ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-508/202316 от 16.11.2023 Виноградовского районного суда (Архангельская область)

Дело № 2а-508/2023 16 ноября 2023 года

УИД 29RS0004-01-2023-000719-27

РЕШЕНИЕ

Виноградовский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Мой А.И., при секретаре Алекберовой В.В., с участием помощника прокурора Виноградовского района Архангельской области Черепанова Д.А.,представителя административного ответчика - администрации Виноградовского муниципального округа Шухтина М.П., рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Березник административное дело по административному исковому заявлению прокурора Виноградовского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Виноградовского муниципального округа Архангельской области об оспаривании нормативного правового акта,

установил:

прокурор обратился в интересах неопределенного круга лиц с данным иском к ответчику, мотивируя его тем, что постановлением администрации Виноградовского муниципального округа от 19.07.2023 № 138-па утверждены номенклатура и объемы создаваемых в целях гражданской обороны запасов на территории Виноградовского муниципального округа Архангельской области. Номенклатура включает в себя: кружку, бачок алюминиевый, чайник, раскладушку, бензин АИ-92, масла и смазки. Запасы иных видов номенклатурой не предусмотрены, что напрямую противоречит нормам федерального законодательства, в частности п.п. 3, 4 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.04.2000 № 379. Оспариваемый нормативно-правовой акт нарушает права граждан на защиту от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, права на первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, создаёт угрозу их безопасности.Просит суд признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими с даты принятия номенклатуру и объемы создаваемых в целях гражданской обороны запасов на территории Виноградовского муниципального округа, утвержденные постановлением администрации Виноградовского муниципального округа от 19.07.2023 № 138-па.

Помощник прокурора Виноградовского района Черепанов Д.А. в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика – администрации Виноградовского муниципального округа Шухтин М.П. в судебном заседании с требованиями административного истца не согласился, пояснив, что номенклатура и объемы создаваемых в целях гражданской обороны запасов на территории Виноградовского муниципального округа, утвержденные постановлением администрации Виноградовского муниципального округа от 19.07.2023 № 138-па соответствуют необходимому минимуму и не противоречат требованиям федерального законодательства.

Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, пришел к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции (ч. 3 ст. 208 КАС РФ).

Пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50«О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Как следует из материалов дела, главой Виноградовского муниципального округа Архангельской области принято постановление от 19.07.2023 № 138-па «Об утверждении Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов на территории Виноградовского муниципального округа Архангельской области», которое вступило в силу со дня его опубликования на официальном сайте Виноградовского муниципального округа.

Постановлением от 19.07.2023 № 138-па утверждены номенклатура и объемы создаваемых в целях гражданской обороны запасов на территории Виноградовского муниципального округа Архангельской области. Номенклатура включает в себя материальные ресурсы: кружку, бачок алюминиевый, чайник, раскладушку, а также нефтепродукты: бензин АИ-92, масла и смазки.

Статьей 2 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ «О гражданской обороне» предусмотрены основные задачи в области гражданской обороны, к которым, в том числе, относится первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Пунктом 2 статьи 8 указанного федерального закона предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 года N 379 утверждено Положение о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств. Указанное Положение определяет порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (далее Положение).

Запасы материально-технических средств включают в себя специальную и автотранспортную технику, средства малой механизации, приборы, оборудование и другие средства, предусмотренные табелями оснащения спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварийно-спасательных формирований, спасательных служб и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне. Запасы продовольственных средств включают в себя крупы, муку, мясные, рыбные и растительные консервы, соль, сахар, чай и другие продукты. Запасы медицинских средств включают в себя лекарственные препараты, медицинские изделия. Запасы иных средств включают в себя вещевое имущество, средства связи и оповещения, средства радиационной, химической и биологической защиты, средства радиационной, химической и биологической разведки и радиационного контроля, отдельные виды топлива, спички, табачные изделия, свечи и другие средства (пункт 3 Положения).

Согласно пункту 4 Положения номенклатура и объемы запасов определяются создающими их органами и организациями с учетом методических рекомендаций, разрабатываемых Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исходя из возможного характера военных конфликтов на территории РФ, величины возможного ущерба объектам экономики и инфраструктуры, природных, экономических, физико-географических и иных особенностей территорий, условий размещения организаций, а также норм минимально необходимой достаточности запасов при возникновении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов.

Пунктом 6 Положения определено, что создание запасов и определение их номенклатуры и объемов исходя из потребности осуществляются органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления для первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, и оснащения аварийно-спасательных формирований, спасательных служб при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характер.

Предусмотренные объемы создаваемых в целях гражданской обороны запасов на территории Виноградовского муниципального округа Архангельской области, а именно: кружки, бачки алюминиевые, чайники, раскладушки, а также нефтепродукты: бензин АИ-92, масла и смазки явно менее норм достаточности запасов, которые минимально необходимы при возникновении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Перечень наименований запасовв целях гражданской обороны, содержащийся в номенклатуре, утвержденной оспариваемым нормативным правовым актом, не соответствует положениям федерального законодательства, поскольку,в частности, не предусматривает запасы продовольственных, медицинских и иных средств,что влечет нарушение права на первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, создаёт угрозу их безопасности.

Исходя из пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом разъяснений, данных в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», суд считает необходимым признать оспариваемые положения недействующими с даты их принятия.

В силу пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в печатном издании «Виноградовский муниципальный вестник» и на официальном сайте Виноградовского муниципального округа Архангельской области.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, суд

р е ш и л :

административные исковые требования прокурора Виноградовского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Виноградовского муниципального округа Архангельской области об оспаривании нормативного правового акта - удовлетворить.

Признать номенклатуру и объемы создаваемых в целях гражданской обороны запасов на территории Виноградовского муниципального округа, утвержденные постановлением администрации Виноградовского муниципального округа от 19.07.2023 № 138-па, недействующими с даты их принятия.

Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в печатном издании «Виноградовский муниципальный вестник» и на официальном сайте Виноградовского муниципального округа Архангельской области.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Виноградовский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено 21 ноября 2023 года.

Судья А.И. Мой