Дело № 2а-509/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 октября 2018 года р.п. Полтавка
Полтавский районный суд Омской области в составе
председательствующего судьи Абилова А.К.,
при секретаре Соколовой О.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Полтавского района Омской области к Совету Полтавского муниципального района Омской области,
у с т а н о в и л :
Прокурор района обратился в суд с указанным административным исковым заявлением. В обоснование требований указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законов о противодействии коррупции в деятельности Совета Полтавского муниципального района в части предоставления лицами, замещающими должности муниципальной службы, муниципальными служащими сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей.
Так, было установлено, что 14.09.2015 решением окружной избирательной комиссии № 6/10 по трехмандатному избирательному округу № 4 Краснов Сергей Анатольевич избран депутатом Совета Полтавского муниципального района Омской области. Вместе с тем до настоящего времени обязанность по предоставлению сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги за 2017 год депутатом пятого созыва Красновым С.А. не исполнена.
Представитель административного истца Маркова А.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель административного ответчика – Совета Полтавского муниципального района Омской области, а также заинтересованное лицо – Краснов С.А. в судебное заседание не явились, возражений не представили. Уведомлены надлежаще.
Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.
В соответствии со ст. 3 Конституции Российской Федерации носитель суверенитета и единственный источник власти в России – её многонациональный народ, который осуществляет эту власть, в том числе через органы местного самоуправления.
В соответствии с принципом народовластия депутаты связаны волей народа (избирателей) в рамках конституционного правонаделения, действуют публично в интересах граждан. Данным положением обусловлен особый статус депутатов всех уровней, гарантий их деятельности, обязанности и ограничения, в том числе антикоррупционные требования реализации их полномочий, являющиеся неотъемлемым условием их особого статуса.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.
Согласно ч. 4 ст. 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ лица, замещающие муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супругов и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», лицом, замещающим муниципальную должность, среди прочих является депутат.
Законом Омской области от 22.03.2018 № 2060-ОЗ утвержден порядок представления отдельными категориями лиц сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и проверке достоверности и полноты данных сведений.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 2 Закона № 2060-ОЗ сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с настоящим Законом обязано представить лицо, замещающее муниципальную должность.
Пунктом 4 ч. 2 ст. 2 Закона № 2060-ОЗ установлено, что сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лицом, замещающим муниципальную должность – ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным годом.
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона № 2060-ОЗ прием сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных в соответствии со статьей 2 настоящего Закона, осуществляет руководитель органа Омской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений путем подписания справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Частью 7.1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом № 273-ФЗ и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом № 273-ФЗ, Федеральным законом № 230-ФЗ, Федеральным законом от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
Аналогичные нормы установлены в действующей редакции ч. 4.1 ст. 27 Устава Полтавского муниципального района, утвержденного решением Совета Полтавского муниципального района от 23.06.2005 № 29.
Частью 2 ст. 18 Устава установлено, что Совет муниципального района состоит из 16 депутатов, избираемых населением муниципального района на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет.
Согласно ч. 1.1 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона № 273-ФЗ лицо, замещающее муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
Федеральный закон от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» устанавливает непосредственный контроль за расходами лиц, замещающих, в том числе муниципальные должности.
Частью 10 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ определена исключительная компетенция представительного органа муниципального образования.
В силу ч. 11 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ иные полномочия представительных органов муниципального образования определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Согласно ч. 11 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что 14.09.2015 решением окружной избирательной комиссии № 6/10 по трехмандатному избирательному округу № 4 Краснов Сергей Анатольевич избран депутатом Совета Полтавского муниципального района Омской области. Вместе с тем до настоящего времени обязанность по предоставлению сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги за 2017 год депутатом пятого созыва Красновым С.А. не исполнена.
Данное нарушение послужило основанием для внесения прокурором Полтавского района 30.06.2018 в Совет Полтавского муниципального района Омской области представления № 7-07-2018/2247.
28.09.2018 на очередном заседании Совета депутатов Полтавского муниципального района на рассмотрение поставлен вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Краснова С.А.
За данное предложение проголосовало 9 депутатов, за – 1, против – 7, воздержались – 1.
Таким образом, депутатами Совета Полтавского муниципального района решение о досрочном прекращении полномочий депутата Краснова С.А. в связи с несоблюдением им обязанностей, установленных Федеральным законом № 273-ФЗ, на основании ч. 7.1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ не принято.
На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Основание прекращения полномочий депутата Совета Полтавского муниципального района Краснова С.А. в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона № 273-ФЗ является императивным, не зависящим от мнения представительного органа местного самоуправления. Дальнейшее исполнение Красновым С.А. полномочий депутата Совета Полтавского муниципального района нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на осуществление местного самоуправления.
Руководствуясь ст. ст. 178-180, 226-228 КАС РФ,
р е ш и л :
Признать незаконным бездействие Совета Полтавского муниципального района Омской области в части непринятия решения о досрочном прекращении полномочий депутата Краснова С.А. в связи с неисполнением им установленной Федеральными законами от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанности по предоставлению сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги за 2017 год.
Признать депутата Совета Полтавского муниципального района Омской области Краснова С.А. досрочно прекратившим полномочия в соответствии с требованиями части 7.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Полтавский районный суд Омской области в течение месяца.
Судья А.К. Абилов