УИД: 32RS0031-01-2019-000542-55
2а-511/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
5 сентября 2019г. г. Трубчевск
Трубчевский районный суд Брянской области
в составе:
председательствующего судьи Лагуточкиной Л.В.,
при секретаре Антоновской Н.М.,
с участием представителя административного истца помощника прокурора Трубчевского района Демьяновой Е.В.,
административного ответчика: представителя администрации Трубчевского муниципального района ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Брянского природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации <адрес> о признании незаконным бездействия по не определению схемы размещения мест(площадок) накопления твердых коммунальных отходов и составлению их реестра на территории Трубчевского муниципального района и обязании администрации в течении 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу определить схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, составления реестра мест накопления твердых коммунальных отходов на территории Трубчевского муниципального района.
У С Т А Н О В И Л:
Брянский природоохранный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации <адрес> о признании незаконным бездействия по не определению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и составлению их реестра на территории Трубчевского муниципального района и обязании администрации в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу определить схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, составления реестра мест накопления твердых коммунальных отходов на территории Трубчевского муниципального района, указав, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства, направленного на обеспечение экологической безопасности при обращении с твердыми коммунальными отходами администрацией <адрес>, по результатам которой установлено следующее. В нарушение требований законодательства администрацией Трубчевского муниципального района обязанность по определению схемы размещения площадок накопления ТКО и составлению их реестра на территории Трубчевского муниципального района не исполнена.
Природоохранным прокурором ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации района было направлено представление об устранении указанных нарушений действующего законодательства. Однако до настоящего времени выявленные нарушения не устранены. Неисполнение обязанности по определению схемы размещения площадок накопления ТКО и составлению их реестра на территории Трубчевского муниципального района препятствует в последующем деятельности по их накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке и утилизации, что ведет к нарушению права граждан на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности помощник прокурора <адрес> Демьянова Е.В., заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель административного ответчика администрации Трубчевского муниципального района по доверенности ФИО1, требования посчитала не обоснованными, пояснила, что обязанность по определению схемы размещения площадок накопления ТКО и составлению их реестра на территории Трубчевского муниципального района должна быть возложена на администрации сельских поселений.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Частью 1 ст. 51 названного Федерального закона, предусмотрено, отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статьей 8 Федерального закона №89-ФЗ определено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми, коммунальными отходами. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
В соответствии с ч.3 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19, 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи.
Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Таким образом, действующим законодательством Российской Федерации определены исключительные полномочия по решению вопросов местного значения, в том числе вопросов участия в организации деятельности по накоплению и транспортированию твердых коммунальных отходов, каждого уровня муниципального самоуправления, которые могут быть изменены Законом субъекта Российской Федерации.
На основании <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О вопросах местного значения сельских поселений в <адрес>», за сельскими поселениями в <адрес> закрепляются вопросы местного значения, в частности участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Следовательно, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территориях сельских поселений является исключительной компетенцией органов местного самоуправления муниципального района.
В соответствии с п. 13 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами») орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включает полученную от регионального оператора информацию в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» (далее - Правила).
Согласно п.3 Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления.
Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Из п.11 Правил следует, что реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Как видно из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ, Брянским природоохранным прокурором в адрес главы администрации Трубчевского муниципального района было вынесено представление «Об устранении нарушений законодательства, направленного на обеспечение экологической безопасности при обращении с твердыми коммунальными отходами» по определению схемы размещения площадок накопления ТКО и составлению их реестра на территории Трубчевского муниципального района.
Неисполнение обязанности по определению схемы размещения площадок накопления ТКО и составлению их реестра на территории Трубчевского муниципального района без учета Генеральных схем санитарной очистки территорий муниципальных образований препятствует в последующем деятельности по их накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, и утилизации, что ведет к нарушению права граждан на благоприятную окружающую среду.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд полагает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
Согласно ч.2 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.
Учитывая, что срок исполнения разработки Генеральных схем санитарной очистки территорий муниципальных образований определен до ДД.ММ.ГГГГ, суд устанавливает срок исполнения решения суда 3 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 173-178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Брянского природоохранного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Трубчевского муниципального района по не определению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и составлению их реестра на территории Трубчевского муниципального района.
Обязать администрацию Трубчевского муниципального района в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу определить схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и составить реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Трубчевского муниципального района.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Трубчевский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: <данные изъяты> Лагуточкина Л.В.