ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-508/20 от 25.08.2020 Знаменского районного суда (Тамбовская область)

Дело №2а-508/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Знаменка, Тамбовская область 25 августа 2020 г.

Знаменский районный суд Тамбовской области в составе:

председательствующего судьи Тройновой М.С.,

при секретаре судебного заседания Егоровой Е.В.,

с участием представителя административного ответчика ФИО1 по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО2 к администрации Сухотинского сельсовета Знаменского района Тамбовской области об оспаривании решения органов местного самоуправления,

установил:

ФИО2 обратилась в администрацию Сухотинского сельсовета Знаменского района Тамбовской области с заявлением о постановке своей семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по программе «Устойчивое развитие сельских территорий Тамбовской области на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». Постановлением администрации сельсовета от 28.06.2019 №107 «О постановке на учет по улучшению жилищных условий семьи ФИО2» ее семья была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и внесена в список очередности по улучшению жилищных условий за . Однако в начале ДД.ММ.ГГГГ административному истцу стало известно, что постановлением администрации сельсовета от 18.06.2020 №71 было отменено постановление от 28.06.2019 №107.

Считает, что указанное постановление не основано на законе и нарушает права и законные интересы, так как согласно условиям программы «Устойчивое развитие сельских территорий Тамбовской области на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» право на получение социальной выплаты имеют граждане, которые признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, установленным ст. 51 ЖК РФ. При этом в качестве обоснования отмены оспариваемого постановления, административный ответчик указал – отсутствие признаков малоимущей семьи. По мнению административного истца, для нахождения семьи в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий для целей реализации программы критериев о признании семьи малоимущей не требуется.

В судебном заседании ФИО2 требования поддержала, на вопросы суда пояснила, что при обращении в адрес администрации Сухотинского сельсовета за признанием нуждающейся с целью участия в программе, ей предоставили образец заявления имеющегося в материалах учетного дела , и она его заполнила.

Представитель административного ответчика администрации Сухотинского сельсовета Знаменского района Тамбовской области по доверенности ФИО1 пояснила, что ФИО2 обратилась в администрацию за предоставлением муниципальной услуги «прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях». На основании рассмотренного пакета документов было вынесено постановление №107 от 28.06.2019 «О постановке на учет по улучшению жилищных условий семьи ФИО2». По результатам проверки прокуратурой Знаменского района Тамбовской области было вынесено представление, в соответствии с которым решение органа местного самоуправления о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий семьи ФИО2 признано незаконным, так как в соответствии ч. 7 ст. 52 ЖК РФ порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта РФ – закона Тамбовской области от 28.12.2015 г. №613-З «О реализации жилищных прав отдельных категорий граждан, проживающих на территории Тамбовской области», который не был учтен при вынесении постановления. 18.06.2020 вынесено постановление №71, в соответствии с которым постановление от 28.06.2019 №107 было отменено.

Заинтересованное лицо ФИО4 поддержал доводы административного истца.

Изучив материалы административного дела, обсудив доводы административного искового заявления, пояснения сторон, суд приходит к следующим выводам.

Согласно учетному делу ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации Сухотинского сельсовета Знаменского района Тамбовской области обратилась ФИО2 с заявлением о принятии ее семьи в составе пяти человек (супруг ФИО4, дети ФИО5, ФИО6, ФИО7) нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, приложив копии паспортов на себя и супруга, копии свидетельств о рождении детей, о браке, выписка из домовой книги, копии свидетельства о праве собственности, справки о доходах, справки с места работа, копию договора обмена квартирами.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией сельсовета вынесено постановление №107 «О постановке на учет по улучшению жилищных условий семьи ФИО2», при этом в преамбуле постановления делается ссылка на п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, Закон Тамбовской области от 20.07.2015 г. №342-З «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилого фонда в Тамбовской области». Семье Д-вых выдана справка исх. от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которой она состоит в списках очередности по улучшению жилищных условий при администрации Сухотинского сельсовета за .

Статьей 51 ЖК РФ установлен перечень граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (ч. 2 ст. 49 ЖК РФ).

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан … (ч. 3 ст. 52 ЖК РФ).

Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации (ч. 7 ст. 52 ЖК РФ).

Таким образом, с целью предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма, для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях необходимо быть малоимущим и признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимся в жилых помещениях.

Закон Тамбовской области от 28декабря 2015г. N613-З "О реализации жилищных прав отдельных категорий граждан, проживающих на территории Тамбовской области" регулирует правоотношения, направленные на реализацию жилищных прав отдельных категорий граждан, проживающих на территории Тамбовской области, при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма. Право на получение жилых помещений по договорам социального найма имеют граждане, указанные в ст.49 ЖК РФ и признанные нуждающимися в жилых помещениях и принятые на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке установленном ЖК РФ и настоящим Законом (настоящим законом Закон Тамбовской области от 20.07.2015 г. N 342-З признан утратившим силу).

Согласно ч. 2 ст. 4 Закона N 613-З при подаче заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, граждане предоставляют в орган местного самоуправления следующие документы: паспорт; документы (справки), содержащие сведения о составе семьи гражданина и степени родства (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака); правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости; документы о заработке, сведения о доходах и подлежащем налогообложению имуществе гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи.

При этом согласно ч. 3 ст. 4 Закона N 613-З орган местного самоуправления самостоятельно запрашивает правоустанавливающие документы на жилое помещение (свидетельство о регистрации права на недвижимое имущество, договор социального найма, ордер либо иные документы, подтверждающие предоставление гражданину жилого помещения), выписка из Единого государственного реестра недвижимости либо документы, подтверждающие отсутствие в собственности жилой площади; правоустанавливающие документы на подлежащее налогообложению иное недвижимое имущество (земельные участки, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения), в случае если право собственности на такое имущество зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, транспортные средства, а также сведения, необходимые для определения их стоимости.

ФИО2 на праве собственности принадлежит <данные изъяты> доля земельного участка с КН , расположенного по адресу: <адрес>, в северной части кадастрового квартала ; <данные изъяты> доля жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>; <данные изъяты> долей земельного участка с КН , расположенного по адресу: <адрес>.

ФИО4 принадлежит на праве собственности <данные изъяты> доля земельного участка с КН , расположенного по адресу: <адрес>; <данные изъяты> домовладения, находящегося по адресу: <адрес> на основании договора обмена квартиры на домовладение от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно положениями ст.ст. 9, 10 Закона N 613-З граждане признаются малоимущими, если среднемесячный доход, приходящийся на каждого члена семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, официально установленную в Тамбовской области, а стоимость подлежащего налогообложению имущества, приходящегося на каждого члена семьи не превышает десятикратный размер показателя средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Тамбовской области, размер среднемесячного дохода и размер стоимости подлежащего налогообложению имущества рассчитывается по приведенным формулам.

В соответствии с протоколом заседания жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ после расчета среднемесячного дохода семьи, общей стоимости подлежащего налогообложению имущества уполномоченный орган пришел к выводу о том, что семья Д-вых не может быть признана нуждающейся в предоставлении жилых помещений по договорам жилых помещений жилищного фонда социального использования. В результате чего администрация Сухотинского сельсовета Знаменского района Тамбовской области отменила постановление №107 от 28.06.2019 г. «О постановке на учет по улучшению жилищных условий семьи ФИО2».

Постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" была утверждена федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (далее - Программа), которая действовала по 31.12.2017 г.

В связи с изданием Постановления Правительства РФ от 12.10.2017 N 1243 действие Программы было прекращено с 01.01.2018 г. и с указанной даты реализация мероприятий данной Программы осуществляется в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 N 717.

В силу пп. "г" п. 4 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 N 717, одним из обязательных условий для приобретения права на получение социальной выплаты в рамках Программы, является признание нуждающимся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным ст. 51 ЖК РФ. Граждане, намеренно ухудшившие жилищные условия, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Таким образом, одним из обязательных условий участия молодой семьи в программе является признание ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, под которыми применительно к настоящим Правилам понимаются молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий по тем основаниям, которые установлены ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

При этом ФИО2 в уполномоченный орган с заявлением о признании ее семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 г. и на период до 2020 годы» не обращалась, а обратилась с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся, ей была оказана муниципальная услуга «прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», она была поставлена на учет по улучшению жилищных условий под номером 43. При этом как было указано выше, стоять на учете в качестве нуждающихся могут малоимущие граждане, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий. При этом малоимущими признаются граждане с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению в соответствии с законом Тамбовской области от 28декабря 2015г. N613-З.

Исходя из положений ч. 1 ст. 218, п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, следует, что для признания решения, действия (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушения этим прав и законных интересов гражданина. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении заявления о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

При этом обязанность доказать, что оспариваемым решением нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, в силу ч.ч. 1 и 11 ст. 226 КАС РФ лежит на административном истце.

В рассматриваемом споре данной совокупности не имеется, административным истцом не представлено доказательств, подтверждающих факт нарушения его прав постановлением административного ответчика, не соответствующего действующему законодательству. ФИО2 не лишена возможности обратиться в адрес администрации Сухотинского сельсовета Знаменского района Тамбовской области с заявлением о признании ее семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 г. и на период до 2020 годы».

Требования административного истца об обязании административного ответчика восстановить семью Д-вых в очередности нуждающихся в улучшении жилищных условий как участника программы также удовлетворению не подлежат, поскольку разрешение вопросов учета нуждающихся в жилых помещениях действующее законодательство относит исключительно к компетенции органа местного самоуправления.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении требований ФИО2 к администрации Сухотинского сельсовета Знаменского района Тамбовской области о признании незаконным постановления администрации Сухотинского сельсовета Знаменского района Тамбовской области №71 от 18.06.2020 г. и обязании восстановить административного истца с составом семьи из пяти человек в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий как участников Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 годы и период до 2020 года» отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Тамбовский областной суд через Знаменский районный суд Тамбовской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья подпись М.С. Тройнова

Решение в окончательной форме принято 31 августа 2020 г.

Судья подпись М.С. Тройнова