Дело № 2а-510/2019 г.
УИД 33RS0014-01-2019-000386-41
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 мая 2019 года
Муромский городской суд Владимирской области в составе
председательствующего судьи Филатовой С.М.,
при секретаре Реган В.А.,
с участием представителя административного истца НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов ВО» ФИО1,
административного ответчика - судебного пристава-исполнителя ОСП г. Мурома и Муромского района ФИО2,
рассматривая в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области» к судебному приставу-исполнителю ОСП г. Мурома и Муромского района ФИО2, Старшему судебному приставу ОСП г. Мурома и Муромского района ФИО3 об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области» обратилась в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю ОСП г. Мурома и Муромского района ФИО2 и просит освободить об уплаты исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя ОСП г. Мурома и Муромского района УФССП по Владимирской области ФИО2, утвержденному 29.01.2019 года, вынесенному в рамках исполнительного производства от 30.10.2018 года № 85723/18/33013-ИП.
В обоснование заявленных требований указано в иске, что 30 октября 2018 года ОСП г. Мурома возбуждено исполнительное производство, в соответствии с которым должнику необходимо исполнить решение Муромского городского суда в части организации проведения работ по устранению недостатков по капитальному ремонту крыши по адресу: ....
06.12.2018 года Фондом в адрес судебного пристава-исполнителя была направлена информация об исполнении вышеуказанного решения суда в части организации восстановительных работ., в которой сообщалось, что Фондом проведен существенный комплекс работ, направленных на исполнении решения суда в этой части, а именно сотрудниками Фонда были осуществлены неоднократные выезды с целью составления ведомости объемов работ для организации проведения восстановительных работ по капитальному ремонту крыши по адресу: г. ..... В настоящее время смета на восстановительные работы по капитальному ремонту крыши по адресу: .... утверждена в полном объеме и согласована со всеми необходимыми лицами. 31 января 2019 года Фондом на официальном портале размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение восстановительных работ по настоящему объекту капитального ремонта. При этом для проведения электронного аукциона по восстановительным работам, данный дом должен быть включен в сводный краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Согласно указанному порядку, фондом был подготовлен проект сводного краткосрочного плана на 2018-2019 годы, в данный проект был включен в том числе многоквартирный дом ...., который направлен в Департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации ВО для согласования. Одновременно информация о размещении извещения на электронной торговой площадке направлена судебному приставу 30.01.2019г. Одновременно в суде находилось заявление об отсрочке исполнения решения суда. Судебный пристав применил санкции до вынесения судом решения по заявлению о рассрочке исполнения решения суда.
Определением суда от 28 февраля 2019 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Владимирской области, в качестве заинтересованного лица ФИО4
Определением суда от 15 апреля 2019 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен Старший судебный пристав ОСП г. Мурома и Муромского района.
Представитель административного ответчика НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области» ФИО1 в судебном заседании поддержал административный иск и просил его удовлетворить.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП г. Мурома и Муромского района ФИО2 административный иск не признала. Представила отзыв, в котором указала, что в отношении НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» возбуждено исполнительное производство об обязании выполнить работы по устранению недостатков, связанных с отступлением от требований, предъявляемых строительными правилами к изготовлению кровли дома ..... Постановление направлено по адресу должника и получено им 08.11.2018г. В постановлении установлен 5-ти дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, со дня получения постановления. Срок для добровольного исполнения истек 15.11.2018г. Исполнительский сбор устанавливается по истечении срока добровольного исполнения, если должник не представит доказательств невозможности исполнения вследствие непреодолимой силы. Должником таких доказательств представлено не было. Поэтому судебным приставом в полном соответствии с действующим законодательством было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. Истец в своем заявлении ссылается на то, что исполнительский сбор был наложен до вынесения судом решения по заявлению об отсрочке исполнения решения суда. Однако данное заявление в суд было подано только 06.12.2018 года. Муромским городским судом отказано в отсрочке исполнения решения суда.
Представитель административного ответчика Управление Федеральной службы судебных приставов по Владимирской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Административный ответчик Старший судебный пристав ОСП г. Мурома и Муромского района ФИО3 в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. Представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Заинтересованное лицо ФИО4 в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседании извещена надлежащим образом.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, их представителей, исследовав письменные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.
Согласно частям 1 и 3 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон № 229-ФЗ) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества.
В силу части 2 статьи 112 Закона № 229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 статьи 112 названного Закона). С учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств суд вправе отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи (часть 7).
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора, исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа, само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора (пункт 75). По смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства (пункт 78).
При этом законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора и отнес установление этих оснований к полномочиям суда. Данным правом суд пользуется применительно к обстоятельствам конкретного дела, основываясь на позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, согласно которой исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в рамках исполнительного производства. В качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52-54, 55 Конституции Российской Федерации).
Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
В случае подтверждения должником того факта, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано уважительными причинами, исполнительский сбор может быть уменьшен в порядке, предусмотренном статьей 112 Закона № 229-ФЗ.
При этом уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа и принятием должником всех мер для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.
Судом установлено, что решением Муромского городского суда от 14 июня 2018 года постановлено:
Исковые требования ФИО4 удовлетворить частично.
Взыскать с некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области» в пользу ФИО4 в счет возмещения ущерба, причиненного проливом квартиры, 70 412 руб. 20 коп., неустойку в размере 70 412 руб. 20 коп., моральный вред в размере 10 000 руб., штраф за невыполнение в добровольном порядке требований потребителя 75 412 руб. 20 коп., судебные расходы 3688 руб. 59 коп., а всего 229 925 (двести двадцать девять тысяч девятьсот двадцать пять) руб. 19 коп.
Обязать некоммерческую организацию «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области» выполнить работы по устранению недостатков, связанных с отступлением от требований, предъявляемых строительными правилами к изготовлению кровли дома по адресу: ...., расположенной над квартирой (номер), принадлежащей на праве собственности ФИО4, выразившихся в некачественном выполнении строительных работ по устройству кровли, отраженных в заключении эксперта ООО «Реалити Плюс» от 31.05.2018 и явившихся причиной пролива кровли дома по адресу: ....
ФИО4 в удовлетворении исковых требований к обществу с ограниченной ответственностью «Фортуна» - отказать.
Взыскать с некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области» в доход бюджета округа Муром государственную пошлину в сумме 4316 руб. 49 коп.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от 18.09.2018г. решение Муромского городского суда от 14.07.2018г. отменено в части взыскания с НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области» в пользу ФИО4 неустойки в размере 70 412 руб. 20 коп. В этой части принято новое решение, которым в удовлетворении указанных требований отказано.
Решение Муромского городского суда от 14.07.2018г. изменено в части размера подлежащего взысканию с НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области» в пользу ФИО4 штрафа за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя, взыскано с НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области» в пользу ФИО4 штраф за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя в размере 40 206 руб. 10 коп.
Решение Муромского городского суда от 14.07.2018г. изменено в части размера подлежащей взысканию с НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области» в доход бюджета округа Муром государственной пошлины, взыскана с НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области» в доход бюджета округа Муром государственная пошлина в размере 2 612 руб.
В остальной части решение Муромского городского суда от 14.07.2018г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области» без удовлетворения.
Решение вступило в законную силу 18.09.2018г.
30 октября 2018 года судебным приставом-исполнителем ОСП г. Мурома и Муромского района возбуждено исполнительное производство № 85723/18/33013-ИП в отношении НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области», предмет исполнения: выполнить работы по устранению недостатков, связанных с отступлением от требований, предъявляемых строительными правилами к изготовлению кровли дома по адресу: ...., расположенной над квартирой (номер) принадлежащей на праве собственности ФИО4, выразившихся в некачественном выполнении строительных работ по устройству кровли, отраженных в заключении эксперта ООО «Реалити Плюс» от 31.05.2018 и явившихся причиной пролива кровли дома по адресу: .....
В указанном постановлении о возбуждении исполнительного производства НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области» был установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа со дня получения постановления (п. 2).
Данное постановление было получено НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области» получено 08 ноября 2018 года, что подтверждается почтовым уведомлением. Срок исполнения постановления в добровольном порядке истек 14 ноября 2018 года.
30 ноября 2018 года судебным приставом-исполнителем ОСП г. Мурома и Муромского района ФИО5, утвержденного старшим судебным приставом ОСП г. Мурома и Муромского района ФИО3 29.01.2019 года, вынесено постановление о взыскании с НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области» исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. Данное постановление было получено 04.02.2019г.
06 декабря 2018 года НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области» направило в адрес судебного пристава-исполнителя ОСП г. Мурома и Муромского района извещение об исполнении требований исполнительного документа, а именно составлена ведомость объемов работ для организации проведения восстановительных работ по капитальному ремонту крыши по адресу: ..... На основании данной ведомости составлен смета на восстановительные работы, но она не утверждена. В связи с проведением торгов на право заключения контракта на выполнение восстановительных работ по настоящему объекту капитального ремонта в настоящее время, Фондом готовятся документы для размещения ее на электронной торговой площадке. В связи с тем, что процесс согласования сметы и подготовка документов для аукциона просят не применять к ним санкции за неисполнение требований пристава-исполнителя в установленный срок. Кроме этого сообщило, что Фондом подготовлено заявление об отсрочке исполнения решения суда.
31 января 2019 года на государственном портале zakupki.gov.ru и сайте электронной торговой площадки размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение восстановительных работ по настоящему объекту капитального ремонта.
Согласно протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 25.02.2019 года выявлен один участник М.
11 марта 2019 года между НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов ВО» и М. заключен договор о проведении восстановительных работ после проведения капитального ремонта № 5/19 крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу: ....
Проанализировав и оценив доказательства по делу, суд считает, что у судебного пристава-исполнителя имелись основания для взыскания с НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области» требования исполнительного документа в полном объеме.
Суд принимает во внимание, что должником принимались меры по исполнению решения суда в виде согласования ведомости объемов работ для организации проведения восстановительных работ по капитальному ремонту крыши, составления и согласования сметы, проведения торгов на право заключения контракта на выполнение восстановительных работ, заключение договора о проведении восстановительных работ после проведенного капитального ремонта.
Вместе с тем, стороной истца не представлено суду доказательств, свидетельствующих о принятых мерах непосредственно в 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, а предпринятые НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области» вышеперечисленные мероприятия не являются полным комплексом мер, направленным на надлежащее исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, в связи с чем оснований для освобождения от уплаты исполнительского сбора не имеется.
Также суд не нашел оснований для снижения суммы исполнительского сбора.
Таким образом, в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области» в удовлетворении административного иска к судебному приставу-исполнителю ОСП г. Мурома и Муромского района ФИО2, Старшему судебному приставу ОСП г. Мурома и Муромского района ФИО3, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Владимирской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя ОСП г. Мурома и Муромского района Управления Федеральной службы судебных приставов по Владимирской области ФИО2, утвержденному 29.01.2019 года, вынесенному в рамках исполнительного производства от 30.10.2018 года № 85723/18/33013-ИП отказать.
На решение лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Муромский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья С.М. Филатова
Мотивированное решение изготовлено 05 июня 2019 года.