Дело № 2а-50/2016 (2а-715/2015)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ковдор 20 января 2016 г.
Ковдорский районный суд Мурманской области
в составе председательствующего судьи Фадеевой Г.Г.
при секретаре Рыловой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области к Ковдорской районной общественной организации «Добровольная народная дружина» о признании общественного объединения прекратившим деятельность в качестве юридического лица и исключении сведений об общественном объединении из государственного реестра,
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области обратилось в суд с иском к Ковдорской районной общественной организации «Добровольная народная дружина» о признании общественного объединения прекратившим деятельность в качестве юридического лица и исключении сведений об общественном объединении из государственного реестра.
В обоснование заявленных требований указали, что <дд.мм.гг> Управлением Федеральной регистрационной службы по Мурманской области зарегистрирована Ковдорская районная общественная организация «Добровольная народная дружина». <дд.мм.гг> уполномоченному лицу указанной общественной организации вручена памятка о необходимости представления ежегодной отчетности в установленный срок.
В нарушение Федерального закона «Об общественных объединениях» № 82-ФЗ от 19.05.1995, Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 29.03.2010 № 72 «Об утверждении форм отчетности о деятельности некоммерческих организаций», Ковдорская районная общественная организация «Добровольная народная дружина» не представила в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области отчет по форме <№> за <дд.мм.гг> и <дд.мм.гг> годы и информацию (уведомление) о продолжении своей деятельности в <дд.мм.гг> годах.
<дд.мм.гг> Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области в адрес Ковдорской районной общественной организации «Добровольная народная дружина» направлено предупреждение о недопустимости нарушений действующего законодательства Российской Федерации, которым обязало общественную организацию в срок до <дд.мм.гг> представить указанные отчеты и информацию (уведомление) о продолжении своей деятельности. Требование выполнено.
Кроме того, в нарушение Федерального закона «Об общественных объединениях» Ковдорская районная общественная организация «Добровольная народная дружина» не представила в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области отчет по форме <№> за <дд.мм.гг> и <дд.мм.гг> годы, и информацию (уведомление) о продолжении своей деятельности в <дд.мм.гг> годах. Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области в адрес административного ответчика <дд.мм.гг> направлено предупреждение о недопустимости нарушений действующего законодательства Российской Федерации, которым обязало общественную организацию в срок до <дд.мм.гг> представить отчет по форме <№> за <дд.мм.гг> и <дд.мм.гг> года и информацию (уведомление) о продолжении совей деятельности в <дд.мм.гг> годах. Требование не выполнено. Постановлением мирового судьи от <дд.мм.гг> Ковдорская районная общественная организация «Добровольная народная дружина» признана виновной в совершении административного правонарушения, по основаниям ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере * рублей. Требования Управления не выполнены.
Ковдорская районная общественная организация «Добровольная народная дружина» продолжает нарушать требования законодательства Российской Федерации и не представило в установленный срок (до 15 апреля года, текущего за отчетным) отчет по форме <№> за <дд.мм.гг> год и информацию (уведомление) о продолжении своей деятельности в <дд.мм.гг> году.
Кроме того, согласно данным, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, адрес (место нахождения) Ковдорской районной общественной организации «Добровольная народная дружина»: <адрес>. Однако корреспонденция, направляемая Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по указанному адресу, возвращается в связи с истечением срока хранения. Уполномоченными лицами общественной организации не обеспечивается получение почтовой корреспонденции.
<дд.мм.гг> Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области в адрес административного ответчика и руководителя организации за нарушение вышеназванных требований законодательства Российской Федерации вынесено письменное предупреждение с указанием допущенных нарушений и срока их устранения. Управление обязало в срок до <дд.мм.гг> представить отчет по форме <№> за <дд.мм.гг> года и информацию (уведомление) о продолжении деятельности в <дд.мм.гг> годах, а также пакет документов для внесения изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, в части адреса (места нахождения) организации. Однако корреспонденция вернулась в Управление в связи с истечением срока хранения. Требования Управления не выполнены.
По этим основаниям просят признать Ковдорскую районную общественную организацию «Добровольная народная дружина» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц, взыскать с ответчика государственную пошлину.
Определением суда от <дд.мм.гг> к участию в деле в качестве представителя административного ответчика привлечен председатель Совета Ковдорской районной общественной организации «Добровольная народная дружина» - Федоров А.А., в качестве заинтересованных лиц – учредители Ковдорской районной общественной организации «Добровольная народная дружина»: Олейник А.Б., Подфигурный Ю.С., а также руководящий орган общественной организации – Совет Ковдорской районной общественной организации «Добровольная народная дружина».
Представитель административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области в судебное заседание не явился, о времени и месте ее проведения извещен, в заявлении просили о рассмотрении дела в их отсутствие, сообщили, что выявленные нарушения норм законодательства Российской Федерации до настоящего времени не устранены.
Представитель административного ответчика Ковдорской районной общественной организации «Добровольная народная дружина» (представитель руководящего органа общественной организации – Совета Ковдорской районной общественной организации «Добровольная народная дружина») Федоров А.А. о дате, времени и месте судебного заседания извещен, иск признал, дело просил рассмотреть в его отсутствие.
Заинтересованные лица Олейник А.Б., Подфигурный Ю.С. о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, дело просили рассмотреть в их отсутствие, с иском согласны.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что административный иск подлежит удовлетворению.
В соответствии с Положением об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, утвержденным Приказом Минюста России от 03 марта 2014 года № 26, к основным задачам Управления отнесены, в том числе, осуществление деятельности в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, политических партий, религиозных организаций.
Как следует из пункта 6 данного Положения, Управление осуществляет следующие полномочия: принимает решение о государственной регистрации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений и их структурных подразделений, местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, религиозных учреждений и организаций, образованных указанными централизованными религиозными организациями, а также иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций); выдает зарегистрированной некоммерческой организации свидетельство о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц, полученное от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц, а также свидетельство о государственной регистрации, подтверждающие факт государственной регистрации региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций, а также иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций); осуществляет контроль за соблюдением региональными отделениями и иными структурными подразделениями политических партий законодательства Российской Федерации и соответствием их деятельности положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий; за соответствием деятельности общественных объединений и их структурных подразделений, осуществляющих деятельность на территории одного субъекта Российской Федерации, их уставным целям; ведет реестр зарегистрированных некоммерческих организаций, в том числе отделений и иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений и их структурных подразделений, местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, религиозных учреждений и организаций, образованных указанными централизованными религиозными организациями, а также иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций) в соответствующем субъекте Российской Федерации; обращается в суд с заявлениями о ликвидации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица (подпункты 63-65, 69, 74).
Так, по правилам подпункта 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
В соответствии со статьей 44 Федерального закона «Об общественных объединениях» одним из оснований ликвидации общественного объединения являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.
В соответствии с абз. 7 ч. 1 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п.п. «а» п. 2 Постановления Правительства РФ от 15.04.2006 № 212 "О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" некоммерческая организация, если иной порядок не установлен федеральными законами об отдельных видах некоммерческих организаций, представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений (далее - уполномоченный орган), или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Форма отчета об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании (ОН0003) утверждена Приказом Минюста РФ от 29.03.2010 № 72.
В соответствии с абз. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано ежегодно информировать орган, принявший решение о его государственной регистрации, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственной реестр юридических лиц.
Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц (абз. 10 ч. 1 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях»).
Как усматривается из материалов дела, <дд.мм.гг> в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о Ковдорской районной общественной организации «Добровольная народная дружина» (л.д. 20).
В нарушение вышеназванных требований законодательства Ковдорская районная общественная организация «Добровольная народная дружина» в установленные сроки не представила в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области отчет по форме <№> за <дд.мм.гг> годы и информацию (уведомление) о продолжении своей деятельности в <дд.мм.гг> годах.
<дд.мм.гг>, <дд.мм.гг>, <дд.мм.гг> Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области ответчику было направлено предупреждение с требованием в указанный в предупреждениях срок представить отчеты по форме <№> за <дд.мм.гг> годы, информацию (уведомления) о продолжении своей деятельности в <дд.мм.гг> года (л.д. 27-29, 33-35, 49-52).
Отчеты по форме <№> за <дд.мм.гг> года, информация (уведомления) о продолжении своей деятельности в <дд.мм.гг> годы административным ответчиком представлена по предупреждению от <дд.мм.гг>.
Требование Управления Министерства юстиции Российской Федерации о предоставлении отчетов по форме <№> за <дд.мм.гг> годы, информации (уведомления) о продолжении своей деятельности в <дд.мм.гг> года до настоящего времени Ковдорской районной общественной организацией «Добровольная народная дружина» не исполнено.
Предупреждения от <дд.мм.гг>, <дд.мм.гг> в вышестоящий орган или суд не обжаловалось.
Постановлением мирового судьи судебного участка Ковдорского судебного района от <дд.мм.гг> Ковдорская районная общественная организация «Добровольная народная дружина» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере * рублей (л.д. 44-48).
Таким образом, судом установлено, что Ковдорская районная общественная организация «Добровольная народная дружина» систематически, с <дд.мм.гг> года по настоящее время, не выполняла указанных обязанностей юридического лица, установленных статей 29 Федерального закона «Об общественных объединениях».
Кроме того, в соответствии ч. 2 ст. 54 Гражданского кодекса РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.
Согласно подпункту «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Едином государственном реестре юридических лиц должны содержаться достоверные сведения об адресе (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
Судебная корреспонденция, направляемая Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области в адрес организации, возвращалась в связи с истечением срока хранения.
До настоящего времени сведения о Ковдорской районной общественной организации «Добровольная народная дружина» содержатся в ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области и в Едином государственном реестре юридических лиц, в связи с чем, общественное объединение обладает статусом юридического лица.
Таким образом, установленные судом нарушения Ковдорской районной общественной организации «Добровольная народная дружина» федерального законодательства, являются неоднократными и грубыми, что влечет в соответствии со статьей 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» ответственность организации в виде признания данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица.
Каких-либо доводов и доказательств, опровергающих доводы Истца, суду не представлено.
Учитывая изложенное, иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области подлежит удовлетворению, признание иска представителем административного ответчика Ковдорской районной общественной организации «Добровольная народная дружина» (представителем руководящего органа общественной организации – Совета Ковдорской районной общественной организации «Добровольная народная дружина») Федоровым А.А. подлежит принятию судом.
Согласно части 1 статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Таким образом, учитывая, что Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области, в силу статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, освобождено от уплаты государственной пошлины, составляющей по делу * рублей, указанная государственная пошлина должна быть взыскана, в доход муниципального образования Ковдорский район, с ответчика Ковдорской районной общественной организации «Добровольная народная дружина», не освобожденной от уплаты государственной пошлины.
Оснований, предусмотренных частью 3 статьи 264 КАС Российской Федерации, для немедленного исполнения решения, судом не установлено.
Руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области к Ковдорской районной общественной организации «Добровольная народная дружина» о признании общественного объединения прекратившим деятельность в качестве юридического лица и исключении сведений об общественном объединении из государственного реестра – удовлетворить.
Признать Ковдорскую районную общественную организацию «Добровольная народная дружина» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица.
Исключить сведения о Ковдорской районной общественной организации «Добровольная народная дружина» из Единого государственного реестра юридических лиц.
Взыскать с Ковдорской районной общественной организации «Добровольная народная дружина» государственную пошлину в доход муниципального образования Ковдорский район в размере * рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд подачей жалобы через Ковдорский районный суд в течение месяца со дня принятия решения.
Председательствующий Г.Г. Фадеева