РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
4 июня 2019 г. г. Донской
Донской городской суд Тульской области в составе:
председательствующего Зари А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ивановой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-510/2019 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 9 по Тульской области к ФИО3 о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2016 г. по сроку уплаты 1 декабря 2016 г. и пени за несвоевременную уплату налога,
установил:
Межрайонная ИФНС России № 9 по Тульской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО3 о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2016 г. по сроку уплаты 1 декабря 2016 г. в сумме 3706 рублей 00 копеек, и пени за несвоевременную уплату налога в сумме 24,71 рубля, всего – 3 730, 71 рубль.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ФИО3, ИНН <данные изъяты>, дата рождения ДД.ММ.ГГГГ, место рождения <данные изъяты>, состоит на учете в инспекции. Согласно ст. 357 НК РФ, ФИО3 является плательщиком транспортного налога на основании сведений, предоставляемых государственными органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств в налоговые органы, в соответствии с п. 4 ст. 85, п.п.1, п.4, ст. 362 НК РФ. В соответствии с данными МОТОРЭР ГИБДД УМВД России по Тульской области на налогоплательщика зарегистрированы транспортные средства: <данные изъяты> гос.номер <данные изъяты>, в связи с чем произведены начисления транспортного налога. В адрес налогоплательщика было направлено уведомление № от 25.08.2016 г об уплате транспортного и налогов, которое не исполнено. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием в соответствии с п. 2 ст. 69 НК РФ для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требование об уплате транспортного налога и пени, начисленных в соответствии с п.п. 3, 4 ст. 75 НК РФ направлено по почте: требование № от 22.12.2016 на сумму: налогов по транспортному налогу за 2015 г., по сроку уплаты 01.12.2016 г – 3706 руб., сумма пени за несвоевременную уплату транспортного налога составила – 24,71 руб. требование направлено через личный кабинет налогоплательщика. Утверждают, что инспекция предприняла все меры для надлежащего извещения налогоплательщика об обязанности уплаты налогов, однако погашение задолженности по уплате транспортного налога не произведено на момент подготовки настоящего искового заявления. Просят взыскать с ФИО3 в пользу административного истца задолженность по транспортному налогу за 2015 г., по сроку уплаты 01.12.2016 в сумме 3706 руб. и пени за несвоевременную уплату налога в сумме 24,71 руб.
Обращает внимание и просит суд учесть, что налоговым органом было подано заявление о вынесении судебного приказа в судебный участок № г. <данные изъяты> области о взыскании с ФИО3, задолженности по уплате налогов за 2015 г. и пени за несвоевременную уплату налога.
Утверждает, что 27.10.2018 г. мировым судьей судебного участка № г. <данные изъяты> области вынесен судебный приказ по гражданскому делу № по заявлению Межрайонной ИФНС России № 9 по Тульской области о выдаче судебного приказа о взыскании налоговых платежей с ФИО3
Отмечает, что 15.11.2018 г. мировым судьей судебного участка № г. <данные изъяты> области на основании представленных возражений налогоплательщика ФИО3 было вынесено определение об отмене судебного приказа о взыскании налоговых платежей.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №9 по Тульской области ФИО1 в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела без его участия, административные исковые требования поддерживает.
Административный ответчик ФИО3 в судебное заседание не явилась, о дне и времени судебного разбирательства уведомлена надлежащим образом, в суд представила ходатайство о рассмотрении дела без ее участия, и представила письменные возражения, в которых указала, что в период с марта 2011 года по январь 2016 года владела автомобилем <данные изъяты>. В период с 18.10.2010 по 10.05.2012 г. зарегистрирована в <данные изъяты> области, с 02.08.2012 по 26.04.2015 место жительство не имела, оформлено место пребывания по адресу: <адрес>.
В части транспортного налога на автомобиль <данные изъяты> за 2015 год указала, что в 2016 году ей было направлено 2 налоговых уведомления об уплате транспортного налога за один и тот же автомобиль и за один и тот же период от разных налоговых служб: в соответствии с налоговым уведомлением от 25.08.2016 № Межрайонной ИФНС России № по <данные изъяты> области ( ИФНС №) в размере 3706 рублей и, одновременно с этим, в соответствии с налоговым уведомлением от 14.11.2016 № в размере 2769 руб.
Позднее ИФНС № было вынесено два требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) от 22.12.2016 № и от 13.02.2017 № на один и тот же период и на одно и тоже транспортное средство. Полагает, что указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении ИФНС № порядка расчета транспортного налога. Считает, что с учетом того, что 27.04.2015 года ее место жительство является <данные изъяты> область и до указанной даты у нее была только временная регистрация, также в <данные изъяты> области, ей, в соответствии со ст. 83 НК РФ произведена оплата 07.08.2017 начисленного ИФНС № транспортного налога в размере 2769 рублей.
При этом в письме УФНС России по Тульской области от 25.05.2018 № указано, что в целях исключения двойного налогообложения по транспортному налогу за транспортное средство ИФНС № принято решение об аннулировании расчетов за 2015-2016 г.г.
После указанного письма уточненный расчет по исчислению транспортного налога за <данные изъяты> за 2015 год или требование об уплате ей не поступало. В письме ИНФС № от 14.06.2018 № указано, что инспекцией был начислен налог за 2015 год, сформировано налоговое уведомление № на уплату налогу налога за 2015 год по сроку уплаты 01.12.2016. Также 09.09.2015 карточка расчетов с бюджетом была передана в ИФНС 7153 с сальдовыми остатками.
При этом, в указанном письме ИФНС № отмечено, что ей исполнена обязанность по уплате транспортного налога в полном объеме. Отдельно, отмечает, что ИФНС № при первой подаче в 2017 году заявления в суд допущены нарушения в части аб.5 п.1 ст. 48.
Исходя из изложенного, полагает, что у административного ответчика отсутствуют основания для оплаты транспортного налога за 2015 год, а у административного истца отсутствуют основания для направления в суд заявления о взыскании транспортного налога и пени.
Изучив позицию сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу ч. 1 ст.132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают местные налоги и сборы.
Основными началами законодательства о налогах и сборах, определенных в п. 1 ст. 3 НК РФ, указана обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
В соответствии с п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных налоговым законодательством обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В силу ст.ст. 45, 46 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога и (или) пени является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном ст.ст. 46, 47 НК РФ. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено в ходе судебного разбирательства, за налогоплательщиком ФИО3 в 2015 г. зарегистрирован автомобиль: <данные изъяты> гос.номер <данные изъяты>.
Согласно налоговому уведомлению № от 25.08.2016 г. ФИО3 исчислен транспортный налог за 2015 г. в размере 3 706 рублей по сроку уплаты налога до 31.12.2016 г.
На основании заявления налогового органа было инициировано рассмотрение заявления о взыскании задолженности по транспортному налогу с ФИО3 за счет её имущества.
В соответствии со ст. 14 НК РФ транспортный налог отнесен к региональным налогам.
Согласно ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается данным кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки его уплаты.
Положения ст. 357 НК РФ определяют, что налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с п. 1 ст. 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
В силу п. 1 ст. 363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Как установлено ст. 7 Закона Тульской области от 28 ноября 2002 г. № 343-ЗТО «О транспортном налоге» уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.
Согласно п.п. 2 и 4 ст. 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.
Согласно п. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Согласно абз. 3 п. 1 ст. 363 НК РФ срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком самостоятельно обязанности по уплате налога, предусмотренной п. 1 ст. 45 НК РФ, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ, которое в соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ (в редакции действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В случае направления указанного требования по почте заказным письмом, оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 6 ст. 69 НК РФ).
В п. 1 ст. 48 НК РФ предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (п. 3 ст. 48 НК РФ).
При этом, абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ предусматривает возможность предъявления требования о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
27.10.2018 г. мировым судьей судебного участка № г. <данные изъяты> области вынесен судебный приказ по гражданскому делу № по заявлению Межрайонной ИФНС России № 9 по Тульской области о выдаче судебного приказа о взыскании налоговых платежей с ФИО3
15.11.2018 г. мировым судьей судебного участка № г. <данные изъяты> области на основании представленных возражений налогоплательщика ФИО3 было вынесено определение об отмене судебного приказа о взыскании налоговых платежей.
Как следует из представленных материалов дела, 25 мая 2018 г. за № Управлением Федеральной налоговой службы по Тульской области в адрес ФИО3 направлено письмо «О расчете транспортного средства», из которого следует, что в ходе рассмотрения обращения МРИ № 9 установлен факт ошибочного проведения расчетов транспортного налога за 2015 год и за 1 месяц 2016 года по транспортному средству <данные изъяты> (регистрационный номер <данные изъяты>), отраженных в налоговых уведомлениях от 14.11.2016 №, от 18.07.2017 №, от 06.02.2018 №. В целях исключения двойного налогообложения по транспортному налогу за указанное транспортное средство МРИ №9 принято решение об аннулировании расчетов за 2015-2016 г.г. и удалению выше перечисленных некорректных уведомлений из ЛК.
Как следует из письма Межрайонной ИФНС России № по <данные изъяты> области от 14.06.2018 № направленного в адрес ФИО3, инспекцией был начислен налог за 2015 год, сформировано налоговое уведомление № на уплату налога за 2015 год по сроку уплаты 01.12.2016. Также 09.09.2015 карточка расчетов с бюджетом была передана в ИФНС № с сальдовыми остатками. ФИО3 исполнена обязанность по уплате транспортного налога в полном объеме.
Как следует из пояснений представителя МИФНС России № 9 по Тульской области ФИО2 на возражения административного ответчика, в ходе рассмотрения обращения ФИО3 МРИ №9 установлен факт ошибочного проведения расчетов транспортного налога за 2015 год и за 1 месяц 2016 года по транспортному средству <данные изъяты> (регистрационный номер <данные изъяты>), отраженных в налоговых уведомлениях от 14.11.2016 №, от 18.07.2017 №, от 06.02.2018 №. В целях исключения двойного налогообложения по транспортному налогу за указанное транспортное средство МРИ №9 принято решение об аннулировании расчетов за 2015-2016 г.г. и удалению выше перечисленных некорректных уведомлений из ЛК. По состоянию на май 2018 в разделе «Переплата/Задолженность» ЛКФ отражена переплата по транспортному налогу по ОКТМО <данные изъяты> в сумме 11 319 руб., а именно уплата, совершенная ФИО3 указанного выше налога за 2015 год в сумме 2769 руб. и за 2016 г. в сумме 8 550 руб.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ФИО3 обязанность по уплате транспортного налога за 2015 год была исполнена в полном объеме, а требования налогового органа нельзя признать обоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 178-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административных исковых требований Межрайонной ИФНС России № 9 по Тульской области к ФИО3 о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2015 г. по сроку уплаты 1 декабря 2016 г. и пени за несвоевременную уплату налога отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Донской городской суд Тульской области в течение одного месяца.
Председательствующий