ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-50/17 от 13.03.2017 Пристенского районного суда (Курская область)

№ 2а-50/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Пристенский районный суд Курской области в составе:

председательствующего судьи Воробьевой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Пристенского района Курской области Савченковой О.В. в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Пристенский сельсовет» Пристенского района Курской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Пристенский сельсовет» и возложении на главу администрации обязанностей: инициировать процедуру внесения изменений в устав муниципального образования, определить в соответствии с законодательством Российской Федерации орган, уполномоченный на осуществление полномочий в сфере муниципально-частного партнерства,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Пристенского района Курской области Савченкова О.В., действуя в интересах неопределенного круга лиц, в порядке ст. 39 КАС РФ, обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации муниципального образования «Пристенский сельсовет» Пристенского района Курской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Пристенский сельсовет» Пристенского района Курской области, выразившееся в непринятии мер по определению органа местного самоуправления, уполномоченного в соответствии с уставом муниципального образования на осуществление полномочий, предусмотренных ч.2 ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также возложении обязанностей на главу администрации муниципального образования «Пристенский сельсовет» Пристенского района Курской области: инициировать процедуру внесения изменений в устав муниципального образования в соответствии с указанным Федеральным законом и определить в соответствии с законодательством Российской Федерации орган, уполномоченный на осуществление полномочий в сфере муниципально-частного партнерства.

В обоснование указав, что в соответствии с ч. 2 ст.18 Федерального закона от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования определяет орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление полномочий в сфере муниципально-частного партнерства.

Указанные полномочия главы муниципального образования как органа общей компетенции муниципального уровня в соответствии с требованиями данной нормы закона должны быть отражены в уставе муниципального образования.

Ссылается, что проверкой, проведенной ДД.ММ.ГГГГ, прокуратурой Пристенского района установлено, что в нарушение приведенных положений законодательства, действующие в муниципальном образовании законодательные и иные акты в соответствие с требованиями Федерального закона от 13.07.2015 N 224-ФЗ не приведены, изменения в устав в части определения полномочий в сфере муниципального частного партнерства администрацией муниципального образования «Пристенский сельсовет» не приняты.

С целью устранения выявленных нарушений прокурором района в адрес главы администрации муниципального образования «Пристенский сельсовет» внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства об общих принципах организации органов местного самоуправления, которое в установленный срок не исполнено.

Считает, что администрацией муниципального образования не соблюдаются требования, установленные положениями Федерального закона № 224-ФЗ, обязывающие органы, предоставляющие муниципальные услуги, обеспечить реализацию муниципально-частного партнерства на территории указанного муниципального образования.

Подобное бездействие ущемляет права субъектов предпринимательской деятельности, делает невозможным осуществление органами местного самоуправления полномочий в названной сфере в целях привлечения инвестиций для целей строительства, реконструкции, ремонта и содержания объектов жизнеобеспечения населения муниципального образования, вследствие чего бездействие органов местного самоуправления создает предпосылки для коррупционных проявлений.

В судебное заседание представитель административного истца не явился. О слушании извещен надлежащим образом. Из представленного ходатайства следует, что административные исковые требования административный истец поддерживает в полном объеме, в связи со служебной занятостью просит дело рассмотреть в отсутствие, возражений против рассмотрения дела в упрощенном порядке не представлено.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования «Пристенский сельсовет» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Глава администрации ФИО1 направил в суд ходатайство, в котором заявленные административным истцом требования признал в полном объеме, не возражал против их удовлетворения, а также против рассмотрения дела в порядке упрощенного производства, без его участия.

Согласно ст. 292 Кодекса административного судопроизводства РФ административному ответчику направлялось определение, в котором были разъяснены особенности упрощенного (письменного) производства по административным делам, и, в частности, возможность применения правил упрощенного (письменного) производства к настоящему административному делу.

В силу п. 7 ст. 150 КАС РФ, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 7 ст. 150 КАС РФ, дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.

Проверив материалы дела, представленные сторонами заявления, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 224-ФЗ), его целью является создание правовых условий для привлечения инвестиций в экономику Российской Федерации и повышение качества товаров, работ, услуг, организация обеспечения потребителей, которые относятся к вопросам ведения органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Настоящий Федеральный закон определяет основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с подготовкой проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства, заключением, исполнением и прекращением соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, в том числе соответствующие полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления, устанавливает гарантии прав и законных интересов сторон соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве (ч.2 ст.1 Федерального закона № 224-ФЗ).

В соответствии с ч.ч. 1,2 статьи 18 Федерального закона № 224-ФЗ к полномочиям главы муниципального образования в сфере муниципально-частного партнерства относится принятие решения о реализации проекта муниципально-частного партнерства, если публичным партнером является муниципальное образование либо планируется проведение совместного конкурса с участием муниципального образования (за исключением случая, в котором планируется проведение совместного конкурса с участием Российской Федерации, субъекта Российской Федерации), а также осуществление иных полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и муниципальными правовыми актами.

При этом глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования определяет орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление ряда полномочий, в том числе: обеспечение координации деятельности органов местного самоуправления при реализации проекта муниципально-частного партнерства, согласование публичному партнеру конкурсной документации для проведения конкурсов на право заключения соглашения о муниципально-частном партнерстве, а также осуществление мониторинга реализации соглашения о муниципально-частном партнерстве и содействие в защите прав и законных интересов публичных партнеров и частных партнеров в процессе реализации соглашения о муниципально-частном партнерстве, обеспечение открытости и доступности информации о соглашении о муниципально-частном партнерстве и осуществление иных полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и муниципальными правовыми актами.

Согласно ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», уставом муниципального образования должны определяться в том числе: 2) перечень вопросов местного значения; 5) наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления.

Уставом муниципального образования регулируются иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

По данному делу установлено, что прокуратурой Пристенского района Курской области ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения действующего законодательства Российской Федерации об общих принципах организации органов местного самоуправления, в том числе исполнения требований Федерального закона от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Проверкой установлено, что в нарушение ч.2 ст. 18 Федерального закона № 224-ФЗ администрацией Пристенский сельсовет указанные полномочия не реализованы, действующие в муниципальном образовании законодательные и иные акты в соответствие с требованиями Федерального закона от 13.07.2015 N 224-ФЗ не приведены, изменения в устав в части определения полномочий в сфере муниципального частного партнерства администрацией данного муниципального образования не приняты.

С целью устранения выявленных нарушений прокурором района в адрес главы администрации муниципального образования «Пристенский сельсовет» внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства РФ об общих принципах организации органов местного самоуправления (л.д.7-10). Согласно информации главы Пристенского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ мероприятия по реализации полномочий муниципального образования в сфере муниципально-частного партнерства не проводились (л.д.11,12).

Из представленного Устава муниципального образования «Пристенский сельсовет» Пристенского района Курской области, а также решения собрания депутатов сельсовета (копия л.д. 17-22) следует, что соответствующие изменения в устав не принимались и не вносились, сведения о полномочии главы в сфере муниципально-частного партнерства в Уставе муниципального образования «Пристенский сельсовет» не отражены.

Постановлением Администрации Курской области от 11.02.2016 № 62-па «Об уполномоченном органе исполнительной власти Курской области» органам местного самоуправления Курской области рекомендовано определить орган местного самоуправления, уполномоченный в соответствии с уставом муниципального образования на осуществление полномочий, предусмотренных ч.2 ст. 18 Федерального закона № 224-ФЗ.

Согласно п.п. 2-3 ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» законность, публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся к основным принципам противодействия коррупции.

К коррупциногенному фактору в силу определения установленного п.3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 N 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» относится и отсутствие или неполнота административных процедур - ограничение прав предпринимателей при реализации органами самоуправления полномочий в инвестиционной деятельности муниципальных образований в целях привлечения инвестиций.

Механизм реализации органами местного самоуправления своих полномочий в сфере поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства установлен, в том числе положениями Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», предусматривающего формы и условия такой поддержки.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 209-ФЗ поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций.

Таким образом, бездействие администрации муниципального образования «Пристенский сельсовет» в сфере муниципально-частного партнерства ущемляет права субъектов предпринимательской деятельности, делает невозможным осуществление органами местного самоуправления полномочий в названной сфере, в целях привлечения инвестиций для целей строительства, реконструкции, ремонта и содержания объектов жизнеобеспечения населения муниципального образования, вследствие чего создает предпосылки для коррупционных проявлений, а также препятствует созданию правовых условий для привлечения инвестиций в экономику на территории муниципального образования, что нарушает права неопределенного круга лиц.

При таких обстоятельствах суд считает требования прокурора Пристенского района Курской области обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Возлагая обязанность по приведению Устава муниципального образования «Пристенский сельсовет» Пристенского района Курской области в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации», суд также считает необходимым возложить на главу администрации муниципального образования «Пристенский сельсовет» Пристенского района Курской области обязанность определить в соответствии с законодательством Российской Федерации орган, уполномоченный на осуществление полномочий в сфере муниципально-частного партнерства.

Согласно ст. 187 КАС срок для выполнения данных обязанностей суд полагает необходимым установить два месяца.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации», 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Пристенского района Курской области Савченковой О.В. удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования «Пристенский сельсовет» Пристенского района Курской области по непринятию мер по определению органа местного самоуправления, уполномоченного в соответствии с уставом муниципального образования на осуществление полномочий, предусмотренных ч.2 ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» незаконным.

Возложить обязанность на главу администрации муниципального образования «Пристенский сельсовет» Пристенского района Курской области инициировать процедуру внесения изменений в устав муниципального образования в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 №224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Возложить обязанность на главу администрации муниципального образования «Пристенский сельсовет» Пристенского района Курской области в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу определить в соответствии с законодательством Российской Федерации орган, уполномоченный на осуществление полномочий в сфере муниципально-частного партнерства.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Пристенский районный суд Курской области в течение пятнадцати дней со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий (подпись) Е.Н. Воробьева