ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-510/2016 от 13.01.2017 Советского районного суда (Саратовская область)

2а-7(1)/2017

Решение

Именем Российской Федерации

13 января 2017 года р.п. Степное

Советский районный суд Саратовской области в составе: председательствующего судьи Музаевой О.Ю.,

при секретаре судебного заседания Максимовой А.И.,

с участием:

представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью «Газпром ПХГ» ФИО1, действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (сроком действия один год),

представителя административного ответчика ФИО2, действующей по доверенности -м от ДД.ММ.ГГГГ (сроком действия один год),

помощников прокурора Советского района Саратовской области Мерзликиной А.В., Воеводина А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с извещением сторон административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газпром ПХГ» к администрации Советского муниципального района Саратовской области, заинтересованное лицо муниципальное собрание Советского муниципального района Саратовской области, о признании нормативно-правового акта недействующим,

установил:

в Советский районный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «Газпром ПХГ» с административным исковым заявлением, уточненным в судебном заседании, к администрации Советского муниципального района Саратовской области о признании нормативно-правового акта недействующим, а именно: Постановление администрации Советского муниципального района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении «Порядка осуществления земляных работ, связанных с нарушением почвенного покрова на территории Советского муниципального района».

Свои требования мотивируют тем, что административный ответчик не правомочен принимать нормативно правовые акты в рассматриваемой сфере, поскольку согласно п. 11 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы (утв. приказом Минприроды Роскомзема от ДД.ММ.ГГГГ) выдача разрешений на проведение хозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, осуществляются в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Также, считают, что отсутствуют доказательства соблюдения процедуры опубликования данного постановления, поскольку в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время данное постановление не опубликовано в периодическом печатном издании газеты «<данные изъяты>», а также на созданном администрацией Советского муниципального района Интернет–сайте, предусмотренным Уставом Советского муниципального района (п. 3 ст. 43 Устава) – <данные изъяты>, который до настоящего времени не функционирует. С оспариваемым Постановлением административный истец ознакомился на сайте <данные изъяты>

Кроме того, положения Постановления вступают в противоречие с законодательными и федеральными нормами и правилами, поскольку, в соответствии с п. 6 ст. 90 ЗК РФ не разрешается препятствовать организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.

Согласно п. 8 ст. 90 ЗК РФ земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном ЗК РФ, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов. В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 56 ЗК РФ на земельных участках могут устанавливаться особые условия их использования и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах, которые являются лишь ограничениями уже существующих прав на землю. Охранные зоны вдоль трасс трубопроводов устанавливаются в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 метрах от оси трубопровода с каждой стороны. Подземные хранилища газа входят в состав магистрального трубопровода. В соответствии с п. 1.2 Правил охраны магистральных трубопроводов (утвержденных Постановлением Гостехнадзора России от ДД.ММ.ГГГГ), в состав трубопроводов, на которые распространяются указанные правила, входят станции подземного хранения газа. Руководствуясь пунктом 4.5 «б» Правил охраны магистральных трубопроводов (утв. Минтопэнерго РФ ДД.ММ.ГГГГ и Постановлением Госгортехнадзора РФ от ДД.ММ.ГГГГ) предприятиям трубопроводного транспорта разрешается в пределах охранной зоны трубопровода производство земляных работ, необходимых для обеспечения нормальной эксплуатации трубопроводов, с предварительным (не менее чем за 5 суток до начала работ) уведомлением об этом землепользователя.

Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости, земельный участок; с кадастровым номером полностью входит в охранную зону с особыми условиями использования земель в границах горного отвода Степновского подземного хранилища газа <адрес>.

Также, считают, что Отдельные положения Постановления устанавливают необоснованно избыточный перечень материалов, обязательных к предоставлению при обращении за разрешением на проведение внутрихозяйственных работ, а именно подпункты 2.3.2, 2.3.3., 2.3.4., 2.3.6., 2.3.7.

В соответствии с п. 4 ст. 7. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, в связи с чем, считают, что оспариваемое постановление подлежит отмене в полном объеме.

В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО1, действующая на основании доверенности, административные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, представленным в исковом заявлении, также возражала на доводы административного ответчика, представленные в возражении на административное исковое заявление. Просит оспариваемое постановление отменить как принятое не правомочным лицом, в нарушении процедуры принятия, а именно, официально документ не был опубликован, как противоречащее федеральным законам, имеющим большую юридическую силу, и необоснованно расширяющему перечень документов, обязательных к предоставлению при обращении за разрешением на проведение внутрихозяйственных работ.

Представитель администрации Советского муниципального района ФИО2, действующая также представителем заинтересованного лица – Муниципального Собрания Советского муниципального района <адрес>, административные исковые требования не признала, как не обоснованные и не подлежащие удовлетворению по основаниям, представленным в возражениях. Полагают, что органам местного самоуправления предоставлено право принимать правовые акты, предусматривающие процедуру выдачи разрешения на осуществление земляных работ, что прямо предусмотрено п.7.4 ст.6 ГрК РФ. Кроме того, в п.п. 132 раздела II постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства» предусмотрена такая процедура, как предоставление разрешения на осуществление земляных работ, которая применяется в случае, если порядок ее проведения установлен муниципальными правовыми актами. Также, Уставом Советского муниципального района <адрес> предусмотрено органами самоуправления принимать муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, которые вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Считает, что постановление администрации Советского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении «Порядка осуществления земляных работ, связанных с нарушением почвенного покрова на территории Советского муниципального района», не противоречит федеральному законодательству и законодательству субъектов РФ, т.е. законодательству, имеющему большую юридическую силу, чем нормативно-правовой акт органов местного самоуправления, и не могут расцениваться как нарушающие права не только ООО «Газпром ПХГ», но и иных граждан и юридических лиц.

Помощник прокурора Воеводин А.А. считает, что постановление администрации Советского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении «Порядка осуществления земляных работ, связанных с нарушением почвенного покрова на территории Советского муниципального района» не подлежит отмене, как не противоречащий федеральному законодательству, и принятый в соответствии с законодательством РФ.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО6 пояснил, что он работает в администрации Советского муниципального района <адрес> и оказывает администрации услуги по <данные изъяты> Интернет сайта администрации, так же пояснил, что с ДД.ММ.ГГГГ осуществлял работы по созданию нового сайта и размещал на новом сайте (<данные изъяты>) все документы без исключения, размещенные на старом сайте (<данные изъяты>). Данные работы были закончены ДД.ММ.ГГГГ.

Заслушав представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью «Газпром ПХГ», представителя административного ответчика администрации Советского муниципального района <адрес>, представителя заинтересованного лица Муниципального собрания Советского муниципального района <адрес>, помощника прокурора, суд приходит к следующему.

Согласно статье 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

В соответствии со статьей 13 ГК РФ нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

Признание судом нормативно правового акта не действующим осуществляется в рамках главы 21 КАС РФ, которая устанавливает, что предметом судебного обжалования могут быть действующие нормативные правовые акты, которые нарушают права, свободы и законные интересы обратившегося лица.

В силу части 6 статьи 208 КАС РФ административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

В порядке, предусмотренном настоящей главой, так же как и ранее по правилам ГПК, могут быть оспорены только опубликованные в установленном порядке нормативные правовые акты, поскольку в соответствии со ст. 15 Конституции РФ неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

В соответствии с п. п. 9, 10 Постановления Пленума ВС РФ "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт (ч.2 ст. 213 КАС РФ).

В силу части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании такого нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Как следует из административного искового заявления, административным истцом оспаривается Постановление администрации Советского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении «Порядка осуществления земляных работ, связанных с нарушением почвенного покрова на территории Советского муниципального района».

Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации).

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации).

Исходя из положений статей 1, 7, 14, 34, 47 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (статья 7).

Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (статья 34).

Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения. В этом случае в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется, глава поселения входит в состав представительного органа поселения с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя.

Статьей 47 указанного закона регламентировано, что муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией Советского муниципального района <адрес> принято Постановление «Об утверждении «Порядка осуществления земляных работ, связанных с нарушением почвенного покрова на территории Советского муниципального района» (л.д.14-22).

Администрация Советского муниципального района <адрес> является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального района (статья 28 Устава Советского муниципального района Саратовской области).

Обжалуемое постановление издано главой администрации Советского муниципального района, что соответствует статье <данные изъяты> Устава Советского муниципального района и первоначально (ДД.ММ.ГГГГ) опубликовано на сайте Советского муниципального района в сети Интернет - <данные изъяты> (<данные изъяты> Устава Советского муниципального района), а впоследствии, в связи с прекращением деятельности хостингов сайтов муниципальных образований <адрес> (л.д. 152-161а), обжалуемое Постановление размещено на вновь созданном Интернет сайте Советского муниципального района Саратовской области - <данные изъяты>, в связи с чем, было внесено изменение в Уставе Советского муниципального района (л.д.188-189).

При этом суд приходит к выводу о том, что данное постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, что подтверждается <данные изъяты> Устава Советского муниципального района (л.д. 62), а также. Постановлением администрации Советского муниципального района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в Постановление администрации Советского муниципального района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ, а именно пункт 3 данного постановления изложен в следующей редакции «Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования»

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ обжалуемое Постановление администрации Советского муниципального района направлено для включения в Регистр муниципальных нормативных правовых актов (л.д. 187-188).

Таким образом, суд приходит к выводу, что правила принятия, обнародования и введения в действие администрацией Советского муниципального района при издании оспариваемого Постановления соблюдены.

Что касается проверки соблюдения компетенции администрации на принятии данного Постановления суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктами «в» и «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Таким образом, последние в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты.

Принятые по таким предметам ведения законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона № 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (<данные изъяты> Устава Советского муниципального района, л.д.57-63).

Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

К вопросам местного значения в соответствии с п.п.1, 15 ст. 15, 35 Федерального Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд; осуществление муниципального земельного контроля на межселенной территории муниципального района.

Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.

Уставом Советского муниципального района Саратовской области к вопросам местного значения отнесены те же вопросы, которые предусмотрены ст. 15 Федерального Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (статьи 4, 4.1 Устава), в том числе, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 Федерального Закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 8, статьи 51 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.

Указанными нормами урегулированы вопросы, связанные с использованием земельных участков при строительстве объектов, для которых необходимо получение разрешения на строительство, выдаваемого органом местного самоуправления, что предусмотрено федеральными нормативными актами.

Вместе с тем, помимо строительных работ, связанных с возведением объектов на земельных участках, могут проводиться и иного рода земляные работы, для которых разрешение на строительство не требуется, однако порядок проведения такого рода работ федеральным законодателем не урегулирован. При этом получение разрешения на строительство не освобождает от получения соответствующего ордера (разрешения) на производство работ.

Согласно общему понятию земляные работы - работы, связанные со строительством, эксплуатацией, прокладкой, реконструкцией, выноской, переустройством инженерных сетей и коммуникаций, ремонтом подземных и надземных сооружений, железнодорожных путей, транспортных пересечений, пешеходных переходов, коллекторов; установкой некапитальных (движимых) объектов; устройством стационарных и временных ограждений; строительством, реконструкцией, ремонтом дорог, тротуаров, внутриквартальных территорий, зеленых зон; устройством парковок, стоянок; установкой средств наружной рекламы; бурением скважин, рытьем шурфов; и иные работы, влекущие раскрытие грунта (устройство котлованов, устройство фундаментов).

При этом пунктом 5.1.4. постановления Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ "О принятии строительных норм и правил Российской Федерации "Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство. СНиП "Производство земляных работ в охранной зоне кабелей высокого напряжения, действующего газопровода, других коммуникаций, а также на участках с возможным патогенным заражением почвы (свалки, скотомогильники, кладбище и т.п.) предусмотрено осуществление земляных работ по наряду-допуску (ордеру, разрешению) после получения согласования от организации, эксплуатирующей эти коммуникации, или органа санитарного надзора.

Аналогичные требования предусмотрены СНиП Строительные нормы и правила. Организация строительного производства" (утв. постановлением Госстроя СССР от ДД.ММ.ГГГГ) (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), а также Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации".

Кроме того, Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы (утв. приказом Минприроды Роскомзема от ДД.ММ.ГГГГ) определяют общие для Российской Федерации требования при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова и рекультивации земель, и являются обязательными для использования всеми юридическими, должностными и физическими лицами, в том числе иностранными юридическими и физическими лицами. Данное Положение не исключает возможности согласования выдачи разрешений на проведение внутрихозяйственных работ с органами местного самоуправления, а также устанавливает иные основания в отказе в выдаче разрешения, предусмотренные решениями органов местного самоуправления ( часть 2 Положения, приложение к Основным положениям).

Учитывая изложенное выше, суд приходит к вводу, что администрация Советского муниципального района <адрес>, в лице главы администрации, наделено правом принятия нормативных правовых актов на местном уровне, в частности, в сфере землепользования, в связи с чем, доводы административного истца о том, что административный ответчик не правомочен принимать нормативно правовые акты в сфере землепользования на уровне муниципального образования, являются не обоснованными.

Кроме того, в судебном заседании исследовался типовой административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление разрешения на осуществление земляных работ», согласно которому данное разрешение предоставляется именно органом местного самоуправления.

Также, суд находит несостоятельными доводы административного ответчика о том, что оспариваемое Постановление не конкретизирует на какие именно земляные работы выдается данное разрешение, поскольку в части 1 «Порядка осуществления земляных работ, связанных с нарушением почвенного покрова на территории Советского муниципального района, указано, что осуществление земляных работ, связанных со строительством, капитальным ремонтом и реконструкцией зданий, строений, сооружений, иных объектов капитального строительств, а также линейных объектов, прокладкой переустройством, ремонтом подземных и наземных коммуникаций и инженерных сетей и проведением иных видов работ, влекущих нарушение почвенного покрова и элементов благоустройства территории Советского муниципального района <адрес>.

Что касается доводов административного истца о том, что отдельные положения устанавливают не обоснованно избыточный перечень материалов, обязательных к предоставлению при обращении за разрешением на проведение внутрихозяйственных работ, то суд находит данный перечень не противоречащим законодательству, поскольку в судебном заседании установлено, что Постановление принято администрацией Советского муниципального района в пределах предоставленных законом полномочий, с соблюдением предусмотренной формы и вида нормативного правового акта, установленной процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, правил введения нормативного правового акта в действие и соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Кроме того в судебном заседании исследовались проектная документация на проведение внутрихозяйственных работ, договор подряда на проведение внутрихозяйственных работ, письменное уведомление арендатора земельного участка, на котором расположен газопровод, и по существу данные документы соответствуют требованиям оспариваемых пунктов 2.3.2, 2.3.3, 2.3.4, 2.3.6, 2.3.7 оспариваемого Порядка, что подтвердили в судебном заседании представители административного истца и административного ответчика (л.д. 203 -212).

При указанных обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований и приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца о признании не действующим Постановления администрации Советского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении «Порядка осуществления земляных работ, связанных с нарушением почвенного покрова на территории Советского муниципального района».

На основании вышеизложенного, руководствуясь статями 175-180 КАС РФ, суд:

решил:

в удовлетворении заявленных требований общества с ограниченной ответственностью «Газпром ПХГ» о признании недействующим Постановления администрации Советского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>об утверждении «Порядка осуществления земляных работ, связанных с нарушением почвенного покрова на территории Советского муниципального района», отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в апелляционном порядке в течении одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд <адрес>.

Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья О.Ю. Музаева