Дело № 2а-50/2021
УИД 88RS0002-01-2020-000125-20
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 мая 2021 года с. Байкит
Байкитский районный суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Навгиновой В.В.,
при секретаре Иванченко Н.А.,
с участием
административного истца – ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Министерству экологии и рационального природопользования Красноярского края о признании незаконным отказа в простановке в охотничьем билете отметки: "Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления",
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что является представителем коренного малочисленного народа Севера – эвенком, членом Семейной (родовой) общины коренных малочисленных народов Севера «Кунноир» (Взывающий) (далее по тексту – СРО КМНС «Кунноир»), ведет традиционный образ жизни, занимается традиционным видом хозяйственной деятельности – осуществляет охоту в охотничьих угодьях Эвенкийского муниципального района Красноярского края, закрепленных за СРО КМНС «Кунноир», имеет охотничий билет серии №№, выданный ДД.ММ.ГГГГ Ежегодно заключает с СРОКМНС «Кунноир» (Взывающий) договоры об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства при осуществлении промысловой охоты и предоставления в пользование охотничьего (промыслового) участка. В каком-либо ином месте он не трудоустроен, иного, кроме как от осуществления традиционной хозяйственной деятельности, дохода не имеет, охота является для него основой существования. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в уполномоченный на проставление отметки: "Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления", орган- Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края (далее- Министерство) с заявлением, в котором просил принять решение о простановке в охотничьем билете указанной отметки, сообщить о принятом решении, указав срок и место для предоставления им оригинала охотничьего билета в целях простановки указанной отметки. В ответ на заявление он получил ответ Министерства от ДД.ММ.ГГГГ№, которым ему отказано в простановке отметки. Полагает, что данный ответ нарушает его право на осуществление охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности, гарантированное ему как представителю коренных малочисленных народов Севера, осуществляющему охоту в качестве основы существования, статьей 19 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее- Закон об охоте), а также пунктом 11 Порядка выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца, формы охотничьего билета», утвержденного приказом Минприроды России от 20.01.2011 № 13 (далее- Порядок выдачи охотничьего билета). Ответ Министерства не соответствует данным правовым нормам. Как следует из ответа Министерства ему отказано в связи с тем, что федеральными нормативными актами не установлены критерии, порядок, механизм проставления и аннулирования органом исполнительной власти отметки в охотничьем билете. Кроме того в соответствии с Порядком органы исполнительной власти полномочием по нормативно-правовому регулированию указанного вопроса не наделяются. По предмету административного иска в порядке подчиненности в вышестоящий орган жалобу не подавал. Просил признать незаконным отказ Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ№, в простановке отметки: "Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления", обязать Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края устранить нарушение его права на простановку указанной отметки.
В ходе судебного разбирательства административный истец свои требования поддержал, пояснив, что иного дохода, кроме дохода от продажи добытых охотничьих ресурсов, он не имеет, заниматься иной деятельностью, кроме традиционных видов хозяйственной деятельности не намерен. Занимается охотой сразу после получения охотничьего билета, на основании договоров, заключенных с СРОКМНС «Кунноир» (Взывающий). Его мать является по национальности эвенка.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился.
Административный ответчик - Министерство экологии и рационального природопользования в лице представителя по доверенности ФИО2 представило письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором указал, что на основании и во исполнение пункта 13 статьи 21 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте..» Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20.01.2011 № 13 утверждены Порядок выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца и форма охотничьего билета, установлен перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о получении охотничьего билета (далее- Порядок). В соответствии с пунктами 5,6 Порядка охотничий билет выдается на основании заявления о получении охотничьего билета, составленного в письменной форме на бумажном носителей или в форме электронного документа, в котором указываются все необходимые данные. Пунктом 11 Порядка предусмотрено, что при выдаче охотничьего билета лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также лицам, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основной существования, в нем проставляется отметка: «Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления». Таким образом, чтобы проставить отметку уполномоченному лицу Министерства необходимо установить в совокупности 3 факта: 1) заявитель относится к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации; 2) заявитель, хоть и не относится к указанным выше народам, но постоянно проживает в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности; 3) охота является для заявителя основой существования. Отмечает, что перечень документов, необходимых для проставления отметки, законодательством Российской Федерации отдельно не установлен, а из предъявляемых заявителем заявления и документов, предусмотренных пунктом 8 Порядка, получить сведения о том, является ли охота для заявителя основой существования, невозможно. В то же время в соответствии с пп.1 п.1 ст. 7 Федерального закона № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» орган, предоставляющий государственную услугу, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги. В настоящее время на территории Красноярского края складывается практика по аннулированию отметок в охотничьих билетах лиц, имеющих доход от трудовой деятельности, а также получающих пенсии, пособия и другие социальные выплаты. Согласно данной практике указанные лица не могут быть признаны лицами, для которых охота является основой существования в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности. Учитывая, что порядок проставления и аннулирования указанной отметки в охотничьем билете уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации федеральным законодательством не установлен, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по нормативному правовому регулированию указанных общественных отношений не наделены, Министерство вынуждено было отказать ФИО1 в простановке отметки в охотничьем билете. Просил рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.
В силу ч. 6 ст. 226 КАС РФ суд не признал явку представителя административного ответчика обязательной и считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав истца, допросив свидетеля, исследовав материалы, суд пришел к следующему.
Вопросы природопользования и сохранения природных ресурсов отнесены Конституцией Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и её субъектов (статья 72).
По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия федеральным законам и иным актам, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции).
Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется Федеральным законом от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» (далее по тексту - Закон об охоте), другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, возникающие в связи с осуществлением видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства (далее - отношения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов).
В целях данного Федерального закона под охотой понимается деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой.
Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов в соответствии с пунктом 4 статьи 2 Закона об охоте основывается, кроме прочих, на принципах учета интересов населения, для которого охота является основой существования, в том числе коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;
На основании ч. 1 и ч. 3 ст. 8 Закона об охоте право на добычу охотничьих ресурсов возникает у физических лиц и юридических лиц по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, с момента выдачи разрешения на их добычу, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 12 Закона об охоте в соответствии с целевым назначением может осуществляться охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, охота, осуществляемая лицами, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования (далее - охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности).
На основании ч. 1 ст. 19 Закона об охоте охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинами, а также лицами, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования.
Указанная норма Закона об охоте определяет субъектный состав лиц, имеющих право на осуществление охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности. К кругу этих субъектов относятся:
- коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее - малочисленные народы);
- общины малочисленных народов;
- лица, не относящиеся к малочисленным народам, но постоянно проживающие в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов и для которых охота является основой существования.
Из данной нормы Федерального закона следует, что она распространяется только на коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока. Их перечень утвержден распоряжением Правительства РФ от 17 апреля 2006 г. N 536-р, и куда включены эвенки.
Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, а также перечень видов традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов утверждены распоряжением Правительства РФ от 8 мая 2009 г. N 631-р.
Эвенкийский муниципальный район Красноярского края включен в Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов.
Видами традиционной деятельности являются:
1) животноводство, в том числе кочевое (оленеводство, коневодство, яководство, овцеводство);
2) переработка продукции животноводства, включая сбор, заготовку и выделку шкур, шерсти, волоса, окостенелых рогов, копыт, пантов, костей, эндокринных желез, мяса, субпродуктов;
3) собаководство (разведение оленегонных, ездовых и охотничьих собак).
4) Разведение зверей, переработка и реализация продукции звероводства;
5) бортничество, пчеловодство;
6) рыболовство (в том числе морской зверобойный промысел) и реализация водных биологических ресурсов;
7) промысловая охота, переработка и реализация охотничьей продукции;
8) земледелие (огородничество), а также разведение и переработка ценных в лекарственном отношении растений;
9) заготовка древесины и недревесных лесных ресурсов для собственных нужд;
10) собирательство (заготовка, переработка и реализация пищевых лесных ресурсов, сбор лекарственных растений);
11) добыча и переработка общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд;
12) художественные промыслы и народные ремесла;
13) строительство национальных традиционных жилищ и других построек, необходимых для осуществления традиционных видов хозяйственной деятельности.
Частями 2 и 3 статьи 19 Закона об охоте установлено, что охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления.
Продукция охоты, полученная при осуществлении охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности, используется для личного потребления или реализуется организациям, осуществляющим деятельность по закупке продукции охоты.
Согласно ст. 20 Закона об охоте охотником признается физическое лицо, сведения о котором содержатся в государственном охотхозяйственном реестре и заключивший договор об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства.
К охотнику приравнивается работник юридического лица или индивидуального предпринимателя, выполняющий обязанности, связанные с осуществлением охоты и сохранением охотничьих ресурсов, на основании трудового или гражданско-правового договора.
Охотник и указанный в части 2 настоящей статьи, приравненный к нему работник (далее - охотник) должны иметь: 1) охотничий билет; 2) разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия, выданное в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об оружии", за исключением случаев осуществления охоты с применением орудий охоты, не относящихся в соответствии с указанным Федеральным законом к охотничьему оружию.
Согласно ст. 21 Закона об охоте охотничий билет является документом единого федерального образца без ограничения срока и территории его действия, имеет учетные серию и номер, выдается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 34 Закона об охоте к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов относятся выдача и аннулирование охотничьих билетов в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок выдачи и аннулирования охотничьего билета утвержден приказом Минприроды России от 20.01.2011 N 13 (далее - Порядок).
Пунктами 11 и 12 Порядка при выдаче охотничьего билета лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также лицам, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования, в нем проставляется отметка: "Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления".
Записи и отметки, вносимые в охотничий билет, заверяются подписью уполномоченного должностного лица и печатью уполномоченного органа.
Указом Губернатора Красноярского края от 22 октября 2018 года № 272-уг утверждена структура органов исполнительной власти Красноярского края, в которую включено Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края (далее- Министерство).
Постановлением Правительства Красноярского края от 27.11.2017 г. № 715-п утверждено Положение о министерстве экологии и рационального природопользования Красноярского края (далее по тексту – Положение).
К компетенции Министерства в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, в том числе охотничьих ресурсов, водных биологических ресурсов в соответствии с пп.9 п. 3.8 Положения входит выдача и аннулирование охотничьих билетов, регистрация охотничьих билетов в государственном охотхозяйственном реестре.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 выдан охотничий билет серии №.
Материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края с заявлением, в котором просил принять решение о простановке в его охотничьем билете серии №, выданном ДД.ММ.ГГГГ, отметки «"Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления".
Как следует из ответа - письма Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ за исх. №, установление порядка выдачи и аннулирования охотничьих билетов отнесено к компетенции Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20.01.2011 года № 13 утвержден Порядок выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца. В соответствии с пунктом 11 Порядка, при выдаче охотничьего билета лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и дальнего Востока Российской Федерации, а также лицам, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования в нем проставляется отметка. При этом Порядком и другими Федеральными нормативными актами не установлены критерии, порядок и механизм проставления и аннулирования отметки в охотничьем билете, для специально уполномоченного государственного органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющего государственный охотничий надзор. В настоящее время, учитывая пробелы в законодательстве и складывающуюся судебную практику, министерство вынуждено отказать в простановке отметки в охотничьем билете, но заявитель имеет право обжаловать в судебном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании ФИО1 является коренным жителем Эвенкийского района Красноярского края и с рождения проживает по адресу: <адрес>, зарегистрирован в данном населенном пункте по адресу: <адрес>.
Согласно свидетельству о рождении №№ и записи акта о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ, составленной администрацией села Ошарово Байкитского района Эвенкийского автономного округа Красноярского края родителями ФИО1 являются: отец- ФИО3, по национальности финн, мать- ФИО4, национальность эвенка.
Следовательно, по принципу крови его матери административный истец по национальной принадлежности является эвенком, проживающем в районе Крайнего Севера.
Согласно пункта 2 и 3 статьи 1 Федерального закона от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» под традиционным образом жизни малочисленных народов понимается исторически сложившийся способ жизнеобеспечения малочисленных народов, основанный на историческом опыте их предков в области природопользования, самобытной социальной организации проживания, самобытной культуры, сохранения обычаев и верований, а под исконной средой обитания малочисленных народов - исторически сложившийся ареал, в пределах которого малочисленные народы осуществляют культурную и бытовую жизнедеятельность и который влияет на их самоидентификацию, образ жизни.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 выдан охотничий билет серии №.
Материалами дела подтверждается, что сразу после получения охотничьего билета административный истец начал участвовать в традиционной хозяйственной деятельности (охотпромысел) Семейной (родовой) общины коренных малочисленных народов Севера «Кунноир» (Взывающий).
Данное обстоятельство подтверждается справкой СРО КМНС «Кунноир» (Взывающий) от ДД.ММ.ГГГГ Данной справкой также подтверждается административный истец с 2017 года ведет традиционный образ жизни, занимается традиционным видом хозяйственной деятельности – осуществляет охоту в охотничьих угодьях Эвенкийского муниципального района Красноярского края, закрепленных за СРО КМНС «Кунноир» (Взывающий).
В целях осуществления указанной деятельности – охоты, данной родовой общиной с ФИО1 заключены договоры с выдачей соответствующих разрешений на добычу охотничьих ресурсов: договор от ДД.ММ.ГГГГ об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства при осуществлении промысловой охоты и предоставления в пользование охотничьего (промыслового) участка на сезон охоты 2018-2019 годов; аналогичный договор от ДД.ММ.ГГГГ на сезон охоты 2019-2020 годов; аналогичный договор от ДД.ММ.ГГГГ на сезон охоты 2020-2021 годов.
В судебном заседании административный истец пояснил, что близкие родственники по линии его матери – дед, дядя, всю жизнь занимались традиционными видами хозяйственной деятельности – охотой, и в их охотничьих билетах проставлена оспариваемая отметка. По трудовому договору он не трудоустроен, иного дохода, кроме получения от продажи охотничьих ресурсов – соболей, он не имеет. Родители являются пенсионерами. Он состоял на учете в Центре занятости населения с целью пройти обучение по профессии помощник бурильщика. Однако по данной профессии он работать не собирается, так как занимается охотой, рыбалкой и намерен заниматься этими видами деятельности на постоянной основе и в дальнейшем.
В обоснование своих доводов административным истцом представлены копии договоров, заключенным им с СРО КМНС «Кунноир» (Взывающий) от ДД.ММ.ГГГГ на сезон охоты 2018-2019 годов, договор от ДД.ММ.ГГГГ на сезон охоты 2019-2020 годов, договор от ДД.ММ.ГГГГ на сезон охоты 2020-2021 годов.
Также им представлены корешки к разрешению на добычу пушных животных от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающих факт осуществления им охоты.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО10 суду пояснил, что является председателем СРО КМНС «Кунноир» (Взывающий) на общественных началах. Сам является охотником, имеет отметку в охотничьем билете. ФИО1 после окончания школы получил охотничий билет и обратился в Общину за получением разрешения на добычу пушного зверя. Община не вправе отказать в заключении договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства. На протяжении последних трех-четырех лет ФИО1 охотится в охотничьих угодьях, которые предоставляем ему Община на сезон охоты. Нарушений правил охоты со стороны Виркунена нет. У него дядя, братья занимаются охотой на постоянной основе. Поселок Ошарово расположен в отдаленной, окруженной лесом местности, молодым людям практически невозможно трудоустроиться в поселке. Знает, что ФИО1 имеет престарелых родителей, являющихся пенсионерами, материально помогает родителям за счет доходов, полученных от добычи охотничьих ресурсов. Пока Община предоставляла охотничьи угодья Виркунену для охоты в небольших размерах. Однако Община планирует в охотничий сезон текущего года выделить ему угодья побольше для того, чтобы он мог увеличить количество добычи, получить хороший доход для содержания своей семьи. Отметка в охотничьем билете дает возможность охотнику добывать иных, кроме оговоренных в договоре, животных. Охарактеризовал ФИО1 как положительного и законопослушного человека.
Суд принимает показания данного свидетеля за достоверные, оснований сомневаться в этих показаниях у суда не имеется. Доказательства, опровергающие эти показания, суду не представлены.
Таким образом, проанализировав представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Географические и климатические особенности исконной среды обитания коренных малочисленных народов Севера, предопределили в качестве традиционной основы их жизнедеятельности такие занятия (виды хозяйственной деятельности), как охота, рыболовство и оленеводство.
На территории Байкитской группы поселений Эвенкийского района Красноярского края, исходя из географических и климатических особенностей, традиционными видами хозяйственной деятельности являются именно эти три вида: охота, рыболовство и оленеводство.
В судебном заседании установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ году ему выдан охотничий билет и с этого времени он охотится в охотничьих угодьях, выделенных Семейной (родовой) общине КМНС «Кунноир» (Взывающий) на основании договоров, заключенных с этой Общиной. Основным источником средств к существованию его и его семьи является доход от продажи добытых охотничьих ресурсов. Во внеохотничий сезон он занимается рыболовством, занимается по хозяйству. В его семье по линии матери родственники являются по национальности эвенками и традиционно занимаются охотой.
Доказательства, опровергающие установленные судом обстоятельства, суду не представлено.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, административный истец этнически принадлежит к коренным малочисленным народам Севера – эвенкам и проживает с рождения в районе Крайнего Севера, с достижением совершеннолетия и получения охотничьего билета ведет традиционный образ жизни и осуществляет традиционные виды хозяйственной деятельности эвенков Эвенкии – охоту, рыболовство, то есть он поддерживает исторически сложившийся способ жизнеобеспечения эвенков, основанный на историческом опыте их предков в области природопользования, самобытной социальной организации проживания, самобытной культуры, сохранения обычаев и верований.
Суд также пришел к выводу о том, что несмотря на молодой возраст, административный истец является потенциальным охотником, о чем подтвердил в судебном заседании свидетель.
Следовательно, отметка в охотничьем билете: "Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления" необходима административному истцу необходима для возможности осуществления охоты без каких-либо разрешений в объеме добычи охотничьих ресурсов для удовлетворения личного потребления.
При таких обстоятельствах административный иск ФИО1 суд признает обоснованным и подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ,
р е ш и л:
Административное исковое заявление ФИО1 к Министерству экологии и рационального природопользования Красноярского края о признании незаконным отказа в простановке в охотничьем билете отметки: "Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления", выраженного в письме от ДД.ММ.ГГГГ за исх. №, удовлетворить.
Признать не соответствующим Федеральному закону от 24.07.2009 № 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" отказ Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края ФИО1 в простановке в охотничьем билете отметки: "Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления", выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ за исх. №.
Обязать Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края проставить в охотничьем билете ФИО1 серии №№ от ДД.ММ.ГГГГ отметку: "Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления», в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Административному ответчику необходимо сообщить об исполнении решения по настоящему административному делу в суд и лицу, которое является административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Байкитский районный суд Красноярского края.
Председательствующий – судья В. В. Навгинова
Решение изготовлено в окончательной форме 13 мая 2021 года.
Судья В. В. Навгинова