ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5112/2016 от 09.06.2016 Кызылского городского суда (Республика Тыва)

Дело № 2а-5112/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

9 июня 2016 года город Кызыл

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе:

председательствующего судьи Иргита Н.Б., при секретаре Монгуш Ч.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ПР к ПРТ, МФ, МП о признании незаконным бездействия, обязании обеспечить исполнение бюджета в области охраны окружающей среды, реализации мероприятий по технической рекультивации отходов Т,

установил:

ПР обратился в суд с административным исковым заявлением к к ПРТ, МФ, МП о признании незаконным бездействия, обязании обеспечить исполнение бюджета в области охраны окружающей среды, реализации мероприятий по технической рекультивации отходов Т указав, что постановлением Правительства Республики Тыва от 22.10.2014 N 497 (ред. от 15.04.2015) утверждена государственная программа Республики Тыва "Охрана окружающей среды на период 2015-2020 годов" (далее - Программа). В Программу входят выполнение ряда мероприятий в рамках её подпрограмм "Обращение с отходами производства и потребления в Республике Тыва" и "Сохранение биоразнообразия и развитие особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Тыва".

Проверкой выполнения мероприятий подпрограммы "Обращение с отходами производства и потребления в Республике Тыва" установлено, что на выполнение п. 3.3 мероприятий «Техническая рекультивация отходов комбината Т» по указанной программе всего предусмотрено ***, где в ДД.ММ.ГГГГ - ***, в том числе из федерального бюджета ***, из республиканского бюджета – ***. Однако в республиканский бюджет Республики Тыва на ДД.ММ.ГГГГ данные субсидии из федерального бюджета не поступили в связи с отсутствием механизма предоставления субсидии: в течение ДД.ММ.ГГГГ в вышеуказанную программу Российской Федерации не были внесены изменения по включению мероприятия по рекультивации техногенных отходов.

По подпрограмме "Сохранение биоразнообразия и развитие особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Тыва" всего предусмотрено ***, где на ДД.ММ.ГГГГ на ведение и переиздание Красной книги Республики Тыва (п.4.3 мероприятия «Ведение и переиздание Красной книги Республики Тыва») было предусмотрено из республиканского бюджета ***. ДД.ММ.ГГГГ Министерством природных ресурсов и экологии Республики Тыва заключены государственные контракты с У на выполнение работ по мероприятиям «Ведение Красной книги Республики Тыва» в 2 томах на общую сумму ***. рублей. В связи с чем внесенными изменениями в Закон Республики Тыва от 12.12.2014 № 20-ЗРТ «О республиканском бюджете Республики Тыва на 2015 год и плановый период 2015 и 2017 годов» первоначальный лимит бюджетных ассигнований по вышеуказанной подпрограмме был уменьшен с *** до ***.

Объем работы подрядчиком выполнен в полном объеме, однако финансирования по государственным контрактам не производилось. Причину отсутствия финансирования в МФ обосновали дефицитом республиканского бюджета Республики Тыва.

В соответствии с письмом МФ от ДД.ММ.ГГГГг. № финансирование мероприятия «Ведение Красной книги Республики Тыва» (том «Животные» и «Растений») перенесено на 2016 год.

Постановлением Правительства Республики Тыва от 28 марта 2002 г. N 166 "О Красной книге Республики Тыва" установлено, что Красную книгу Республики Тыва ведет специально уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва в области охраны окружающей среды, и издание Красной книги Республики Тыва осуществляется не реже одного раза в 10 лет. Красная книги Республики Тыва в последний раз издавалась в 2002 году.

В настоящее время необходимо провести работу по переизданию Красной книги Республики Тыва, данная работа включает в себя проведение научных исследований, сбор, обработку, систематизацию и анализ данных о биологии, численности, ареале и мерах охраны объектов животного и растительного мира, занесенных или рекомендуемых к занесению в Красную книгу Республики Тыва, а также хранение научной информации и других материалов по данным объектам. Для выполнения указанных работ, а также издания и распространения Красной книги Республики Тыва необходимо выделение из республиканского бюджета соответствующих финансовых средств.

Таким образом, в 2014-2015 годах вышеперечисленные предусмотренные мероприятия Программы не реализованы.

Отклонение фактически выделяемых объемов финансирования от плановых показателей, предусмотренных паспортами программ, недофинансирование программ по сравнению с утвержденными объемами привело к неисполнению республиканских целевых программ, их неэффективности.

По информациям МП от ДД.ММ.ГГГГ, МФ от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ связи с дефицитом бюджета республики и отсутствием механизма предоставления субсидии (по мероприятию «Техническая рекультивация отходов комбината Т выполнение мероприятий в 2015 году по вышеуказанным программам не осуществлялось.

При этом решения о необходимости прекращения или об изменении, начиная с очередного финансового года, исполнения государственных программ Республики Тыва "Охрана окружающей среды на период 2015 - 2020 годов» в части вышеуказанных мероприятий Правительством Республики Тыва не принималось.

Таким образом, МП необоснованно не обеспечено исполнение п. 3.3 мероприятий «Техническая рекультивация отходов комбината Т"» подпрограммы "Обращение с отходами производства и потребления в Республике Тыва" и п. 4.3 мероприятия «Ведение и переиздание Красной книги Республики Тыва» подпрограммы "Сохранение биоразнообразия и развитие особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Тыва" государственной программы Республики Тыва "Охрана окружающей среды на период 2015 - 2020 годов»; ПРТ не обеспечено, а МФ не организовано исполнение бюджета Республики Тыва в 2015 году в части выделения бюджетных ассигнований на реализацию вышеуказанных мероприятий государственной программы Республики Тыва "Охрана окружающей среды на период 2015 - 2020 годов».

Бездействие административных ответчиков нарушает публичные интересы Республики Тыва, право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации.

Просит признать незаконным бездействие МП, выразившееся в нереализации п. 3.3. мероприятий «Техническая рекультивация отходов комбината Т» подпрограммы "Обращение с отходами производства и потребления в Республике Тыва" государственной программы Республики Тыва "Охрана окружающей среды на период 2015 - 2020 годов»; признать незаконным бездействие МФ выразившееся в отсутствии организации исполнения бюджета Республики Тыва в 2015 году в части выделения бюджетных ассигнований на реализацию п. 3.3 мероприятий «Техническая рекультивация отходов комбината Т подпрограммы "Обращение с отходами производства и потребления в Республике Тыва", п. 4.3 мероприятий «Ведение и переиздание Красной книги Республики Тыва» подпрограммы "Сохранение биоразнообразия и развитие особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Тыва" государственной программы Республики Тыва "Охрана окружающей среды на период 2015 - 2020 годов»; признать незаконным бездействие ПРТ, выразившееся в необеспечении исполнения бюджета Республики Тыва в 2015 году в части выделения бюджетных ассигнований на реализацию п.3.3 мероприятий «Техническая рекультивация отходов комбината Т» подпрограммы "Обращение с отходами производства и потребления в Республике Тыва", п. 4.3 мероприятия «Ведение и переиздание Красной книги Республики Тыва» подпрограммы "Сохранение биоразнообразия и развитие особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Тыва" государственной программы Республики Тыва "Охрана окружающей среды на период 2015 - 2020 годов»; обязать ПРТ обеспечить исполнение бюджета Республики Тыва в части выделения бюджетных ассигнований на реализацию п. 3.3. мероприятий «Техническая рекультивация отходов комбината Т» подпрограммы "Обращение с отходами производства и потребления в <адрес>", п. 4.3 мероприятий «Ведение и переиздание Красной книги Республики Тыва» подпрограммы "Сохранение биоразнообразия и развитие особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Тыва" государственной программы Республики Тыва "Охрана окружающей среды на период 2015 - 2020 годов»; обязать МФ организовать исполнение бюджета Республики Тыва в части выделения бюджетных ассигнований на реализацию п. 3.3 мероприятий «Техническая рекультивация отходов комбината Т» подпрограммы "Обращение с отходами производства и потребления в Республике Тыва", п. 4.3 мероприятий «Ведение и переиздание Красной книги Республики Тыва» подпрограммы "Сохранение биоразнообразия и развитие особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Тыва" государственной программы Республики Тыва "Охрана окружающей среды на период 2015 - 2020 годов»; обязать МП реализовать п. 3.3 мероприятия «Техническая рекультивация отходов комбината Т» подпрограммы "Обращение с отходами производства и потребления в Республике Тыва" государственной программы Республики Тыва "Охрана окружающей среды на период 2015 - 2020 годов».

В судебном заседании представитель административного истца П, действующая по доверенности, заявленные требования поддержала, дав пояснения, соответствующие доводам административного иска.

Представители ответчиков ПРТТЕЕ, действующая по доверенности, МФОЛО действующая по доверенности, МПХАС, действующая по доверенности, возражали против удовлетворения административного иска.

Выслушав пояснения лиц, участвующих по делу, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст. 179 БК РФ государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования. Сроки реализации государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ определяются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке.

В соответствии с п. 2 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Тыва, утвержденного Постановлением Правительства Республики Тыва от 05.06.2014 N 259 (ред. от 24.09.2015) (далее - Порядок) государственной программой является система мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития Республики Тыва. Разработка и реализация государственной программы осуществляется исполнительным органом, определенным Правительством Республики Тыва в качестве ответственного исполнителя государственной программы.

Согласно п. 34 Порядка финансовое обеспечение реализации государственных программ в части расходных обязательств Республики Тыва осуществляется за счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета.

В соответствии с п. 53 Порядка реализация государственной программы осуществляется в соответствии с комплексным планом реализации государственной программы, содержащим перечень мероприятий по реализации плана основных мероприятий государственной программы, включая мероприятия подпрограмм, с указанием сроков их выполнения, бюджетных ассигнований, а также информации о расходах из других источников, лиц, ответственных за реализацию мероприятий.

В процессе реализации государственной программы согласно п. 55 Порядка государственный заказчик-координатор вправе по согласованию с соисполнителями принимать решения о внесении изменений в перечни и состав мероприятий, сроки их реализации, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации, Республики Тыва в объемы бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы в целом.

Указанное решение принимается государственным заказчиком- координатором при условии, что планируемые изменения не оказывают влияния на параметры государственной программы, утвержденные Правительством Республики Тыва, и не приведут к ухудшению плановых значений целевых индикаторов и показателей государственной программы, а также к увеличению сроков исполнения основных мероприятий государственной программы.

Частью 2 ст. 179 БК РФ установлено, что объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Согласно ч. 3 ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации по каждой государственной программе субъекта Российской Федерации ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. Порядок проведения указанной оценки и ее критерии устанавливаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. По результатам указанной оценки высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о необходимости прекращения или об изменении начиная с очередного финансового года ранее утвержденной государственной (муниципальной) программы, в том числе необходимости изменения объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственной (муниципальной) программы.

Постановлением Правительства Республики Тыва от 22.10.2014 N 497 (15.04.2015 внесены изменения) утверждена государственная программа Республики Тыва "Охрана окружающей среды на период 2015-2020 годов".

В Программу входят выполнение ряда мероприятий в рамках её подпрограммы "Обращение с отходами производства и потребления в Республике Тыва", а именно п. 3.3 мероприятий «Техническая рекультивация отходов комбината Т»; и подпрограммы "Сохранение биоразнообразия и развитие особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Тыва", а именно п.4.3 мероприятия «Ведение и переиздание Красной книги Республики Тыва».

Согласно паспорту Государственной программы ответственным исполнителем является Министерство природных ресурсов и экологии Республики Тыва.

Государственной программой предусмотрена потребность в финансировании мероприятий программы, на реализацию её мероприятий всего предусмотрено ***, в том числе из федерального бюджета - ***, из республиканского бюджета - ***, из местных бюджетов - ***, из внебюджетных средств - ***; в том числе на выполнение п. 3.3 мероприятий «Техническая рекультивация отходов комбината Т» всего предусмотрено ***, где в 2015 году - ***, в том числе из федерального бюджета ***, из республиканского бюджета – ***; на п. 4.3. ведение и переиздание Красной книги Республики Тыва было предусмотрено из республиканского бюджета ***

Следовательно, финансирование программы должно входить в состав общего объема расходов бюджета Республики Тыва.

Согласно ст. 215.1 БК РФ исполнение бюджета субъекта Российской Федерации обеспечивается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган.

В соответствии со ст. 1 Конституционного закона Республики Тыва от 31.12.2003 N 95 ВХ-1 (ред. от 22.06.2015) "О Правительстве Республики Тыва" (принят ЗП ВХ РТ 18.11.2002) (принят повторно ЗП ВХ РТ 22.10.2003) (принят повторно ЗП ВХ РТ 28.05.2003) Правительство Республики Тыва - постоянно действующий высший исполнительный орган государственной власти Республики Тыва.

Согласно п. 1 Положения о Министерстве финансов Республики Тыва и его структуры, утвержденного Постановлением Правительства Республики Тыва от 20.02.2014 N 60 (ред. от 26.04.2014) министерство финансов Республики Тыва является исполнительным органом государственной власти Республики Тыва, осуществляющим реализацию единой государственной финансовой, бюджетной и налоговой политики Республики Тыва и координирующим в этой сфере деятельность иных органов исполнительной власти Республики Тыва.

Таким образом, реализация Государственной программы возможна при наличии бюджетных ассигнований, распределения финансирования, организации мероприятий программы, а соответственно при взаимодействии Правительства Республики Тыва, финансового органа и ответственного исполнителя.

По информациям МП от ДД.ММ.ГГГГ, МФ от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ на требования прокурора от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, выполнение мероприятий в 2015 году по вышеуказанным программам не осуществлялось связи с дефицитом бюджета республики и отсутствием механизма предоставления субсидии (по мероприятию «Техническая рекультивация отходов комбината Т"), в республиканский бюджет Республики Тыва на 2015 год данные субсидии из федерального бюджета не поступили в связи с отсутствием механизма предоставления субсидии: в течение 2015 года в вышеуказанную программу Российской Федерации не были внесены изменения по включению мероприятия по рекультивации техногенных отходов.

Из отчетов по реализации за 2014 год по государственным программам, представленных МЭ, по государственной программе РТ «Охрана окружающей среды на период 2015-2020 годов» утвержден лимит на 2014 год в размере ***, в т.ч. по подпрограмме «Обращение с отходами производства и потребления в РТ» на мероприятие «Техническая рекультивация отходов комбината Т - 0 рублей, по подпрограмме «Сохранение биоразнообразия и развитие особо охраняемых природных территорий регионального значения РТ», мероприятие «Ведение и переиздание Красной книги Республики Тыва» -***, данные мероприятия не выполнены, только заключен госконтракт с У на сумму ***, работы выполнены в полном объеме, не профинансировано.

При этом, часть 3 ст. 179 БК РФ позволяет исполнительному органу субъекта федерации провести оценку эффективности ее реализации, принять решение в том числе и о ее прекращении, изменении. Такими правами Правительство Республики Тыва не воспользовалось, что решения о необходимости прекращения или об изменении, начиная с очередного финансового года, исполнения государственных программ Республики Тыва "Охрана окружающей среды на период 2015-2020 годов» в части вышеуказанных мероприятий Правительством Республики Тыва не принимались.

Таким образом, отсутствие финансирования в рамках предусмотренных средств в 2015 году и не включение расходов на реализацию программы свидетельствуют о том, что МП необоснованно не обеспечено исполнение п. 3.3 мероприятий «Техническая рекультивация отходов комбината Т» подпрограммы "Обращение с отходами производства и потребления в Республике Тыва" и п. 4.3 мероприятия «Ведение и переиздание Красной книги Республики Тыва» подпрограммы "Сохранение биоразнообразия и развитие особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Тыва" государственной программы Республики Тыва "Охрана окружающей среды на период 2015 - 2020 годов»; ПРТ не обеспечено, а МФ не организовано исполнение бюджета Республики Тыва в 2015 году в части выделения бюджетных ассигнований на реализацию вышеуказанных мероприятий государственной программы Республики Тыва "Охрана окружающей среды на период 2015 - 2020 годов».

Изложенное свидетельствует о бездействии ответчиков в отсутствии законных оснований.

При таких обстоятельствах, требования административного истца подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ суд

решил:

Административное исковое заявление ПР к ПРТ, МФ, МП о признании незаконным бездействия, обязании обеспечить исполнение бюджета в области охраны окружающей среды, реализации мероприятий по технической рекультивации отходов комбината Т, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие МП, выразившееся в нереализации п. 3.3. мероприятий «Техническая рекультивация отходов комбината Т» подпрограммы "Обращение с отходами производства и потребления в Республике Тыва" государственной программы Республики Тыва "Охрана окружающей среды на период 2015 - 2020 годов».

Обязать МП реализовать п. 3.3 мероприятия «Техническая рекультивация отходов комбината Т» подпрограммы "Обращение с отходами производства и потребления в Республике Тыва" государственной программы Республики Тыва "Охрана окружающей среды на период 2015 - 2020 годов».

Признать незаконным бездействие МФ, выразившееся в отсутствии организации исполнения бюджета Республики Тыва в 2015 году в части выделения бюджетных ассигнований на реализацию п. 3.3 мероприятий «Техническая рекультивация отходов комбината Т» подпрограммы "Обращение с отходами производства и потребления в Республике Тыва", п. 4.3 мероприятий «Ведение и переиздание Красной книги Республики Тыва» подпрограммы "Сохранение биоразнообразия и развитие особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Тыва" государственной программы Республики Тыва "Охрана окружающей среды на период 2015 - 2020 годов».

Обязать МФ организовать исполнение бюджета Республики Тыва в части выделения бюджетных ассигнований на реализацию п. 3.3 мероприятий «Техническая рекультивация отходов комбината Т» подпрограммы "Обращение с отходами производства и потребления в Республике Тыва", п. 4.3 мероприятий «Ведение и переиздание Красной книги Республики Тыва» подпрограммы "Сохранение биоразнообразия и развитие особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Тыва" государственной программы Республики Тыва "Охрана окружающей среды на период 2015 - 2020 годов».

Признать незаконным бездействие ПРТ, выразившееся в необеспечении исполнения бюджета Республики Тыва в 2015 году в части выделения бюджетных ассигнований на реализацию п.3.3 мероприятий «Техническая рекультивация отходов комбината Т» подпрограммы "Обращение с отходами производства и потребления в Республике Тыва", п. 4.3 мероприятия «Ведение и переиздание Красной книги Республики Тыва» подпрограммы "Сохранение биоразнообразия и развитие особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Тыва" государственной программы Республики Тыва "Охрана окружающей среды на период 2015 - 2020 годов».

Обязать ПРТ обеспечить исполнение бюджета Республики Тыва в части выделения бюджетных ассигнований на реализацию п. 3.3. мероприятий «Техническая рекультивация отходов комбината Т» подпрограммы "Обращение с отходами производства и потребления в Республике Тыва", п. 4.3 мероприятий «Ведение и переиздание Красной книги Республики Тыва» подпрограммы "Сохранение биоразнообразия и развитие особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Тыва" государственной программы Республики Тыва "Охрана окружающей среды на период 2015 - 2020 годов».

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения- 14 июня 2016 года путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд.

Судья Иргит Н.Б.