Дело № 2а-508/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 июня 2017 года г. Нытва
Нытвенский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Завертяевой Л.В.,
при секретаре Шильненковой О.С.,
а также с участием представителя административного истца ФИО1, действующего на основании удостоверения, представителя административного ответчика ФИО2, действующего на основании доверенности
рассмотрев административное дело по административному иску
Прокурора Нытвенского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц
к Муниципальному образованию «Нытвенское городское поселение» в лице Администрации Нытвенского городского поселения Нытвенского муниципального района Пермского края
о признании бездействия незаконным и возложении обязанности разработать и принять Административный регламент осуществления муниципального контроля в сфере торговой деятельности
у с т а н о в и л:
Прокурор Нытвенского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском:
- о признании незаконным бездействие администрации Нытвенского городского поселения Нытвенского муниципального района Пермского края выразившееся в ненадлежащем исполнении законодательства о муниципальном контроле в сфере торговой деятельности, а именно: в не разработке и непринятии муниципального нормативного правового акта -Административного регламента об осуществлении муниципального контроля в сфере торговой деятельности, не разработке и не направлении в установленный законом срок проектов ежегодных планов проведения проверок хозяйствующих субъектов за 2016 год;
- о возложении обязанности на администрацию Нытвенского городского поселения Нытвенского муниципального района Пермского края разработать и принять в установленном законом порядке Административный регламент осуществления муниципального контроля в сфере торговой деятельности в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование иска указано, что прокуратурой Нытвенского района в марте 2017 года проведена проверка исполнения закона о защите прав субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении муниципального контроля в сфере торговой деятельности.
По результатам проверки установлено, что муниципальный контроль в сфере торговой деятельности на территории Нытвенского городского поселения Нытвенского муниципального района Пермского края не осуществляется и не организован. Административный регламент осуществления муниципального контроля в сфере торговой деятельности по состоянию на 21.04.2017 года не разработан. Ежегодные планы проведения администрацией Нытвенского городского поселения плановых проверок в сфере торговой деятельности в соответствии с положениями Закона N 294-ФЗ за 2016 г. в прокуратуру Нытвенского района не поступали. В условиях регулярного роста цен, в том числе на социально - значимые товары, отсутствие контроля в сфере торговой деятельности существенно нарушает права граждан Нытвенского городского поселения.
Представитель административного истца ФИО1 требования указанные в иске поддержал и дал пояснения соответствующие административному иску.
Представитель административного ответчика ФИО2 с исковыми требованиями не согласен, просит отказать в удовлетворении требований в связи с тем, что ответчик не мог нарушить права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц в сфере торговой деятельности, так как не уполномочен регулировать цены в указанной сфере. Кроме того отсутствуют законодательно закрепленные обязанности по принятию органами местного самоуправления административных регламентов осуществления контроля, в связи с чем обязывать администрацию принять какой-либо регламент отсутствуют основания.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В силу ст.2 ФЗ от 26.12.2008г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» муниципальный контроль- деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
В силу ст. 6 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом.
К полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся:
1) организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории. Перечень видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление, ведется в порядке, установленном представительным органом муниципального образования;
1.1) организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления;
2) разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, разработка в соответствии с типовыми административными регламентами, утверждаемыми уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, административных регламентов осуществления регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
3) организация и проведение мониторинга эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством Российской Федерации, за исключением муниципального контроля, осуществляемого уполномоченными органами местного самоуправления в сельских поселениях;
4) осуществление иных предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий.
Постановлением Правительства Пермского края от 01.06.2012 года № 383-п утвержден Порядок разработки и принятия административных регламентов осуществления муниципального контроля, который определяет требования к разработке и принятию органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края административных регламентов осуществления муниципального контроля.
Административным регламентом является муниципальный правовой акт, устанавливающий сроки и последовательность административных процедур (действий) органа местного самоуправления при осуществлении муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности.
Согласно п. 44 ч. 1 ст. 38 Устава Нытвенского городского поселения, утвержденного Решением Думы Нытвенского городского поселения от 24.04.2013 N 60 "Об утверждении Устава Нытвенского городского поселения в новой редакции" администрация поселения осуществляет муниципальный контроль, предусмотренный Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Согласно ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон № 381-ФЗ) целями настоящего Закона являются: развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров; обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи, баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения.
В силу ч. 2 ст. 6 Закона № 381-ФЗ органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего Федерального закона, муниципальный контроль в области торговой деятельности проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Материалами дела установлено, что 20.03.2017г. прокуратурой Нытвенского района в рамках надзора проведена проверка исполнения органами местного самоуправления полномочий по осуществлению муниципального контроля в сфере торговли, в ходе которой установлено, что администрацией Нытвенского городского поселения полномочия в указанной сфере не реализуются. Кроме того, на территории поселения отсутствует муниципальный нормативно-правовой акт, регламентирующий процедуру проведения муниципального контроля в указанной сфере, что свидетельствует об ущемлении законных прав, интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении контрольных мероприятий за исполнением Закона № 381-ФЗ.
Прокурором Нытвенского района 21.03.2017г. в адрес главы администрации Нытвенского городского поселения внесено представление об устранении выявленных нарушений (л.д.7-9).
20.04.2017г. в прокуратуру поступил ответ, согласно которому в удовлетворении требований прокурора отказано (л.д.11-12).
Таким образом, из приведенных норм федерального и регионального законодательства следует, что для реализации полномочий по муниципальному контролю необходимо принятие соответствующих административных регламентов. Непринятие административного регламента свидетельствует о незаконном бездействии администрации Нытвенского городского поселения и нарушает права неопределенного круга лиц при осуществлении муниципального контроля.
С учетом изложенного, суд признает бездействие Администрации Нытвенского городского поселения незаконным и возлагает на административного ответчика обязанность устранить выявленные нарушения.
Доводы представителя административного ответчика о невозможности разработки административного регламента осуществления муниципального контроля в сфере торговой деятельности, в связи с неопределенностью правовых норм суд считает необоснованными, поскольку разработка и принятие административных регламентов, осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов РФ. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют, как им организовать и осуществить муниципальный контроль на территории муниципального образования и в каком объеме.
Ссылки административного ответчика на то, что принятие административного регламента приведет к нарушению Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», и Федерального закона Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» суд считает несостоятельными, поскольку орган местного самоуправления должен разработать административный регламент таким образом, чтобы установленные им полномочия по контролю в области торговой деятельности, не повторяли полномочия других контролирующих органов в данной сфере.
Доводы представителя ответчика о том, что им создаются условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, суд не принимает во внимание, поскольку данное обстоятельство не подтверждает осуществление администрацией муниципального контроля в сфере торговой деятельности.
В соответствии со ст.187 КАС РФ суд устанавливает в соответствии с характером соответствующих требований срок исполнения решения суда – до 31 октября 2017 года и обязанность сообщить об исполнении решения суда в суд и прокурору Нытвенского района в срок до 01 ноября 2017 года.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Прокурора Нытвенского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Нытвенское городское поселение» в лице администрации Нытвенского городского поселения Нытвенского муниципального района Пермского края удовлетворить.
Признать незаконным бездействие муниципального образования «Нытвенское городское поселение» в лице администрации Нытвенского городского поселения Нытвенского муниципального района Пермского края, выразившееся в непринятии муниципального нормативного правового акта- Административного регламента об осуществлении муниципального контроля в сфере торговой деятельности, не разработке и не направлении в установленный законом срок проектов ежегодных планов проведения проверок хозяйствующих субъектов за 2016 год.
Обязать муниципальное образование «Нытвенское городское поселение» в лице администрации Нытвенского городского поселения Нытвенского муниципального района Пермского края разработать и принять в установленном законом порядке Административный регламент осуществления муниципального контроля в сфере торговой деятельности в срок до 31 октября 2017 года.
Обязать Администрацию муниципального образования «Нытвенское городское поселение» Нытвенского муниципального района Пермского края сообщить об исполнении решения суда в суд и прокурору Нытвенского района в срок до 01 ноября 2017 года.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме – с 28 июня 2017 года.
Судья Л.В. Завертяева