Дело № 2а-509/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 апреля 2021 года г. Кириши
Ленинградской области
Киришский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Гавриловой О.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Киришского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Будогощское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и обязании устранить допущенные нарушения,
установил:
Киришский городской прокурор, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования Будогощское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в невыполнении обязанности по организации повышения квалификации муниципальных служащих по антикоррупционной тематике, в том числе ответственных за реализацию антикорупционной политики, предусмотренной п. 3.1 Плана противодействия коррупции в администрации Будогощского городского поселения Киришского муниципального района Ленинградской области на 2021 год, утвержденного постановлением главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ№, и об обязании устранить допущенные нарушения. В обоснование требований указывает на то, что Киришской городской прокуратурой во исполнение приказа Генпрокуратуры России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об организации исполнения Национального плана противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы» (вместе с «Комплексным планом мероприятий по противодействию коррупции на 2018 - 2021 годы») проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции администрацией Муниципального образования Будогощское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области в части исполнения Плана противодействия коррупции на 2021 год и установлено, что постановлением главы администрации муниципального образования Будогощское городское поселение от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден План противодействия коррупции в муниципальном образовании Будогощское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области на 2021 год. Пунктом 3.1 указанного Плана предусмотрена организация повышения квалификации муниципальных служащих администрации Будогощского городского поселения по антикоррупционной тематике, в том числе ответственных за реализацию антикорупционной политики, в течение текущего года (по плану обучения). Согласно предоставленным данным повышение квалификации муниципальных служащих администрации Будогощского городского поселения на 2021 год по антикоррупционной тематике, в том числе ответственных за реализацию антикорупционной политики, не предусмотрено, денежные средства на финансирование данного мероприятия в бюджете муниципального образования на 2021 год не заложены. Таким образом, администрацией муниципального образования Будогощское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области не выполнена обязанность по организации повышения квалификации муниципальных служащих по антикоррупционной тематике, в том числе ответственных за реализацию антикоррупционной политики, предусмотреной п.3.1 Плана противодействия коррупции в муниципальном образовании Будогощское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области на 2021 год, утверждённого постановлением главы администрации ДД.ММ.ГГГГ№, что является препятствием для достижения результативности запланированных мероприятий в сфере противодействия коррупции. Требования прокурора направлены на обеспечение реализации администрацией муниципального образования Будогощское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области своих обязанностей, возложенных федеральным законом, неисполнение такой обязанности делает невозможным исполнение требований федерального закона № 273-ФЗ и нарушает интересы Российской Федерации, путем недостижимости задач и неисполнения функций государства в сфере борьбы с коррупцией, что может нарушить экономический интерес Российской Федерации и препятствует реализации неопределённого круга лиц своих конституционных прав и свобод.
Административный истец просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Будогощское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области, выразившееся в невыполнении обязанности по организации повышения квалификации муниципальных служащих по антикоррупционной тематике, в том числе ответственных за реализацию антикоррупционной политики, предусмотренной п. 3.1 Плана противодействия коррупции в администрации Будогощского городского поселения Киришского муниципального района Ленинградской области на 2021 год, утвержденного постановлением главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ№, и обязать администрацию муниципального образования Будогощское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать повышение квалификации муниципальных служащих по антикоррупционной тематике, в том числе ответственных за реализацию антикоррупционной политики, предусмотренной п.3.1 Плана противодействия коррупции в администрации МО Будогощское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области на 2021 год, утвержденного постановлением главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ№.
Административный истец при подаче административного иска в просительной части иска ходатайствовал о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства (л.д.5).
Административный ответчик – администрация муниципального образования Будогощское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области - направил в адрес суда отзыв на иск, согласно которому просит рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства, против удовлетворения иска не возражает (л.д. 34).
В соответствии со ст. 150, ч. 2 ст. 291 КАС РФ КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке упрощенного (письменного) производства, о чем вынес соответствующее определение от ДД.ММ.ГГГГ..
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства
В силу статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.
Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ), устанавливает, как следует из его преамбулы, основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Исходя из пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции) (подпункт "а"); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией) (подпункт "б"); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений (подпункт "в").
Федеральный закон о противодействии коррупции в части 4 статьи 5 предусматривает, что органы местного самоуправления, как и федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.
Одними из основных принципов противодействия коррупции в Российской Федерации согласно ст. 3 указанного Федерального закона являются комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер, приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.
Прокурор обратился в суд с административным иском в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределённого круга лиц, который направлен на принятие мер по предупреждению коррупции органом местного самоуправления, который в силу закона обязан осуществлять противодействие коррупции в пределах своих полномочий. Прокуратура Российской Федерации на основании Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе, органами местного самоуправления.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.12.2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.
ДД.ММ.ГГГГ принят областной закон Ленинградской области «О противодействии коррупции в Ленинградской области», который в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон) устанавливаются организационные основы предупреждения коррупции в Ленинградской области и борьбы с ней, минимизации и(или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Областного закона Ленинградской области от 17.06.2011 № 44-оз «О противодействии коррупции в Ленинградской области» профилактика коррупции - система правовых, организационных, контрольных и иных мер, направленных на предупреждение коррупции в органах государственной власти Ленинградской области, иных государственных органах Ленинградской области, органах местного самоуправления Ленинградской области по выявлению, изучению и устранению причин и условий, способствующих проявлениям коррупции в Ленинградской области
Частью 1 статьи 1, пунктом 1 статьи 4 Областного закона Ленинградской области от 17.06.2011 № 44-оз «О противодействии коррупции в Ленинградской области» установлено, что в целях реализации положений федерального законодательства об основных мерах профилактики коррупции органы местного самоуправления Ленинградской области разрабатывают и реализуют планы (программы) противодействия коррупции. План (программа) противодействия коррупции - это комплекс взаимосвязанных по времени, ресурсам и исполнителям целевых мероприятий правового, экономического, организационного и иного характера, направленных на противодействие коррупции в Ленинградской области.
Пунктом 3 ст. 5 Областного закона Ленинградской области от 17.06.2011 N 44-оз "О противодействии коррупции в Ленинградской области"
(принят ЗС ЛО ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что органы местного самоуправления Ленинградской области разрабатывают, утверждают и реализуют муниципальные планы (программы) противодействия коррупции.
Подпунктом «у» п. 8 Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, одним из основных направлений ее реализации определено повышение качества профессиональной подготовки специалистов в сфере организации противодействия и непосредственного противодействия коррупции.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Киришской городской прокуратурой во исполнение приказа Генпрокуратуры России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об организации исполнения Национального плана противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы» (вместе с «Комплексным планом мероприятий по противодействию коррупции на 2018 - 2021 годы») (л.д.10) проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции администрацией муниципального образования Будогощское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области в части исполнения Плана противодействия коррупции на 2021 год, в результате которой установлено, что постановлением главы администрации муниципального образования Будогощское городское поселение от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден План противодействия коррупции в муниципальном образовании Будогощское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области на 2021 год. Пунктом 3.1 указанного Плана предусмотрена организация повышения квалификации муниципальных служащих администрации Будогощского городского поселения по антикоррупционной тематике, в том числе ответственных за реализацию антикоррупционной политики, в течение текущего года (по плану обучения) (л.д.7).
Согласно предоставленным данным повышение квалификации муниципальных служащих администрации Будогощского городского поселения на 2021 год по антикоррупционной тематике, в том числе ответственных за реализацию антикоррупционной политики, не предусмотрено, денежные средства на финансирование данного мероприятия в бюджете муниципального образования на 2021 год не заложены (л.д.12-21).
По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ Киришской городской прокуратурой было внесено представление главе администрации муниципального образования Будогощское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области об устранении нарушений требований законодательства о противодействии коррупции, в котором городской прокурор требует в течение месяца со дня вынесения представления принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий им способствующих, рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности (л.д. 8-9).
Согласно ответу администрации муниципального образования Будогощское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения предписания, в целях устранения нарушений требований законодательства, предписание признано обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме (л.д.22), что подтверждается также протоколом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 23-24).
При установленных обстоятельствах, учитывая, что требования прокурора направлены на обеспечение реализации ответчиком своих обязанностей, возложенных на него федеральным законом, и на защиту прав неопределённого круга лиц, суд приходит к выводу о том, что заявленные Киришским городским прокурором требования подлежат удовлетворению в полном объёме.
Согласно ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
При определении срока для исполнения административным ответчиком решения суда, учитывая характер правоотношений, с учетом характера работ, подлежащих выполнению, особенностей бюджетного процесса, суд считает возможным установить срок для исполнения ответчиком решения суда в срок по ДД.ММ.ГГГГ включительно, что соответствует требованиям ст. 187 КАС РФ, признавая указанный срок разумным, обеспечивающим соблюдение баланса интересов сторон.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 293 КАС РФ, суд
решил:
требования Киришского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Будогощское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и обязании устранить допущенные нарушения удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Будогощское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области, выразившееся в невыполнении обязанности по организации повышения квалификации муниципальных служащих по антикоррупционной тематике, в том числе ответственных за реализацию антикоррупционной политики, предусмотренной п. 3.1 Плана противодействия коррупции в администрации Будогощского городского поселения Киришского муниципального района Ленинградской области на 2021 год, утвержденного постановлением главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ№.
Обязать администрацию муниципального образования Будогощское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области в срок по ДД.ММ.ГГГГ включительно организовать повышение квалификации муниципальных служащих по антикоррупционной тематике, в том числе ответственных за реализацию антикоррупционной политики, предусмотренной п. 3.1 Плана противодействия коррупции в администрации Будогощского городского поселения Киришского муниципального района Ленинградской области на 2021 год, утвержденного постановлением главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ№.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд через Киришский городской суд <адрес> в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья