ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-509/20 от 25.05.2020 Усольского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации


25 мая 2020 года г. Усолье-Сибирское

Усольский городской суд Иркутской области в составепредседательствующего судьи Яновой О.В.,при секретаре судебного заседания Лунченко О.В.,с участием административного ответчика Сизых Н.В., представителя административного ответчика Кустос В.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 38RS0024-01-2020-000164-68 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Иркутской области к Сизых Наталье Владимировне о взыскании санкций,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральная налоговая служба № 18 по Иркутской области обратилась в суд с иском к Сизых Наталье Владимировне о взыскании санкций, в обоснование административного иска указало, что Сизых Наталья Владимировна, 18.11.1974 года рождения является плательщиком налога на доходы физических лиц.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 220 НК РФ Сизых Н.В. представила декларации по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2014-2015 гг. на бумажном носители лично в налоговую инспекцию по месту жительства.

Сизых Н.В. 22.12.2017 представила уточненную декларацию за 2014 года, в которой самостоятельно уменьшила сумму налога до 0,00 руб.

В связи с чем, сумма возмещенная налоговым органом в размере 34 296,00 руб., на расчетный счет налогоплательщика 27.05.2016 подлежит возврату в бюджет Российской Федерации.

Сизых Н.В. 22.12.2017 представила уточненную декларацию за 2015 год, в которой самостоятельно уменьшила сумму налога до 0,00 руб.

В связи с чем, сумма возмещенная налоговым органом в размере 11 160,00 руб., на расчетный счет налогоплательщика 27.05.2016 подлежит возврату в бюджет Российской Федерации.

Поскольку налогоплательщик уменьшил суммы налога до 0,00 руб., перечисленные денежные средства в размере 45 456,00 руб.: ( в том числе за 2014 год 34 296 руб., за 2015 год 11 160,00 руб.) возмещены на расчетный счет налогоплательщика неправомерно и подлежат возврату в бюджет РФ. Так как налогоплательщиком указанные денежные средства не уплачены в бюджет РФ, то на основании ст. 11 НК РФ признано недоимкой, на которую в соответствии со ст.75 НК РФ начисляются пени.

Таким образом, Сизых Н.В., начислены пени за период с 27.05.2016 по 01.07.2018 в размере 10 447,07 руб.: (45 456,00 руб. (задолженность за 2014-2015 гг.) * (1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ) * 765 дней (количество просроченных дней).

В целях досудебного урегулирования спора налогоплательщику направлено требование от 17.07.2018 № 515316, об уплате вышеуказанной суммы задолженности, которое не было исполнено.

Поскольку требование налогоплательщиком не исполнено, налоговая инспекция обратилась к мировому судебного участка № 94 г. Усолье-Сибирское и Усольского района Иркутской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Сизых Н.В., задолженности пени НДФЛ в сумме 10 447,07 руб.

09.07.2019 мировым судьей судебного участка № 94 г. Усолье-Сибирское Усольского района Иркутской области вынесен судебный приказ № 2а-3618/2019 о взыскании с Сизых Н.В., задолженности пени НДФЛ, в сумме 10 447,07 руб.

Определением от 16.07.2019 судебный приказ был отменен в связи с поступившими возражениями Сизых Н.В. относительно исполнения судебного приказа.

Ответчиком до настоящего времени требование: № 515316 от 17.07.2018 не исполнено.

Просил: взыскать с Сизых Натальи Владимировны налоговую
задолженности в сумме 10 447,07 руб. в том числе:

- пени по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ: в размере 10 447,07 руб., с зачислением на расчетный счет 40101810250048010001, Отделение г. Иркутск, БИК: 042520001, Получатель: УФК по Иркутской области (Межрайонная ИФНС России № 18 по Ирку области, ИНН 3819023623, КПП 385101001), КБК (пени) – 18210102010012100110, ОКТМО-25640153.

Представитель административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Иркутской области в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежаще, в административном иске просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Административный ответчик Сизых Н.В. и её представитель Кустос В.Ю., возражали относительно административного иска.

Выслушав участвующих лиц, обозрев материалы приказного производства № 2а-3618/2019, исследовав представленные доказательства, оценивая их в совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к следующему выводу.

Согласно части 1 статьи286Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлениемовзысканиис физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органаобуплатевзыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядоквзысканияобязательных платежей и санкций.

В соответствии со статьей57Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленныеналогии сборы.

Согласно статье3Налоговогокодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленныеналогии сборы.

Законодательствооналогахи сборах основывается на признании всеобщности и равенстваналогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачиватьналогии сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признакаминалоговили сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

Статьей23Налоговогокодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законом установленныеналоги, выполнять законные требованияналоговогооргана об устранении выявленных нарушениях законодательствао налогахи сборах.

В силу части 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В силу части 1 статьи220 Налогового кодекса Российской Федерациипри определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение имущественных налоговых вычетов, в том числе: имущественный налоговый вычет в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов на погашение процентов по целевым займам (кредитам), фактически израсходованным на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них, а также на погашение процентов по кредитам (займам), полученным от банков (либо организаций, если такие займы выданы в соответствии с программами помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшимся в сложной финансовой ситуации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации) в целях рефинансирования (перекредитования) кредитов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них (п. 4 части 1 статьи 220 НК РФ).

В соответствии со ст. 228 Налоговогокодекса Российской Федерации исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят следующие категории налогоплательщиков:

1) физические лица - исходя из сумм вознаграждений, полученных от физических лиц и организаций, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества;

- физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению, а также если иное не предусмотрено настоящей главой;

- физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации, за исключением российских военнослужащих, указанных в пункте 3 статьи 207 настоящего Кодекса, получающие доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, - исходя из сумм таких доходов;

- физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, за исключением доходов, сведения о которых представлены налоговыми агентами в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 настоящего Кодекса, - исходя из сумм таких доходов;

- физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые операторами лотерей, распространителями, организаторами азартных игр, проводимых в букмекерской конторе и тотализаторе, - исходя из сумм таких выигрышей, не превышающих 15 000 рублей;

- физические лица, получающие доходы в виде вознаграждения, выплачиваемого им как наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, а также авторов изобретений, полезных моделей и промышленных образцов;

- физические лица, получающие от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, доходы в денежной и натуральной формах в порядке дарения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 18.1 статьи 217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению;

- физические лица, получающие доходы в виде денежного эквивалента недвижимого имущества и (или) ценных бумаг, переданных на пополнение целевого капитала некоммерческих организаций в порядке, установленном Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций", за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим пункта 52 статьи 217 настоящего Кодекса;

Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 2 статьи44Налоговогокодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретногоналогаили сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательствомоналогахи сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данногоналогаили сбора.

В соответствии со статьей 11 Налоговогокодекса Российской Федерации под недоимкой понимается сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

В соответствии с пунктом 1 статьи45 Налоговогокодекса Российской Федерацииобязанность по уплатеналогадолжна быть выполнена в срок, установленный законодательствомо налогахи сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплатеналогадосрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплатеналогаявляется основанием для направленияналоговыморганом налогоплательщику требованияоб уплатеналога.

На основании статьи69 Налоговогокодекса Российской Федерациитребованиемобуплатеналогапризнается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумменалога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную суммуналога.

В силу пункта 1 статьи70 Налоговогокодекса Российской Федерациитребованиеобуплатеналогадолжно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. При выявлении недоимкиналоговыйорган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в областиналогови сборов.

Согласно статье48 Налоговогокодекса Российской Федерациив случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплатеналоганалоговыйорган вправе обратиться в суд с искомовзысканииналогав пределах сумм, указанных в требованииобуплатеналога.

Из материалов дела судом установлено, что Сизых Н.В. состояла наналоговомучете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 18 по Иркутской области и являлась плательщиком налога на доходы физических лиц на период начисления налога.

Сизых Н.В. представила декларации по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2014-2015 гг. в налоговую инспекцию по месту жительства.

В связи с чем, сумма возмещенная налоговым органом в размере 34 296,00 руб., на расчетный счет налогоплательщика 27.05.2016, подлежит возврату в бюджет Российской Федерации.

В связи с чем, сумма возмещенная налоговым органом в размере 11 160,00 руб., на расчетный счет налогоплательщика 27.05.2016 подлежит возврату в бюджет Российской Федерации.

Поскольку суммы налога уменьшены до 0,00 руб., перечисленные денежные средства в размере 45 456,00 руб.: ( в том числе за 2014 год 34 296 руб., за 2015 год 11 160,00 руб.) возмещены на расчетный счет налогоплательщика неправомерно и подлежат возврату в бюджет РФ.

Так как налогоплательщиком указанные денежные средства не уплачены в бюджет РФ, то на основании ст. 11 НК РФ признано недоимкой, на которую в соответствии со ст.75 НК РФ начисляются пени.

Таким образом, Сизых Н.В., начислены пени за период с 27.05.2016 по 01.07.2018 в размере 10 447,07 руб.: (45 456,00 руб. (задолженность за 2014-2015 гг.) * (1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ) * 765 дней (количество просроченных дней).

В целях досудебного урегулирования спора налогоплательщику направлено требование от 17.07.2018 № 515316, об уплате вышеуказанной суммы задолженности, которое не было исполнено.

Поскольку требование налогоплательщиком не исполнено, налоговая инспекция обратилась к мировому судебного участка № 94 г. Усолье-Сибирское и Усольского района Иркутской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Сизых Н.В., задолженности пени НДФЛ в сумме 10 447,07 руб.

09.07.2019 мировым судьей судебного участка № 94 г. Усолье-Сибирское Усольского района Иркутской области вынесен судебный приказ № 2а-3618/2019 о взыскании с Сизых Н.В., задолженности пени НДФЛ, в сумме 10 447,07 руб.

Определением от 16.07.2019 судебный приказ был отменен в связи с поступившими возражениями Сизых Н.В. относительно исполнения судебного приказа.

ИФНС считает, что за административным ответчиком числится задолженность пени по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ в размере 10 447,07 руб.

В соответствии с частью 6 статьи289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерациипри рассмотрении административных деловзысканииобязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованиемовзысканииобязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания длявзысканиясуммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размеравзыскиваемойденежной суммы.

Положениями части 1 статьи286Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено правоналоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлениемовзысканиис физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органаобуплатевзыскиваемойденежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядоквзыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно части 2 статьи286Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявлениео взысканииобязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Процедура и сроки взимания задолженности и пени по уплатеналоговв судебном порядке регламентированы статьей48 Налогового кодекса Российской Федерации, главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи48 Налогового кодекса Российской Федерациизаявлениеовзысканииподается в суд общей юрисдикцииналоговыморганом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требованияобуплатеналога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи48 Налогового кодекса Российской Федерациитребованиеовзысканииналога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявленоналоговыморганом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Таким образом, статьей48Налоговогокодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявленияо взысканиив порядке искового производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требованияоб уплатеналога, сбора, пеней, штрафов.

Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает определенные сроки и процедуру взимания налогов, пеней как до обращения в суд, так и в судебном порядке.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, в котором помимо прочего указывается об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога, с указанием размера пеней, начисленных на момент направления требования. Такое требование должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено ст. 70 Налогового кодекса РФ, и налогоплательщиком должно быть исполнено в течение восьми дней с даты его получения, если более продолжительный период времени для уплаты налога и пеней не указан в самом требовании (п. 1 ст. 45, п. п. 1 - 4 ст. 69, п. 1 ст. 70 Налогового кодекса РФ).

Законодатель установил также порядок взыскания недоимки, пеней в судебном порядке. В частности, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней с учетом особенностей, установленных ст. 48 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы.

Согласно п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации (Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Таким образом, законодатель установил специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому требование о взыскании налога за счет имущества физического лица предъявляется им в порядке приказного производства. В порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены только при отмене судебного приказа и не позднее шести месяцев со дня вынесения соответствующего определения суда, о чем имеются разъяснения в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2011 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 7 декабря 2011 года.

При установленных обстоятельствах суд находит не подлежащими удовлетворению требования административного истца о взыскании задолженности по налогам в размере 10 447,07 руб., в связи с пропуском срока подачи административного искового заявления.

Руководствуясь статьями 178-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В административных исковых требованиях Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Иркутской области к Сизых Наталье Владимировне о взыскании пени по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физических лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ: в размере 10 447,07 руб., с зачисление расчетный счет 40101810250048010001, Отделение г. Иркутск, БИК: 042520001 Получатель: УФК по Иркутской области (Межрайонная ИФНС России № 18 по Иркутской области, ИНН 3819023623, КПП 385101001), КБК (пени) - 18210102010012100110 ОКТМО-25640153- отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в Иркутский областной суд через Усольский городской суд.

Судья О.В. Янова

Мотивированный текст решения изготовлен 01.06.2020.