ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-50/2021 от 26.03.2021 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело №2а-50/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 марта 2021 года город Симферополь

Верховный Суд Республики Крым в составе:

судьи Верховного Суда Республики Крым - Кучеренко Н.В.,

при секретаре - Оплачко А.Е.,

с участием прокурора - Кушнеровой О.А.,

представителей административного истца - Новикова А.Е., Батурина А.И.,

представителей административного ответчика - Таловер Г.П., Ковтун Е.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Общества с ограниченной ответственностью «ЮГЭНЕРГОСЕТИ» к Государственному комитету по ценам и тарифам Республики Крым, заинтересованное лицо Акционерное общество «КРЫМЭНЕРГО» о признании недействующим в части Приказа Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 24 декабря 2020 года №52/4,

установил:

Приказом Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 24 декабря 2020 года №52/4 «Об установлении индивидуального тарифа на услуги по передаче эклектической энергии для общества с ограниченной ответственностью «Югэнергосети» на 2021 год» (далее – Приказ №52/4) для Общества с ограниченной ответственностью «Югэнергосети» установлен индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии на период с 01 января 2021 по 31 декабря 2021 года включительно, в соответствии с Приложением №1 к приказу.

Общество с ограниченной ответственностью «ЮГЭНЕРГОСЕТИ» обратилось в Верховный Суд Республики Крым с административным иском, в котором, с учётом изменения предмета (т.1 л.д. 49-50), окончательно просило: признать недействующим с момента вынесения Приказ Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 24 декабря 2020 года №52/4 «Об установлении индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии для общества с ограниченной ответственностью «Югэнергосети» на 2021 год» в части не включения в индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии расходов на: мероприятия по организации узлов учёта эклектической энергии, ремонт основных средств (в части технического обслуживания, профилактических испытаний и измерений, текущего ремонта объектов), командировочных услуг, повышения квалификации персонала и подготовку кадров; обязать Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым принять замещающий нормативный правовой акт взамен признанного недействующим.

Административный иск мотивирован тем, что административным ответчиком необоснованно не включены в индивидуальный тариф расходы на мероприятия по организации узлов учёта эклектической энергии, ремонт основных средств (в части технического обслуживания, профилактических испытаний и измерений, текущего ремонта объектов), командировочные услуги, расходы на повышение квалификации персонала и подготовку кадров, что не соответствует Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года №1178. В результате необоснованного исключения из необходимой валовой выручки планируемых расходов по отдельным статьям, которые непосредственно связаны с осуществляемым основным видом деятельности (передачей электрической энергии), административный истец не может в полной мере выполнить свои обязанности по содержанию объектов электросетевого хозяйства в надлежащем техническом состоянии, обеспечивать бесперебойный технологический процесс передачи электроэнергии, а также нести иные обязательства, предусмотренные не только гражданскими договорами, но и требованиями законодательства Российской Федерации.

В судебном заседании представители административного истца ООО «ЮГЭНЕРГОСЕТИ» - НовиковА.Е., Батурин А.И. административный иск поддержали, просили удовлетворить.

Представители административного ответчика Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым - Таловер Г.П., Ковтун Е.Е. административный иск не признали, просили отказать в его удовлетворении.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы административного дела, проверив оспариваемые положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Республики Крым КушнеровойО.А., полагавшей, что административный иск удовлетворению не подлежит, суд приходит к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Административный истец ООО «ЮГЭНЕРГОСЕТИ» обратился в Верховный Суд Республики Крым с настоящим административным иском 15 февраля 2021 года, то есть, в период действия оспариваемого в части приказа №52/4 от 24 декабря 2020 года.

Исходя из положений части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, срок обращения в суд не пропущен.

В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объёме.

Аналогичные требования закреплены в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».

Судом установлено, что государственное регулирование в сфере электроэнергетики осуществляется на основе положений Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) и основывается, в том числе, на принципах обеспечения бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики; соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; обеспечения доступности электрической энергии для потребителей и защиты их прав (статьи 6 и 20 Закона об электроэнергетике).

Реализация указанных выше принципов, среди прочих мер, осуществляется путем государственного регулирования цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе государственному регулированию подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный уровни таких цен (тарифов) (пункт 1 абзаца седьмого пункта 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике).

В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного Федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

В соответствии с Положением о Государственном комитете по ценам и тарифам Республики Крым, утверждённым постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года №166 (далее - Положение о Комитете), Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым (далее - Комитет) является исполнительным органом государственной власти Республики Крым в области государственного регулирования цен (тарифов), уполномоченным осуществлять государственное регулирование цен (тарифов) на товары (услуги) организаций, осуществляющих регулируемую деятельность на территории Республики Крым, а также контроль за их применением в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Крым (пункт 1.1).

Пунктом 3.3.2 Положения о Комитете предусмотрено, что Комитет устанавливает цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).

Согласно пункту 4.1 Положения, Комитет с целью реализации полномочий имеет право издавать в пределах своей компетенции, в том числе совместно с другими исполнительными органами государственной власти Республики Крым, нормативные правовые акты, контролировать их исполнение и давать разъяснения по их применению.

В соответствии с пунктом 28 раздела III Регламента Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым, утверждённого приказом Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 15 июля 2014 года №1/1 (далее – Регламент Комитета), решение об установлении тарифов принимается в форме приказа Правлением Комитета на заседании. Установление тарифов производится Комитетом путём рассмотрения соответствующих дел.

Рассмотрение дел об установлении тарифов осуществляется по заявлениям организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, по представленным в Комитет обоснованным предложениям (заявление с прилагаемыми обосновывающими материалами), а также по инициативе Комитета.

К делу об установлении тарифов приобщается экспертное заключение, выполненное уполномоченным по делу или штатными экспертами, а также экспертные заключения, представленные организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, потребителями и (или) иными заинтересованными организациями. Экспертные заключения, представленные организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, потребителями и (или) иными заинтересованными организациями, являются дополнительными материалами.

Пунктом 5.4.1 Положения о Комитете регламентировано, что в состав правления без права передачи полномочий иным лицам входят работники Комитета в количестве не более 7 человек и один представитель антимонопольного органа, а при рассмотрении и принятии решений по вопросам регулирования цен (тарифов) в области электроэнергетики - также один представитель от совета рынка. Представитель антимонопольного органа входит в состав правления с правом совещательного голоса (не принимает участия в голосовании).

Заседание правления считается правомочным, если на нём присутствуют более половины его членов, уполномоченных рассматривать соответствующие вопросы. Решение принимается большинством голосов членов правления, присутствующих на заседании. Голос председателя правления при равенстве голосов членов правления является решающим (пункт 5.4.4).

Из материалов административного дела следует, что ООО «ЮГЭНЕРГОСЕТИ» (ОГРН 1169102073634) является юридическим лицом, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 15 февраля 2021 года (т.1 л.д.21-31).

Основным видом деятельности ООО «ЮГЭНЕРГОСЕТИ» является передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным сетям.

24 июля 2020 года в Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым поступило заявление и материалы административного истца об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям ООО «ЮГЭНЕРГОСЕТИ» на 2022 год (вх.№2933/02) (т.4 л.д. 5-10).

14 августа 2020 года в Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым от административного истца поступили дополнительные материалы к предложению по установлению индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии (т.16 л.д. 120-146).

24 августа 2020 года в Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым от административного истца поступил расчёт технологического расхода электрической энергии (потерь) в электрических сетях на 2021 год (т.16 л.д. 147-148).

09 октября 2020 года в Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым от административного истца поступили дополнительные материалы для корректировки, установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям ООО «ЮГЭНЕРГОСЕТИ» на 2021 год (т.16 л.д. 149).

19 ноября 2020 года в Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым от административного истца поступили дополнительная информация и обосновывающие материалы (т.27 л.д. 79-150).

Также, 19 ноября 2020 года административным истцом в Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым направлено сообщение о том, что при написании заявления от 24 июля 2020 года исх.№21 в наборе текста была допущена техническая (механическая) ошибка и было указано: «направляем материалы по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям ООО «ЮГЭНЕРГОСЕТИ» на 2022 год», в связи с чем, просили считать верным: «направляем материалы по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям ООО «ЮГЭНЕРГОСЕТИ» на 2021 год». Указано, что все представленные ранее материалы, включая дополнительные материалы, на установление тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям ООО «ЮГЭНЕРГОСЕТИ» составлены на 2021 год (т. 27 л.д. 151).

26 ноября 2020 года в Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым от административного истца поступили утверждённые заявителем расчеты нормы аварийного запаса на 2021 год, а также дополнительные материалы (т.27 л.д. 152-157, 158-178).

04 декабря 2020 года от административного истца в Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым поступили: перечень пусконаладочных работ, а также протокол проведения итогов сбора коммерческих предложений (т.27 л.д. 179-190).

Решением Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 28 июля 2020 года №188 открыто дело об установлении тарифа по передаче электрической энергии для ООО «Югэнергосети» на 2021 год.

Как следует из материалов дела, по результатам проведения экспертизы предложений ООО «Югэнергосети» об установлении индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям ООО «Югэнергосети» на 2021 год специалистами Комитета составлено экспертное заключение (т.3 л.д.123-182).

Согласно разделу 4 указанного экспертного заключения, исходя из обоснованного размера необходимой валовой выручки для ООО «Югэнергосети» на 2021 год индивидуальный тариф при предоставлении услуг по передаче электроэнергии ООО «Югэнергосети» определён в размере: с 01 января 2021 года: двухставочный тариф - ставка за содержание электрических сетей - 83210,53 руб./МВт*мес, - ставка на оплату технологического расхода (потерь) – 301,09 руб./МВт*ч; одноставочный – 0,550 руб./МВт*ч; с 01 июля 2021 года: двухставочный тариф - ставка за содержание электрических сетей – 83746,92 руб./МВт*мес, - ставка на оплату технологического расхода (потерь) – 322,59 руб./МВт*ч; одноставочный – 0,575 руб./МВт*ч.

Приказом Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 12 ноября 2020 года №106-од внесены изменения в персональный состав Правления Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым (т. 3 л.д.121-122).

24 декабря 2020 года состоялось заседание правления Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым, на котором, согласно протоколу заседания №52 от 24 декабря 2020 года, присутствовали 9 членов правления, включая председателя, заместителей председателя правления, представителя антимонопольного органа, представителя от совета рынка, а также генеральный директор ООО «ЮГЭНЕРГОСЕТИ» Новиков А.Ю. при рассмотрении вопроса №4 – об установлении индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии ООО «Югэнергосети» на 2021 год (т.29 л.д.1-241).

По результатам рассмотрения вышеуказанного вопроса присутствующие члены правления единогласно проголосовали за установление индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии для ООО «Югэнергосети» на период с 01 января 2021 года по 31 декабря 2021 года включительно, в соответствии с предложенными экспертами. Представитель Ассоциации «НП Совет Рынка» воздержался от голосования.

Судом установлено, что Приказ №52/4 опубликован 24 декабря 2020 года в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном портале Правительства Республики Крым в разделе Государственного комитета по ценам и тарифам (https://gkz.rk.gov.ru/ru/document/show/4674).

В указанной части стороной административного истца не оспариваются полномочия Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым, форма и вид оспариваемого нормативного правового акта, введение его в действие и опубликование.

Оценивая собранные по административному делу доказательства в их совокупности, судом также установлено следующее.

Основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике определяют Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждённые Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года №1178 (далее - Основы ценообразования, в соответствующей редакции).

При этом, данным Постановлением одновременно утверждены Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила государственного регулирования).

Пунктом 5 Основ ценообразования предусмотрено, что регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учёта организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объёма продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям.

Согласно пункту 6 Основ ценообразования, субъекты электроэнергетики предоставляют для целей государственного регулирования цен (тарифов) данные раздельного учета (в том числе первичного бухгалтерского учета) активов продукции, доходов и расходов по регулируемым видам деятельности.

В силу пункта 7 Основ ценообразования, при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчётов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчётности за год и иных материалов.

В соответствии с пунктом 12 Основ ценообразования, при регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом с учётом положений настоящего документа.

Пунктом 15 Основ ценообразования предусмотрено, что при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые цены (тарифы) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, полученной от реализации каждого вида продукции (услуг), и расчётного объёма производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчётный период регулирования.

Согласно пункту 17 названных Основ, в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчётный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).

В силу пункта 29 Основ ценообразования, при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):

установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчётов о рыночных ценах.

При отсутствии указанных данных расчётные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

Пунктом 31 Основ ценообразования определено, что при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчётных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

В соответствии с пунктом 59 Регламента Комитета, для установления тарифов организация, осуществляющая регулируемую деятельность, направляет на имя Председателя Комитета письменное заявление об открытии дела по установлению тарифов, подписанное руководителем и заверенное печатью, с приложением материалов (в подлиннике или заверенных заявителем копиях).

В заявлении обязательно указываются следующие сведения о регулируемой организации, направившей заявление:

- наименование и реквизиты организации, юридический и почтовый адреса, адрес электронной почты, контактные телефоны и факс, фамилия, имя, отчество руководителя организации;

- предложения, с которыми регулируемая организация обратилась в Комитет для установления тарифов.

К заявлению прилагаются надлежаще оформленные необходимые материалы в соответствии с требованиями, предусмотренными постановлением Правительства РФ, и дополнительные материалы по усмотрению регулируемой организации. Документы на иностранных языках представляются с приложением заверенного перевода на русский язык. Документы и заявления, содержащие коммерческую и служебную <данные изъяты> должны иметь соответствующую отметку.

В случае если в ходе анализа представленных организацией, осуществляющей регулируемую деятельность, предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнений предложений либо их обоснований, регулирующий орган запрашивает дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним (пункт 60 Регламента Комитета).

Как установлено, административный истец обращался в Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым за установлением индивидуального тарифа на услуги по передаче эклектической энергии на 2021 год - впервые.

В связи с чем, при регулировании тарифа на услуги по передаче эклектической энергии для ООО «ЮГЭНЕРГОСЕТИ» на 2021 год регулирующим органом применён метод экономически обоснованных расходов (затрат).

По отдельным статьям затрат, оспариваемым административным истцом, установлено следующее.

Для государственного регулирования тарифа ООО «ЮГЭНЕРГОСЕТИ» заявлены, в том числе расходы:

- на мероприятия по организации узлов учёта электрической энергии в размере 8214,82 тыс. руб.;

- на ремонт основных средств в размере 40972,01 тыс. руб., из которых: техническое обслуживание – 3177,82 тыс. руб., профилактические испытания и измерения – 18357,84 тыс. руб., текущий ремонт объектов – 19436, 34 тыс. руб.;

- на командировки в размере 958,93 тыс. руб.;

- на повышение квалификации, подготовку кадров в размере 255,0 тыс. руб.

При этом, суд обращает внимание на то, что вышеуказанные заявленные расходы представляют собой плановые расходы.

Обосновывая расходы на мероприятия по организации узлов учёта электрической энергии в размере 8214,82 тыс. руб. в материалы тарифного дела административным истцом были представлены договора подряда и сметы по организации узлов учёта электрической энергии (т. 12 л.д. 124-203, т. 13 л.д. 2-35, т.16 л.д. 7-42, т. 26 л.д. 157-202, т. 27 л.д. 2-78).

Установлено, что объекты электросетевого хозяйства переданы в аренду административному истцу на основании договоров аренды электросетевого хозяйства.

Из представленных в материалы тарифного дела вышеуказанных договоров аренды следует, что в соответствии с пунктом 4.3. Договоров, в том случае, если в процессе использования объектов электросетевого хозяйства Арендатору в силу различных причин технического, технологического, экономического либо иного характера потребуется внесение конструктивных изменений в арендуемое имущество (то есть выполнение неотъемлемых улучшений арендуемого имущества), Арендодатель обязуется не чинить препятствий Арендатору, при условии, что Арендатор письменно, не менее, чем за три дня до выполнения таких улучшений уведомит Арендодателя об этом с указанием примерного объема и перечня необходимых для выполнения работ, а также причин, которые этому способствовали.

Согласно пункту 4.6. Договоров, после их подписания всё бремя содержания переданных в аренду объектов ложится на Арендатора (обслуживание, содержание, оплата сопутствующих расходов и потерь холостого хода, а также прочие), с учётом особенностей и ограничений, которые предусмотрены Договором;

Арендатор вправе производить работы по переоборудованию объектов электросетевого хозяйства, уведомив об этом Арендатора за 5 (пять) рабочих дней до выполнения данных работ (п.6.1.4), а также производить работы по переоборудованию объектов электросетевого хозяйства (внесение неотъемлемых улучшений) в порядке, сроки и на условиях, оговоренных договором (пункт 6.3.).

Пунктами 12.5. Договоров предусмотрено, что Арендодатель, подписывая данный Договор, берёт на себя обязательства в течение 5 рабочих дней предоставить Арендатору, в том числе, копии документов о месте расположения приборов учёта электроэнергии, по которым производятся расчёты со сбытом за потребительскую электроэнергию, с указанием марки и типа электросчётчика.

Вместе с тем, как следует из представленных материалов тарифного дела и не оспаривается административным истцом, документы об имеющихся приборах учёта на объектах электросетевого хозяйства, переданных в аренду ООО «ЮГЭНЕРГОСЕТИ», не были представлены в Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым.

Подпунктом 8 пункта 17 Правил государственного регулирования установлено, что к заявлениям, направленным в соответствии с пунктами 12, 14 и 16 настоящих Правил, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, прилагают следующие обосновывающие материалы: расчёт расходов и необходимой валовой выручки от осуществления регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), разработанного в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

Документы, содержащие сведения каким нормативным правовым актом предусмотрена установка каждого конкретного прибора учёта при предоставлении услуг по передаче электрической энергии и в каком количестве, административным истцом регулирующему органу также не были представлены.

В связи с чем, регулирующему органу не представилось возможным определить необходимое количество приборов учёта и, как следствие, сумму расходов и необходимость их несения.

Кроме того, административным истцом регулирующему органу не были представлены материалы о проведении конкурсных процедур, порядок которых установлен Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», что предусмотрено пунктом 29 Основ ценообразования.

С учётом изложенного, суд приходит к выводу, что не включение при установлении тарифа заявленных расходов на мероприятия по организации узлов учета электрической энергии обусловлено не представлением административным истцом соответствующих доказательств, подтверждающих экономическую обоснованность заявленных расходов.

Доводы представителей административного истца о том, что для подтверждения указанных расходов является достаточным предоставление актов об осуществлении технологического присоединения и схем, являются несостоятельными.

Обосновывая расходы на ремонт основных средств в размере 40972,01 тыс. руб., ООО «ЮГЭНЕРГОСЕТИ» в материалы тарифного дела были представлены дефектные ведомости, договоры подряда с локальными сметными расчетами, годовые графики ремонтов в электроустановках, ведомости объемов работ, локальные сметные расчеты (т. 6 л.д. 137-206, т.7 л.д. 2-72, 139-205, т. 6 л.д. 2-206, т. 9 л.д. 2-202, т.10 л.д. 2-206, т. 11 л.д. 2-203, т. 12 л.д. 2-123, т. 17 л.д. 161-207, т. 18 л.д. 2-183, т. 19 л.д. 15-224, т. 20 л.д. 2-187, т. 21 л.д. 2-219, т. 22 л.д. 2-187, т.23 л.д. 2-201).

Также, ООО «ЮГЭНЕРГОСЕТИ» для определения стоимости затрат на содержание и обслуживание объектов электросетевого хозяйства, находящегося у предприятия, проведена закупка №1861649 на электронной площадке РТС-тендер на сбор предложений (единичные расценки) с обоснованием расчета, смет составленных в соответствии с методикой определения стоимости строительной продукции на территории РФ МДС 81-35.2004 на выполнение работ в электроустановках по профилактическим испытаниям и измерениям п.1-32, а также ремонт электрооборудования п.33-61. Результаты закупки определены протоколом №1/1861649/1 (т. 23 л.д. 202-205, т. 24 л.д. 10-199, т. 25 л.д. 2-69, т. 27 л.д. 187-189).

Согласно подпункту 5 пункта 18 Основ ценообразования, расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя расходы на ремонт основных средств.

Порядок технического обслуживания и ремонта оборудования, зданий и сооружений электростанций и сетей определён Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утверждёнными приказом Минэнерго России от 19 июня 2003 г. №229 (далее - Правила технической эксплуатации).

Согласно пунктам 1.6.3, 1.6.4 Правил технической эксплуатации, объём технического обслуживания и планового ремонта, определяется необходимостью поддержания исправного и работоспособного состояния оборудования, здании и сооружений с учётом их фактического технического состояния. Рекомендуемый перечень и объем по техническому обслуживанию и капитальному ремонту оборудования, а также периодичность и продолжительность всех видов ремонта установлены в правилах организации технического обслуживания и ремонта оборудования, зданий, сооружений электростанций и сетей, в технико-экономических нормативах планово-предупредительного ремонта энергоблоков, а также в нормативно-технических документах на ремонт данного вида оборудования.

Правила организации технического обслуживания и ремонта оборудования, зданий, сооружений электростанций и сетей СО 34.04.181-2003, утверждены РАО «ЕЭС России» 25 декабря 2003 г. (далее Правила ремонта).

Согласно пункту 5.1.1 Правил ремонта, при эксплуатации электрических сетей должны производиться как техническое обслуживание, так и ремонт.

Техническое обслуживание - это комплекс работ и мероприятий по поддержанию работоспособности и исправности линии электропередачи и подстанций. Ремонт же состоит из комплекса работ и мероприятий по восстановлению исправности и работоспособности, восстановлению ресурса объектов электрической сети и их элементов.

Как установлено судом, административным ответчиком при расчёте индивидуального тарифа для административного истца был произведён расчёт аварийного запаса трансформаторного масла и аварийного запаса запасных частей трансформаторных подстанций, норм расхода и резервного запаса силовых кабелей и кабельной арматуры, а также расчёт численности для проведения указанных работ.

Дополнительный же учёт расходов на техническое обслуживание предприятием надлежащим образом не подтверждён: документов в обоснование необходимости таких расходов в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования административному ответчику не представлено.

Согласно главе 1.7 Правил технической эксплуатации, на каждом энергообъекте должны быть документы по перечню (приводится в Правилах). Комплект этой документации должен хранится в техническом архиве энергообъекта.

Административным истцом не были представлены административному ответчику документы, на основании которых сделаны выводы о необходимости проведения испытаний, измерений и текущих ремонтов.

Так, согласно акту приёма-передачи, оборудование принято в удовлетворительном состоянии, информация о проведении предыдущих испытаний не представлена, информации о причинах принятых решений о внеочередных испытаниях также не представлена.

Представленные дефектные ведомости не содержат информации об обнаруженных дефектах, при том, что, как уже указывалось, оборудование принято административным истцом в удовлетворительном состоянии.

Кроме того, исходя из условий вышеуказанных договоров аренды электросетевого хозяйства, административным истцом также не представлены обосновывающие материалы, подтверждающие согласование с Арендодателями порядка, сроков и условий проведения ремонтных работ.

Также, не было представлено обоснование периодичности и сроков проведения испытаний, измерений и текущих ремонтов.

При этом, заявленный объём работ по ремонту и техническому обслуживанию определён с учётом многолетнего плана ремонтов и испытаний оборудования подстанций и многолетнего графика капитальных ремонтов и технического обслуживания.

Таким образом, суд считает обоснованным исключение Государственным комитетом по ценам и тарифам расходов на ремонт основных средств, ввиду непредставления доказательств, подтверждающих экономическую обоснованность указанных затрат.

Одновременно, суд считает необходимым отметить, что расходы на производство работ хозяйственным способом учтены административным ответчиком в составе расходов на заработную плату и в расходах на прочие вспомогательные материалы.

Доводы представителей истца о том, что Обществом не было заявлено предложений на включение данных расходов в расходы по заработной плате и расходы на материалы, являются несостоятельными, исходя из имеющихся полномочий и обязанности у регулирующего органа по установлению индивидуального тарифа исходя из расчёта экономически обоснованных затрат.

Обосновывая расходы на командировки в размере 958,93 тыс. руб. ООО «ЮГЭНЕРГОСЕТИ» в материалы тарифного дела был представлен приказ Генерального директора от 9 января 2020 года №2 «Об установлении норм суточных» с расчётом командировочных затрат (т. 16 л.д. 2-6, т. 26 л.д. 150-156).

В состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включаются расходы на служебные командировки, включая оформление виз и уплату сборов, а также расходы на обучение персонала (подпункты 6 и 7 пункта 28 Основ ценообразования).

Из анализа представленного расчёта командировочных затрат следует, что плановые затраты на командировочные расходы состоят из суточных расходов к месту проведения работ исключительно на территории Республики Крым.

При этом, доказательств расходов на проживание в месте командировки административным истцом не было представлено.

Таким образом, поскольку командировки предусматривались в пределах Республики Крым на служебном (бригадном) автомобиле и, учитывая общее время нахождения персонала в пути, трудозатраты, суд соглашается с выводами Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым, что анализ представленных документов свидетельствует о том, что сотрудники предприятия ежедневно подлежат возвращению к месту постоянного жительства на служебном автомобиле.

А в соответствии с абзацем 4 пункта 11 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года №749, при командировках в местность, откуда работник исходя из условий транспортного сообщения и характера выполняемой в командировке работы имеет возможность ежедневно возвращаться к месту постоянного жительства, суточные не выплачиваются.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что у административного ответчика имелись основания для исключения командировочных расходов, ввиду непредставления документов, подтверждающих их экономическую обоснованность при установлении индивидуального тарифа.

Обосновывая расходы на повышение квалификации, подготовку кадров в размере 255,0 тыс. руб. ООО «ЮГЭНЕРГОСЕТИ» в материалы тарифного дела были представлены план обучения, прайс-лист АНО ДПО «Учебный центр Перспектива» на 2019 год (т. 15 л.д. 201-218, т. 26 л.д. 143).

Вместе с тем, как установлено судом, административным истцом не были представлены регулирующему органу сведения каким нормативным правовым актом предусмотрена обязательность каждого вида обучения при предоставлении услуг по передаче электрической энергии и доказательств в каком объёме (количество, расчёт периодичности, их необходимость в указанный период).

Кроме того, согласно выписке из ЕГРЮЛ, ООО «ЮГЭНЕРГОСЕТИ» имеет несколько видов деятельности, в том числе, оказывает услуги по производству строительно-монтажных работ. Однако, регулирующему органу не представлены документы о механизме распределения расходов между видами деятельности предприятия, в частности, по передаче электрической энергии и иной деятельностью, что предусмотрено пунктами 5-7 Основ ценообразования.

Кроме того, исходя из пункта 29 Основ ценообразования, не были представлены и договоры, цены в которых определены по результатам проведенных торгов.

В связи с чем, суд считает, что в представленном административному ответчику объёме документы административного истца не подтверждали экономическую обоснованность указанных плановых затрат, в связи с чем, регулирующий орган обоснованно пришёл к выводу о необходимости исключения данных расходов, что не противоречит Основам ценообразования.

Также суд учитывает, что расходы на организацию узлов учёта, на ремонт основных средств, на повышение квалификации и переподготовку были рассчитаны с учётом налога на добавленную стоимость.

В силу пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации, расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Таким образом, исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что административным ответчиком нарушений положений Основ ценообразования при исключении расходов по вышеуказанным отдельным статьям, не допущено.

Доводы стороны административного истца о наличии у административного ответчика обязанности по собственной инициативе дополнить (доработать, добыть) необходимые документы для подтверждения заявленных административным истцом в индивидуальный тариф расходов, в том числе, путём проведения проверки предприятия, являются не основанными на законе.

ООО «ЮГЭНЕРГОСЕТИ», являясь коммерческой организацией и профессиональным участником рынка электроэнергетики, должно быть заинтересовано в проявлении собственной инициативы по представлению обосновывающих материалов для установления на 2021 год уровня тарифа, выгодного для осуществления своей деятельности. В этой связи законодательством на него возложена обязанность предоставления соответствующего комплекта документов, содержащего необходимые и достаточные сведения для установления нужного тарифа. Неисполнение данной обязанности имеет своим последствием неблагоприятные последствия в виде риска принятия регулирующим органом решения без учета всех, возможно и объективно существующих, обстоятельств.

Ссылки стороны административного истца на представление дополнительных документов на заседание правления, не являются основанием для признания недействующим оспариваемого приказа, поскольку срок предоставления документов истёк 19 ноября 2020 года.

Пояснения истца, данные при рассмотрении настоящего дела, со ссылками на дополнительные доказательства, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку при принятии оспариваемого в части Приказа №52/4 административный ответчик исходил из представленных в материалы тарифного дела документов.

Доводы истца о нарушении процедуры принятия оспариваемого Приказа №52/4 не влекут признание недействующим оспариваемого приказа, ввиду следующего.

В силу пункта 3 части 3 статьи 3, пункта 4.1 статьи 4 Федерального закона от 17 июля 2009 года №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», заключения, составляемые при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований - при их государственной регистрации, носят обязательный характер. При выявлении коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также в уставах муниципальных образований и муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы муниципальных образований указанные акты не подлежат государственной регистрации.

В соответствии со статьёй 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», статьёй 3 Федерального закона от 17 июля 2009 года №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», правом на проведение антикоррупционной экспертизы в качестве одной из мер по профилактике коррупции наделены прокуроры, органы юстиции, а также сами органы, организации и их должностные лица.

При таких обстоятельствах, само по себе отсутствие такого заключения не является основанием для признания нормативного правового акта не действующим.

При этом, в силу вышеназванных норм, проведение антикоррупционной экспертизы возможно в период всего действия нормативного правового акта.

В части доводов административного истца о нарушении процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта ввиду переноса заседания правления и вручения заключения экспертов фактически за 2 часа до заседания, суд отмечает следующее.

В соответствии с пунктом 34 Регламента Комитета, рассмотрение дела об установлении тарифов на Правлении осуществляется в присутствии уполномоченных (по доверенности) представителей организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.

Секретариатом Правления извещения о дате, времени и месте рассмотрения дела об установлении тарифов должны быть направлены согласно указанному списку (с подтверждением получения извещения) не позднее чем за 10 дней до заседания Правления (пункта 35 Регламента Комитета).

Уполномоченный по делу не позднее чем за один день до заседания Правления должен ознакомить руководителя регулируемой организации (ее уполномоченного представителя) с материалами дела, включая проект решения (пункта 36 Регламента Комитета).

Как следует из материалов дела и не оспаривается административным истцом, 07 декабря 2020 года на электронный адрес административного истца, представленный в материалы тарифного дела, Государственным комитетом по ценам и тарифам Республики Крым направлено приглашение на заседание правления 18 декабря 2020 года в 14 часов 00 минут.

16 декабря 2020 года административным истцом получен расчёт тарифа по передаче электрической энергии, а также расчёт необходимой валовой выручки на услуги по передаче электрической энергии по сетям.

18 декабря 2020 года на электронный адрес административного истца Государственным комитетом по ценам и тарифам Республики Крым направлено извещение о переносе заседания правления на 22 декабря 2020 года, в связи с наличием замечаний Ассоциации «Некоммерческое партнерство Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью» в целях редактирования экспертами экспертных заключений.

22 декабря 2020 года административным истцом получен расчёт тарифа по передаче электрической энергии, а также расчет необходимой валовой выручки на услуги по передаче электрической энергии по сетям.

24 декабря 2020 года пред заседанием правления генеральным директором ООО «ЮГЭНЕРГОСЕТИ» Новиковым А.Е. получено экспертное заключение.

На заседании правления, на котором принимался оспариваемый в части Приказ, присутствовал генеральный директор ООО «ЮГЭНЕРГОСЕТИ» Новиков А.Е.

Как пояснил в судебном заседании представитель Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым, после ознакомления членов правления с экспертным заключением, возможно при наличии замечаний внесение в него изменений – корректировка.

При этом, суд приходит к выводу, что вручение откорректированного заключения и перенос даты заседания правления не являются основанием для признания недействующим Приказа №52/4, поскольку указанное не противоречит Положению о Комитете, Регламенту Комитета, Основам ценообразования.

Ссылки административного истца на установленный административным ответчиком индивидуальный тариф для иных организаций, при аналогичных как у административного истца (по его мнению) обстоятельствах, в большем размере - в качестве правового основания для удовлетворения административного иска являются несостоятельными.

При этом, суд обращает внимание на то, что не включение расходов по отдельным статьям в индивидуальный тариф на 2021 год не лишает права административного истца учёта указанных расходов в качестве фактически понесенных при регулировании тарифа в будущем.

Таким образом, нарушения оспариваемым приказом прав административного истца также не установлено.

С учётом изложенного, проверив оспариваемый приказ на соответствие нормативным правовым актам большей юридической силы, его фактическую обоснованность, обстоятельства наличия нарушения оспариваемым приказом прав и законных интересов административного истца, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым

решил:

В удовлетворении административного иска Общества с ограниченной ответственностью «Югэнергосети» к Государственному комитету по ценам и тарифам Республики Крым о признании недействующим приказа Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 24 декабря 2020 года №52/4 «Об установлении индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии для общества с ограниченной ответственностью «Югэнергосети» на 2021 год» в части не включения в индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии расходов на: мероприятия по организации узлов учёта эклектической энергии, ремонт основных средств (в части технического обслуживания, профилактических испытаний и измерений, текущего ремонта объектов), командировочных услуг, повышения квалификации персонала и подготовку кадров - отказать.

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции путём подачи апелляционной жалобы через Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Крым подпись Н.В. Кучеренко

Решение суда составлено в окончательной форме 08 апреля 2021 года.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>