ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-508/2016 от 10.01.2017 Юргамышского районного суда (Курганская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 января 2017 года п. Юргамыш

Юргамышский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Плешкова С. Ю.,

при секретаре Фадюшиной О. А.,

с участием административного истца ФИО1, её представителя ФИО2,

представителя административного ответчика - администрации Юргамышского поссовета Юргамышского района ФИО3,

специалиста ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению ФИО1 к администрации Юргамышского поссовета Юргамышского района Курганской области о признании отказа в выдаче разрешения на строительство незаконным, восстановлении нарушенного права путем возложения обязанности выдать разрешение на строительство,

установил:

ФИО1 обратилась в Юргамышский районный суд Курганской области с административным исковым заявлением к администрации Юргамышского поссовета Юргамышского района о признании отказа в выдаче разрешения на строительство незаконным, восстановлении нарушенного права путем возложения обязанности выдать разрешение на строительство, в котором указала, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью 636 кв. метров с кадастровым номером по адресу: <адрес>. Распоряжением администрации Юргамышского Поссовета от ДД.ММ.ГГГГ изменен вид разрешенного использования земельного участка - для индивидуального жилищного строительства, на для строительства магазина, торговой площадью до 50 кв. метров (кроме ритуального, похоронного, культурного и религиозного назначения).

ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации Юргамышского поссовета утвержден градостроительный план земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ между ней и ООО «Протэкс» заключен договор подряда на выполнение работ по созданию проектной документации для объекта «Магазин».

В соответствии с п. 7 (пп. 1, 2, 3) ст.51 Градостроительного Кодекса РФ она обратилась в администрацию Юргамышский поссовет Курганской области с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства по адресу: <адрес>.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства с указанием на замечания в проектной документации, устранив которые она вновь обратилась за выдачей разрешения на строительство.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ей вновь отказано в выдаче разрешения на строительство. Отказ мотивирован недостатками в проектной документации, в частности раздел по энергоэффективности не содержит показателей, характеризующих удельную величину расхода энергетических ресурсов в здании, проект не утвержден застройщиком, не предусмотрены противопожарные разрывы между существующим зданием и проектируемым соседним зданием.

С позицией административного ответчика она не согласна, считает ее необоснованной, так как она не соответствует п.п. 1, 10, 11 ст. 51 ГрК РФ.

Проектная документация выполнена в соответствии с требованиями технических регламентов, градостроительным планом земельного участка.

Требования, указанные в Письме от ДД.ММ.ГГГГ являются незаконными, поскольку не содержат сведений о несоответствии проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка.

Отсутствие разрешения на строительство нарушает её права на осуществление строительства объекта капитального строительства по адресу: <адрес>.

Просила признать отказ администрации муниципального образования Юргамышский поссовет Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства по адресу: <адрес> незаконным. Восстановить нарушенное право, путем возложения обязанности на администрацию муниципального образования Юргамышский поссовет Курганской области по выдаче ей разрешения на строительство объекта капитального строительства по адресу: <адрес>.

В качестве заинтересованного лица к участию в деле было привлечено ООО «Протэкс».

В судебном заседании административный истец ФИО1, её представитель ФИО2 исковые требования поддержали по доводам, изложенным в исковом заявлении и дополнительных пояснениях. Кроме этого пояснили, что административный истец трижды обращалась за разрешением на строительство магазина, ей каждый раз отказывали под различными предлогами. Возможно сразу указать все нарушения, но каждый раз отказывали в выдаче разрешения на строительство по различным основаниям. ФИО1 является прямым конкурентом родной сестры ФИО5, лица, которое готовило ей отказ. Последний отказ от ДД.ММ.ГГГГ считают незаконным, так как проектная документация соответствует требованиям законодательства. Раздел по «энергоэффективности» не является обязательным для получения разрешения на строительство здания. В данном случае противопожарные разрывы не нормируются, о чем указано в проекте. Площадь торговых залов не превышает 50 кв. метров, что соответствует градостроительному плану земельного участка.

Также от административного истца поступили письменные пояснения, согласно которым, п. 7 Общих положений Постановления Правительства РФ №87 от 16.02.2008, необходимость и объем разработки раздела по «энергоэффективности» определяется заказчиком. Кроме того, согласно п.7 статьи 51 ГрК РФ упомянутые в замечании сведения об энергоэффективности объекта не являются обязательными для получения разрешения на строительство и не могут быть предметом оценки, и тем более основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.

В качестве застройщика выступает физическое лицо, поэтому приказ об утверждении проектной документации необязателен. Законодатель не придает п. 15 ст. 48 ГрК РФ и ст. 760 ГК РФ императивный характер, то есть требований, обязательных к исполнению. При этом утверждение проектной документации в виде собственноручной подписи застройщика представляется достаточным.

Противопожарные расстояния не нормируются согласно п.4.11, 4.12 СП4.13330-2013.

Согласно ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения» «фасование в торговле (фасовка, предпродажное фасование): это упаковывание товаров в потребительскую упаковку на предприятии торговли.. .». Для предприятий торговли непродовольственной группы товаров фасование возможно путем упаковки различных видов товаров в комплекты: например - рубашка-галстук, костюм-рубашка и т.п.

Вид разрешенного использования земельного участка устанавливает только максимальную торговую площадь магазина 50 кв. метров и ограничивает назначение объекта торговли (кроме похоронного, ритуального культурного и религиозного назначения). Способы торговли определены заданием на проектирование и таблицей 2 ГОСТ 51773- 2009: «…возможна реализация товаров дистанционным способом» Согласно ГОСТ Р 51303-2013: «дистанционная торговля: форма торговли, осуществляемая на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах, на интернет-сайтах или представленным на фотоснимках, с использованием средств связи». Вид разрешенного использования земельного участка не устанавливает способы торговли. Принятые в проектной документации решения не нарушают требований технических регламентов.

Регламентами в установлении объемно-планировочных решений торговых предприятий являются ТСН 31-329-2004 «Предприятия розничной торговли. Нормы проектирование Ивановская область» (не действует), Пособие к СНиП 2.08.02-89 «Проектирование предприятий розничной торговли» (не действует), МГСН 4.13-97 (действует на территории г. Москва). Все перечисленные нормативные справочники идентичны и устанавливают удельные показатели минимальной площади вспомогательных помещений Максимальная площадь данных помещений определяется технологическим процессом, заданием на проектирование. В перечисленных выше справочниках рекомендуется оказывать в торговых предприятиях следующие виды вспомогательных услуг: «мелкая переделка швейных изделий, демонстрация новых товаров, демонстрация и продажа сопутствующие товаров, гравировка изделий, бюро обслуживания покупателей, пункт приема заказов на изготовление кино- и фотопродукции, ксерокопирование, пункт обмена валюты, общественные туалеты для покупателей». Для всех перечисленных услуг необходимо выделение изолированных помещений. Площади и состав помещений для интернет - торговли определены в строгом соответствии с требованиями СН 512-78 «Инструкция по проектированию зданий и помещений для ЭВМ». Все решения, содержащиеся в проектной документации, находятся в строгом соответствии с требованиями ГПЗУ, а именно: торговая площадь не превышает 50 кв. м. (проектная: 48,2 кв. м. определена в соответствии с ГОСТ Р 51303-2013), этажность не более 3 этажей (проектная: 2 этажа), коэффициент застройки не более 60% (проектный: 21,4%).

Таким образом, проектная документация выполнена в строгом соответствии с требованиями технических регламентов, ГПЗУ и заданием на проектирование.

Представитель ответчика ФИО3 с административными исковыми требованиями не согласилась полностью, просил в их удовлетворении отказать, по доводам, изложенным в возражениях. Дополнительно пояснила, что представленный проект не соответствует требованиям законодательства. В проекте не имеется акта о разграничении балансовой принадлежности, схемы подключения электроснабжения. Раздел по «энергоэффективности» не является обязательным, однако заказчиком он указан в задании на проектирование, поэтому и должен быть в проекте. На титульном листе не содержится записи об утверждении проекта заказчиком. Недостаточен противопожарный разрыв между соседним и проектируемым зданием, он составляет менее 10 метров. С учетом площади помещения для интернет - заявок и фасовочной, торговая площадь будет составлять более 50 кв. метров.

В письменных возражениях представитель ответчика указала, что состав и требования к содержанию разделов проектной документации установлены «Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87.

Согласно пп. б п. 10 Положения раздел 1 проекта «Пояснительная записка» должен содержать технические условия, предусмотренные п. 7 ст. 48 ГрК РФ и иными нормативными правовыми актами, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно без его подключения к сетям инженерно-технического обеспечения общего пользования. Документы (копии документов оформленные в установленном порядке), указанные в пп. б п. 10 настоящего Положения, должны быть приложены к пояснительной записке в полном объеме (п. 11 Положения).

В п. 1.2.4.1 «Пояснительной записки» дана ссылка на акт и дана ссылка на лист 1.8.8. Фактически данный акт к проектной документации приложен не был.

В раздел 10 (1) не указана удельная величина расхода энергетических ресурсов здания. В нарушение п. 15 ст. 48 ГрК проектная документация не утверждена ФИО1

При планировании не были соблюдены требования «СП 42.13330.2011. Свод правил Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», согласно которым расстояния между жилыми зданиями, жилыми и общественными, а также производственными зданиями следует принимать на основе расчетов инсоляции и освещенности в соответствии с требованиями, приведенными в разделе 14 настоящих норм, нормами освещенности, приведенными в СП 52.13330, а также в соответствии с противопожарными требованиями, приведенными в разделе 15 настоящего свода правил.

Между длинными сторонами жилых зданий следует принимать расстояния (бытовые разрывы): для жилых зданий высотой 2 - 3 этажа - не менее 15 м; 4 этажа - не менее 20 м между длинными сторонами и торцами этих же зданий с окнами из жилых комнат - не менее 10 м. В условиях реконструкции и в других сложных градостроительных условия: указанные расстояния могут быть сокращены при соблюдении норм инсоляции, освещенности и противопожарных требований, а также обеспеченения не просматриваемости жилых помещений (комнат и кухонь) из окна в окно. Расстояние между проектируемым заявителем зданием и соседним жилым домом не отвечает требованиям «СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты».

Основным видом разрешенного использования земельного участка, по адресу <адрес> является размещение магазинов, торговой площадью до 50 кв. м. (кроме ритуального, похоронного, культового и религиозного назначения). Согласно «ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт РФ. Торговля. Термины и определения», торговая площадь торгового предприятия: площадь торговых помещений торгового предприятия. Торговое помещение предприятия розничной торговли: помещения розничного торгового предприятия, включающее торговый зал и помещение для оказания услуг. Согласно проекту торговая площадь составляет более 50 кв. м.

На основании вышеизложенного, администрация Юргамышского поссовета считает отказ в выдаче разрешения на строительство законным и обоснованным и просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Специалист ФИО7 пояснил, что он является главным специалистом администрации Юргамышского района по градостроительной деятельности. Представленная ФИО1 документация соответствует требованиям законодательства и достаточна для выдачи разрешения на строительства здания. Для выдачи разрешения на строительство требуется три раздела из представленной проектной документации, раздел по «энергоэффективности» не является обязательным. У представителей «Протекс» он выяснял про противопожарные разрывы. Ему пояснили, что по огнестойкости материала проектируемого здания и его этажности противопожарные разрывы не нормируются. Проектировщик работает на основании градостроительного плана, в отказе в выдаче разрешения на строительство должны быть ссылки на не соответствие проекта требованиям градостроительного плана, что не содержится в отказе администрации Юргамышского поссовета. У органов местного самоуправления отсутствуют полномочия на экспертизу проекта. Ими должна проводиться проверка наличия документов: наличия прав на земельный участок, необходимые разделы проекта и т. п. Проектировщики отвечают за содержание проектной документации. У ФИО1 имеется акт о разграничении балансовой принадлежности, и другие документы подключения к электросетям здания, их можно представить отдельно от проекта, что не является нарушением.

Представитель заинтересованного лица ООО «Протэкс» в судебное заседание не явился, о его дате и времени извещались своевременно и надлежаще, письменных возражений не представили.

С учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие представителя заинтересованного лица ООО «Протэкс», в соответствии со ст. 150 КАС РФ.

Заслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля ФИО8, исследовав письменные материалы дела прихожу к следующему выводу.

В судебном заседании установлено следующее: ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок по адресу: <адрес>, площадью 636 кв. метров, кадастровый . Распоряжением администрации Юргамышского поссовета от ДД.ММ.ГГГГ был изменен вид разрешенного использования земельного участка – для строительства магазина, торговой площадью до 50 кв. метров (кроме ритуального, похоронного, культурного и религиозного назначения). Установленные обстоятельства подтверждаются: свидетельством о государственной регистрации права; договором купли-продажи доли в праве на дом и земельный участок; распоряжением администрации Юргамышского поссовета; кадастровой выпиской и кадастровым планом земельного участка; выпиской из ЕГРП.

Решением Юргамышской поселковой Думы от ДД.ММ.ГГГГ утверждены «Правила землепользования и застройки на территории Юргамышского поссовета». Постановлением Юргамышской поселковой Думы от ДД.ММ.ГГГГ и решением от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в «Генеральный план» и «Правила землепользования и застройки». Данее обстоятельства установлены в соответствии с данными Решениями и Постановлением.

Постановлением администрации Юргамышского поссовета Юргамышского района от ДД.ММ.ГГГГ утвержден градостроительный план земельного участка по адресу: <адрес>.

Согласно Градостроительного плана, указанный участок расположен в зоне СТН-2 «Зона малоэтажной индивидуальной застройки с приусадебными земельными участками». Одним из видов основного разрешенного использования земельного участка являются магазины, торговой площадью 50 кв. метров (кроме ритуального, похоронного, культурного и религиозного назначения). Минимальное расстояние от границ землевладения до строения, а также между строениями от границ соседнего участка до основного строения не менее 3 метров (л. 4 градостроительного плана), что соответствует параметрам, указанным в п. 1.2 «Правил землепользования и застройки».

Юргамышской поселковой Думы ДД.ММ.ГГГГ были утверждены другие «Правила землепользования и застройки», что подтверждается данными «Правилами…».

Между ФИО1 и ООО «Протэкс» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор подряда на выполнение проектной документации для объекта: «магазин», в р. п. Юргамыш Курганской области, без прохождения экспертизы, так как объект в силу ст. 49 ГрК РФ не подлежит обязательной экспертизе (п. 1.1 договора).

ООО «Протэкс» была разработана проектная документация на магазин по адресу: <адрес>, а также ООО «Ю2» проведены инженерно-геологические изыскания на указанном объекте. Названная организация имеет свидетельство о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

В проектной документации содержатся разделы, указанные в пп. 3 п. 7 ст. 51 ГрК РФ.

ТУ на электроснабжение ОАО «Курганэнерго» 3ЭС (акт разграничения (п. 1.2.4.1 Пояснительной записки)), ошибочно указан на листе проекта 1.8.8, тогда как он фактически содержится на листе 1.8.6.

На каждом листе проектной документации имеется подпись ФИО1 в графе «Согласовано», имеются подписи разработчика проекта.

На листе 2.3.1 «Схема планировочной организации ЗУ» есть запись о том, что противопожарные расстояния не нормируются согласно п. 4.11, 4.12 СП4.13330-2013. Указано на возведение противопожарной стены 1 типа. Проектируемое здание относится ко 2 степени огнестойкости (п. 1.6.5 задания на проектирование).

В проекте предусмотрено два торговых зала на 1 и 2 этаже площадью 24,14 кв. метров, каждый. Общая площадь торговых залов составляет 48,28 кв. метров. Также в торговых залах предусмотрено установление прилавков, за которыми предусмотрена фасовочная (1 этаж) и помещение для комплектования интернет-заявок (2 этаж), площадью 39,64 кв. метров, каждое (л. 3.3.2, 3.3.3). Данные обстоятельства установлены согласно проектной документации.

ДД.ММ.ГГГГ между АО «Курганэнерго» и ФИО1 подписаны: акт о разграничении балансовой принадлежности, акт о разграничении эксплуатационной ответственности сторон, акт о выполнении технических условий, акт об осуществлении технологического присоединения, дополнительное соглашение к договору осуществления технологического присоединения, акт осмотра электроустановок по адресу: <адрес>, что подтверждается указанными актами.

Согласно заявлений, ФИО1 обращалась в администрацию Юргамышского поссовета с просьбами выдать разрешение на строительство нежилого помещения (магазина) на земельном участке по адресу: <адрес>, с приложением к ним проектной документации - ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Каждый раз в выдаче разрешения на строительство ей было отказано.

Ответом администрации Юргамышского поссовета Юргамышского района от ДД.ММ.ГГГГ отказано в выдаче разрешения на строительство, поскольку: в представленной проектной документации имеются исправления, которые не соответствуют размерам на плане этажа; указанные в пояснительной записке правоустанавливающие документы в проекте отсутствуют; задание на проектирование не соответствует проекту и не подписано заказчиком; сам проект не утвержден застройщиком; в разделе 3 указано, что проектом решено новое строительство одноэтажного здания магазина, а далее по проекту 2 этажа, стр.33, 34 почему-то разработана другой проектной организацией; в разделе 5.7. так же отражены данные, противоречащие проекту; в разделе 10 не понятно как инвалиды-колясочники могут попасть в магазин, если проектом (общий вид) отражено крыльцо. Кроме того, при проектировании здания магазина необходимо учесть строительные нормативы, нормы проектирования для предприятий торговли и учесть норму складских помещений, помещений для подготовки товаров и т.п. Отсутствует сводный план сетей инженерно-технического обеспечения, предусмотренный ст. 51 ГК РФ

После доработки недостатков, указанных в предыдущих отказах в выдаче разрешения на строительство, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 вновь обратилась в администрацию Юргамышского поссовета с просьбой выдать ей разрешение на строительство нежилого помещения (магазина), с приложением проектной документации и технического отчета по результатам инженерно-геологических изысканий.

Ответом администрации Юргамышского поссовета Юргамышского района от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 вновь отказано в выдаче разрешения на строительство поскольку: в представленной проектной документации, технические условия, указанные в пояснительной записке отсутствуют в приложении л. 1.8.8; раздел по энергоэффективности не содержит показателей, характеризующих удельную величину расхода энергетических ресурсов в здании; сам проект не утвержден застройщиком, не предусмотрены противопожарные разрывы между существующим зданием и проектируемым соседним зданием. Проектом предусмотрена фасовочная, а магазин по данным проекта предназначен для торговли мужской и женской одеждой, здание непроизводственное, непонятно предназначение данного помещения. Видом разрешенного использования земельного участка предусмотрено строительство магазина торговой площадью до 50 кв.м., а встроенные помещения для комплектования интернет-заявок не предусмотрены. Рекомендовано при проектировании магазина торговой площадью до 50 кв. м. учесть строительные нормативы, нормы проектирования для предприятий торговли и учесть норму складских, фасовочных помещений, помещений для подготовки товаров и т.п., возможно пересмотреть параметры здания.

В связи с несогласием с данным отказом ФИО1 обратилась в суд с заявлением об его оспаривание.

Свидетель ФИО8 показала, что она является помощником главы администрации Юргамышского поссовета по градостроительной деятельности. Представленная проектная документация не соответствует действующему законодательству и градостроительному плану земельного участка. Она должна проверять проект на соответствие нормам действующего законодательства. В представленной проектной документации торговая площадь больше 50 кв. метров, с учетом собственно самих торговых залов, помещения для формирования интернет-заявок и лестничных клеток. В проекте отсутствуют технические условия присоединения к электрическим сетям, что предусмотрено в п. 11 Постановления Правительства РФ № 187. Согласно, что их можно приложить к проекту. Раздел по «Энергоэффективности» не нужен для выдачи разрешения на строительство, он предоставляется в течении 10 дней после получения указанного разрешения, но она сразу проверяет весь комплект документов на будующее. Противопожарные разрывы между зданиями должно быть не менее 10 метров. ФИО1 три раза отказывали, поскольку каждый раз она приносила новый проект, поэтому были выявлены каждый раз другие недостатки. В целом документы, которые указаны в ст. 51 ГрК РФ в сентябре 2016 года были ФИО1 представлены. В декабре 2016 года утверждены новые «Правила землепользования и застройки Юргамышского поссовета», на момент предоставления «Проекта» действовали другие правила застройки.

Как разъяснено в п. 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации"», суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

В силу п.п. 1, 4, 7, 7.1, 10, 11, 13, 14 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.

В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи орган местного самоуправления. К заявлению прилагаются следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; материалы, содержащиеся в проектной документации: пояснительная записка; схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; схемы, отображающие архитектурные решения; сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; проект организации строительства объекта капитального строительства; проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей; перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда в случае строительства, реконструкции указанных объектов при условии, что экспертиза проектной документации указанных объектов не проводилась в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.

Документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1, 2 и 5 части 7 настоящей статьи, запрашиваются органами, указанными в абзаце первом части 7 настоящей статьи, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.

Не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов.

Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.

Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.

Проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком (п. 15 ст. 48 ГрК РФ).

Как следует из приведенных норм права, при выдаче разрешения на строительство орган местного самоуправления проверяет наличие документов в соответствие с п. 7 ст. 51 ГрК РФ, а также проводит проверку соответствия представленной документации требованиям градостроительного плана земельного участка (в данном случае).

При этом, согласно пп. 4 п. 2 ст. 49 ГрК РФ не проводится экспертиза проектной документации в отношении отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности.

В нарушение вышеприведенных требований, по своей сути, администрация Юргамышского поссовета провела оценку представленной ФИО1 проектной документации на соответствие требованиям строительных норм и правил. При этом, в отказе выдаче разрешения на строительство не указано, каким нормам и правилам, либо нормативным актам не соответствует представленная проектная документация. Также в отказе не приведено каким положениям градостроительного плана или ст. 51 ГрК РФ она не соответствует.

Как уже указывалось выше ТУ на электроснабжение ОАО «Курганэнерго» содержится на листе 1.8.6 проекта. Кроме этого, ФИО1 предоставлялись документы, согласованные с ОАО «Курганэнерго», регламентирующие энергоснабжение здания и мощность необходимой для потребления электроэнергии.

На каждом листе проектной документации имеется подпись ФИО1 и разработчика проекта. П. 15 ст. 48 ГрК РФ не регламентирует, каким образом должна утверждаться проектная документация.

Положения пп. 3 п. 7 ст. 51 ГрК РФ не указывают на необходимость наличия раздела по «Энергоэффективности» в проектной документации, которая предоставляется с заявлением на выдачу разрешения на строительство здания.

В п. 4.11 СП 4.13130, утвержденного Приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288 указано, что противопожарные расстояния между жилыми и общественными зданиями, сооружениями I, II и III степеней огнестойкости не нормируются (при условии обеспечения требуемых проездов и подъездов для пожарной техники), если стена более высокого или широкого объекта защиты, обращенная к соседнему объекту защиты, является противопожарной 1-го типа. Проектируемое здание относится ко 2 степени огнестойкости, между ним и проектируемым жилым домом указано на возведение противопожарной стены 1 типа, имеется проезды.

Площадь торгового зала - часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала (ст. 346.27 НК РФ).

Как указано в Национальном стандарте РФ ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения", утвержденном приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2013 г. N 582-ст, интернет-магазин: торговая площадь торгового предприятия: площадь торговых помещений торгового предприятия. Торговое помещение предприятия розничной торговли: часть помещения розничного торгового предприятия, включающая торговый зал и помещения для оказания услуг. К торговым помещениям не относят административно-бытовые помещения, а также помещения для приемки, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не осуществляют обслуживание покупателей (110, 111).

Отказ в выдаче разрешения на строительство магазина ФИО1 мотивирован тем, что помещения фасовочной и комплектования интернет-заявок, а также лестничных пролетов для подъема на второй этаж, относятся к торговой площади магазина, в связи с чем она превышает 50 кв. метров, установленных в градостроительном плане.

Основным критерием отнесения помещений магазина к торговой площади, является продажа в них товаров или оказание услуг покупателям и их обслуживание. По смыслу вышеприведенных положений, к площади торгового зала относится площадь проходов для покупателей, которые непосредственно расположены в торговом зале, а не лестничных пролетов, для подъема с этажа на этаж.

В магазинах, торгующих непродовольственными товарами, также возможны их прием, сортировка, фасовка и т. д. Административным органом не представлено доказательств, что помещения фасовочной и комплектования интернет-заявок предназначены для непосредственного обслуживания покупателей, напротив согласно проекту, проход в данные помещения перегорожен прилавком, что свидетельствует о том, что они носят вспомогательный характер.

В силу п. 4 ст. 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство зданий на территории п. Юргамыш Курганской области относится к компетенции администрации Юргамышского поссовета Курганской области.

Исходя из изложенного, решение администрации Юргамышского поссовета Юргамышского района Курганской области об отказе в выдаче разрешения на строительство здания магазина ФИО1 по адресу: <адрес> не соответствует положениям п.п. 1, 7, 10, 11, 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ и нарушает её права в сфере собственности, в связи с чем, подлежит признанию незаконным.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Так как решение административного органа об отказе в выдаче разрешения на строительство признано незаконным, в силу положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, поскольку с целью получения разрешения на строительство здания ФИО1 представлена документация в соответствии градостроительным планом земельного участка, в объеме и согласно требований ст. 51 ГрК РФ, с целью устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, на администрацию Юргамышского поссовета должна быть возложена обязанность по выдаче ФИО1 разрешения на строительство здания.

Несмотря на то, что в декабре 2016 года утверждены другие «Правила землепользования и застройки на территории Юргамышского поссовета», разрешение на строительство административному истцу должно быть выдано по действующим на момент её обращения с заявлением в сентябре 2016 года «Правилам…», поскольку в противном случае это ухудшит положение ФИО1, которая будет вынуждена переделывать проектную документацию и нести дополнительные затраты.

Обязанность выдачи разрешения на строительство должна быть выполнена администрацией Юргамышского поссвета в срок, установленный в п. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, после вступления судебного решения в законную силу.

Суд приходит к выводу об отсутствие необходимости опубликования решения в печатном издании.

Руководствуясь ст. ст. 180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

Административные исковые требования ФИО1 к администрации Юргамышского поссовета Юргамышского района Курганской области о признании отказа в выдаче разрешения на строительство незаконным, восстановлении нарушенного права путем возложения обязанности выдать разрешение на строительство – удовлетворить.

Признать незаконным решение администрации муниципального образования Юргамышский поссовет Юргамышского района Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ по отказу ФИО1 в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства (магазина) по адресу: <адрес>, поскольку оно не соответствует положениям ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (п.п. 1, 7, 10, 11, 13) и нарушают права ФИО1 в сфере собственности.

Обязать администрацию муниципального образования Юргамышский поссовет Юргамышского района Курганской области восстановить нарушенные права ФИО1, путем выдачи ей разрешения на строительство объекта капитального строительства (магазина) по адресу: <адрес>, в срок установленный в п. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, после вступления судебного решения в законную силу.

Администрация муниципального образования Юргамышский поссовет Юргамышского района Курганской области обязана сообщить об устранении нарушений прав, свобод и реализации законных интересов ФИО1, в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу, в суд и административному истцу.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы через Юргамышский районный суд Курганской области.

Судья: С. Ю. Плешков