ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-510/20 от 03.03.2020 Белореченского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2А-510/20 Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Белореченск 03 марта 2020 г.

Белореченский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Стогний Н.И. при ведении протокола судебного заседания секретарем Польионовой Д.В., с участием административного истца - заместителя Белореченского межрайонного прокурора Фефелова А.А., представителя административного ответчика – администрации Первомайского сельского поселения Белореченского района Ефимова В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Белореченского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Первомайского сельского поселения Белореченского района о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, водного законодательства.

УСТАНОВИЛ:

Прокурор просит суд признать незаконным бездействие администрации Пшехского сельского поселения Белореченского района, выразившееся в непринятии своевременных мер по устранению нарушений законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, водного законодательства; обязать администрацию Первомайского сельского поселения Белореченского района принять меры по устранению нарушений законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, водного законодательства, а именно: - составить и направить в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнических сооружений; - принять меры по внесению сведений о гидротехнических сооружениях, находящихся в собственности Первомайского сельского поселения, в Российский регистр гидротехнических сооружений; - обеспечить разработку и уточнение критериев безопасности гидротехнических сооружений, правил их эксплуатации; - обеспечить разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнических сооружений и их безопасности, по предотвращению аварий гидротехнических сооружений; - организовать проведение контроля (мониторинга) за показателями состояния гидротехнических сооружений, природных и техногенных воздействий, оценки безопасности гидротехнических сооружений и анализа причин их снижения с учетом работы гидротехнических сооружений в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности; - заключить договоры обязательного страхования гражданской ответственности на гидротехнические сооружения, находящиеся в собственности Первомайского сельского поселения; -

обеспечить финансирование мероприятий по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности; - организовать проведение работ по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.

В обоснование заявленных требований прокурор в судебном заседании указал, что проведенной Белореченской межрайонной прокуратурой проверкой в деятельности администрации Первомайского сельского поселения Белореченского района выявлены нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, водного законодательства. Так в собственности Первомайского сельского поселения Белореченского района находятся следующие гидротехнические сооружения: - берегозащитная дамба, общей протяженностью 1328 м., кадастровый , расположенная по адресу: <адрес>; - берегозащитная дамба, общей протяженностью 1409 м., кадастровый , расположенная по адресу: <адрес>. Вместе с тем, администрацией Первомайского сельского поселения до настоящего времени не разработан комплекс мер, направленных на устранение и недопущение впредь нарушений законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, водного законодательства, что нарушает права неопределенного круга лиц, так как способствует возникновению чрезвычайной ситуации на территории Первомайского сельского поселения Белореченского района.

Представитель административного ответчика - администрации Первомайского сельского поселения Белореченского района Ефимов В.А. с административным иском не согласен, в судебном заседании пояснил, что администрацией Первомайского сельского поселения были выполнены следующие мероприятия: 01.02.2018 г. были заключены договоры обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте берегозащитная дамба по адресу <адрес> на сумму 23 200 руб., берегозащитная дамба по адресу <адрес> на сумму 23 200 руб.; - ДД.ММ.ГГГГ были заключены договоры обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте берегозащитная дамба по адресу <адрес> на сумму 23 200 руб., берегозащитная дамба по адресу <адрес> на сумму 23 200 руб. Для дальнейшего исполнения законодательства в сфере безопасности ГТС, Водного законодательства администрацией Первомайского сельского поселения Белореченского района, в марте 2018 года были сделаны запросы коммерческих предложений, в специализированные организации, о стоимости необходимых работ. На основании полученных сведений было сделано обращение в Совет Первомайского сельского поселения. Согласно Решению Совета Первомайского сельского поселения Белореченского района от 20.12.2017 г. № 148 «О бюджете Первомайского сельского поселения Белореченского района на 2018 год» на мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и их последствий, было выделено 50 тыс. руб., данная сумма в 2018 году израсходована на заключение договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте : берегозащитная дамба по адресу: <адрес>. В 2019 году администрацией Первомайского сельского поселения проделана аналогичная работа в указанном направлении. Учитывая высокую сумму перечисленных выше работ и недостаточностью средств в бюджете Первомайского сельского поселения Белореченского района, был разработан комплекс мер направленный на поэтапное исполнение требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, водного законодательства. На мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и их последствий согласно Решению Совета Первомайского сельского поселения Белореченского района от 20.12.2019 года № 27 «О бюджете Первомайского сельского поселения Белореченского района на 2020 год» заложена сумма 200 тыс. руб., что позволит сделать расчет вероятного вреда ГТС, и оплатить заключенный договор от ДД.ММ.ГГГГ обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте двух ГТС.

Учитывая, что администрацией Первомайского сельского поселения Белореченского района приняты вышеизложенные меры в пределах ее компетенции по выполнению рассматриваемых полномочий, порядок принятия мер произведен в строгом соответствии с действующим бюджетным законодательством, предъявление требований Белореченской межрайонной прокуратуры о бездействии не обосновано.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд находит административное исковое заявление Белореченского межрайонного прокурора подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии с п. 23 ч. 1 ст. 14 Федерального закона 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится в том числе, организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В силу статьи 8 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» общими требованиями к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений является обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимостьзаблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.

В соответствии со статьей 9 Закона № 117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

В соответствии со статьей 17 Закона № 117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения, а также эксплуатирующая организация в случае, если гидротехническое сооружение находится в государственной или муниципальной собственности, обязаны иметь финансовое обеспечение гражданской ответственности. Финансовое обеспечение гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением обстоятельств, вследствие непреодолимой силы), осуществляется за счет средств собственника гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организации, а также за счет страховой суммы, определенной договором страхования риска гражданской ответственности.

Порядок определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности устанавливает Правительство Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденных Постановлением Правительства РФ 18.12.2001 № 876, расчет вероятного вреда производится владельцем гидротехнического сооружения и согласовывается им с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых может быть причинен этот вред, в порядке, устанавливаемом указанными органами в соответствии с их полномочиями.

В силу ст. 10 Закона № 117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют и представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию- безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса.

Внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении, находящемся в эксплуатации, является основанием для выдачи разрешения на эксплуатацию такого гидротехнического сооружения.

Как установлено в судебном заседании, в собственности Первомайского сельского поселения Белореченского района находятся следующие гидротехнические сооружения: - берегозащитная дамба, общей протяженностью 1328 м., кадастровый , расположенная по адресу: <адрес>; - берегозащитная дамба, общей протяженностью 1409 м., кадастровый , расположенная по адресу: <адрес>, что подтверждается договором от ДД.ММ.ГГГГ о безвозмездной передаче имущества из муниципальной собственности муниципального образования Белореченский район в собственность Первомайского сельского поселения Белореченского района и актом приема-передачи от 01.03.2017 г. № 7

Проведенной Белореченской межрайонной прокуратурой проверкой в деятельности администрации Первомайского сельского поселения Белореченского района выявлены нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, водного законодательства.

Так, в нарушение ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», п. 17 ч. 2 Критерий классификации гидротехнических сооружений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2013 № 986 «О классификации гидротехнических сооружений», администрацией Первомайского сельского поселения до настоящего времени декларация безопасности гидротехнического сооружения не составлена, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти не направлена. В связи с чем, не обеспечено внесение сведений о данных гидротехнических сооружениях в Российский регистр гидротехнических сооружений, что противоречит ст.ст. 7, 9 Закона № 117-ФЗ.

Помимо этого, вопреки ч. 4 ст. 31 Водного кодекса РФ, в государственный водный реестр сведения о гидротехнических сооружениях, расположенных на водном объекте - река «Белая» в районе <адрес>, не включены. Кроме того, в нарушение ст. 9 Закона № 117-ФЗ, администрацией сельского поселения, являющейся собственником гидротехнических сооружений, не обеспечена разработка и уточнение критериев безопасности гидротехнических сооружений, правил их эксплуатации, разработка и реализация мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнических сооружений и их безопасности, по предотвращению аварий гидротехнических сооружений, заключение договоров обязательного страхования гражданской ответственности на 2020 год, а также проведение контроля (мониторинга) за показателями состояния гидротехнических сооружений, природных и техногенных воздействий, оценка безопасности гидротехнических сооружений и анализа причин их снижения с учетом работы гидротехнических сооружений в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, финансирование мероприятий по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения не проводились. Без учета требований ст. 17 Закона № 117-ФЗ до настоящего времени не определена величина финансового обеспечения гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварий гидротехнических сооружений.

Однако, как установлено в судебном заседании, администрацией Первомайского сельского поселения Белореченского района частично приняты меры, направленные на устранение и недопущение впредь нарушений законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, водного законодательства, а именно: заключены договоры обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, сделаны запросы коммерческих предложений в специализированные организации, а также иные меры.

Учитывая вышеизложенное, а также установленные в судебном заседании обстоятельства дела, суд находит необходимым удовлетворить административное исковое заявление частично, обязать главу Первомайского сельского поселения Белореченского района принять меры по устранению нарушений законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, водного законодательства, в остальной части административных исковых требований отказать.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 114, 175 - 180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать главу Первомайского сельского поселения Белореченского района принять меры по устранению нарушений законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, водного законодательства, а именно:

- составить и направить в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнических сооружений;

- принять меры по внесению сведений о гидротехнических сооружениях, находящихся в собственности Первомайского сельского поселения, в Российский регистр гидротехнических сооружений;

- обеспечить разработку и уточнение критериев безопасности гидротехнических сооружений, правил их эксплуатации;

- обеспечить разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнических сооружений и их безопасности, по предотвращению аварий гидротехнических сооружений;

- организовать проведение контроля (мониторинга) за показателями состояния гидротехнических сооружений, природных и техногенных воздействий, оценки безопасности гидротехнических сооружений и анализа причин их снижения с учетом работы гидротехнических сооружений в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности;

- заключить договоры обязательного страхования гражданской ответственности на гидротехнические сооружения, находящиеся в собственности Первомайского сельского поселения;

-обеспечить финансирование мероприятий по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности;

- организовать проведение работ по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения, в остальной части административных исковых требований отказать.

Взыскать с администрации Первомайского сельского поселения Белореченского района в доход государства госпошлину в размере 6 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционной инстанции административной коллегии Краснодарского краевого суда в течение одного месяца.

Председательствующий: Н.И. Стогний