ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-511/19 от 06.09.2019 Икрянинского районного суда (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Икрянинский районный суд Астраханской области в составе:

председательствующего судьи Хамидуллаевой Р.Р.,

при секретаре Щетинкиной Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Икрянинского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Оранжерейнинский сельсовет» об обязании принять меры по устранению нарушений законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, об электроснабжении, законодательства, регулирующего вопросы благоустройства территории уличного освещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Икрянинского района Астраханской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением к Администрации МО «Оранжерейнинский сельсовет» об обязании принять меры по устранению нарушений законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, об электроснабжении, законодательства, регулирующего вопросы благоустройства территории уличного освещения указав, что в мае 2019 года проведена проверка исполнения законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, об электроснабжении, законодательства, регулирующего вопросы благоустройства территории, уличного освещения, в ходе которой в деятельности должностных лиц администрации МО «Оранжерейнинский сельсовет» выявлены нарушения, выразившееся в том, что освещение территории должным образом не организовано, а именно не приняты меры по обустройству уличного освещения по улицам Ватутина, Школьная, Степная, Волжская, ФИО1, ФИО2, Садовая, ФИО3, Набережная, ФИО3, ФИО4, Крупская, ФИО5, Астраханская, Аптечная, ФИО6, Первомайская, Коммунистическая, Трусово, Тихая, Урицкого, Луговая, Лесная в <...> Комсомольская, Октябрьская в <...> Волжская, ФИО7, Почтовая, Садовая, Набережная, Мира, Береговая в <...> Советская, Молодежная, Колхозная, Дружбы, Пионерская, Первомайская, Восточная, Озерная, 40 Лет Победы, пер. Электрический в с. Федоровка. Не принимался проект благоустройства территории МО «Оранжерейнинский сельсовет». Не определялся состав, схема размещения и технические характеристики элементов наружного освещения, которые должны соответствовать архитектурно-планировочным условиям и характеру пространства, способствовать ориентации, зонированию внутриулочных территорий, создавать благоприятные зрительные условия. Не утверждалась проектная документация на устройство всех видов наружного освещения (функциональное, архитектурное, информационное), внешний вид элементов осветительного оборудования. В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района Главе администрации МО «Оранжерейнинский сельсовет» 31.05.2019 года внесено представление об устранении нарушений, по результатам которого нарушения в полном объеме не устранены. Выявленные нарушения законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, об электроснабжении, законодательства, регулирующего вопросы благоустройства территории, уличного освещения свидетельствуют о ненадлежащей организации работы органа местного самоуправления на данном направлении и являются недопустимыми.

С учетом уточнения заявленных требований просит суд обязать Администрацию МО «Оранжерейнинский сельсовет» в течение 6 месяцев принять меры по обустройству уличного освещения по улицам Ватутина, Степная, Волжская, ФИО2, ФИО3, Крупская, Астраханская, ФИО6, ФИО8, Тихая, Урицкого, Луговая, Лесная в <...> Октябрьская в <...> Волжская, ФИО7, Почтовая, Садовая, Набережная, ФИО9 в <...> Советская, Молодежная, Колхозная, Дружбы, Пионерская, Первомайская, Восточная, Озерная, 40 Дет Победы, пер. Электрический в с. Федоровка.

Прокурор в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель Администрации МО « Оранжерейнинский сельсовет» не возражал относительно удовлетворения заявленных исковых требований, принятие решения оставил на усмотрение суда.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу части 1 стать 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации).

Согласно п. 19 ч.1 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ от <дата изъята> «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения городского поселения относятся: утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

Согласно п. 1.3, 1.4 Приказа Минстроя России от <дата изъята><номер изъят>/пр «Об утверждении методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов» для целей методических рекомендаций к объектам благоустройства относятся территории различного функционального назначения. К элементам благоустройства в методических рекомендациях относят, в том числе уличное коммунально-бытовое и техническое оборудование, элементы освещения.

Согласно ч. 1, ч.2 п.4 ст. 45.1 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2006 года «Об общих принципах организации местного самоуправления» правила благоустройства на территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования. Правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы организации освещения, территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений.

Из материалов дела следует, что в мае 2019 года прокуратурой Икрянинского района Астраханской области проведена проверка исполнения должностными лицами администрации муниципального образования «Оранжерейнинский сельсовет» Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2006 года «Об общих принципах организации местного самоуправления», об электроснабжении, законодательства, регулирующего вопросы благоустройства территории, уличного освещения по результатам которой выявлено, что на территории МО «Оранжерейнинский сельсовет» освещение территории должным образом не организовано. Не приняты меры по обустройству уличного освещения по улицам Ватутина, Школьная, Степная, Волжская, ФИО1, ФИО2, Садовая, ФИО3, Набережная, ФИО3, ФИО4, Крупская, ФИО5, Астраханская, Аптечная, ФИО6, Первомайская, Коммунистическая, Трусово, Тихая, Урицкого, Луговая, Лесная в <...> Комсомольская, Октябрьская в <...> Волжская, ФИО7, Почтовая, Садовая, Набережная, Мира, Береговая в <...> Советская, Молодежная, Колхозная, Дружбы, Пионерская, Первомайская, Восточная, Озерная, 40 Лет Победы, пер. Электрический в с. Федоровка.

По результатам выявленных нарушений законодательства 31.05.2019 года в адрес Администрации МО «Оранжерейнинский сельсовет» внесено представление на предмет незамедлительного принятия мер к устранению нарушений законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, об электроснабжении, законодательства, регулирующего вопросы благоустройства территории, уличного освещения, причин и условий, им способствовавших.

До настоящего времени должностными лицами администрации МО «Оранжерейнинский сельсовет» принятие мер по обеспечению обустройства уличного освещения не произведено.

Решением Совета Мо «Оранжерейнинский сельсовет» №20/10 от 25.06.2019 года приняты Правила благоустройства территории МО «Оранжерейнинский сельсовет».

Согласно п. 1.2, 1.3 Правил, Правила действуют на территории МО «Оранжерейнинский сельсовет» и являются обязательными для исполнения всеми хозяйствующими субъектами, учреждениями и гражданами, частными домовладельцами, органами местного самоуправления и органами государственной власти. Координацию и организацию деятельности по благоустройству территории осуществляет администрация МО «Оранжерейнинский сельсовет».

Согласно п. 3.1.1 Правил к элементам благоустройства МО «Оранжерейнинский сельсовет» относятся вертикальная планировка территории, элементы инженерной подготовки территории, наружное освещение.

Согласно <...> дороги, площади и пешеходные аллеи, общественные рекреационные территории, территории жилых кварталов, промышленных и коммунальных предприятий, а так же номерные знаки жилых и общественных зданий, указатели, элементы городской информации и витрины должны освещаться в темное время суток.

Представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют о необходимости принятия мер по организации уличного освещения.

Факт выявленных нарушений стороной административного ответчика не оспаривается.

В силу вышеуказанных действующих норм законодательства организация освещения улиц является обязанностью органа местного самоуправления, направленной на обеспечение безопасности жителей, а также дорожного движения и профилактики совершения правонарушений. Отсутствие освещения на улицах поселения в ночное время суток свидетельствует о нарушении прав граждан на благоприятные условия проживания.

Самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения не предполагает решение данных вопросов только по усмотрению органа местного самоуправления вопреки требованиям законов и других нормативных правовых актов.

В силу положений п.п. 1 п.1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета.

В соответствии со ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

При таких обстоятельствах органы местного самоуправления не вправе отказаться от реализации вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции федеральным законодательством, в силу отсутствия финансовой возможности.

Отсутствие в бюджете денежных средств на организацию освещения улиц не освобождает администрацию поселения от решения вопросов местного значения, в частности вопросов, связанных с организацией освещения улиц.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований с учетом их уточнения.

Руководствуясь ст.227-228 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Икрянинского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Оранжерейнинский сельсовет» об обязании принять меры по устранению нарушений законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, об электроснабжении, законодательства, регулирующего вопросы благоустройства территории уличного освещения удовлетворить.

Обязать Администрацию МО «Оранжерейнинский сельсовет» в течение 6 месяцев принять меры по обустройству уличного освещения,а именно установить наружное уличное освещение по улицам Ватутина, Степная, Волжская, ФИО2, ФИО3, Крупская, Астраханская, ФИО6, ФИО8, Тихая, Урицкого, Луговая, Лесная в <...> Октябрьская в <...> Волжская, ФИО7, Почтовая, Садовая, Набережная, Мира, Береговая в <...> Советская, Молодежная, Колхозная, Дружбы, Пионерская, Первомайская, Восточная, Озерная, 40 Дет Победы, пер. Электрический в с. Федоровка.

Решение может быть обжаловано в апелляционную коллегию Астраханского областного суда в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 11 сентября 2019 года.

Судья Хамидуллаева Р.Р.