ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5083/18 от 21.02.2019 Калининского районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 2а- 799/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 февраля 2019 года

Калининский районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего - Кожевниковой Л.П.,

при секретаре Фомичевой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ИФНС по Калининскому району г. Челябинска к Савилову Виктору Николаевичу о взыскании недоимки по земельному налогу, пени,

УСТАНОВИЛ:

ИФНС по Калининскому району г. Челябинска обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Савилова В.Н. земельного налога с учетом перерасчета за 2014- 2016 год в размере 103242 руб. и пени по земельному налогу в сумме 534,27 руб.

В обоснование административного искового заявления указано, что в собственности ответчика в указанный период находились земельные участки, расположенные по адресу (адрес), кадастровый , площадью 1 500 кв.м., (адрес), кадастровый , площадью 1 000 кв.м., на которые был начислен налог, и который не был уплачен своевременно, в связи с чем, на сумму налога, подлежащего уплате, были начислены пени.

Представитель административного истца о времени и месте судебного заседания извещен, в суд не явился.

Административный ответчик Савилов В.Н. в судебном заседании исковые требования не признал, поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях на иск (л.д.35-37). Считает, что истцом пропущен срок для взыскания налога, кроме того, просил учесть, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером изменилась, налог должен уменьшиться.

Заслушав ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения, в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 ЗКРФ).

В силу пункта 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 НК РФ).

В соответствии с пунктом 3 статьи 396 НК РФ, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с гл. 31 Налогового кодекса Российской Федерации, Решением Совета депутатов Краснопольского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от 16 ноября 2010 года № 73 было утверждено Положение «Об установлении земельного налога на территории Краснопольского сельского поселения» в соответствии с которым были установлены дифференцированные налоговые ставки в зависимости от видов разрешенного использования земельных участков, в том числе,

0,3 процента от кадастровой стоимости следующих земельных участков:

а) отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;

б) занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных (приобретенных) для жилищного строительства;

в) приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.

1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

П. 2 ст. 57 Налогового кодекса РФ предусматривает, что при уплате налога с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени.

В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 Налогового кодекса РФ. Процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального Банка РФ.

В судебном заседании установлено, что Савилов В.Н. в 2014-2016 годах являлся собственником, в том числе, двух земельных участков, расположенных по адресу (адрес), кадастровый , площадью 1 500 кв.м., (адрес), кадастровый , площадью 1 000 кв.м., доли в праве, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

ИФНС по Калининскому району г Челябинска был рассчитан земельный налог с учетом произведенного перерасчета в рамках ОКТМО за период с 2014 по 2016 год по двум упомянутым земельным участкам, Савилову В.Н. направлено налоговое уведомление от 12 октября 2017 года со сроком исполнения до 01 декабря 2017 года (посредством размещения в личном кабинете налогоплательщика (л.д. 12,13).

В соответствии со статьей 52 НК РФ налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговым органом не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В связи с нахождением в собственности земельных участков Савилову В.Н. ИФНС по Калининскому району начислен земельный налог в отношении указанных земельных участков, следующим образом, за 2016 год - кадастровый номер , кадастровая стоимость 689 805 рублей, доля в праве 1, период владения 9 месяцев, ставка 0,30% - в размере 1 552 руб.; за 2014 год и 2015 год кадастровая стоимость -790 005 руб., та же доля в праве, период владения в 12 месяцев, сумма налога за 2014 год – 2 370 руб., за 2015 год – 2 370 руб. Всего, по указанному участку начислен налог в сумме 6 292 руб.

По земельном участку с кадастровым номером , за 2016 год учтена кадастровая стоимость 2 294 260 рублей, доля в праве 1, период владения 12 месяцев, ставка 1,5% - в размере 34 414 руб., за 2014,2015г. та же доля в праве и та же кадастровая стоимость, за 2014 год размер налога – 34 414 руб., за 2015г. -34 414 руб. Всего по указанному участку начислен налог в сумме 103 242 руб.

Пени за несвоевременную уплату налога начислены за период с 02.12.17г. по 20.12.17г. – 534,27 руб., на указанные суммы недоимки (л.д.10-11).

Расчет пени за период проверен, является арифметически верным.

Обязанность по уплате земельного налога Савиловым В.Н. не была исполнена, в связи с чем, на основании статей 69, 70 НК РФ истцом в его адрес было направлено требование об уплате задолженности по земельному налогу (по ОКТМО) за 2014 - 2016 годы в размере 107 480 рублей, пени в размере 556,2 рублей, предоставлен срок для добровольного исполнения до 23 января 2018 года (л.д. 8,9).

Требование ИФНС по Калининскому району административным ответчиком в добровольном порядке, в установленный срок исполнено не было, что послужило основанием для обращения к мировому судье судебного участка № 1 Калининского района г. Челябинска с заявлением о вынесении судебного приказа, которое было подано в установленный законом шестимесячный срок, а именно –04.06.18 г. (л.д.26).

Судебный приказ № 2 а-1091/2018г. о взыскании с ответчика земельного налога в размере 103 242 руб., пени по земельному налогу в сумме 534,27 руб. был отменен 21 июня 2018 г.

В суд с указанным административным исковым заявлением истец обратился своевременно, в течение 6 месяцев (03.12.18г.).

Согласно части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок, подачи административного искового заявления о взыскании. обязательных платежей и. санкций может быть восстановлен судом.

Аналогичные положения содержатся в пункте 2 статьи 48 НК РФ, согласно которому заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Вместе с тем, в силу пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Таким образом, судом проверен порядок, процедура принудительного взыскания, срок на обращение в суд, по требованиям, заявленным истцом, в связи с чем, суд приходит к выводу об их соблюдении и наличии оснований для удовлетворения требований административного истца, в связи с неисполнением административным ответчиком обязанности по уплате земельного налога за спорный период.

Кроме того, ст.58 НК предусматривает, что налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

В случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении. При этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении.

В пунктах 3, 4 статьи 409 Налогового кодекса РФ указано, что направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Как усматривается из вышеуказанного налогового уведомления, перерасчет произведен именно за три налоговых периода.

Суд также принимает во внимание разъяснения, содержащиеся в Письме ФНС России от 01.12.2016 N БС-4-21/22888@ «О перерасчетах налогов на имущество физических лиц» в соответствии с которым, исходя из пункта 5 приказа ФНС России от 25.12.2014 N ММВ-7-11/673@ «Об утверждении формы налогового уведомления» при перерасчете суммы налога, указанной в ранее направленном налоговом уведомлении, формируется раздел «Перерасчет налога» по налогу, по которому произошли изменения. При этом перерасчет налога осуществляется в отношении объекта (объектов) налогообложения в целом по каждому: муниципальному образованию - по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц; субъекту Российской Федерации - по транспортному налогу.

Применение вышеперечисленных положений может осуществляться в случае перерасчета налогов, обусловленного, в частности:

1) обращением налогоплательщика о неактуальных сведениях, указанных в налоговом уведомлении, требующем взаимодействия налогового органа с органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими предоставление сведений в соответствии со статьей 85 Кодекса, далее - регистрирующие органы (в т.ч. по основаниям, предусмотренным пунктом 101 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н);

2) предоставлением налогоплательщиком документов, подтверждающих право на налоговую льготу, налоговый вычет, освобождение от уплаты налога, за налоговый период, указанный в налоговом уведомлении;

3) изданием нормативных правовых актов, изменяющих элементы налогообложения (размеры налоговых ставок, налоговых льгот, налоговых вычетов и т.п.), распространяющихся с обратной датой на налоговый период, за который было направлено налоговое уведомление;

4) определением кадастровой стоимости объектов недвижимости (налоговой базы) по результатам исправления ошибок либо вследствие оспаривания ее значения после направления налоговых уведомлений за налоговый период, на который распространяется действие вновь определенной кадастровой стоимости;

5) получением налоговыми органами ранее не предоставленных регистрирующими органами сведений о прекращении (возникновении, регистрации) прав на объект налогообложения, об изменении адреса места жительства физического лица и иных сведений, влияющих на формирование налогового уведомления;

6) иными ошибками (некорректная настройка справочников НСИ, ошибки в идентификации сведений и т.п.).

По общему правилу, в вышеперечисленных случаях налоговому органу требуется проведение проверки на предмет подтверждения наличия/отсутствия установленных законодательством оснований для перерасчета налогов (направление запроса в регистрирующие органы, проверка информации о наличии налоговой льготы, определение даты начала применения актуальной налоговой базы и т.п.), обработка полученных сведений и внесение необходимых изменений в информационные ресурсы (базы данных, карточки расчетов с бюджетом и т.п.).

Суд принимает во внимание, что ИФНС как орган, на который возложена обязанность по расчету налоговых платежей, руководствуется сведениями, представляемыми соответствующими органами, у ИФНС нет, предусмотренной законом обязанности, производить самостоятельные запросы отдельно по каждому плательщику.

Доводы ответчика о применении закона от 28.12.17 г. № 436 ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части списания задолженности по налогам, которая образовалась по состоянию на 01.01.15г., суд считает основанными на неверном толковании норм права, поскольку задолженность по земельному налогу за 2014 год образовалась только после даты, определенной для ее уплаты, то есть, 01 октября 2015 года.

Доводы ответчика об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , установленной решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 18.01.18г. основанием для отказа в удовлетворении иска не являются, поскольку ИФНС при начислении налога руководствуется кадастровой стоимостью, которая внесена в Единый государственный реестр недвижимости. передается истцу в порядке электронного документооборота.

В соответствии со ст.391 НК РФ в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Поскольку в ИФНС не имеется сведений о другой кадастровой стоимости упомянутого земельного участка за период с 2014 по 2016 год, ИФНС не имеет возможности по иному начислить земельный налог по указанному земельному участку.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ИФНС по Калиниснкому району к Савилову Виктору Николаевичу о взыскании недоимки по земельному налогу, пени удовлетворить.

Взыскать с Савилова Виктора Николаевича, проживающего по адресу: (адрес), в пользу ИФНС Калининского района г. Челябинска земельный налог за 2014- 2016 г. в размере 103 242 руб., пени по земельному налогу за период с 02.12.2017 года по 17.12.2017 год в размере 534,27 руб.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента составления мотивированного решения в Челябинский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд г. Челябинска.

Председательствующий: