РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
по делу ***а-510/2020
*** 5 августа 2020 года
Нижнеилимский районный суд *** в составе председательствующей судьи Юсуповой А.Р.,
при секретаре Богачёвой М.А.,
с участием заместителя Усть-Илимского межрайонного природоохранного прокурора Ж.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело *** по иску Усть-Илимского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству лесного комплекса *** об обязании провести лесоустройство в виде таксации лесов на территории Нижнеилимского лесничества ***,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование исковых требований истец указал, что Усть-Илимской межрайонной природоохранной прокуратурой в процессе осуществления надзора за исполнением законодательства о лесопользовании установлен факт бездействия министерства лесного комплекса *** в части проведения мероприятий по лесоустройству на территории Илимского лесничества путем таксации лесов на общей площади *** га.. В соответствии с Лесохозяйственным регламентом Илимского лесничества, утвержденным приказом министерства лесного комплекса *** от ******-мпр, общая площадь лесничества составляет *** га. По информации Территориального управления по Илимскому лесничеству министерства лесного комплекса *** на территории Нижнеилимского лесничества на площади *** га лесоустройство проводилось в *** годах Согласно Лесохозяйственному регламенту указанного лесничества, резервные леса на территории Нижнеилимского лесничества отсутствуют. Между тем, учитывая сроки проведения лесоустройства, сведения о лесах в настоящее время устарели и требуют актуализации. В соответствии с информацией Территориального управления по Нижнеилимскому лесничеству министерства лесного комплекса *** использование расчетной лесосеки на территории лесничества в *** году составило 73%. Прокуратурой установлено, что в нарушение перечисленных норм Министерством длительное время не проводилось лесоустройство в виде таксации лесов в Нижнеилимском лесничестве, в связи с чем, длительное бездействие на территории земель лесного фонда или применение таксационных материалов, давностью 10 лет и более, не позволяет с необходимой степенью точности и достоверности осуществлять установление границ лесотаксационных выделов, определять преобладающие и сопутствующие древесные породы, диаметр, высоту и объемы древесины, лесорастительные условия, а так же другие характеристики лесных ресурсов на территории лесничества, поскольку за указанный период таксационные данные претерпели значительные изменения. Фактически при проектировании мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов в лесничествах, без проведённой таксации может привести к негативным последствиям в виде не выполнения в полном объеме всех необходимых действий и принятия полного комплекса мер по охране, защите и производству лесов. Не проведение своевременного лесоустройства в виде таксации лесов является нарушением интересов Российской Федерации, поскольку леса в Российской Федерации являются одним из важнейших видов природных ресурсов и играют одну из ведущих ролей в развитии экономики, улучшении и защите окружающей среды. Использование устаревших сведений о составе лесов нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду и рациональное природопользование, охрану лесных ресурсов от истощительного использования.
Просит обязать Министерство лесного комплекса *** организовать проведение лесоустройства в виде таксации лесов на территории Нижнеилимского лесничества ***, где срок проведения таксации лесов превышает 10 лет на площади *** га в течение 28 месяцев с момента вступления в силу решения суда.
В судебном заседании заместитель Усть-Илимского межрайонного природоохранного прокурора Ж. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Министерства лесного комплекса *** в судебное заседание не явился. О времени, дне, месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Согласно письменному отзыву с требованиями не согласились по доводам письменного отзыва на исковое заявление.
Представитель заинтересованного лица Федерального агентства лесного хозяйства в судебное заседание не явился. О времени, дне и месте судебного заседания надлежаще извещены, с требованиями не согласились по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, оценив их в совокупности, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В силу ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно ч. 1 ст. 101 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
В соответствии со ст. 5 ЛК РФ, ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» леса являются частью экологической системы, одним из компонентов окружающей среды, обеспечивающим в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Согласно ст. 4 ФЗ «Об охране окружающей среды» леса являются объектом охраны окружающей среды.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнений и от иного негативного воздействия.
В соответствии с п. 4 ч. 1, ч. 3 ст. 55 ЛК РФ одним из способов обеспечения санитарной безопасности в лесах является осуществление санитарно-оздоровительных мероприятий.
Статьей 19 ЛК РФ предусмотрено, что мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81 - 84 названного кодекса, или использующими леса в соответствии с кодексом лицами (ч. 1 ст. 19 ЛК РФ). В случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с Законом о размещении заказов (ч. 2 ст. 19 ЛК РФ).
Согласно с п. 7 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ, к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относятся: проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 настоящего Кодекса.
Частью 1 ст. 68 ЛК РФ предусмотрено, что лесоустройство включает в себя: 1) проектирование лесничеств; 2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; 3) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов; 4) таксацию лесов; 5) проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Согласно ст. 69.1 ЛК РФ, таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов (ч. 1). При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков и лесничеств, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов (ч. 2).
Министерство лесного комплекса *** является уполномоченным исполнительным органом государственной власти ***, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного комплекса на территории ***, что также включает в себя осуществление полномочий Российской Федерации, переданных органом государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе указанных в п.4 ч.1 ст.68 ЛК РФ (п.п.11 п.8 Положения о министерстве лесного комплекса ***, утвержденного Постановлением *** от ******-пп).
Статьей 68 ЛК РФ регламентировано, что проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов и таксация лесов, которая проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов, являются составляющими лесоустройства.
Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утверждаемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ст. 67 ЛК РФ).
Приказом Минприроды России от *** N 122, утверждена Лесоустроительная инструкция (далее - Лесоустроительная инструкция).
В соответствии с положениями Лесоустроительной инструкции, таксация лесов проводится в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков (далее - объект работ) для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов (п. 29). Таксация лесов осуществляется по первому, второму, третьему таксационным разрядам лесов, которыми устанавливаются степень детализации и точность таксационных работ в зависимости от интенсивности использования лесов и объемов выполняемых мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. В зависимости от таксационного разряда лесов устанавливаются площади и размеры лесных кварталов и лесотаксационных выделов (п. 30). Периодичность проведения таксации лесов составляет: а) для объектов работ, на которых использование расчетной лесосеки превышает 50%, а также на которых таксация лесов выполнена по первому таксационному разряду лесов - 10 лет; б) для объектов работ, на которых таксация лесов выполнена по второму и третьему таксационным разрядам лесов - 15 лет; в) для резервных лесов - 20 лет (п. 31). Таксация лесов выполняется в течение двух лет и состоит из подготовительных работ, полевых работ и составления лесоустроительной документации (далее - камеральные работы) (п. 32).
Следовательно, буквальное толкование Лесоустроительной инструкции означает, что обозначение законодателем 10-летней давности таксации связано с однозначными динамическими изменениями за указанный срок таксационных характеристик леса, что, в свою очередь, обуславливает необходимость систематического проектирования мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов с учетом произошедших изменений. Законодателем определена необходимость постоянного проектирования мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов каждый раз по истечении сроках таксации в 10 лет с одновременным проведением повторной таксации.
В соответствии с информацией от ****** Территориального управления по Нижнеилимскому лесничеству министерства лесного комплекса *** использование расчетной лесосеки на территории лесничества в *** году составило 73%.
Как следует из представленных суду материалов проверки, что лесоустройство в виде таксации лесов не проводилось более 10 лет.
Обстоятельства, установленные Усть-Илимским межрайонным природоохранным прокурором, не опровергнуты.
Учитывая, что Российская Федерация передала полномочия по проведению лесоустроительных работ органам государственной власти субъектов РФ, средства на осуществление переданных полномочий согласно ч. 3 ст. 83 ЛК РФ предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
Согласно п. 11 ст. 133 Бюджетного кодекса РФ под субвенциями бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.
Федеральным законом от *** № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на *** год и на плановый период *** годов» субъектам Российской Федерации утвержден объем субвенций из федерального бюджета на осуществление переданных полномочий в области лесных отношений. *** выделено на *** рублей, на *** рубля, на *** рублей.
Согласно правовой позиции Федерального агентства лесного хозяйства *** самостоятельно определяет и согласовывает на очередной финансовый год и плановый период направления расходования средств субвенций, исходя из выполнения целевых прогнозных показателей и необходимого объема мероприятий, определенных лесным планом субъекта Российской Федерации, и качественного исполнения переданных полномочий. Средства субвенций из федерального бюджета на исполнение переданных полномочий в области лесных отношений предоставляются субъекту Российской Федерации в области лесных отношений на весь комплекс переданных полномочий, включая мероприятия по проведению лесоустройства.
Таким образом, доводы ответчика Министерства лесного комплекса *** в отзыве о том, что министерство не имеет финансовую возможность для начала организации проведения необходимых работ по лесоустройству, не состоятельны.
Довод ответчика о том, что ежегодно на территории Нижнеилимского лесничества проводится лесоустройство за счет средств арендаторов лесных участков, ничем документально не подтвержден.
В силу требований ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств соблюдения норм законодательства при принятии оспариваемого решения, действии (бездействия) возлагается на административного ответчика, государственный орган, принявший оспариваемое решение.
Административным ответчиком в нарушение данных положений КАС РФ, не представлено доказательств законности бездействия Министерства лесного комплекса ***, выраженного в неисполнении обязанностей по организации проведения лесоустройства на территории Нижнеилимского лесничества ***.
Анализ представленных суду доказательств свидетельствует об обоснованности заявленных прокурором требований.
Не проведение лесоустройства в виде таксации лесов на территории Нижнеилимского лесничества *** может повлечь негативные последствия, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, нарушает права на защиту окружающей среды от негативного воздействия. Кроме того, ведет к нарушению федерального законодательства, а соответственно и интересов Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах требования прокурора законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.
Поскольку суд пришел к выводу о незаконности оспариваемого бездействия в части не проведения требуемых работ на территории Нижнеилимского лесничества ***, то в целях восстановления нарушенных прав Российской Федерации и неопределенного круга лиц требование прокурора о возложении на административного ответчика обязанность устранить допущенные нарушения прав суд полагает подлежащим удовлетворению.
Прокурор просит установить срок для устранения допущенных нарушений в течение 28 месяцев, что, по мнению суда, является разумным сроком для устранения установленных нарушений.
Руководствуясь ст. ст. 175-177 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора Усть-Илимского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству лесного комплекса *** об обязании провести лесоустройство в виде таксации лесов на территории Нижнеилимского лесничества *** – удовлетворить.
Обязать Министерство лесного комплекса *** провести лесоустройство в виде таксации лесов на территории Нижнеилимского лесничества ***, где срок проведения таксации лесов превышает 10 лет на площади *** га. в течение *** месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нижнеилимский районный суд *** в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения суда - ***, с которым стороны могут ознакомиться ***.
Председательствующий А.Р. Юсупова