ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-509/20 от 10.11.2020 Гусевского городского суда (Калининградская область)

№ 2а-509/2020

<...>

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Гусев 10 ноября 2020 года

Гусевский городской суд Калининградской области в составе:

председательствующего судьи Куксенко О.П.,

при секретаре Виденмаер М.В.,

с участием административного истца старшего помощника Гусевского городского прокурора Алехиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гусевского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л:

Гусевский городской прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании, размещенной на сайте <данные изъяты>, информации о возможности изготовления дубликатов проверочных пломб-индикаторов на приборы учета для их замены с предоставлением возможности приобрести проверочную пломбу-индикатор с номером испорченной пломбы, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. Административный истец указал, что Гусевской городской прокуратурой в ходе проведения мониторинга сети «Интернет» установлено, что на странице сайта <данные изъяты> размещена информация о возможности изготовления дубликатов проверочных пломб-индикаторов на приборы учета для их замены с предоставлением возможности приобрести проверочную пломбу-индикатор с номером испорченной пломбы. При этом вход на сайт свободный, регистрация пользователей для доступа к использованию ресурса сайта не требуется. Ознакомиться с содержанием сайта и скопировать материал в электронном виде может любой Интернет - пользователь. Ограничения на его передачу, копирование и распространение отсутствует. Предоставление возможности доступа к сведениям о продаже дубликатов проверочных пломб-индикаторов на приборы учета для их замены с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети «Интернет», фактически является распространением информации, способствующей совершению административных и уголовных деяний.

В судебном заседании старший помощник Гусевского городского прокурора Алехина Е.В. административные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в административном иске, пояснила, что до настоящего времени указанный сайт не внесен в реестр запрещенной информации.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Калининградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в суд представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Заслушав объяснения, исследовав письменные материалы дела, суд находит административное исковое требование подлежащим удовлетворению.

В соответствии с п. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон № 149-ФЗ) информацией признаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона № 149-ФЗ информационно-телекоммуникационная сеть – это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Пунктами 13 и 14 ст. 2 Федерального закона № 149-ФЗ определены понятия сайта в сети «Интернет», совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет») по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет»; и понятие страницы сайта в сети «Интернет» (интернет-страницы), которая определяется, как часть сайта в сети «Интернет», доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет».

Федеральным законом от 30 марта 1995 года № 37-ФЗ Российская Федерация ратифицировала Устав и Конвенцию Международного союза электросвязи, подписанные в г. Женеве 22 декабря 1992 года.

Осуществление связи с помощью «Интернета» и других телекоммуникационных сетей подпадает под определение электросвязи, данное в п. 1012 Приложения Устава Международного союза электросвязи, согласно которому электросвязь - это любая передача, излучение или прием знаков, сигналов, письменного текста, изображений и звуков или сообщений любого рода по проводной, радио, оптической или другим электромагнитным системам.

Устав Международного союза связи предусматривает, что государство вправе прервать любую частную электросвязь, которая могла бы представлять угрозу безопасности государству или противоречить его законам, общественному порядку или правилам приличия.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ).

Согласно ч.ч. 1, 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В судебном заседании установлено, что в сети «Интернет» на страницах сайта с URL-адресом: <данные изъяты>, размещена информация о возможности изготовления дубликатов проверочных пломб-индикаторов на приборы учета для их замены с предоставлением возможности приобрести проверочную пломбу-индикатор с номером испорченной пломбы.

Вход на страницу сайта свободный, регистрация пользователей для доступа к использованию ресурсов сайта не требуется. Ознакомиться с содержанием сайта и скопировать материал в электронном виде может любой Интернет-пользователь. Ограничения на их передачу, копирование и распространение отсутствуют.

В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам ипользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 предусмотрено, что потребитель коммунальных услуг обязан в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные) комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку; сохранять установленные исполнителем при вводе прибора учета в эксплуатацию или при последующих плановых (внеплановых) проверках прибора учета на индивидуальные общие (квартирные) и комнатные приборы учета электрической энергии холодной воды и горячей воды, тепловой энергии контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибоpa учета (подп. «г» п. 34 Правил). Потребитель не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления) демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета (подп. «г» п. 35 Правил).

За безучетное и бездоговорное потребление ресурсов предусмотрена гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность.

Предоставление возможности доступа к сведениям продаже дубликатов проверочных пломб-индикаторов на приборы учета для их замены с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети «Интернет», фактически является распространением информации, способствующей совершению деяний, за которые предусмотрена административная и уголовная ответственность.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ возможность ограничения доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Таким образом, вышеперечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации о возможности изготовления дубликатов проверочных пломб-индикаторов на приборы учета для их замены с предоставлением возможности приобрести проверочную пломбу-индикатор с номером испорченной пломбы с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», и необходимость ограничения доступа к данной информации, размещенной на страницах сайта с URL-адресом: <данные изъяты>

<данные изъяты>.

В силу ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено» (далее - реестр).

Согласно ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в реестр включаются:

1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в РФ запрещено;

2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено.

Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ, являются, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Согласно ч. 3 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 года № 1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – Правила).

Согласно пунктам 2, 3 Правил создание, формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в соответствии с критериями, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 года № 228, создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - единый реестр) осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

В целях ограничения доступа к страницам сайта с URL-адресом: <данные изъяты>, содержащие запрещенную информацию, в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ необходимо внести данный сайт в реестр.

На день рассмотрения дела в суде данный сайт в реестр не внесен.

Принимая во внимание, что распространение вышеуказанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, в связи с чем, доступ к сайту, где размещены указанные информационные материалы, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт.

В соответствии с ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-186, 265.5 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск Гусевского городского прокурора удовлетворить.

Признать информацию о возможности изготовления дубликатов проверочных пломб-индикаторов на приборы учета для их замены с предоставлением возможности приобрести проверочную пломбу-индикатор с номером испорченной пломбы, размещенную на страницах сайта с URL-адресом: <данные изъяты>, информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Решение является основанием для включения указателя страницы с URL-адресом: <данные изъяты> в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Гусевский городской суд Калининградской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято 13 ноября 2020 года.

Судья О.П. Куксенко