ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-508/19 от 18.01.2019 Краснокутского районного суда (Саратовская область)

Дело № 2а-508/2019

64RS0018-01-2019-000711-19

Решение

Именем Российской Федерации

29 августа 2019 года. г. Красный Кут.

Краснокутский районный суд Саратовской области в составе: председательствующего судьи Певневой О.В.,

при секретаре судебного заседания Лещенко Е.Н.,

с участием прокурора - помощника прокурора Краснокутского района Саратовской области Завихонова И.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Краснокутского района Саратовской области в защиту интересов неопределенного круга лиц, а также в интересах Российской Федерации к администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности разработать на уровне Краснокутского муниципального района нормативный правовой акт, определяющий порядок предоставления субсидий из бюджета в целях финансового обеспечения затрат в рамках мер по предупреждению банкротства и восстановлению платежеспособности муниципальных унитарных предприятий района,

установил:

административный истец прокурор Краснокутского района Саратовской области обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц, а также в интересах Российской Федерации к администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности разработать на уровне Краснокутского муниципального района нормативный правовой акт, определяющий порядок предоставления субсидий из бюджета в целях финансового обеспечения затрат в рамках мер по предупреждению банкротства и восстановлению платежеспособности муниципальных унитарных предприятий района. Административное исковое заявление обосновывает тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения бюджетного законодательства в деятельности администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области. В результате проведенной проверки установлено, что администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области является учредителем (собственником) КМУП «Тепловые сети», КМУП «Краснокутский водоканал+», МУП «Городское». Согласно положений ст. 30 Федерального закона от 26.10.2002 № 127 - ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» руководитель должника и иные его органы, а также учредители (участники) должника, собственник имущества должника- унитарного предприятия и иные контролирующие должника лица со дня, когда они узнали или должны были узнать о наличии признаков банкротства, обязаны действовать с учетом интересов кредиторов, в частности не допускать действия (бездействие), которые могут заведомо ухудшить финансовое положение должника. Данное требование закона свидетельствует о необходимости разработки на уровне Краснокутского муниципального района нормативного правового акта, определяющего порядок предоставления субсидий из бюджета в целях финансового обеспечения затрат в рамках мер по предупреждению банкротства и восстановлению платежеспособности муниципальных унитарных предприятий района. Отсутствие данного порядка фактически исключает возможность реализации требований ст. 30 Федерального закона от 26.10.2002 № 127 - ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в части возможности предоставления соответствующей субсидии унитарным предприятиям. Кроме того, администрация Краснокутского муниципального района как собственник (учредитель) муниципального предприятия может нести субсидиарную ответственность по долгам предприятия вследствие бездействия, в том числе в связи непринятием мер по предотвращению банкротства предприятия. 21.06.2019 года прокуратурой района в адрес администрации было вынесено представление по вышеуказанному факту. Нарушения, указанные в представлении, до настоящего времени не устранены. Бездействие администрации Краснокутского муниципального в случае возникновения у муниципальных предприятий предбанкротного состояния, будет способствовать росту социальной напряженности, так как несвоевременное принятие мер по восстановлению платежеспособности может привести к возникновению задолженности по заработной плате перед работниками, невыполнение договорных обязательств перед конрагентами, в том числе являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства. Просит признать незаконным бездействие администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области по разработке на уровне Краснокутского муниципального района нормативного правового акта, определяющего порядок предоставления субсидий из бюджета в целях финансового обеспечения затрат в рамках мер по предупреждению банкротства и восстановлению платежеспособности муниципальных унитарных предприятий района. Также просит обязать администрацию Краснокутского муниципального района в течении 30 дней со дня вступления решения суда в силу разработать на уровне Краснокутского муниципального района нормативный правовой акт, определяющий порядок предоставления субсидий из бюджета в целях финансового обеспечения затрат в рамках мер по предупреждению банкротства и восстановлению платежеспособности муниципальных унитарных предприятий района.

В судебном заседании прокурор – помощник прокурора Краснокутского района Саратовской области Завихонов И.О. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске, просит их удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования признает в полном объеме.

Суд, заслушав прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

В соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее - административные дела), связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 настоящего Кодекса).

Согласно абзацам четвертому, пятому пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

Из положений ст. 30 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» следует, что руководитель должника и иные его органы, а также учредители (участники) должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия и иные контролирующие должника лица со дня, когда они узнали или должны были узнать о наличии признаков банкротства, обязаны действовать с учетом интересов кредиторов, в частности не допускать действия (бездействие), которые могут заведомо ухудшить финансовое положение должника.

Учредители (участники) должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в случаях, предусмотренных федеральным законом, обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций.

В силу ст. 31 вышепоименованного Федерального закона учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия, кредиторами и иными лицами в рамках мер по предупреждению банкротства должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств, требований о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника (санация).

Субсидии на финансовое обеспечение затрат в рамках мер по предупреждению банкротства и восстановлению платежеспособности муниципальных унитарных предприятий предоставляются в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Частями 1, 2, 3 ст. 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления. Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

Согласно уставу Краснокутского муниципального района Саратовской области к вопросам местного значения Краснокутского муниципального района относятся, в том числе, составление и рассмотрение проекта бюджета Краснокутского муниципального района, утверждение и исполнение бюджета Краснокутского муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета Краснокутского муниципального района (л.д. 20-23).

Как следует из ответа на запрос администрации Краснокутского муниципального района № 02-08/646 от 11.02.2019 года (л.д. 19), а также копий уставов (л.д. 20-53) на территории Краснокутского муниципального района действует 6 муниципальных унитарных предприятий: КМУП «Краснокутский Водоканал +», КМУП «Тепловые сети», МУП «Городское», МУП «Редакция газеты «Краснокутские вести», МУП «Надежда», МУП «Лебедевское». Учредителем указанных предприятий является администрация Краснокутского муниципального района Саратовской области. Муниципальные унитарные предприятия, находящиеся в стадии банкротства, отсутствуют.

Прокуратурой Краснокутского района 21.06.2019 года проведена проверка по соблюдению бюджетного законодательства, законодательства о несостоятельности (банкротстве). В ходе проведенной проверки было установлено, что администрация Краснокутского муниципального района Саратовской области является учредителем (собственником) КМУП «Тепловые сети», КМУП «Краснокутский Водоканал +», МУП «Городское», МУП «Надежда», МУП «Редакция газеты «Краснокутские вести». При этом, на уровне Краснокутского муниципального района нормативный правовой акт, определяющий порядок предоставления субсидий из бюджета в целях финансового обеспечения затрат в рамках мер по предупреждению банкротства и восстановлению платежеспособности муниципальных унитарных предприятий района не разработан (л.д.8).

По результатам проверки прокуратурой Краснокутского района в адрес администрации направлено представление № 61-2019/204 от 21.06.2019 года с требованием незамедлительного рассмотрения представления, принятия конкретных мер, направленных на устранение нарушений, указанных в представлении, а также причин и условий им способствующих (л.д. 9-12).

Согласно ответу на вышеуказанное представление сотрудниками администрации будет подготовлено положение о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение затрат в рамках мер по предупреждению банкротства и восстановлению платежеспособности муниципальных унитарных предприятий муниципального образования г. Красный Кут (л.д. 17-18).

09.08.2019 года прокуратурой Краснокутского района повторно была проведена проверка по соблюдению бюджетного законодательства, законодательства о несостоятельности (банкротстве). В ходе данной проверки также установлено, что нормативный правовой акт, определяющий порядок предоставления субсидий из бюджета в целях финансового обеспечения затрат в рамках мер по предупреждению банкротства и восстановлению платежеспособности муниципальных унитарных предприятий района, не разработан (л.д.13).

Из объяснений первого заместителя главы Краснокутского муниципального района ФИО4 следует, что нормативный правовой акт, определяющий порядок предоставления субсидий из бюджета в целях финансового обеспечения затрат в рамках мер по предупреждению банкротства и восстановлению платежеспособности муниципальных унитарных предприятий района будет разработан в ближайшее время (л.д. 14, 15).

Таким образом, факт бездействия администрации Краснокутского муниципального в случае возникновения у муниципальных предприятий предбанкротного состояния будет способствовать росту социальной напряженности, так как несвоевременное принятие мер по восстановлению платежеспособности может привести к возникновению задолженности по заработной плате перед работниками, невыполнению договорных обязательств перед конрагентами, в том числе являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления о признании бездействия незаконным и возложении обязанности разработать на уровне Краснокутского муниципального района нормативный правовой акт, определяющий порядок предоставления субсидий из бюджета в целях финансового обеспечения затрат в рамках мер по предупреждению банкротства и восстановлению платежеспособности муниципальных унитарных предприятий района.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

признать незаконным бездействие администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области по разработке на уровне Краснокутского муниципального района нормативного правового акта, определяющего порядок предоставления субсидий из бюджета в целях финансового обеспечения затрат в рамках мер по предупреждению банкротства и восстановлению платежеспособности муниципальных унитарных предприятий района.

Обязать администрацию Краснокутского муниципального района Саратовской области в течении 30 дней со дня вступления решения суда в силу разработать на уровне Краснокутского муниципального района нормативный правовой акт, определяющий порядок предоставления субсидий из бюджета в целях финансового обеспечения затрат в рамках мер по предупреждению банкротства и восстановлению платежеспособности муниципальных унитарных предприятий района.

Решение в окончательной форме изготовлено 3.09.2019 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Краснокутский районный суд Саратовской области в течение 1 месяца.

Судья: