмотрении в органах местного самоуправления любых вопросов, затрагивающих интересы избирателей;

проверять в установленном законом порядке сведения о нарушении прав и законных интересов граждан;

проводить собрания избирателей округа, встречи с трудовыми коллективами и местными общественными объединениями;

получать возмещение расходов, связанных с депутатской деятельностью, в порядке и размерах, устанавливаемых Собранием депутатов;

пользоваться в случае работы на постоянной профессиональной основе для осуществления депутатской деятельности в здании администрации городского округа отдельным служебным помещением, оборудованным мебелью, оргтехникой и средствами связи;

иные гарантии осуществления полномочий депутата Собрания депутатов устанавливаются Уставом в соответствии с федеральными законами и законами Республики Дагестан.

Однако административным истцом не приведены доказательства, в чем выразилось нарушение его прав в связи с вынесением оспариваемого постановления. Напротив, из обстоятельств дела следует, что данное постановление вынесено в целях обеспечения нормального функционирования Собрания депутатов, аппарата Собрания депутатов, депутатов Собрания депутатов. Отсутствие оспариваемого постановления не могло служить причиной каких-либо организационных изменений в структуре Собрания депутатов, а его вынесение способствовало своевременному информированию и приведению делопроизводства Собрания депутатов в соответствие с возникшими обстоятельствами в целях надлежащего обеспечения прав и законных интересов всех государственных (муниципальных) органов власти и иных заинтересованных лиц, в том числе и депутатов Собрания депутатов городского округа «город Дербент» шестого созыва.

Также отмечаем, что доводы, приведенные в настоящих возражениях на административное исковое заявление, подтверждаются и правовой позицией прокуратуры г. Дербента, отраженной при рассмотрении жалобы Наметуллаева П.Н. от 27.12.2021 № 450ж-2021.

Считает, что действия Наметуллаева П.Н., связанные с обжалованием муниципальных правовых актов по надуманным основаниям, направлены фактически не на восстановление нарушенных прав и законных интересов, а совершаются с целью дезорганизации работы Собрания депутатов.

Наряду с вышесказанным, обращаем внимание суда на следующие обстоятельства.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Административному истцу стало известно о возложении обязанностей Председателя Собрания депутатов городского округа «город Дербент» на первого заместителя Председателя Собрания депутатов Магомедова М.Г. не позднее 22 января 2021 года, так как 22 января 2021 года проведено 23-е заседание Собрания депутатов городского округа «город Дербент», на котором председательствовал временно исполняющий обязанности Председателя Собрания депутатов первый заместитель Председателя Собрания депутатов городского округа «город Дербент» Магомедов М.Г. На данном заседании административный истец Наметуллаев П.Н. присутствовал и принимал участие в работе Собрания депутатов, о чем свидетельствует Протокол 23-го заседания Собрания депутатов городского округа «город Дербент» от 22 января 2021 года. Таким образом, срок с момента, когда лицо узнало о якобы нарушенном его праве до момента обращения в суд (административное исковое заявление зарегистрировано в Дербентском городском суде в январе 2022 года) составляет более 11 (одиннадцати) месяцев.

Об осведомленности административного истца о временном исполнении обязанностей Председателя Собрания депутатов Магомедовым М.Г. также свидетельствуют Протоколы последующих заседаний Собрания депутатов городского округа «город Дербент» шестого созыва, а также обращение административного истца Наметуллаев П.Н. от 25 июня 2021 года исх. №8 в адрес «ВриО Председателя Собрания депутатов «город Дербент» Магомедова М.Г. с ходатайством о награждении врачей почётной грамотой Собрания депутатов.

Тем самым административный истец намеренно вводит суд в заблуждение касаемо его осведомленности по вопросу временного возложения обязанностей Председателя Собрания депутатов на Магомедова М.Г.

В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

По изложенным основаниям просит отказать в удовлетворении административных исковых требований.

Проверив и исследовав материалы дела, выслушав объяснения и доводы сторон, суд находит административные исковые требования Наметуллаева П.Н. подлежащими оставлению без удовлетворения.

Так, согласно ч. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 25.05.2017 N 1006-О указал, что в качестве одной из задач административного судопроизводства Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 2 статьи 3), а также гарантирует каждому заинтересованному лицу право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов (часть 1 статьи 4). Применительно к судебному разбирательству по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, механизм выполнения данной задачи предусматривает обязанность суда по выяснению, среди прочего, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 9 статьи 226).

Исходя из положений ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Так, в части доводов о незаконности нахождения Магомедова М.Г. в статусе и.о. председателя Собрания депутатов городского округа «город Дербент».

Согласно п.2 ст.3 Регламента Собрания депутатов городского округа «город Дербент», утвержденного решением Собрания депутатов городского округа «город Дербент» от 18.08.2015 г. № 17-1 в структуру Собрания депутатов входят первый заместитель, заместители Председателя Собрания депутатов.

Согласно ч. 1 ст. 8 Регламента Собрания депутатов городского округа «город Дербент», заместитель Председателя Собрания депутатов исполняет обязанности и функции Председателя Собрания депутатов в его отсутствие или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей. Распоряжение о распределении обязанностей между заместителями Председателя Собрания депутатов издается Председателем Собрания депутатов.

В соответствии с пп. 1 п. 1 Распоряжения Председателя Собрания депутатов городского округа «город Дербент» от 19.09.2018 г. № 01-45/19 Магомедов Магомед Гаджимурадович, первый заместитель председателя Собрания депутатов исполняет обязанности и функции Председателя Собрания депутатов в его отсутствие или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей. Отметка об ознакомлении Магомедова М.Г. с указанным распоряжением имеется.

В соответствии с пп.3 ч.1 ст. 25 Устава муниципального образования «город Дербент» Председатель Собрания депутатов организует работу Собрания депутатов, комиссий (комитетов).

Руководствуясь данными нормативно правовыми актами, в целях своевременного обеспечения нормального функционирования органа местного самоуправления, в связи с предстоящей дальнейшей невозможностью исполнения полномочий Председателя Собрания депутатов, начиная с 23 декабря 2020 года, Председателем Собрания депутатов городского округа «город Дербент» вынесено соответствующее Постановление от 22.12.2020 г. № 01-44/12.

Касаемо довода административного истца на бессрочность назначения врио председателя, то данный довод также несостоятелен в связи с ограниченностью пребывания в статусе временного исполнения обязанностей Председателя Собрания депутатов до момента избрания Председателя Собрания депутатов депутатами Собрания депутатов в соответствии со ст. 4 Регламента Собрания депутатов городского округа «город Дербент», а также истечением срока полномочий всех депутатов Собрания депутатов городского округа «город Дербент» шестого созыва.

Таким образом, Председатель Собрания депутатов городского округа «город Дербент» постановлением от 22 декабря 2020 г. №01-44/12 реализовал на законных основаниях свои полномочия, обеспечив функцию по организации работы Собрания депутатов городского округа «город Дербент» шестого созыва.

Кроме того, административным истцом указывается, что постановлением от 22 декабря 2020 годаза №01-44/12 нарушены его права для беспрепятственного осуществления депутатских полномочий.

Согласно ч. 14 ст. 28 Устава муниципального образования «город Дербент» в целях обеспечения своих полномочий депутат имеет право:

участвовать при рассмотрении в органах местного самоуправления любых вопросов, затрагивающих интересы избирателей;

проверять в установленном законом порядке сведения о нарушении прав и законных интересов граждан;

проводить собрания избирателей округа, встречи с трудовыми коллективами и местными общественными объединениями;

получать возмещение расходов, связанных с депутатской деятельностью, в порядке и размерах, устанавливаемых Собранием депутатов;

пользоваться в случае работы на постоянной профессиональной основе для осуществления депутатской деятельности в здании администрации городского округа отдельным служебным помещением, оборудованным мебелью, оргтехникой и средствами связи;

иные гарантии осуществления полномочий депутата Собрания депутатов устанавливаются Уставом в соответствии с федеральными законами и законами Республики Дагестан.

Однако административным истцом не приведены доказательств того, в чем выразилось нарушение его прав в связи с вынесением оспариваемого постановления. Напротив, из обстоятельств дела следует, что данное постановление вынесено в целях обеспечения нормального функционирования Собрания депутатов, аппарата Собрания депутатов, депутатов Собрания депутатов. Отсутствие оспариваемого постановления не могло служить причиной каких-либо организационных изменений в структуре Собрания депутатов, а его вынесение способствовало своевременному информированию и приведению делопроизводства Собрания депутатов в соответствие с возникшими обстоятельствами в целях надлежащего обеспечения прав и законных интересов всех государственных (муниципальных) органов власти и иных заинтересованных лиц, в том числе и депутатов Собрания депутатов городского округа «город Дербент» шестого созыва.

Тот факт, что административный истец не согласен с назначением Магомедова М.Г. временно исполняющим обязанности председателя Собрания депутатов городского округа «город Дербент», не может являться основанием для признания постановления №01-44/12 от 22 декабря 2020 незаконным, а его не согласие с постановлением, не свидетельствует о незаконности действий (бездействия) должностного лица.

Кроме того, в силу части 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно части 1 статьи 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

При решении вопроса о восстановлении пропущенного срока необходимо учитывать то, что этот срок может быть восстановлен только в случае наличия уважительных причин его пропуска, установленных судом. Такими причинами могут быть обстоятельства, объективно исключавшие возможность своевременного обращения в суд с заявлением и не зависящие от административного истца.

В силу ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является основанием для отказа в удовлетворении административного иска. В соответствии с положениями ст. 219, ч. 9 ст. 226 КАС РФ пропуск срока для обращения в суд устанавливается судом независимо от наличия или отсутствия об этом заявления другой стороны.

Об оспариваемом постановлении главы Председателя Собрания городского округа «город Дербент» ФИО9 от 22 декабря 2020 года о возложении обязанностей Председателя Собрания депутатов на Магомедова М.Г. административному истцу стало известно не позднее 22 января 2021 года, так как 22 января 2021 года проведено 23-е заседание Собрания депутатов городского округа «город Дербент», на котором председательствовал временно исполняющий обязанности Председателя Собрания депутатов первый заместитель Председателя Собрания депутатов городского округа «город Дербент» Магомедов М.Г. На данном заседании административный истец Наметуллаев П.Н. присутствовал и принимал участие в работе Собрания депутатов, о чем свидетельствует Протокол 23-го заседание Собрания депутатов городского округа «город Дербент» от 22 января 2021 года. Таким образом, срок с момента, когда лицо узнало о якобы нарушенном его праве до момента обращения в суд (административное исковое заявление зарегистрировано в Дербентском городском суде в январе 2022 года) составляет более 11 (одиннадцати) месяцев.

Об осведомленности административного истца о временном исполнении обязанностей Председателя Собрания депутатов Магомедовым М.Г. также свидетельствуют Протоколы последующих заседаний Собрания депутатов городского округа «город Дербент» шестого созыва, а также обращение административного истца Наметуллаев П.Н. от 25 июня 2021 года исх. №8 в адрес «ВриО Председателя Собрания депутатов «город Дербент» Магомедова М.Г. с ходатайством о награждении врачей почётной грамотой Собрания депутатов.

Административный иск подан в суд 18 января 2022 года.

Таким образом, административный истец пропустил также и установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ трехмесячный срок обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, наделенного публичными полномочиями, должностных лиц необходимо установить несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Поскольку совокупность таких условий при рассмотрении административного дела Наметуллаева П.Н. судом не установлена, то в удовлетворении его административных исковых требований следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административных исковых требований Наметуллаева Полада Ниязовича к Собранию депутатов городского округа «город Дербент» в лице его представителя - Врио Председателя Собрания Магомедова М.Г. об отмене постановления от 22 декабря 2020 года за №01-44/12 о назначении с 23 декабря 2020 года временно исполняющим обязанности председателя Собрания депутатов городского округа «город Дербент» первого заместителя Собрания депутатов ГО «город Дербент» Магомедова М.Г., признав незаконным, со дня его вынесения с 22 декабря 2020 года, признании нелегитимным нахождение в статусе врио Председателя Собрания депутатов городского округа «город Дербент» первого заместителя Собрания депутатов ГО «город Дербент» Магомедова М.Г. с 22 декабря 2020 года, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан через Дербентский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Резолютивная часть решения объявлена 18 мая 2022 года.

Решение в окончательной форме изготовлено 27 мая 2022 года.

Судья Тагирова Н.Х.