ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-50/20 от 03.03.2020 Шацкого районного суда (Рязанская область)

Дело № 2а-50/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Шацк Рязанской области 03 марта 2020 года

Шацкий районный суд Рязанской области в составе:

председательствующего судьи Корнеевой С.А.,

при секретаре Балаян А.В.,

с участием прокурора – помощника прокурора Шацкого района Рязанской области Морозовой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску прокурора Шацкого района Рязанской области в интересах неопределенного круга лиц к Министерству транспорта и автомобильных дорог Рязанской области о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Шацкого района Рязанской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Министерству транспорта и автомобильных дорог Рязанской области о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действия. Указанные требования построены на положениях ч.2 ст.4, ст.18 Конституции РФ, ст.ст.2, 3, 6, 12, 24 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ч.2 ст.2 Гражданского кодекса РФ, Положения о министерстве транспорта и автомобильных дорог Рязанской области, утвержденного Постановлением Правительства Рязанской области от 21.01.2009 г. № 7, Конституции РФ, ст.39 Кодекса об административном судопроизводстве РФ. Указывают, что прокуратурой Шацкого района Рязанской области по информации государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Шацкий» проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения на участках автомобильных дорог: <адрес>.

В ходе проверки установлено, что автомобильные дороги «от автодороги <адрес>, идентификационный номер протяженностью ... км, и <адрес>, идентификационный номер , протяженностью ... км, включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Рязанской области с присвоением им идентификационных номеров, утвержденный Постановлением Правительства Рязанской области от 17.07.2007 г. №184.

Участки автомобильных дорог <адрес>, а также участки протяженностью ... за пределами данного населенного пунктов, не оборудованы стационарным электрическим освещением.

Доказательствами данных нарушений является информация государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Шацкий» от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, нарушение требований ГОСТа Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» в части отсутствия стационарного электрического освещения на участках автомобильных дорог «от автодороги <адрес>, идентификационный номер , и <адрес>, идентификационный номер , проходящих по населенному пункту – <адрес>, а также на их участках протяженностью ... за пределами данного населенного пункта, влечет за собой нарушение прав и охраняемых законом интересов граждан на безопасность дорожного движения.

На основании изложенного прокурор Шацкого района Рязанской области просит суд признать бездействие Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области, выразившееся в непринятии мер по установлению стационарного электрического освещения по нормам, регламентированным СП 52.13330.2016 «Свод правил. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95» на участках автомобильных дорог <адрес>, идентификационный номер , и <адрес>, идентификационный номер , проходящих по населенному пункту – <адрес>, а также на их участках протяженностью ... за пределами данного населенного пункта, незаконным; обязать Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области устранить выявленные нарушения, установить стационарное электрическое освещение по нормам, регламентированным СП 52.13330.2016 «Свод правил. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95» на участках автомобильных дорог <адрес>, идентификационный номер , и <адрес>, идентификационный номер , проходящих по населенному пункту – <адрес>, а также на их участках протяженностью ... за пределами данного населенного пункта в течение 26 месяцев со дня вынесения решения.

От административного ответчика – Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области поступил отзыв на административные исковые требования. В указанном отзыве административный ответчик указал следующее. Автомобильные дороги <адрес> общей протяженностью ... км, идентификационный номер , и <адрес>, общей протяженностью ... км, идентификационный номер являются автодорогами общего пользования межмуниципального значения и находятся в собственности Рязанской области. Ссылается на создание ГКУ Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области», к которому перешли права и обязанности министерства, и которому государственное имущество Рязанской области – автомобильные дороги, в том числе и автодороги от автодороги <адрес> переданы в оперативное управление в соответствии с приказом Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ. и от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, пролагают, что министерство является ненадлежащим ответчиком по настоящему административному исковому заявлению. Для исполнения ранее вынесенных решений судов по однородным делам требуется выделение денежных средств, о чем было направлено письмо в Минфин Рязанской области, однако в выделении дополнительного финансирования было отказано. Указывает, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Далее указывают, что в соответствии с нормами Бюджетного кодекса РФ бюджетная система РФ основана на принципе самостоятельности бюджетов, который означает право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с Бюджетным кодексом РФ самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов. То есть, исходя из принципа разделения властей, вмешательство в хозяйственную, финансовую деятельность органов государственной власти субъектов РФ, которые самостоятельно определяют формы и направления расходования средств бюджета, по исполнению установленных полномочий, недопустимо. Статьей 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определен перечень основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения, реализованной в положениях ст.10 Закона, посвященных программам обеспечения безопасности дорожного движения. Названной нормой предусмотрено, что в целях реализации государственной политики в области безопасности дорожного движения разрабатываются федеральные, региональные и местные программы, направленные на сокращение количества дорожно-транспортных происшествий и снижении ущерба от этих происшествий. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.11.2009г. № 928 в случае если предусмотренный на содержание автомобильных дорог размер средств федерального бюджета на очередной финансовый год и последующие периоды ниже потребности, определенной в соответствии с нормативами денежных затрат на ремонт и содержание автомобильных дорог, утвержденными Правительством Российской Федерации, организациями разрабатываются сметные расчеты, в которых определяются виды и периодичность проведения работ по содержанию автомобильных дорог. На основании вышеизложенного административный ответчик просит в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать.

В судебном заседании прокурор Морозова В.В. поддержала предъявленные требования.

Представитель административного ответчика Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени проведения судебного заседания извещены надлежащим образом.

Заслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.

Под обеспечением безопасности дорожного движения законодателем понимается деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий, а основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения, среди прочего, являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности и соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения (ст.ст. 1, 2, 3 Федерального закона).

Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Как следует из положений ст.6 Федерального закона от 10.12.1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 г. №270-ст был утвержден национальный стандарт ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», который распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенных для повышения удобства и безопасности дорожного движения (далее – ГОСТ Р 52766-2007).

Пунктом 4.6.1.1 ГОСТа Р 52766-2007 установлено, что участки автомобильных дорог, проходящие по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м, предусматривают стационарное электрическое освещение по нормам, регламентированным СП 52.13330.2016 «Свод правил. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95».

Как следует из материалов дела: информации государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Шацкий» М.С.И. от ДД.ММ.ГГГГ акта государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Шацкий» М.С.И. о выявлении недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от ДД.ММ.ГГГГ, и установлено в судебном заседании, в ходе проведенной проверки обследования установлено, что на участках автомобильных дорог <адрес>, идентификационный номер и <адрес>, идентификационный номер , проходящих по населенному пункту – <адрес>, а также на их участках протяженностью ... за пределами данного населенного пункта, было выявлено отсутствие стационарного электрического освещения, что не соответствует требованиям пункта 4.6.1.1 ГОСТа Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования». Данные обстоятельства не оспариваются и со стороны административного ответчика.

Согласно Постановления Правительства Рязанской области от 17.07.2007 N 184 приложение № 2 участки автомобильных дорог «от автодороги <адрес>, идентификационный номер , протяженностью ... км, и <адрес>, идентификационный номер , протяженностью ... км, проходящих по населенному пункту – <адрес>, внесены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Рязанской области с присвоением им идентификационных номеров.

Согласно ч.2 ст.17 Конституции Российской Федерации, основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

В соответствии со ст.18 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Отсутствие освещения дорожного покрытия является нарушением требований ГОСТа Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» в части отсутствия стационарного электрического освещения на участках автомобильных дорог «от автодороги <адрес> идентификационный номер , и <адрес>, идентификационный номер , проходящих по населенному пункту – <адрес>, а также на их участках протяженностью ... за пределами данного населенного пункта, затрагивает интересы неопределенного круга лиц, участвующих в дорожном движении, влечет за собой нарушение прав и охраняемых законом интересов граждан на безопасность дорожного движения, а также представляет реальную угрозу не только для безопасности движения автомобильного транспорта, но и для жизни и здоровья граждан – пешеходов, из-за высокой вероятности наступления несчастных случаев.

Согласно п.1 раздела 1 Положения о министерстве транспорта и автомобильных дорог Рязанской области, утвержденного Постановлением Правительства Рязанской области от 21.01.2009 №7, Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области (далее- Министерство) является центральным исполнительным органом государственной власти Рязанской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Рязанской области в сфере транспорта, использования автомобильных дорог, осуществления дорожной деятельности и организации дорожного движения, проводящим государственную политику, осуществляющим межотраслевое управление и координирующим деятельность в указанной сфере иных центральных и территориальных исполнительных органов государственной власти Рязанской области, государственных учреждений Рязанской области.

В соответствии с п.п.1, 2 раздела 2 Положения Министерство создано в целях реализации государственной политики Рязанской области в сфере транспорта, использования автомобильных дорог, осуществления дорожной деятельности и организации дорожного движения в Рязанской области.

Основными задачами Министерства, в том числе, являются: определение основ функционирования автомобильных дорог Рязанской области, их использования, осуществления дорожной деятельности в интересах государства, собственников автомобильных дорог, пользователей автомобильными дорогами; совершенствование государственного управления в сфере транспорта, использования автомобильных дорог, осуществления дорожной деятельности и организации дорожного движения по удовлетворению потребности населения, государства в транспортных перевозках, по обеспечению сохранности и развития автомобильных дорог Рязанской области;

Таким образом, Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области является распорядителем денежных средств в сфере транспорта, использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, и организации дорожного движения, и обязанность по организации дорожного движения и повышению ее безопасности на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения лежит на нем.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что обязанность по организации наружного освещения на спорных участках автомобильных дорог должна быть возложена на ответчика.

Рассматривая довод Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области о том, что автомобильная дорога от автомобильной дороги <адрес> общей протяженностью ... км, идентификационный номер , и <адрес>, общей протяженностью ... км, идентификационный номер – автодороги общего пользования межмуниципального значения, находится в собственности Рязанской области, но переданы в оперативное управление ГКУ Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области», суд исходит из следующего.

В соответствии с п.2 ст.15 Федерального закона от 08.11.2007 г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. На территории Рязанской области исполнительно-распорядительную деятельность в сфере использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности осуществляет Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области.

Согласно Распоряжению Правительства Рязанской области от 11.09.2018 г. № 431-р, целью деятельности учреждения является обеспечение реализации полномочий Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области в сфере использования автомобильных дорог, осуществления дорожной деятельности и организации дорожного движения на территории Рязанской области, что не прекращает полномочия Министерства в указанной сфере. Выбор способа осуществления государственным органом полномочий (делегирование полномочий, создание специализированной организации и прочее) не освобождает его от ответственности за неисполнение этих обязанностей. Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области в отношении ГКУ Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области» исполняет функции и полномочия учредителя.

Из указанного распоряжения не следует, что административный ответчик освобожден от исполнения каких-либо обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения в соответствии с действующим законодательством на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении исполнительно-распорядительной деятельности в сфере использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности. Административный ответчик вправе реализовывать свои законные полномочия любым не запрещенным законом способом.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что обязанность по организации наружного освещения на спорных участках автомобильных дорог должна быть возложена именно на административного ответчика – Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области, а доводы о том, что административный ответчик является ненадлежащим ответчиком являются несостоятельными.

Утверждения со стороны административного ответчика, которые сводятся к вопросам отсутствия финансирования, не являются основанием для неисполнения требований действующего законодательства и не освобождают административного ответчика от исполнения обязанности по осуществлению дорожной деятельности, в том числе, по устранению нарушений, угрожающих безопасности дорожного движения.

Доводы о том, что вмешательство в хозяйственную, финансовую деятельность органов государственной власти субъектов РФ, которые самостоятельно определяют формы и направления расходования средств бюджета, по исполнению установленных полномочий, недопустимо, суд не принимает во внимание, так как они не основаны на законе.

Согласно подп.6,9 п.1 раздела 1 Положения о министерстве транспорта и автомобильных дорог Рязанской области, утвержденного Постановлением Правительства Рязанской области от 21.01.2009 №7, в полномочия Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области входят: планирование транспортной и дорожной деятельности и разработка государственных программ в сфере транспорта, использования автомобильных дорог, осуществления дорожной деятельности и организации дорожного движения на территории Рязанской области, финансируемых за счет средств областного бюджета, субсидий федерального бюджета и иных, не запрещенных действующим законодательством, источников; разработка нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог и правил расчета размера ассигнований областного бюджета на указанные цели с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог в соответствие с требованиями технических регламентов.

Принимая во внимание установленный ст.3 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» принцип программно-целевого подхода к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения, суд считает, что незаконное бездействие по необеспечению оборудования в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» стационарными источниками электрического освещения на указанных участках автомобильных дорог допущено именно Министерством транспорта и автомобильных дорог Рязанской области. В связи с чем обязанность по приведению этих участков автомобильных дорог в соответствие с указанными требованиями должна быть возложена именно на административного ответчика.

Разрешая вопрос об установлении срока для проведения работ по устройству дорожного освещения на участках автомобильных дорог <адрес>, идентификационный номер , и , идентификационный номер , проходящих по населенному пункту – <адрес>, а также на их участках протяженностью ... за пределами данного населенного пункта, суд, с учетом письменных пояснений административного ответчика, приходит к выводу, что испрашиваемый административным истцом срок в 26 месяцев со дня вынесения решения является разумным и достаточным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск прокурора Шацкого района Рязанской области в интересах неопределенного круга лиц к Министерству транспорта и автомобильных дорог Рязанской области о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению действий удовлетворить полностью.

Признать бездействие Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области, выразившееся в непринятии мер по установлению стационарного электрического освещения по нормам, регламентированным СП 52.13330.2016 «Свод правил. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95» на участках автомобильных дорог <адрес>, идентификационный номер и <адрес>, идентификационный номер , проходящих по населенному пункту – <адрес>, а также на их участках протяженностью ... за пределами данного населенного пункта, незаконным.

Обязать Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области в течение двадцати шести месяцев со дня вынесения решения суда устранить выявленные нарушения, а именно - установить стационарное электрическое освещение по нормам, регламентированным СП 52.13330.2016 «Свод правил. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95» на участках автомобильных дорог <адрес>, идентификационный номер , и <адрес>, идентификационный номер , проходящих по населенному пункту – <адрес>, а также на их участках протяженностью ... за пределами данного населенного пункта.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Шацкий районный суд Рязанской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: судья С.А. Корнеева