Дело №... КОПИЯ
Мотивированное решение суда оглашено ДД.ММ.ГГГГ
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
224 гарнизонный военный суд в составе председательствующего судьи Долганиной Н.В., при секретаре судебного заседания ФИО 2, с участием представителя административного истца – ФИО 3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части №... -2 <звание>ФИО 1 о признании незаконными и подлежащими отмене отдельных пунктов составленного Межрегиональным управлением Контрольно-финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации (по Военно-Морскому Флоту) (далее - МУКФИ) Акта контрольных мероприятий по отдельным вопросам финансово-экономической и хозяйственной деятельности войсковой части №... -2 от ДД.ММ.ГГГГ №... (далее - Акта),
У С Т А Н О В И Л:
<звание> 2 ранга ФИО 1 обратился в военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными абзац 5 пункта 4.2.1 Раздела 4 и абзац 7 пункта 1.2 Раздела «Выводы» Акта контрольных мероприятий по отдельным вопросам финансово-экономической и хозяйственной деятельности войсковой части №... -2 от ДД.ММ.ГГГГ №... и обязать Межрегиональное управление ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Военно-Морскому флоту) исключить их из названного Акта, а также изменить пункт 4 Раздела «Предложения», уменьшив сумму ущерба на 246 575 рублей 32 копеек.
Административный истец, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не прибыл и через своего представителя просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представитель административного истца – ФИО 3 в судебном заседании названные требования поддержал и пояснил, что вывод о причинении воинской части ущерба в размере 246 575 рублей 32 копеек является необоснованным. Сославшись на Тарифно-квалификационные характеристики по общеотраслевым профессиям рабочих, утв. Постановлением Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №... , и на выполнение сторожами, указанными в приложении №... к Акту, обязанностей старших по смене, указал, что 2-й разряд им был установлен обоснованно. Вывод ревизионной группы о том, что 2-й разряд сторожам не мог быть установлен, поскольку в соответствии со штатом войсковой части №... -2 №... в подразделениях сторожевой охраны имелись начальники смен, является необоснованным.
Административный ответчик - Межрегиональное управление ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Военно-Морскому Флоту), надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не прибыл, через своего представителя просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменных возражениях его представитель ФИО 4 требования административного истца не признал, сославшись на Тарифно-квалификационные характеристики по общеотраслевым профессиям рабочих, утв. Постановлением Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №... , и указав, что в ходе контрольных мероприятий и при рассмотрении возражений войсковой частью №... -2 на Акт документы, свидетельствующие о выполнение сторожами, указанными в приложении №... к Акту, обязанностей старших по смене должностными лицами воинской части не представлялись. С учетом наличия в штате воинской части начальников смен в подразделениях сторожевой охраны и отсутствия документов, подтверждающих фактическое исполнение обязанностей старших смен, полагал выводы, изложенные в Акте, правомерными.
Административный ответчик - Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес> и <адрес> » (далее – ФКУ «УФО МО РФ по <адрес> и <адрес> »), надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не прибыл и через своего представителя просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав объяснения представителя административного истца, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
На основании Плана контрольных мероприятий Контрольно-финансовой инспекции Минобороны России на ДД.ММ.ГГГГ год, утвержденного заместителем Министра обороны ДД.ММ.ГГГГ , приказами начальника МУКФИ от ДД.ММ.ГГГГ №... и от ДД.ММ.ГГГГ №... было назначено проведение контрольных мероприятий по проверке отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности войсковой части №... -2 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ревизионной группой в составе работников МУКФИ.
По итогам контрольных мероприятий составлен Акт от ДД.ММ.ГГГГ №... .
Из содержания абзаца 5 пункта 4.2.1 Раздела 4 и абзаца 7 пункта 1.2 Раздела «Выводы» Акта следует, что в нарушение пункта 5 раздела I Положения о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утв. Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ №... «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 583», пункта 10 Главы III Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утв. Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ №... «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 583», требований Тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым профессиям рабочих,
утв. постановлением Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №... , установленные тарифные ставки сторожам команд охраны и других подразделений склада комплексного хранения материально-технических средств не соответствовали тарифно-квалификационным характеристикам по общеотраслевым профессиям рабочих, а именно: установлена тарифная ставка по II группе оплаты труда, как сторожам, исполняющим обязанности старшего смены. В соответствии со штатом войсковой части №... -2 №... в подразделениях сторожевой охраны имелись начальники смен. В приказах командира войсковой части №... -2 об организации караульной и внутренней службы и в табелях по постам на объектах, находившихся под охраной подразделений сторожевой охраны и сторожей других подразделений, где по штату были включены должности сторожей, отсутствовали в составе сторожевых групп старшие смены. Вследствие данного нарушения произведена неположенная выплата (переплата) должностных окладов лицам гражданского персонала в размере 246 575 рублей 32 копеек, в связи с чем данное нарушения квалифицировано как ущерб. На основании вышеизложенного, в соответствии с пунктами 2, 3, 4 Раздела «Предложения» Акта командованию воинской части предложено по этим обстоятельствам провести административные расследования, представить копии приказов (выписки) о назначении расследований и их результатах, издать приказ о внесении сумм ущерба от незаконных расходов, недостач, переплат и неположенных выплат в книгу учета недостач, а также принять решения по устранению нарушений и возмещению ущерба.
Приложение №... к Акту содержит справку-расчет неположенной выплаты (переплаты) должностных окладов сторожам войсковой части №... -2, который сторонами не оспаривался.
С данным Актом и приложением был ознакомлен и получил их копию командир войсковой части №... -2 ФИО 1, который направил начальнику МУКФИ свои возражения по вышеуказанным в Акте обстоятельствам.
Комиссия МУКФИ, рассмотрев эти возражения, оставила их без удовлетворения, о чем составила протокол №... от ДД.ММ.ГГГГ .
По результатам проведенных в войсковой части №... -2 контрольных мероприятий по отдельным вопросам финансово-экономической и хозяйственной деятельности, административный истец за упущения в работе приказом командира войсковой части №... от ДД.ММ.ГГГГ №... привлечен к дисциплинарной ответственности (объявлен выговор).
Как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ №... -О, в силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности только истец определяет, защищать ему или нет свое нарушенное или оспариваемое право, к кому предъявлять иск и в каком объеме требовать от суда защиты.
Соответственно, суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен истцом, за исключением случаев, прямо определенных в законе.
Исходя из широкой диспозитивности поведения административного истца, именно последний наделен исключительным правом на формирование предмета судебной проверки, в пределах компетенции соответствующего суда. Следовательно, суд рассматривает требования административного истца так, как они сформулированы последним в административном исковом заявлении.
Согласно штату войсковой части №... -2, трудовым договорам гражданского персонала, выписок из приказов командира войсковой части №... -2 о принятии гражданского персонала и установлении им должностного оклада, личным карточкам работников и пояснениям представителя административного истца, сторожам, указанным в приложении №... к Акту, установлена тарифная ставка по II группе оплаты труда, как сторожам, исполняющим обязанности старших смены.
Согласно статье 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с пунктами 5, 6 раздела I Положения о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утв. Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ №... (действовавшее до ДД.ММ.ГГГГ ), размеры тарифных ставок рабочим организаций Вооруженных Сил и структурных подразделений бюджетных учреждений и воинских частей, осуществляющих производственную деятельность, устанавливаются исходя из групп по размерам тарифных ставок, соответствующих присвоенному согласно Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих (ЕКТС) квалификационному разряду. Рабочим других бюджетных учреждений и воинских частей тарифные ставки устанавливаются руководителем бюджетного учреждения (воинской части) в размерах, предусмотренных для соответствующей группы по размерам тарифных ставок (таблицы N 84 и 85 раздела II приложения N 1 к настоящему приказу).
Согласно пункту 10 Главы III Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утв. Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ №... , размеры тарифных ставок рабочих воинских частей и организаций устанавливаются исходя из групп по размерам тарифных ставок, соответствующих присвоенному согласно Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих (ЕТКС) квалификационному разряду, а также в зависимости от сложности выполняемой работы, напряженности нормированных заданий и норм обслуживания.
В соответствии с п. 1 Примечания к таблице 84 Раздела II Размеров должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной и редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утв. Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ №... (действовавшее до ДД.ММ.ГГГГ ), а также п. 1 Примечания к таблице 102 Главы VII Размеров должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утв. Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ №... , конкретная группа тарифных ставок по профессиям рабочих, указанным в данных таблицах, устанавливается в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками в зависимости от разряда выполняемых работ.
Тарифно-квалификационные характеристики предназначены для установления разряда рабочим по сложности выполняемых ими работ.
Тарифно-квалификационными характеристиками по общеотраслевым профессиям рабочих, утв. постановлением Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №... , установлено, что сторожам устанавливается 1-й разряд, при выполнении обязанностей старшего по смене - 2-й разряд.
При таких обстоятельствах выполнение обязанностей старших по смене является необходимым условием для установления сторожам 2-ого разряда и тарификации по II группе размера тарифных ставок.
Вместе с тем, согласно материалам дела, документы, свидетельствующие о выполнении обязанностей старших по смене сторожами, указанными в приложении №... Акта, ни при проведении ревизии, ни при рассмотрении возражений на Акт представлены не были.
При таких данных суд приходит к выводу о том, что контрольно-финансовым органом в Акте обоснованно указано о том, что в нарушение законодательства установленные тарифные ставки сторожам команд охраны и других подразделений склада комплексного хранения материально-технических средств не соответствовали тарифно-квалификационным характеристикам по общеотраслевым профессиям рабочих, а именно: установлена тарифная ставка по II группе оплаты труда, как сторожам, исполняющим обязанности старшего смены.
Документы, представленные лишь в судебное заседание в качестве подтверждения выполнения обязанностей старших по смене, в том числе журналы приема-сдачи дежурств старших смены и должностные инструкции, не могут свидетельствовать о незаконности выводов, изложенных в Акте, поскольку не представлялись контрольно-финансовому органу ни при проведении ревизии, ни при составлении Акта, ни при рассмотрении возражений на него. Согласно же документам, представленным при проведении контрольных мероприятий, в том числе приказам командира войсковой части №... -2 об организации караульной и внутренней службы и из табелям по постам на объектах, находившихся под охраной подразделений сторожевой охраны и сторожей других подразделений, исполнение сторожами обязанностей старших смены не предусмотрено.
Вопреки ошибочному мнению представителя административного истца, основанием к вышеуказанным выводам контрольно-финансового органа является отсутствие документов, свидетельствующих о выполнении обязанностей старших по смене сторожами, указанными в приложении №... Акта, а не только факт наличия в соответствии со штатом войсковой части №... -2 №... в подразделениях сторожевой охраны начальников смен.
Вышеуказанное нарушение влечет переплату должностных окладов лицам гражданского персонала (сторожам), что в соответствии с Классификатором основных нарушений и недостатков, выявляемых в процессе осуществления в Вооруженных Силах Российской Федерации внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, а также ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд (Приложение к приказу Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №... ) (далее - Классификатор) является нарушением (код - ДД.ММ.ГГГГ .у), причинившим реальный ущерб, о чем обоснованно указал контрольно-финансовый орган в абзаце 5 пункта 4.2.1 Раздела 4 и абзаце 7 пункта 1.2 Раздела «Выводы» Акта.
В силу ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» такие излишние денежные выплаты, произведенные воинской частью, относятся к прямому ущербу, причиненному государству.
Согласно Положению о Межрегиональном управлении Контрольно-финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации (по Военно-Морскому Флоту), утв. приказом начальника Контрольно-финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №... , и «Методическим рекомендациям по проведению контрольных мероприятий финансово-экономической и хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации», утвержденным указанием Заместителя Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ №... , данный контрольно-финансовый орган был обязан отреагировать на указанное нарушение, выявленное в ходе контрольных мероприятий.
При таких обстоятельствах МУКФИ, действуя в пределах своих полномочий в Акте контрольных мероприятий по отдельным вопросам финансово-экономической и хозяйственной деятельности войсковой части №... -2 от ДД.ММ.ГГГГ №... правомерно и обоснованно пришло к выводу о нарушении законодательства при установлении тарифных ставок сторожам команд охраны и других подразделений склада комплексного хранения материально-технических средств, не соответствующих тарифно-квалификационным характеристикам, и, как следствие этого, о производстве неположенной выплаты (переплаты) должностных окладов лицам гражданского персонала, квалифицировав данное нарушение как ущерб. С учетом этого предложение командованию воинской части провести административные расследования, представить копии приказов (выписки) о назначении расследований и их результатах, издать приказ о внесении сумм ущерба от незаконных расходов, недостач, переплат и неположенных выплат в книгу учета недостач, а также принять решения по устранению нарушений и возмещению ущерба, нельзя признать нарушающим права и законные интересы административного истца.
Это полностью соответствует положениям статьи 7 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих», согласно которой в подобных случаях командир (начальник) воинской части обязан назначить административное расследование в целях установления факта наличия ущерба, его причин, размера и виновных лиц.
Оспариваемый акт МУКФИ не является безусловным подтверждением наличия реального ущерба, поскольку именно в ходе административного расследования должно быть установлено его наличие (либо отсутствие), а по его результатам приняты меры к его возмещению, либо в МУКФИ представлены доказательства отсутствия такового.
Довод же представителя административного истца об отсутствии оснований для проведения административного расследования в связи с производством ревизии суд находит несостоятельным, поскольку, согласно пункту 2 статьи 7 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» административное расследование может не проводиться только, если причины ущерба, его размер и виновные лица установлены в результате ревизии, чего в данном конкретном случае сделано не было, а напротив указанные обстоятельства предложено установить командиру войсковой части №... -2 в ходе административного расследования.
Довод представителя административного истца о том, что на командира войсковой части №... -2 фактически возложена обязанность по проведению административного расследования в отношении себя, является несостоятельным, поскольку из вышеуказанного Акта это не следует.
На основании вышеизложенного, анализируя исследованные в судебном заседании доказательства, положения действующего законодательства, военный суд приходит к выводу, что оспариваемые административным истцом абзац 5 пункта 4.2.1 Раздела 4 и абзац 7 пункта 1.2 Раздела «Выводы» и пункт 4 Раздела «Предложения» Акта контрольных мероприятий по отдельным вопросам финансово-экономической и хозяйственной деятельности войсковой части №... -2 от ДД.ММ.ГГГГ №... прав и законных интересов административного истца не нарушают, контрольные мероприятия приведены контрольно-финансовым органом в пределах предоставленных полномочий и соответствуют требованиям закона и иных нормативных правовых актов, регулирующих данные правоотношения, в связи с чем признает административное исковое заявление ФИО 1 необоснованным и приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных им требований в полном объеме.
В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований не имеется оснований и для возмещения административному истцу понесенных им при рассмотрении дела судебных расходов в соответствии со ст.ст. 111, 112 КАС РФ.
Руководствуясь ст. 175-180 и 227 КАС РФ, военный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО 1 о признании незаконными абзаца 5 пункта 4.2.1 Раздела 4 и абзаца 7 пункта 1.2 Раздела «Выводы» Акта контрольных мероприятий по отдельным вопросам финансово-экономической и хозяйственной деятельности войсковой части №... -2 от ДД.ММ.ГГГГ №... и об обязании Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Военно-Морскому флоту) исключить их из названного Акта, а также изменить пункт 4 Раздела «Предложения», уменьшив сумму ущерба на 246 575 рублей 32 копеек, – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградском окружном военном суде через 224 гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Копия верна:
Председательствующий по делу
Судья Н.В. Долганина
Секретарь судебного заседания ФИО 2