Дело № 2а-509/2017 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Уренский районный суд Нижегородской области
в составе председательствующего судьи Крутовой О.В.
при секретаре Корягиной О.Н.
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции ФНС России № 13 по Нижегородской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налоговым обязательствам,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция ФНС России № 13 по Нижегородской области обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по налоговым обязательствам, в сумме 10299,42 рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец указывает на то, что налоговым органом в адрес мирового суда судебного участка №1 Уренского судебного района Нижегородской области было направлено заявление о вынесении судебного приказа, согласно которого Инспекция просила суд взыскать с ФИО1 задолженность по налоговым обязательствам.
03.04.2017г. мировым судьей был вынесен судебный приказ. Должник не согласившись с данным судебным приказом, направил в мировой суд возражения.
Определением мирового судьи от 24.04.2017г. названный судебный приказ отменен. В резолютивной части Инспекции разъясняется право обращения в суд по заявленному требованию в порядке административного искового производства.
Ответчик является налогоплательщиком налога на доходы физических лиц в соответствии со ст.ст.207,208 Налогового кодекса.
На основании ст.ст.87,89 НК РФ налоговым органом была проведена тематическая выездная налоговая проверка по налогу на доходы физических лиц за период с 01.01.2009г. по 31.08.2012г.
По результатам проверки было принято решение №40 от 30.11.2012г. о привлечении ответчика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Данным решением ФИО1 был доначислен налог на доходы физических лиц в размере 476 153,00 рублей.
Руководствуясь указанным положением закона, а также положениями статей 69,70 НК РФ, Налоговый орган выставил и направил в адрес ответчика требование об уплате сумм налога, пени, штрафа №№ от 20.12.2012 г. В порядке положений ст.47 НК РФ вынесено решение (постановление) о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика №№ от 20.03.2013г., которое направлено для исполнения в ССП.
В соответствии со ст.75 НК РФ в случае несвоевременной уплаты сумм налога, с налогоплательщика подлежит взысканию пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки.
В связи с неуплатой ответчику в соответствии со ст.75 НК РФ начислены пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки.
За неуплату налога на доходы физических лиц в сумме 476153,00 рублей за период с 01.07.2016- 31.08.2016г. начисленная сумма пени составила: 10299,42 рубль.
Пени рассчитывается по формуле: сумма задолженности по налогу *число дней просрочки* 1/300 ставки рефинансирования.
Датаначаладействиянедоимки | Датаокончаниядействия недоимки | ЧислоДнейПросрочки | Недоимкадляпени | Ставка пени или1\300*СтЦБ*1/100 | НачисленоПени за период |
На день подачи иска задолженность по пени по НДФЛ не погашена.
Налоговым органом были предприняты меры принудительного взыскания сумм налога. На основании ст.69 НК РФ административному ответчику было выставлено требование об уплате налога, пени, штрафа №№ от 28.09.2015г. Данное требование ответчиком оставлено без исполнения.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Административный ответчик ФИО1 с иском не согласен, пояснил, что решением суда уже было отказано в иске о взыскании пеней за просроченную задолженность по уплате налога, т.к. срок исковой давности прошел, поэтому считает, что по настоящим требованиям также срок исковой давности прошел, поэтому просит производство по делу прекратить.
Суд, изучив административное исковое заявление, выслушав административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации, а также пунктом 1 статьи 3 НК РФ установлена обязанность каждого, уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 являлся плательщиков налога на доходы физических лиц в соответствии со ст.ст.207, 228 Налогового кодекса РФ.
На основании ст.ст.87,89 НК РФ налоговым органом была проведена тематическая выездная налоговая проверка по налогу на доходы физических лиц за период с 01.01.2009г. по 31.08.2012г.
По результатам проверки было принято решение №№ от 30.11.2012г. о привлечении ФИО1 к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Данным решением ФИО1 был доначислен налог на доходы физических лиц в размере 476 153,00 рублей.
В соответствии с п.1 ст.207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
На основании п.1 ст.210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст.212 НК РФ.
Пунктом 1 статьи 45 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщика самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, которая должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 45 НК РФ, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со ст.75 НК РФ в случае несвоевременной уплаты сумм налога, с налогоплательщика подлежит взысканию пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки.
Руководствуясь указанным положением закона, а также положениями статей 69,70 НК РФ, Налоговый орган выставил и направил в адрес ответчика требование об уплате сумм налога, пени, штрафа №№ от 20.12.2012 г. В данном требовании административному ответчику предложено в срок до 16 января 2013 года оплатить задолженность по налогу в сумме 476 153,00 рублей и пени.
В порядке положений ст.47 НК РФ вынесено решение (постановление) о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика №№ от 20.03.2013г.
Данное постановление направлено в Уренский МРО УФССП по Нижегородской области.
Постановлением судебного пристава-исполнителя указанного территориального подразделения службы судебных приставов от 25 марта 2013 года возбуждено исполнительное производство № на взыскание с ФИО1 вышеуказанных денежных средств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим периодом.
Статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с п.1 ст.48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.
В силу п.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно п.3 ст.48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В силу ст. 52 Налогового кодекса РФ, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (п. 2).
В соответствии со ст. 57 Налогового кодекса РФ, сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору (п. 1).
При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом (п. 2).
В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4).
На основании ст.69 НК РФ ФИО1 было направлено требование об уплате налога, пени, штрафа № от 20.12.2012г.
Расчет и налоговый период, за который исчислен налог и пени, отражены в прилагаемых налоговых уведомлениях, требованиях.
Согласно ст. 69 Налогового кодекса РФ, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (п. 1).
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п. 2).
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов и налоговым агентам (п. 8).
При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (п. 1).
В адрес ФИО1 было направлено требование № от 28.09.2015г. с установленным сроком уплаты данного налога до 18.10.2016 г.
Поскольку требование ФИО1 исполнено не было, налоговым органом в адрес мирового суда судебного участка №1 Уренского судебного района Нижегородской области было направлено заявление о вынесении судебного приказа, согласно которого Инспекция просила суд взыскать с ФИО1 задолженность по налоговым обязательствам.
03.04.2017г. мировым судьей был вынесен судебный приказ. Должник не согласившись с данным судебным приказом, направил в мировой суд возражения.
Определением мирового судьи от 24.04.2017г. названный судебный приказ отменен.
Административный истец обратился с данным иском о взыскании с ФИО1 налога и пени в районный суд.
Однако, суд считает, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлениями судебного пристава-исполнителя Уренского территориального подразделения службы судебных приставов возбуждены исполнительные производства на взыскание с ФИО1 денежных средств: № от 18 сентября 2013 года по постановлению № от 16.09.2013г., № от 22 мая 2013 г. по постановлению № от 14.05.2013 г., № от 07 августа 2013 г. по постановлению № от 30.07.2013 г.
Все 4 исполнительные производства по взысканию с ФИО1 недоимок 31.03.2014 г. были окончены, в связи с возвращением взыскателю исполнительных документов, т.к. у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
В суд с настоящим административным иском налоговый орган обратился 24 октября 2017 года, т.е. в установленный законом шестимесячный срок со дня отмены судебного приказа.
Таким образом, в настоящее время каких-либо судебных актов о взыскании с административного ответчика недоимки за 2012 - 2013 годы не имеется; по постановлениям налогового органа о взыскании недоимки за 2012 - 2013 годы исполнительные производства окончены невозможностью исполнения 31.03.2014 г.
Не предоставлены доказательства, свидетельствующие о том, что получив исполнительные документы на взыскание сумм недоимок обратно, взыскателем были предприняты иные меры, направленные на взыскание недоимок по налоговым обязательствам за 2012 - 2013 годы.
Статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 года N 1/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 479-О-О).
Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.
Установлено, что ранее указанные исполнительные производства на взыскание с ФИО1 недоимок по налоговым обязательствам за 2012 - 2013 годы окончены в связи с невозможностью исполнения требований исполнительных документов.
Иных сведений о взыскании указанных недоимок, кроме отмены судебного приказа, не предоставлено.
Принудительное исполнение должником требований о взыскании налоговых обязательств за 2012-2013 годы по судебному приказу, впоследствии отмененному, не свидетельствует о соблюдении налоговым органом процедуры взыскания недоимки за данный период или о добровольном исполнении налогоплательщиком данной обязанности, не свидетельствуют о том, что, получив исполнительные документы на взыскание сумм недоимок обратно, взыскателем были предприняты иные меры, направленные на взыскание недоимок за 2012 - 2013 годы.
Направление 28.04.2016г. ФИО1 требования № об уплате налога, пени, штрафа на добавленную стоимость НДФЛ за 2012 г. в сумме 10299 руб.42 коп., начисленные на сумму недоимки 474623 руб. где предложено в срок до 18 октября 2016 года погасить указанную задолженность, не может быть принято во внимание как доказательство соблюдения налоговым органом досудебного порядка взыскания налоговых обязательств с ФИО1, поскольку данное требование о взыскании этих недоимок направлено повторно, по истечении предусмотренных налоговым законодательством сроков.
К моменту подачи заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с административного ответчика указанных налоговых платежей сроки предъявления требований о взыскании сумм недоимок за 2012 - 2013 годы истекли.
В таких обстоятельствах, отсутствует возможность взыскания с ФИО1 недоимок по налоговым обязательствам за 2012 - 2013 годы.
Таким образом, с учетом отсутствия доказательств взыскания с административного ответчика сумм недоимок за указанный период времени, сроки принятия новых мер принудительного взыскания истекли, то данное обстоятельство позволяет суду прийти к выводу об утрате налоговым органом права на принудительное взыскание задолженности по налогу за указанный налоговый период, в связи с чем, данную задолженность следует признать безнадежной к взысканию.
В силу статьи 57 НК РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.
Согласно п. 1 статьи 72 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В соответствии с п. 1, п. 2 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Поскольку доказательств соблюдения порядка принудительного взыскания недоимки по указанным выше налоговым обязательствам за периоды 2012-2013 г.г. налоговым органом не представлено, срок ее взыскания истек, то пени не могут обеспечивать принудительное исполнение данных обязательств и не подлежат взысканию.
Поскольку пени имеют производный (акцессорный) характер по отношению к недоимке, то в связи с утратой возможности взыскания недоимки, налоговым органом утрачена и возможность взыскания пеней, начисленных на указанную недоимку и предъявленных к оплате в вышеуказанных требованиях.
Исходя из вышеизложенного, суд считает, что требования административного истца не подлежат удовлетворению.
Кроме того, 29.12.2017 г. вступил в силу Федеральный закон РФ «О внесении изменений в части первую и вторую налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ».
В соответствии со ст.12 указанного закона - 1. Установить, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
2. Установить, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по налогам (за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации), задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженность по штрафам, образовавшиеся на 1 января 2015 года, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, утратившими статус индивидуального предпринимателя до даты принятия такого решения.
Исходя из положений данного нормативного акта следует, что задолженность у ФИО1 по налогу, на которую начислены пени, образовалась по состоянию на 01.01.2015 г., поэтому данные обязательства являются безденежными и подлежат списанию, поэтому требования истца не подлежат удовлетворению и по данным обстоятельствам.
В соответствии со ст.194 КАС РФ 1. Если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае:1) если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 128 настоящего Кодекса;2) если имеется вступившее в законную силу решение суда по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, определение суда о прекращении производства по этому административному делу в связи с принятием отказа административного истца от административного иска, утверждением соглашения о примирении сторон или определение суда об отказе в принятии административного искового заявления…
Оснований для прекращения производства по делу не имеется, т.к. решений (определений) по административным делам о взыскании пеней с ФИО1 по налоговой недоимке за период с 01.07.2016 - 31.08.2016г. не выносилось.
Руководствуясь ст. ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции ФНС России №13 по Нижегородской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налоговым обязательствам - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение одного месяца со дня составления решения суда в окончательной форме, через Уренский районный суд.
Судья: О.В.Крутова
Решение в окончательной форме изготовлено 23 января 2018 г.
Судья: О.В.Крутова