Дело № 2а-5090/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 сентября 2016 года
Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:
председательствующего судьи Н.Б. Хижняк,
при секретаре М.С. Ануфриевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению архитектуры и градостроительства администрации города Владимира о признании незаконным решения, понуждению к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в Октябрьский районный суд г. Владимира с уточненным административным исковым заявлением к Управлению архитектуры и градостроительства администрации города Владимира о признании незаконным отказа Управления архитектуры и градостроительства администрации города Владимира в переводе в нежилое помещение жилого помещения ФИО1 - <...><...><...>, выраженное в Уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ.; обязать Управление архитектуры и градостроительства администрации города Владимира устранить допущенное нарушение права ФИО1 в полном объеме путем повторного рассмотрения заявления истца и принятия решения о переводе в нежилое помещение жилого помещения, принадлежащего ФИО1 - <...><...><...>, в течение <данные изъяты> (десяти) дней с момента вступления в законную силу решения суда по иску ФИО1
В обоснование иска указала, что ей на праве собственности принадлежит жилое помещение - <...> Перекопском городке в городе Владимире, общая площадь помещения - ### кв.м, квартира расположена на 1-м этаже 5-ти этажного жилого дома. В ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1 обратилась в Управление архитектуры и градостроительства администрации <...> с заявлением о переводе принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения в нежилое с целью использования его в последующем в качестве аптечного пункта. К заявлению были приложены документы, перечисленные в части 2 ст.23 ЖК РФ, в том числе: копия свидетельства о государственной регистрации права собственности; проект перепланировки и переустройства (шифр 31/1-2016), выполненный <данные изъяты> с необходимыми согласованиями; копия протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома с бюллетенями голосования; согласование перевода Управлением муниципальным имуществом администрации <...> (исх.### от ДД.ММ.ГГГГ.); согласие ЗАО «Владбизнесбанк» (залогодержатель) на перевод помещения в нежилое от ДД.ММ.ГГГГ.; заключение <данные изъяты> о согласовании проектной документации (исх.### от ДД.ММ.ГГГГ.); справка <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. об отсутствии в квартире зарегистрированных лиц; гарантийное письмо собственника нежилого помещения в МКД по адресу: <...>ФИО4 о возможности использования ФИО1 принадлежащих ему парковочных мест (с копией свидетельства о регистрации права); иные документы. Управление архитектуры и градостроительства администрации <...> отказало ФИО1 в выдаче разрешения о переводе жилого помещения в нежилое, о чем выдано Уведомление от ДД.ММ.ГГГГ. Решение об отказе в переводе мотивировано ссылкой на п.4 части 1 ст.24 ЖК РФ - несоответствие проекта переустройства и /или перепланировки жилого помещения требованиям законодательства, в частности требованиям п.4 части 12 ст.48 Градостроительного кодекса РФ (отсутствие в проектной документации автостоянки автомобилей в соответствии с действующими нормативами), а также тем, что загрузка помещений общественного назначения со стороны двора жилого дома, где расположены окна жилых комнат квартир и входы в жилую часть дома, не допускается. Полагает незаконным указанное решение. Квартира, принадлежащая ей расположена на ###-м этаже многоквартирного жилого дома, данная квартира является угловой, одно окно квартиры расположено на торцевой стороне жилого дома, два окна расположены по фасадной части дома, противоположной стороне двора, с которой расположены подъезды для входа в жилой дом. Проектная документация, разработанная <данные изъяты> предусматривает переустройство и перепланировку жилого помещения таким образом, что вход и выход из помещения, а также погрузочно-разгрузочные работы будут осуществляться через дверь, устроенную на месте окна со стороны фасадной части дома, иными словами, со стороны, противоположной стороне двора жилого дома, таким образом, требования СП 54.13330.2011 соблюдены. При подаче заявления было представлено согласие ФИО4, являющегося собственником нежилого помещения в рядом стоящем многоквартирном доме по адресу: <...>, на использование ФИО1 принадлежащих ему парковочных мест. Таким образом, довод Управления архитектуры и градостроительства администрации города Владимира о несоответствии проекта переустройства в части отсутствия парковочных мест, также не подтвержден. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Административный истец в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель административного истца ФИО2, действующая на основании доверенности, поддержала уточненные заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика ФИО3, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, указал, что Пунктом 3.2.2. «Положения об управлении архитектуры и градостроительства администрации города Владимира», утвержденного решением Совета народных депутатов города Владимира от 25.12.2015г. № 110, определено, что управление осуществляет в установленном законом и иными нормативными правовыми актами порядке прием соответствующих заявлений физических и юридических лиц, подготовку и выдачу на основании указанных заявлений или отказ в выдаче, в том числе уведомление о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение.
В силу пунктов 1.1., 1.2. "Положения о комиссии по вопросам перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение на территории города Владимира", утвержденного постановлением главы города Владимира от 18.01.2006 N 18, Комиссия по вопросам перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение на территории города Владимира (далее - Комиссия) создана для рассмотрения вопросов по переводу жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение и является постоянно действующим органом при управлении архитектуры и градостроительства администрации города Владимира.
Протокол заседания Комиссии является основанием для подготовки уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение (п.4.6. Положения).
По результатам рассмотрения заявления и иных представленных ФИО1 документов и на основании протокола заседании комиссии по вопросам перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение на территории города Владимира от ДД.ММ.ГГГГ### управлением архитектуры и градостроительства администрации города Владимира ДД.ММ.ГГГГ подготовлено мотивированное уведомление об отказе в переводе жилого помещения по адресу: <...>, <...> нежилое в котором указанно что, согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования город Владимир, утвержденным решением Совета народных депутатов г. Владимира от 31.10.2011 № 183, на участке жилого дома необходимо предусматривать автостоянки автомобилей; загрузка помещений общественного назначения со стороны двора жилого дома, где расположены окна жилых комнат квартир и входы в жилую часть дома, в целях защиты жильцов от шума и выхлопных газов не допускается (СП 54.13330.2011). Оспариваемое уведомление об отказе в переводе жилого помещения в нежилое принято уполномоченным органом местного самоуправления, осуществляющим перевод помещений, соответствует требованиям нормативных правовых актов и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца. На основании вышеизложенного просил суд отказать в удовлетворении заявленного административного иска.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Согласно 218 КАС РФ гражданин, организация могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч.9 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Для признания решений, действий (бездействий) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий — несоответствие закону и нарушение прав и законных интересов административного истца (п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ).
В силу положений статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.
Нормами главы 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (ст. 22 - 24) (далее-ЖК РФ) установлены условия, порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение и случаи, при которых допускается отказ в переводе жилого помещения в нежилое.
В соответствии с положениями статьи 22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности (часть 1). Перевод жилого помещения в нежилое помещение не допускается, если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению, если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания, а также если право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц (часть 2).
В силу части 1 статьи 23 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.
Согласно п. 3.2.2. «Положения об управлении архитектуры и градостроительства администрации города Владимира», утвержденного решением Совета народных депутатов города Владимира от 25.12.2015 № 110, Управление осуществляет в установленном законом и иными нормативными правовыми актами порядке прием соответствующих заявлений физических и юридических лиц, подготовку и выдачу на основании указанных заявлений или отказ в выдаче, в том числе уведомление о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение.
В этой связи административный истец обратилась с соответствующим заявлением в надлежащий орган в соответствии с частью 1 статьи 23 ЖК РФ.
Перевод квартиры в многоквартирном доме в нежилое помещение допускается только в случаях, если такая квартира расположена на первом этаже указанного дома или выше первого этажа, но помещения, расположенные непосредственно под квартирой, переводимой в нежилое помещение, не являются жилыми (часть 3 статьи 22 ЖК РФ).
Материалами дела подтверждается, что, квартира, принадлежащая истцу на праве собственности, находится на <...> этаже дома <...>.
Перечень случаев, при которых допускается отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение, перечислен в части 1 статьи 24 ЖК РФ и является исчерпывающим. К таковым отнесены:
1) непредставление определенных частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса документов;
2) представление документов в ненадлежащий орган;
3) несоблюдение предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения;
4) несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
Судом установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1 обратилась в Управление архитектуры и градостроительства администрации <...> с заявлением о переводе принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения в нежилое с целью использования его в последующем в качестве аптечного пункта. К заявлению были приложены документы, перечисленные в части 2 ст.23 ЖК РФ, в том числе: копия свидетельства о государственной регистрации права собственности; проект перепланировки и переустройства (шифр 31/1-2016), выполненный <данные изъяты> с необходимыми согласованиями; копия протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома с бюллетенями голосования; согласование перевода Управлением муниципальным имуществом администрации города Владимира (исх.### от ДД.ММ.ГГГГ.); согласие <данные изъяты> (залогодержатель) на перевод помещения в нежилое от ДД.ММ.ГГГГ.; заключение <данные изъяты> о согласовании проектной документации (исх.### от ДД.ММ.ГГГГ.); справка <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. об отсутствии в квартире зарегистрированных лиц; гарантийное письмо собственника нежилого помещения в МКД по адресу: <...>ФИО4 о возможности использования ФИО1 принадлежащих ему парковочных мест (с копией свидетельства о регистрации права); иные документы.
Управлением архитектуры и градостроительства администрации <...>ДД.ММ.ГГГГ в адрес истца направлено уведомление об отказе в переводе жилого помещения по адресу: <...>, <...><...>. в нежилое, в котором указано что, согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования город Владимир, утвержденным решением Совета народных депутатов г. Владимира от 31.10.2011 № 183, на участке жилого дома необходимо предусматривать автостоянки автомобилей; загрузка помещений общественного назначения со стороны двора жилого дома, где расположены окна жилых комнат квартир и входы в жилую часть дома, в целях защиты жильцов от шума и выхлопных газов не допускается (СП 54.13330.2011).
Ответчик отказал в переводе указанной квартиры в нежилое помещение, ссылаясь на подпункт 4 пункта 1 статьи 24 Жилищного кодекса Российской Федерации, ввиду несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки требованиям законодательства.
Направленное истцу уведомление от ДД.ММ.ГГГГ содержит ссылку на нормы Градостроительного кодекса РФ (п.4 ч.12 ст.48 ГрК РФ), п.5 раздела 4 главы 12 «Правил землепользования и застройки муниципального образования г. Владимир», утвержденных решением Совета народных депутатов г. Владимира от 31.10.2011г. №183, а также на СП 54.13330.2011.
Вместе с тем, доказательства правомерности отказа в переводе жилого помещения в нежилое по указанным в уведомлении основаниям, в том числе заключение специалистов о несоответствии проекта переустройства и перепланировки спорного помещения приведенным нормам ответчиком в суд не представлено.
Судом установлено, что земельный участок для обустройства входного узла к помещению выделен в пользование истца общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, которое в установленном законом порядке заинтересованными лицами не оспорено, не признано недействительным.
Основанием для отказа заявителю в переводе жилого помещения в нежилое указано на несоответствие представленной проектной документации пункту 5 раздела 4 главы 12 «Правил землепользования и застройки муниципального образования г. Владимир», утвержденных решением Совета народных депутатов г. Владимира от 31.10.2011г. ###, а именно отсутствие парковки.
При этом утвержденные «Правила землепользования и застройки муниципального образования г. Владимир» главы 12 не содержат, соответственно названное основание для отказа не основано на законе.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, проектная документация, разработанная <данные изъяты>» согласовывалась с собственниками сетей, расположенных на земельном участке, в том числе с Филиалом АО «<данные изъяты>». При согласовании проекта названной организацией указано о недопустимости размещения парковки на участке многоквартирного дома.
В связи с этим, административным истцом получение согласие собственника нежилого помещения соседнего дома ФИО4, на использование принадлежащих ему парковочных мест. Указанное согласование было представлено ответчику ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно данных проектной документации, вход в аптечный пункт предусмотрен со стороны, противоположной стороне двора жилого дома со входами в жилую часть дома.
Таким образом, указанное основание для отказа также является не основанным на законе.
В этой связи, суд считает, что у ответчика отсутствовали законные основания для отказа в переводе жилых помещений в нежилые по мотиву несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства со ссылкой на пункт 4 части 1 статьи 24 ЖК РФ.
С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу, что Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Владимира отказано ФИО1 в переводе спорного помещения из жилого в нежилое с нарушением части 2 статьи 24 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть без должной мотивировки причин, послуживших основанием для такого отказа.
Принятым Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Владимира ДД.ММ.ГГГГ решением нарушаются права и законные интересы ФИО1, что в силу части 2 статьи 227 КАС является основанием для признания его недействительным.
В соответствии с со ст.23 ЖК РФ, решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через ### со дня представления в данный орган документов (часть 4).
С учетом изложенного, суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению, с установлением срока для принятия решения о переводе в течение 45 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227,228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Управления архитектуры и градостроительства администрации города Владимира в переводе в нежилое помещение жилого помещения ФИО1 - <...><...>, выраженное в Уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Управление архитектуры и градостроительства администрации города Владимира рассмотреть заявление ФИО1 и принять решение о переводе в нежилое помещение жилого помещения, принадлежащего ФИО1 - <...><...><...> в течение ### дней с момента вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира.
Председательствующий судья Н.Б. Хижняк
Решение принято в окончательной форме 03 октября 2016 года.
Судья Н.Б. Хижняк