Дело № 2а-684/2021
25RS0001-01-2020-007799-47
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе:
председательствующего судьи Ярошевой Н.А.
при секретаре Новосёловой Д.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС № 15 по Приморскому краю к Краевому Александру Владимировичу о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
представитель административного истца обратилась в суд с названным административным иском, в обоснование заявленных требований указав, что согласно сведений, полученных ИФНС России по Ленинскому району г.Владивостока в порядке п.4 ст.85 НК РФ, Краевой А.В. в 2018 году владел на праве собственности имуществом, указанным в налоговом уведомлении. В соответствии со ст.52 НК РФ Краевому А.В. было направлено налоговое уведомление № 16248612 от 04.07.2019 со сроком оплаты не позднее 02.12.2019. В связи с тем, что в установленный ст. 363 НК РФ срок Краевой А.В. указанную в налоговом уведомлении сумму транспортного налога не уплатил, инспекцией на сумму недоимки по транспортному налогу, в порядке положений ст. 75 НК РФ, начислена сумма пени. Руководствуясь положениями ст.ст. 69,70 НК РФ, налоговый орган выставил и направил в адрес должника требования об уплате сумм налога, пени, штрафа от 02.07.2019 № 19516, от 19.12.2019 № 55441 в которых предлагалось в указанный в требованиях срок (до 21.10.2019 и 21.01.2020) погасить суммы задолженности. Налогоплательщик в установленный срок не исполнил вышеуказанные требования налогового органа. Судебный приказ в отношении налогоплательщика был вынесен 21.02.2020 мировым судьей судебного участка № 3 Ленинского судебного района г.Владивостока и отменен определением от 15.05.2020. Просит взыскать с Краевого А.В. недоимку за 2018 по транспортному налогу в сумме 30 600 руб., пени в сумме 2 068 руб. 59 коп.
В соответствии с приказом ФНС России от 14.09.2020 ИФНС по Ленинскому району г.Владивостока переименована в МИФНС №15 по Приморскому краю.
Представитель административного истца, действующая на основании доверенности Доценко И.А., в судебном заседании настаивала на удовлетворении требований по доводам и основаниям, изложенным в административном иске. Дополнительно пояснила, что согласно налогового уведомления № 16248612 от 04.07.2019 Краевому А.В. был начислен транспортный налог в сумме 30 600 руб. При расчете задолженности, в соответствии со ст.5 Закона Приморского края от 28.11.2002 № 24-КЗ «О транспортном налоге», была применена ставка 112,5, поскольку годом выпуска транспортного средства является 2008, следовательно, в 2018 возраст транспортного средства, который подлежит расчету с 2009, составлял 10 лет. 21.02.2020 в отношении налогоплательщика был вынесен судебный приказ, который определением и.о. мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского судебного района г.Владивостока Приморского края от 15.05.2020 был отменен. Денежные средства в размере 13 819,25 руб. были списаны и зачислены в счет оплаты за другой период. Указанная в требовании № 44551 от 19.12.2019 пеня в размере 105,31 руб., начислена за 2018 год, а в требовании № 19516 от 02.07.2019 пеня в размере 1 963,28 руб. начислена за 2014, поскольку налоги за 2014 не были оплачены административным ответчиком.
Административный ответчик в судебном заседании возражал против удовлетворения требований Межрайонной ИФНС № 15 по Приморскому краю, пояснил, что в 2018 автомобилю пошел одиннадцатый год, следовательно, при расчете задолженности должна быть применена ставка 45. По судебному приказу от 21.02.2020 с его счета была списана сумма в размере 13 819,25 руб. Полагает, что указанная сумма должна быть зачтена в счет оплаты задолженности за 2018 год. Считает, что Инспекцией пропущен срок на обращение к нему с требованием о взыскании с него задолженности по пени за 2014 год.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценивая доказательства в их совокупности, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.
В соответствии с п.6 ст.289 КАС РФ, при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Согласно ст.57 Конституции РФ, п.1 ч.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
На основании ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ. Объектом налогообложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, что следует из положений ст. 358 НК РФ. По смыслу приведенных норм правовое значение для начисления налога на транспортное средство имеет факт регистрации транспортного средства за налогоплательщиком.
Согласно сведениям, представленным в налоговый орган в соответствии со ст. 85 НК РФ, за административным ответчиком в 2018 годах было зарегистрировано транспортное средство: «Мерседес-Бенц МЛ 350», 2008 года выпуска, государственный регистрационный знак №.
На основании ст. 362 НК РФ налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, уплачивается сумма транспортного налога в бюджет по итогам налогового периода и исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, при этом в случае снятия транспортного средства с регистрационного учета в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.
Таким образом, на Краевого А.В. законом возлагается обязанность уплаты транспортного налога.
Пунктом 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Согласно налогового уведомления № 16248612 от 04.07.2019 Краевому А.В. за 2018 был начислен транспортный налог в сумме 30 600 руб. со сроком оплаты не позднее 02.12.2019, указанное уведомление 22.07.2019 было направлено по месту жительства Краевого А.В., что подтверждается списком заказных писем № 146223, с отметкой ФГУП «Почта России» о принятии корреспонденции, в котором под № 4 значится Краевой А.В.
В соответствии со ст. 5 Закона Приморского края от 28.11.2002 N 24-КЗ "О транспортном налоге" налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну, одну единицу валовой вместимости транспортного средства или одну единицу транспортного средства, так на автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) при возрасте транспортного средства выше 3 лет до 10 лет включительно установлена ставка 112,5.
При этом согласно абз.4 ст. 5 указанного Закона Приморского края, количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства.
Применяя к транспортному средству «Мерседес-Бенц МЛ 350» при определении суммы транспортного налога налоговую ставку 112,5, Инспекция руководствовалась сведениями, представленными ГИБДД, согласно которым мощность указанного транспортного средства составляет 272 л/с, автомобиль выпущен в 2008 году, следовательно, с учетом вышеуказанных положений Закона Приморского края "О транспортном налоге", в 2018 подлежит применению ставка 112,5, т.к. возраст транспортного средства составил 10 лет.
В связи с этим, довод административного ответчика о том, что при расчете транспортного налога Инспекцией должна была быть применена ставка 45, основан на неверном толковании норм действующего законодательства.
Согласно ст.ст. 363 НК РФ транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В п.п.1 и 2 ст. 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах; обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах; неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога; в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ.
Пунктом 3 статьи 75 НК РФ предусмотрено, что в случае просрочки уплаты налога или сбора начисляется пеня за каждый календарный день просрочки, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
В установленный законом срок административным ответчиком не был оплачен транспортный налог, доказательств обратного суду не предоставлено, в связи с чем, административному ответчику были начислены пени, согласно предоставленного истцом расчета, произведенного на основании ст. 75 НК РФ, проверенного судом и признанного верным, размер пени по транспортному налогу за 2018 составляет 105 руб. 31 коп.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
В адрес административного ответчика 27.12.2019 было направлено требование № 44551 от 19.12.2019 об уплате налога, пени в сумме: недоимка 30 600 руб., пени 105 руб. 31 коп., со сроком исполнения до 21.01.2020, что подтверждается имеющимся в материалах дела требованием и реестром почтовых отправлений № 503-6553, с отметкой ООО «ЭМ СИ ЭМ Экспресс ДВ» о принятии корреспонденции, в котором под № 3 значится Краевой А.В.
Однако в установленный срок задолженность по налогам, пени административным ответчиком оплачена не была, что не оспаривалось в судебном заседании.
В силу абз. 3 п. 6 ст. 75 НК РФ принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.
Согласно ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ).
В судебном заседании установлено, что 21.02.2020 и.о. мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского судебного района г.Владивостока Приморского края – мировым судьей судебного участка № 5 Ленинского судебного района г.Владивостока Приморского края по заявлению ИФНС по Ленинскому району г.Владивостока был вынесен судебный приказ о взыскании с Краевого А.В. недоимки по транспортному налогу, пени, который по заявлению Краевого А.В. был отменен мировым судьей 15.05.2020, что подтверждается определением и.о. мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского судебного района г.Владивостока Приморского края мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского судебного района г.Владивостока Приморского края от 15.05.2020.
Административное исковое заявление ИФНС России по Ленинскому району г.Владивостока о взыскании с Краевого А.В. задолженности по транспортному налогу и пени было направлено в Ленинский районный суд г.Владивостока 12.11.2029, следовательно, срок для обращения в суд административным истцом не пропущен.
Из представленной административным ответчиком в материалы дела расширенной выписки по счету за период с 29.05.2020 по 29.05.2020 следует, что 29.05.2020 со счета Краевого А.В. в счет оплаты задолженности по судебному приказу № 2а-1045/2020 от 21.02.2020 была списана сумма в размере 13 819 руб. 25 коп.
Как следует из пояснений представителя истца, данных в судебном заседании, сумма в размере 13 819,25 руб., взысканная по судебному приказу, была зачислена в счет оплаты за другой период, вместе с тем, учитывая, что указанные денежные средства были списаны со счета ответчика на основании судебного приказа, которым с Краевого А.В. была взыскана задолженность по транспортному налогу за 2018, что подтверждается материалами дела и не оспаривалось сторонами в судебном заседании, у МИФНС №15 по Приморскому краю отсутствовали основания для зачисления взысканных денежных средств в счет оплаты задолженности за иной период.
Таким образом, с учетом взысканных с Краевого А.В. денежных средств, задолженность Краевого А.В. по транспортному налогу за 2018 год составляет 16 780 руб. 75 коп. (30 600 руб. - начисленная сумма налога – 13 819 руб. 25 - взысканная сумма), указанная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
Оснований для взыскания с Краевого А.В. в пользу МИФНС №15 по Приморскому краю пени в сумме 1 963,28 руб., которая рассчитана на задолженность по транспортному налогу за 2014 не имеется, поскольку Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75); порядок исполнения обязанности по уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц налогоплательщиком - физическим лицом предполагает обязанность налогового органа исчислить подлежащую уплате сумму налога и направить налогоплательщику уведомление, а впоследствии, если налог не был уплачен, требование об уплате (статьи 45 и 52). Необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
Таким образом, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пени недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать отдельно от основного.
Пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога.
После истечения срока взыскания задолженности по налогу пени не могут рассматриваться как способ обеспечения исполнения обязанности по его уплате.
Учитывая положения ст.ст. 48, 69 НК РФ, принимая во внимание, что достаточных и допустимых доказательств, обосновывающих, за какое транспортное средство, за какой период времени и в каком размере у Краевого А.В. возникла задолженность по транспортному налогу, на которую произведено начисление пеней, и соблюден ли в отношении данной задолженности порядок принудительного взыскания, административный истец не предоставил, ходатайств об отложении рассмотрения дела для предоставления дополнительных доказательств истцом заявлено также не было, в материалы дела не представлено уведомление, содержащее сведения о начисленном и неуплаченном транспортном налоге, для возможности проверки его актуальности, требование МИФНС №15 по Приморскому краю о взыскании с Краевого А.В. пени по транспортному налогу за 2014 в сумме 1 963,28 руб. удовлетворению не подлежит.
Таким образом, с Краевого А.В. в пользу Межрайонной ИФНС № 15 по Приморскому краю взыскивается задолженность по транспортному налогу за 2018 год в сумме 16 780 руб. 75 коп., пени в сумме 105 руб. 31 коп.
В соответствии с п.1 ст. 114 КАС РФ, с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 675,4 руб.
По изложенному, руководствуясь ст.175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Межрайонной ИФНС № 15 по Приморскому краю к Краевому Александру Владимировичу о взыскании задолженности удовлетворить в части.
Взыскать с Краевого Александра Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, ИНН №, в пользу Межрайонной ИФНС № 15 по Приморскому краю задолженность за 2018 года по транспортному налогу в сумме 16 780 руб. 75 коп., пени в сумме 105 руб. 31 коп.
Взыскать с Краевого Александра Владимировича в федеральный бюджет государственную пошлину в сумме 675,4 руб.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г.Владивостока в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.А. Ярошева
Мотивированное решение изготовлено 10.03.2021.