ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5089/2021 от 19.10.2021 Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре (Хабаровский край)

№2а-5089/2021

УИД: 27RS0007-01-2021-006789-79

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 октября 2021 года г.Комсомольск-на-Амуре

Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в составе: председательствующего судьи Фадеевой Е.А.,

с участием прокурора Клепикова О.В.,

при секретаре Давыдовой О.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Общества с ограниченной ответственностью «Среда-Сервис» к Администрации (адрес) о признании нормативно-правового акта незаконным и недействующим со дня его принятия,

УСТАНОВИЛ

ООО «Среда-Сервис» обратилось в суд с административным иском к администрации г.Комсомольска-на-Амуре (адрес) о признании постановления от (дата)(№) «Об автоматизированной системе учета и оплаты проезда на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории (адрес) по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации» незаконным и недействующим со дня его принятия, ссылаясь на то, что последним утверждены Положение «Об автоматизированной системе учета и оплаты проезда на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории (адрес) по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации», а также Положение «О конкурсном отборе оператора автоматизированной системы учета и оплаты проезда на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории (адрес) по тарифам, установленным в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации». Со ссылкой на положения ч.1 ст.16.1 Закона РФ от (дата)(№), ст.1 Федерального закона от (дата) №161-ФЗ полагал незаконным введение в оспариваемый акт термина «Транспортная карта», поскольку последний не содержит обязательных требований в отношении оператора НСПК, также требования и условия оплаты такими картами проезда в общественном транспорте Федеральный закон от (дата) №161-ФЗ не содержит. Кроме того, установление требований о предоставлении документов: подтверждающих права участника конкурсного отбора на использование транспортной карты; подтверждающих возможность участника конкурсного отбора пополнять баланс такой транспортной карты на территории иного субъекта Российской Федерации; подтверждающих возможность проведения взаиморасчетов по такой транспортной карте с перевозчиками, действующими на территории иного субъекта Российской Федерации, полагал избыточным, нарушающим требования ст.15 Федерального закона от (дата) №135-ФЗ «О защите конкуренции», так как внедрение, эксплуатация и сопровождение автоматизированной системы учета и оплаты проезда осуществляется в пределах одного муниципального образования г.Комсомольск-на-Амуре. Указанное ограничивает право ООО «Среда-Сервис» на участие в конкурсном отборе, и в последствии приведет к расторжению уже заключенных договоров с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами. В дополнении к исковому заявлении указано, что оспариваемый акт вводит ограничение для оператора АСУОП в виде права на использование Транспортных карт, не предусмотренных Федеральным законом от (дата) №161-ФЗ «О национальной платежной системе», а в связи с критериями оценки, установленными Постановлением (№) от (дата) устанавливает преимущество при заключении договоров с перевозчиками для Оператора АСУОП, что влечет за собой нарушения п.2 ч.1 ст.15 Федерального закона от (дата) №135-ФЗ «О защите конкуренции», которым установлен запрет на необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Представитель административного истца ФИО1, действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении, подтвердив доводы административного искового заявления, дополнения к нему, дополнительно пояснил, что ведение понятия транспортная карта и критерий оценки отбора нарушило права его доверителя, так как он не смог участвовать в конкурсе, не отвечая предъявляемым критериям. Ранее принятое ответчиком постановление (№) одним из критериев устанавливает заключение договора с оператором АСУОП, что ставит не равное положение перевозчиков. Критерий о возможности пополнения транспортной карты в пяти регионах вводит дискриминационные условия для тех операторов, которые действуют в пределах одного региона. На исковых требованиях настаивал.

Представитель административного ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности (№) от (дата), исковые требования не признала, при этом пояснила, что наличие транспортной карты является критерием оценки соискателя для участия в конкурсе и получения им большего количества баллов. Решение о введении транспортной карты было принято администрацией г.Комсомольска-на-Амуре (адрес) в пределах предоставленных полномочий в целях улучшения качества обслуживания. Транспортная карта позволяет провести анализ расходов и пассажиропотока, при этом сама по себе не является платежной системой и средством платежа. Положение не ограничивает потребителя в праве выбора способа оплаты проезда. В иске просила отказать.

Представитель административного ответчика ФИО3, действующий на основании доверенности (№) от (дата) доводы представителя ФИО2 поддержал, дополнительно пояснил, что транспортная карта не является средством платежа, гражданин может пополнить ее в пунктах приема и пополнении. Фактически на транспортной карте не лежат денежные средства, на ней находятся виртуальные единицы, за которые возможно осуществление проезда на транспорте. В иске просил отказать.

Выслушав представителей сторон, заключение прокурора, полагавшего исковые требования не подлежащими удовлетворению, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

Согласно ч.ч.1 и 4 ст.7 Федерального закона от (дата) №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон №131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и их должностными лицами принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному и другим федеральным законам, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального, городского округа в силу п.7 ч.1 ст.16 Закона №131-ФЗ относится к вопросам местного значения.

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в частности, связанные с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок, регулируются Федеральным законом от (дата) №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон №220-ФЗ).

Законодательство Российской Федерации в области организации регулярных перевозок состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, поименованного Федерального закона, других федеральных законов, регулирующих отношения по организации регулярных перевозок, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации (ч.1 ст.2 Закона №220-ФЗ). Отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в части 1 регулируются законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ч.2 ст.2 Закона №220-ФЗ).

На основании Решения Комсомольской-на-Амуре городской Думы от (дата)(№) «Об органе местного самоуправления муниципального образования городского округа «(адрес)», администрация (адрес) уполномочена на осуществление функций по организации регулярных перевозок, возлагаемых Законом №220-ФЗ на органы местного самоуправления.

Таким образом, с учетом вышеперечисленного администрация г.Комсомольска-на-Амуре (адрес) вправе принимать нормативно-правовые акты о регулировании вопросов пассажирских перевозок автомобильным транспортом.

Постановлением Администрации (адрес) от (дата)(№) «Об автоматизированной системе учета и оплаты проезда на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории (адрес) по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации» утверждены: Положение об автоматизированной системе учета и оплаты проезда на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории (адрес) по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Положение о конкурсном отборе оператора автоматизированной системы учета и оплаты проезда на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории (адрес) по тарифам, установленным в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации.

Нормативно-правовой акт размещен на официальном интернет-сайте органа местного самоуправления (иные данные), опубликован в официальном печатном издании - газете Дальневосточный Комсомольск от (дата)(№) (том (№) л.д.(№)), с указанием на срок проведения публичных слушаний и публичный консультаций проекта. В отношении документа планирования получено положительное экспертное заключение об оценке регулирующего воздействия (заключение (№) от (дата)), последним установлено отсутствие положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению и положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также бюджета города. По результатам правовой и антикоррупционной экспертизы проекта Документа планирования, коррупциогенных факторов и нарушений правил юридической техники не выявлено, последнее соответствует действующему законодательству РФ.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативно-правовой акт разработан и принят уполномоченным органом, в пределах компетенции, установленной нормами федерального и регионального законодательства, установленной процедуры его принятия, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.

Федеральный закон №220-ФЗ, регулирующий отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а также по организации контроля за осуществлением регулярных перевозок, не регулирует порядок оплаты проезда на пассажирском транспорте по регулярным перевозкам.

Согласно пункту 4 части 4 статьи 17 Федерального закона №220-ФЗ допускается установление законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации требований к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам, исходя из обязанности обеспечения исправной работы установленных в транспортном средстве, в частности оборудования для безналичной оплаты проезда.

В целях улучшения транспортного обслуживания населения на территории г.Комсомольска-на-Амуре администрацией г.Комсомольска-на-Амуре (адрес) области создана автоматизированная система учета и оплаты проезда, с использованием которой обеспечивается учет оплаты проезда на общественном транспорте, как наличным, так и безналичным способом, а также проезда по транспортным картам, позволяющая учитывать количество перевезенных пассажиров всех категорий граждан на муниципальных маршрутах регулярных перевозок (адрес) (подпункт 12 п.5 Положения об автоматизированной системе учета и оплаты проезда на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории (адрес) по тарифам, установленным в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации, утвержденное оспариваемым нормативно-правовым актом).

Доводы представителя административного истца о незаконном введении оспариваемым актом понятия транспортной карты суд находит не основанном на законе.

Пунктом 19 ст.3 Федерального закона от 27 июня 2011 года №161-ФЗ «О национальной платежной системе» предусмотрено понятие «электронное средство платежа», под которым понимается средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств.

Частью 2.1 ст.7 Закона 161-ФЗ «О национальной платежной системе» предусмотрено, что клиент - физическое лицо, в отношении которого не проводилась идентификация или упрощенная идентификация в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», может предоставлять денежные средства оператору электронных денежных средств только с использованием банковского счета. Положение настоящей части не распространяется на случаи, при которых в соответствии с договором, заключенным оператором электронных денежных средств с клиентом - физическим лицом, при переводе электронных денежных средств и при совершении операций, предусмотренных частью 20 настоящей статьи, клиент - физическое лицо может выступать плательщиком исключительно в целях оплаты услуг по перевозке пассажиров и багажа, и (или) услуг по организации питания обучающихся в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, и (или) услуг по предоставлению дополнительного образования, оказываемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, с которыми оператором электронных денежных средств заключены договоры о приеме электронных средств платежа или с которыми платежным агрегатором, привлеченным оператором электронных денежных средств, заключены договоры, предусмотренные частью 3 статьи 14.1 настоящего Федерального закона, и (или) в целях исполнения обязательств перед оператором электронных денежных средств.

Согласно подп.9 ч.2 Положения об АСУОГ под транспортной картой понимается бесконтактная смарт-карта, предназначенная для получения физическими лицами услуг проезда по муниципальным маршрутам.

Таким образом, транспортная карта - это материальный носитель, содержащий зафиксированную на нем информацию, используемый для проезда пассажиров в транспорте, оборудованном автоматизированной системой контроля оплаты проезда пассажиров.

Установление обязательства организаций и индивидуальных предпринимателей по учету наличных платежей в автоматизированной системе оплаты проезда позволяет осуществить учет пассажиропотока на маршруте (определить количество пассажиров, воспользовавшихся услугой по перевозке на конкретном маршруте). Такой учет необходим с целью принятия правильных и целесообразных решений по формированию маршрутной сети и в случае необходимости осуществить изменения параметров маршрута - увеличения количества и (или) классности транспортных средств, используемых на маршруте.

Кроме того в соответствии с п.4 Постановления (№) юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, участникам договора простого товарищества, осуществляющим перевозки пассажиров по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории (адрес) по нерегулируемым тарифам, рекомендовано подключаться к автоматизированной системе учета и оплаты проезда на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории (адрес) по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Вопреки доводам представителя административного истца принятие оспариваемого нормативно-правового акта не влечет безусловное расторжение с ООО «Среда-Сервис» договоров с перевозчиками, поскольку носит рекомендательный характер и не ограничивает право оплаты пассажирами проезда как наличными денежными средствами, так и безналичным способом в уже рамках заключенных с перевозчиками договоров.

Доводы истца о том, что введенные постановлением (№) от (дата) «Об утверждении Положения об организации транспортного обслуживания населения на муниципальных маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории (адрес) по регулируемым и нерегулируемым тарифам» критерии оценки устанавливает преимущество при заключении договоров с перевозчиками для Оператора АСУОП влечет за собой нарушения п.2 ч.1 ст.15 Федерального закона от (дата) №135-ФЗ «О защите конкуренции», которым установлен запрет на необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам суд находит несостоятельными.

Подпунктом подп.12 п.28 Положения о конкурсном отборе оператора АСУОГ установлены критерии оценки соискателя для участия в конкурсе и получения им большего количества баллов при рассмотрении и оценке конкурсных предложений в соответствии с подпунктом 17 пункта 28 Положения.

Установленные критерии оценки: как наличие документов, подтверждающих права участника конкурсного отбора на использование транспортной карты; подтверждающих возможность участника конкурсного отбора пополнять баланс такой транспортной карты на территории иного субъекта Российской Федерации; подтверждающих возможность проведения взаиморасчетов по такой транспортной карте с перевозчиками, действующими на территории иного субъекта Российской Федерации не ограничивает право ООО «Среда-Сервис» на участие в конкурсе и не влечет расторжение договоров оказания услуг, заключенных между ООО «Среда-Сервис» и перевозчиками.

Наличие же в салоне транспортного средства работоспособного оборудования, подключенного (интегрированного) к АСУОП, согласно Приложению 6 к Положению об организации транспортного обслуживания населения на муниципальных маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории (адрес), утвержденного постановлением (№) от (дата) также является одним из критерием для оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам по нерегулируемым тарифам и в данном случае не устанавливает преимущество при заключении договоров с перевозчиками для Оператора АСУОП, поскольку оценивается наряду с другими критериями и не нарушает ст.15 Федерального закона от (дата) №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что положения оспариваемого акта не находятся в противоречии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем суд отвергает доводы административного истца в данной части.

Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт напрямую не создает каких-либо затруднений при осуществлении предпринимательской деятельности в сфере пассажирских перевозок, суд приходит к выводу о том, что указанный нормативный правовой акт не противоречит федеральному законодательству или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права и законные интересы административного истца, в связи с чем исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Обществу с ограниченной ответственностью «Среда-Сервис» в удовлетворении административного искового заявления к Администрации (адрес) о признании постановления (№) от (дата) «Об автоматизированной системе учета и оплаты проезда на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории (адрес) по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации» незаконным и подлежащим отмене отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.А. Фадеева

Решение суда в окончательной форме принято 1 ноября 2021 года �