ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-508/2018 от 13.06.2018 Вельского районного суда (Архангельская область)

Дело № 2a-508/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Вельск

13 июня 2018 года

Вельский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Сидорак Н.В., при секретаре Боковиковой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению главы администрации муниципального образования «Кулойское» Чернушенко М. В. к заместителю прокурора Вельского района Козлову М. Ю., прокуратуре Вельского района, прокуратуре Архангельской области об оспаривании представления об устранении нарушеинй жилищного законодательства,

установил:

глава администрации муниципального образования «Кулойское» Чернушенко М.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к заместителю прокурора Вельского района Козлову М.Ю., прокуратуре Вельского района об оспариванин представления об устранении нарушений жилищного законодательства.

В обоснование заявленных требований указано, что исполняющим обязанности прокурора Вельского района в адрес главы администрации муниципального образования «Кулойское» Чернушенко М.В. вынесено представление от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений жилищного законодательства с требованиями исключить из Приложения № 1 договора управления многоквартирными домами на территории п. Кулой от ДД.ММ.ГГГГ дома, подпадающие под понятие блокированной застройки, по <адрес>,63, по <адрес>, 3, 5, по <адрес>, 12 в <адрес>; организовать мероприятия по своевременному внесению изменений в исполнительную документацию и корректировке технических паспортов на дома, подпадающие под понятие блокированной застройки, в том числе на расположенные под данными домами земельные участки; решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц администрации МО «Кулойское», допустивших выявленные нарушения законодательства. Глава администрации МО «Кулойское» Чернушенко М.В. считает указанное представление не соответствующим нормам действующего законодательства, нарушающим права и законные интересы администрации МО «Кулойское». В представлении исполняющим обязанности прокурора Вельского района при изучении технической и конкурсной документации на спорные дома дана неверная оценка правовых понятий, в том числе «многоквартирный дом» и «дом блокированной застройки», в связи с чем, сделан вывод о том, что спорные дома не являются

2

многоквартирными и, следовательно, не подлежат включению в конкурсную документацию при организации органом местного самоуправления конкурса по отбору способа управления многоквартирными домами на территории муниципального образования «Кулойское». Действующее законодательство не содержит четких критериев названных выше понятий. В спорном представлении исполняющий обязанности прокурора указывает на наличие общего имущества в спорных домах - общая система электроснабжения, фундамент, крыша, что не противоречит положениям СТ. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации. Кроме того, органы прокуратуры не уполномочены давать официальное толкование правовых норм, содержащихся в федеральном и (или) областном законодательстве. Согласно сведениям Государственного кадастра недвижимости на кадастровом учете состоит каждый дом и расположенные в нем квартиры. Также большинство указанных домов включены в Программу капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области. Исполняющий обязанности прокурора, требуя исключить из Приложения № 1 к договору управления многоквартирными домами спорные дома, фактически требует внесения изменений в договор, что является недопустимым. Обязанности вносить изменения в технические паспорта спорных домов в период нахождения их под управлением уполномоченной организацией в случае каких-либо изменений относится к процедуре ведения технической документации и лежит на управляющей организации, при чем такая обязанность обусловлена возникновением изменений, возникающих в результате ремонтов? реконструкции, модернизации, перепланировки и повышения благоустройства и т.п. Также оспариваемое представление незаконно возлагает на административного истца обязанность к решению вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц администрации МО «Кулойское».

Определением Вельского районного суда от 15 мая 2018 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена прокуратура Архангельской области.

Представитель административного истца Трофимова ОЛ. в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований, считая представление исполняющего обязанности прокурора Вельского района незаконным по основаниям, которые изложены в административном исковом заявлении.

Представитель административных ответчиков прокуратуры Вельского района и прокуратуры Архангельской области Порошина Я.Н. в судебном заседании иск не признала, указав, что содержащиеся в оспариваемом представлении требования являются законными и обоснованными.

Заместитель прокурора Вельского района Козлов М.Ю., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Прокуратурой Вельского района проведена проверка исполнения администрацией МО «Кулойское» и управляющей компанией 000 «Луч» законодательства в части обследования домов при включении их в конкурсную

3

документацию по выбору управляющей организации для управления многоквартирными домами.

Результаты проверки изложены в справке помощника прокурора Вельского района от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что 1О мая 2016 года распоряжением главы администрации МО «Кулойское» № 26 определено проведение конкурса по выбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными на территории МО «Кулойское», согласно перечню, указанному в Лоте № 1. При подготовке к проведению конкурса в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 06 февраля 2006 года №75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» администрацией МО «Кулойское» с 000 «Луч» произведен осмотр передаваемого жилищного фонда, а также актов о состоянии общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, являющихся объектами конкурса и технических паспортов данных домов.

По результатам рассмотрения заявки на участие в конкурсе и после определения победителя ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО «Кулойское» с 000 «Луч» заключен договор управления многоквартирными домами на территории п. Кулой.

В соответствии с Приложением № 1 к вышеуказанному договору в управление 000 «Луч» передано 112 многоквартирных жилых домов с целью оказания услуг и выполнения работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах на основании актов приема передачи.

В ходе изучения актов о состоянии общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, являющихся объектами конкурса, и технических паспортов данных домов установлено, что администрацией МО «Кулойское» в общую конкурсную массу включены дома, подпадающие под понятие блокированной застройки, не имеющие помещений общего пользования.

Дома по <адрес>, 46, 48, 56-а, 57, 57-а, 58-в, 58-е, 60, 61, 63, 65, 94, 105; по <адрес>, 34, 35, 36, 37; по <адрес>, 6; по <адрес>,2, 3, 4, 5, 7, 8; по <адрес>, 40; по <адрес>; по <адрес>, 7, 13, 15; по <адрес>, 6, 12, 14; по <адрес>, 3, 4, 5, 38; по <адрес>, 6, 12; по <адрес>; по <адрес>, 3, 7, 7-а, 8, 12, 14; <адрес>, д. 3, 4, 5, 7 в <адрес>, указанные в Приложении № 1 к договору управления многоквартирными домами на территории <адрес>, в соответствии с техническими паспортами, являются домами блокированной застройки.

Из общего имущества в вышеуказанных домах имеется лишь общая система электроснабжения, фундамент и крыша. Работы по надлежащему состоянию стен многоквартирных домов, фасада, подъездов, лестничных клеток, отмосток, оконных и дверных заполнений в местах общего пользования, внутренней отделке в местах общего пользования, обслуживанию чердаков, не могут быть про изведены управляющей организацией, так как данное имущество в домах отсутствует.

4

При подготовке к проведению конкурса по выбору управляющей организации для управления многоквартирными домами администрацией МО «Кулойское» не внесены изменения в исполнительную документацию.

Таким образом, передача администрацией МО «Кулойское» и принятие в управление 000 «Луч» на условиях конкурсной документации жилищного фонда п. Кулой, домов блокированной застройки является нарушением ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающей порядок управления многоквартирными домами.

С августа 2016 года по апрель 2017 года в связи с решениями собственников 95 многоквартирных домов о выборе способа управления многоквартирными домами между администрацией МО «Кулойское» и ООО «Луч» подписаны соглашения о внесении изменений в договор управления многоквартирными домами на территории п. Кулой, в соответствии с которыми данные дома исключены из Приложения № 1 к вышеуказанному договору.

На момент проведения проверки в управление 000 «Луч» из 112 жилых домов находится 17, при этом 13 из которых (по <адрес>-а, по <адрес>, 63, по <адрес>,3,5, по <адрес>, 12), подпадают под понятие блокированной застройки, так как не имеют помещений общего пользования и объем выполняемых работ по обслуживанию которых, не соответствует техническим параметрам домов.

000 «Луч», выставляя жильцам вышеуказанных домов плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах, рассчитанную в соответствии с условиями договора управления от ДД.ММ.ГГГГ, начисляет ее, в том числе за работы и услуги, исполнение которых невозможно, в связи с отсутствием такого общего имущества.

11 апреля 2018 года исполняющим обязанности прокурора Вельского. района Козловым М.Ю. в адрес главы администрации МО «Кулойское» Чернушенко М.В. внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства.

В указанном представлении исполняющий обязанности прокурора требовал безотлагательно рассмотреть представление и принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений закона, а именно: исключить из Приложения № 1 договора управления многоквартирными домами на территории <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ дома, подпадающие под понятие блокированной застройки, по <адрес>,63, по <адрес>, 3, 5 по <адрес>, 12 <адрес>; организовать мероприятия по своевременному внесению изменений в исполнительную документацию и корректировке технических паспортов на дома, подпадающие под понятие блокированной застройки, в том числе на расположенные под данными домами земельные участки, о времени и месте рассмотрения представления известить прокурора района, а также решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц администрации МО «Кулойское», допустивших выявленные нарушения требований вышеуказанного законодательства.

5

Согласно ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре ) прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.

При реализации возложенных функций прокурор вправе проверять исполнение законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (пункт 1 статьи 21 Закона о прокуратуре ).

В соответствии с абзацем 4 пункта 3 ст. 22 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.

Частью 1 статьи 24 Закона о прокуратуре предусмотрено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допушенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

В силу ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Квартирой признается структурно обособленное помещение в

многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

Из пункта 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47 многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.

6

На основании п. 3 ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации многоквартирными домами являются дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования.

Статьей 290 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля вправе собственности на общее имущество дома.

Состав общего имущества собственников квартир в многоквартирном доме, а также их права и обязанности в отношении данного имущества определены в статье 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьях 36 - 40 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, под многоквартирным домом понимается дом, который имеет не менее двух квартир, отвечающих требованиям части 3 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также принадлежащее собственникам этих квартир на праве общей долевой собственности общее имущество, в состав которого согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации входят помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

ГIYНKTOM 2 части 2 СТ. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что домами блокированной застройки являются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.

В письме Минэкономразвития Российской Федерации от 17 октября 2011 года № ог-д23-1694 «О статусе жилого дома блокированной застройки» указано, что неоднозначность и нечеткость формулировок, содержащихся в понятиях «квартиры», «жилые дома блокированной застройки», «многоквартирные дома»

7

••

, требуют внесения изменений в действующее законодательство в части введения

четких и отличительных признаков. Соответственно, для каждого из названных объектов недвижимости необходимо установить физические, явные отличительные признаки, такие как: количество этажей, размер площади, количество выходов, наличие помещений и территорий общего пользования.

Из материалов дела следует, что спорные жилые дома являются неблагоустроенными, кроме домов № и 12 по <адрес> в <адрес>, одноэтажными, состоят не менее чем из двух квартир, имеют самостоятельные выходы на земельные участки.

Данные объекты недвижимости содержат в себе элементы общего имущества собственников помещений: общая система электроснабжения, фундамент, крыша. В ходе рассмотрения дела было установлено наличие в спорных домах чердачных помещений, не разделенных перегородками, имеющих сквозной проход.

Кроме того, доказательства, подтверждающие факт постановки указанных выше домов на учет в государственном кадастре недвижимости как жилых домов блокированной застройки с отдельными земельными участками, сформированными для их использования, суду представлено не было. Указанные объекты недвижимости состоят на кадастровом учете как многоквартирные дома.

В технических паспортах спорные объекты указаны как жилые дома, состоящие из нескольких квартир.

Также большинство данных жилых домов включены в Программу капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области, утвержденной постановлением Правительства Архангельской области № 159-пп от 22.04.2014 г.

Таким образом, спорные объекты недвижимости не являются домами блокированной застройки, а требование прокурора об исключении из Приложения № 1 договора управления многоквартирными домами на территории <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ указанных домов является незаконным.

В силу ч. 1 СТ. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Учитывая изложенное, права граждан на надлежащее содержание общего имущества домов, не должны нарушаться.

Оснований для организации мероприятий по своевременному внесению изменений в исполнительную документацию и корректировке технических паспортов на указанные выше дома, в том числе расположенные под данными домами земельные участки в ходе рассмотрения дела не установлено.

Проанализировав установленные по делу обстоятельства в совокупности с

представленными доказательствами, суд приходит к выводу, что административными ответчиками в нарушение требования Ч. 1 СТ. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представлены доказательства законности оспариваемого представления, наличия безусловных

и бесспорных оснований для его вынесения, чем были затронуты права и законные интересы административного истца, так как неисполнение представления может повлечь его привлечение к установленной законом ответственности.

Таким образом, суд приходит к выводу о незаконности представления исполняющего обязанности прокурора Вельского района об устранении нарушений жилищного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

административное исковое заявление администрации муниципального образования «Кулойское» к заместителю прокурора Вельского района Козлову М. Ю., прокуратуре Вельского района, прокуратуре Архангельской области об оспаривании представления об устранении нарушений жилищного законодательства удовлетворить.

Признать представление исполняющего обязанности прокурора Вельского района от ДД.ММ.ГГГГКозлова М.Ю. об устранении нарушений жилищного законодательства незаконным.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Архангельском областном суде путем подачи апелляционной жалобы через Вельский районный суд.

Председательствующий Н.В. Сидорак