ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-511/20 от 22.06.2020 Чайковского городского суда (Пермский край)

Дело № 2а- 511/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 июня 2020 год г. Чайковский

Чайковский городской суд Пермского края в составе

председательствующего судьи Грибановой А.А.,

при секретаре Бурнышевой Д.Г.,

с участием прокурора Летюка И.А.,

представителей административного истца Чупиной М.И., Дементьева Б.С.,

представителей административного ответчика Администрации Чайковского городского округа Басалгиной А.А., Ширёва П.Г., Ушаковой Е.В.,

представителя заинтересованного лица Управления ЖКХ – Мусихина А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чайковский административное дело по административному иску индивидуального предпринимателя Пономарева П.В. к Администрации Чайковского городского округа, Главе городского округа – главе администрации Чайковского городского округа Вострикову Ю.Г. об оспаривании нормативного правового акта,

УСТАНОВИЛ:

ИП Пономарев П.В. обратился в суд с административным иском к Администрации Чайковского городского округа, Главе городского округа – главе администрации Чайковского городского округа Вострикову Ю.Г. с требованием об оспаривании нормативного правового акта.

В обоснование иска, с учетом его уточнения, указывает, что постановлением администрации Чайковского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ (далее- Постановление ), утвержден Порядок проведения открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в границах Чайковского округа и Шкала для оценки критериев при оценке и сопоставлении заявок на участие в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в границах Чайковского городского округа (далее- Шкала оценки). После вынесения апелляционного определения от ДД.ММ.ГГГГ Пермским краевым судом, Постановлением администрации Чайковского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ (далее- Постановление ) внесены изменения в данное Постановление в п. 2 Шкалы для оценки. Указывая на нарушение своих прав в предпринимательской деятельности в сфере пассажирских перевозок, ссылается на несоответствие указанных постановлений , нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно Федеральным законам № 220-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, № 135-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, решению Чайковской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ.

Просит признать недействующим со дня принятия Постановление администрации Чайковского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в границах Чайковского городского округа» с учетом внесения в него изменений Постановлением администрации Чайковского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, в части определения Организатором открытого конкурса – Управления ЖКХ и транспорта администрации Чайковского городского округа в п.1.5 Порядка проведения открытого конкурса и в части утвержденной Шкалы для оценки критериев при оценке и сопоставлении заявок на участие в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в границах Чайковского городского округа.

Административный истец – ИП Пономарев П.В. о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, направил в суд заявление о рассмотрении дела без его участия.

Представитель административного истца – Чупина М.И. в судебном заседании заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в уточненном исковом заявлении, просила их удовлетворить. Указала, что доверитель является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемыми постановлениями, вправе требовать судебной проверки их соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Указала, что согласно п. 1.5 Положения, утвержденного Решением Думы Чайковского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, организация регулярных перевозок на муниципальных маршрутах автомобильного транспорта в Чайковском городском округе осуществляется в соответствии с документом планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам, осуществление которых по нерегулируемым тарифам обеспечивается посредством выдачи организатором регулярных перевозок свидетельства и карт муниципального маршрута по результатам открытого конкурса. Открытый конкурс проводится организатором регулярных перевозок. Шкала для оценки критериев, по которым осуществляется оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе, дополнительные характеристики транспортных средств, влияющие на качество перевозок, и требования к осуществлению перевозок по нерегулируемым тарифам, а также состав дополнительных сведений, содержащихся в извещениях о проведении открытых конкурсов на право осуществления регулярных перевозок на муниципальных маршрутах по нерегулируемым тарифам, устанавливаются администрацией г. Чайковского. Пункт 1.5 Порядка проведения открытого конкурса, утвержденного Постановлением , определяющее организатором открытого конкурса Управление ЖКХ и транспорта администрации Чайковского городского округа, не соответствует ч. 2 ст.21 Федерального закона № 220-ФЗ, поскольку Управление ЖКХ и транспорта администрации Чайковского городского округа не является органом местного самоуправления. Согласно Реестру маршрутов регулярных перевозок на территории Чайковского городского округа, утвержденного постановлением администрации Чайковского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что муниципальные маршруты регулярных перевозок устанавливает Администрация Чайковского городского округа, поэтому именно ответчик является единственным уполномоченным органом местного самоуправления, установившим муниципальный маршрут регулярных перевозок, соответственно и организатором открытого конкурса. Шкала оценки не отвечает в полной мере требованиям принципа гражданского права – добросовестность, разумность и справедливость. Дифференция значений по установленным критериям имеет шаг, который фактически нивелирует значение критериев. Все критерии Шкалы оценки критериев взаимосвязаны на основании п. 5.11 Порядка проведения открытого конкурса и утверждены Постановлением в отсутствии утвержденной методики оценки данных критериев. Не соответствует требованиям п. 4.4.3 Решения , где утверждены требования к осуществлению регулярных перевозок, наличие такой характеристики, как наличие оборудования для использования газомоторного топлива. Включение указанной характеристики для транспортных средств устанавливает новые обязанности для субъектов предпринимательской деятельности, что требует наличие заключения ОРВ (оценки регулирующего воздействия) и публичные консультации. Не соблюдение указанных требований влечет нарушение процедуры принятия НПА. Характеристики, влияющие на качество перевозок – наличие кондиционера, низкого пола для входа в салон, оборудования для перевозки пассажиров с ограниченными возможностями, пассажиров с детскими колясками, видеонаблюдения, информационной системы оповещения (информатора) о перевозочном процессе, экологический класс были предметом судебной оценки, но в предлагаемой шкале отсутствуют. Полагала, что имеющиеся нарушения влекут признание недействующими с момента принятия оспариваемых постановлений , и утвержденную ими Шкалу оценки.

Представитель административного истца – Дементьев Б.С. приводил аналогичные доводы в обосновании требований административного иска.

Представители административного ответчика – Басалгина А.А., Ширёв П.Г. в судебном заседании с иском не согласились, указали, что полномочия установления Шкалы для оценки критериев находится в компетенции администрации Чайковского городского округа, отраслевым органом которой является Управление ЖКХ и транспорта с задачами функционирования в виде организации транспортного обслуживания населения в пределах полномочий, определенных Федеральным законом № 220-ФЗ, п. 2.8 Положения об Управлении, утвержденного решением Думы Чайковского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ. Оценка заявок производится по всем критериям Шкалы, после оценки каждой заявки и присвоения им баллов, осуществляется сопоставление с присвоением порядкового номера в порядке уменьшения оценки. Комиссия производит сопоставление заявок в рамках всех критериев без определения приоритетных. Используемый подход установления условий оценки заявок не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав участников открытого конкурса, поскольку в равной мере распространяется на всех участников. Утверждая шкалу для оценки, администрация Чайковского городского округа установила приоритет в отношении тех условий оценки, которые обеспечат приобретение новых современных автобусов, т.е. обеспечила максимальную конкуренцию среди участников открытого конкурса. Действующим законодательством допускается использовать недифференцированный подход установления условия оценки заявки участника открытого конкурса (т. 1 л.д. 120-122).

Административный ответчик - глава администрации Чайковского городского округа Востриков Ю.Г. извещен, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, возражал относительно удовлетворения требований иска в полном объеме (т. 2 л.д. 212).

Представитель заинтересованного лица - Управления ЖКХ и транспорта администрации Чайковского городского округа по доверенности Мусихин А.Е. выразил несогласие с иском, указал, что Управление отраслевым (функциональным) муниципальным органом, одной из функций которого является проведение аукциона (утверждение конкурсной документации) на право осуществления регулярных перевозок по муниципальным маршрутам, подтверждается Положением об Управлении, утвержденным решением Думы Чайковского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, т.е. является организатором торгов в силу наличия соответствующих полномочий. Полагал, что оспариваемая административным истцом Шкала для оценки не противоречит положениям Федерального закона № 220-ФЗ, отраженные в ней критерии, их значение и количество начисляемых баллов позволяют наиболее точно определить потенциальных перевозчиков, которые смогут обеспечить качество, безопасность и надежность перевозок. Диапазон значений в пунктах 1,2,4 Шкалы для оценки соответствует действующему законодательству. Отсутствие в п. 3 Шкалы таких характеристик как наличие кондиционера, низкого пола, оборудования для перевозки пассажиров с ограниченными возможностями и др., полагал подлежащими установлению в зависимости от местных условий конкретного муниципального образования. Ссылался на отсутствие в г. Чайковском остановочных пунктов, приспособленных для остановок автобусов с низким полом и установленным оборудованием для перевозок инвалидов, ввиду несоответствия для этого заездных карманов, а также характер перевозок с частыми остановками, сопровождающимися открытием дверей на длительный промежуток времени, что повлечет невозможность охлаждения воздуха кондиционером, дополнительные расходы перевозчиков по содержанию данного оборудования, влекущим в дальнейшем возможность повышения цены за проезд. Данные обстоятельства свидетельствуют о нецелесообразности установления и включения в Шкалу таких критериев (т. 2 л.д. 147-148, 199-200).

Представитель Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Пермском крае Маховикова А.Ю., привлеченного по делу в качестве заинтересованного лица, по доверенности Мочалов А.В. в представленном отзыве на иск указал, что принятый нормативный правовой акт – постановление администрации Чайковского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ не отвечает критериям объективности и справедливости. Пункт 1 Шкалы для оценки должен быть изменен в части требований к опыту осуществления перевозок пассажиров и багажа автотранспортом участников конкурса на получение свидетельства на осуществление перевозок, поскольку установленная Шкала имеет большие шаги по годам опыта: опыт отсутствует 0 баллов, опыт до 25 лет – 50 баллов, опыт свыше 25 лет – 100 баллов. Указанные шаги фактически нивелируют опыт абсолютного большинства перевозчиков, которые в том числе осуществляют длительное оказание услуг на рынке перевозок. Опыт осуществления перевозок – 1 год, приравненный к опыту осуществления перевозок – 20 лет, является административным барьером и препятствием для доступа перевозчиков к оказанию услуг населению, что свидетельствует о несоответствии данного критерия справедливости и обоснованности правового регулирования. Полагал, что в целях устранения административных барьеров необходимо уменьшить шаг до 5 лет (т. 2 л.д. 222-223)

Прокурор Летюк И.А. в заключении полагал иск подлежащим удовлетворению в части признания недействующими с момента принятия оспариваемых постановлений органа местного самоуправления, ввиду неполноты Шкалы для оценки, содержащей лишь часть обязательных критериев, а также несоответствие установленных критериев действующему Федеральному закону № 220-ФЗ, поскольку приняты без учета местных условий. И не подлежащим удовлетворению в остальной части, т.к. полномочия Управления ЖКХ и транспорта администрации Чайковского городского округа по проведению открытого конкурса подтверждены надлежащими доказательствами.

Заслушав пояснения сторон, приняв во внимание заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Порядок оспаривания решений органов местного самоуправления, принимаемых в форме нормативных правовых актов, установлен Кодексом административного судопроизводства РФ (КАС РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта (ч. 6 ст. 208 КАС РФ).

Исходя из системного толкования положений, закрепленных ст. ст. 19, 20, 21, 22 КАС РФ административные дела об оспаривании нормативного правового акта исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления подсудны районному суду по месту нахождения такого органа.

Согласно ч. 7 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Частью 8 ст. 213 КАС РФ закреплено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В силу ч. 9 ст. 213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

В соответствии с п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 48 от 29.11.2007 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом власти, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 131-ФЗ), создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения относится к вопросам местного значения городского поселения.

В соответствии с частями 1 и 4 ст. 7 Закона № 131-ФЗ, по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

При этом, ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами (п.8 ст.4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулирует Федеральный закон от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации».

Частями 1-3 ст. 2 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ определено, что законодательство Российской Федерации в области организации регулярных перевозок состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, этого Федерального закона, других федеральных законов, регулирующих отношения по организации регулярных перевозок, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в части 1 настоящей статьи, регулируются законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в частях 1 и 2 названной статьи, регулируются муниципальными нормативными правовыми актами.

Свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок. По результатам открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются победителю этого конкурса (части 2, 4 ст. 19 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ).

Оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок регламентированы ст. 24 указанного Федерального закона, согласно которой заявки на участие в открытом конкурсе представляются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, уполномоченными участниками договора простого товарищества (часть 1). Требования к содержанию, в том числе к описанию, предложения участника открытого конкурса, к форме и составу заявки на участие в открытом конкурсе устанавливаются организатором открытого конкурса (часть 2). Оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе осуществляются по установленным критериям.

Частью 3 ст. 24 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ предусмотрены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе, в том числе:

1) количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса, в расчете на среднее количество транспортных средств, имевшихся в распоряжении юридического лица, индивидуального предпринимателя или участников договора простого товарищества в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса;

2) опыт осуществления регулярных перевозок юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества, который подтвержден исполнением государственных или муниципальных контрактов либо свидетельствами об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок или иными документами, выданными в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами;

3) влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок (наличие кондиционера, низкого пола, оборудования для перевозок пассажиров с ограниченными возможностями передвижения, пассажиров с детскими колясками и иные характеристики);

4) максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.

При этом, Шкала для оценки критериев, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи, устанавливается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом в зависимости от местных условий (ч. 4 ст. 24 Закона № 220-ФЗ).

Таким образом, правоотношения в сфере организации и проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, могут быть урегулированы муниципальными нормативными правовыми актами, принятыми с учетом требований и ограничений, предусмотренных ч. 4 ст. 7 Закона № 131-ФЗ.

Решением Чайковской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ принят Устав Чайковского городского округа, согласно которому к вопросам местного значения Чайковского городского округа относятся: создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа (п. 7 ч. 1 ст. 3).

Структуру органов местного самоуправления Чайковского городского округа составляют: 1) представительный орган муниципального образования - Дума Чайковского городского округа; 2) глава муниципального образования - глава городского округа - глава администрации Чайковского городского округа; 3) исполнительно-распорядительный орган муниципального образования - администрация Чайковского городского округа; 4) контрольно-счетный орган муниципального образования - Контрольно-счетная палата Чайковского городского округа (ч. 1 ст. 20).

Администрация Чайковского городского округа наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Пермского края.

Администрация Чайковского городского округа обладает всей полнотой полномочий по решению вопросов местного значения, не отнесенных законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом к компетенции других органов и должностных лиц местного самоуправления Чайковского городского округа, в том числе полномочиями в области муниципального контроля (ч. 1 ст. 24).

В целях решения вопросов, отнесенных к компетенции администрации, она наделяется следующими полномочиями: осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд; реализация иных исполнительно-распорядительных полномочий в соответствии с нормативными правовыми актами, а также полномочий, специально не оговоренных нормативными правовыми актами, но вытекающих из необходимости выполнения исполнительно-распорядительных полномочий при решении вопросов местного значения муниципального образования (п. 7, 10 ч. 5 ст. 24).

Муниципальные правовые акты, подлежащие официальному опубликованию (обнародованию), и соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, подлежат опубликованию в муниципальной газете «Огни Камы».

В целях дополнительного информирования муниципальные правовые акты размещаются на официальном сайте администрации Чайковского городского округа (ч. 3 ст. 30).

Решением Чайковской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок на территории Чайковского городского округа, согласно которому выдача свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту и карт муниципального маршрута осуществляется организатором регулярных перевозок по результатам открытого конкурса на право осуществления регулярных перевозок на муниципальном маршруте по нерегулируемым тарифам (далее - открытый конкурс) или без проведения открытого конкурса в соответствии с требованиями Федерального закона № 220-ФЗ (п. 4.2).

Открытый конкурс проводится организатором регулярных перевозок.

Шкала для оценки критериев, по которым осуществляется оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок (включая методику оценки данных критериев), дополнительные характеристики транспортных средств, влияющие на качество перевозок, и требования к осуществлению перевозок по нерегулируемым тарифам (при необходимости установления таковых), а также состав дополнительных сведений, содержащихся в извещениях о проведении открытых конкурсов на право осуществления регулярных перевозок на муниципальных маршрутах по нерегулируемым тарифам (при необходимости установления таковых), устанавливаются администрацией города Чайковского (п. 4.3).

Постановлением Администрации Чайковского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в границах Чайковского городского округа» утвержден Порядок проведения открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в границах Чайковского округа (далее- Порядок проведения открытого конкурса), а также приложение - Шкала для оценки критериев при оценке и сопоставлении заявок на участие в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в границах Чайковского городского округа (далее по тексту – Шкала для оценки) (т. 1 л.д. 69-77).

Указанное Постановление опубликовано в Вестнике местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ (Приложении к газете «Огни Камы») и на официальном сайте Администрации Чайковского городского округа http://chaikovskiyregion.ru/.

Шкала оценки содержит следующие критерии:

Пункт 1: наименование критерия – количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников течение года, предшествующего дате размещения извещения о проведении открытого конкурса на официальном сайте администрации Чайковского городского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – дата размещения извещения), в расчете на среднее количество транспортных средств, предусмотренных договорами обязательного страхования гражданской ответственности юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, действовавшими в течение года, предшествующего дате размещения извещения; значение критерия – от 0 – 100 баллов, свыше 0 до 0,58 включительно 50 баллов; свыше 0,5 – 0 баллов.

Пункт 2: наименование критерия – Опыт осуществления регулярных перевозок юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества, который подтвержден сведениями об исполненных государственных или муниципальных контрактах либо нотариально заверенными копиями свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, заключенных с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления договоров, предусматривающих осуществление перевозок, или иных документов, предусмотренных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. Данный критерий в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя исчисляется исходя из количества полных лет осуществления ими перевозок по маршрутам регулярных перевозок, а в отношении участников договора простого товарищества исходя из среднеарифметического количества полных лет осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок каждым участником; значение критерия – от 0 лет включительно и более - 100 баллов (в редакции на день подачи административного иска).

Пункт 3 – Влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками простого товарищества для осуществления регулярных перевозок.

- подпункт 3.1: наименование критерия – Наличие системы безналичной оплаты проезда; значение критерия – «да» - 50 баллов, «нет» - 0 баллов.

- подпункт 3.2: наименование критерия – Наличие оборудования для использования газомоторного топлива; значение критерия – «да» - 50 баллов, «нет» - 0 баллов.

Пункт 4: наименование критерия – Максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок. Значение критерия: до 7 лет включительно – 100 баллов; свыше 7 лет и до 10 лет включительно – 50 баллов; свыше 10 лет – 0 баллов.

В примечании к Шкале оценки указано, что итоговый балл заявки участника открытого конкурса определяется суммой присвоенных баллов по каждому критерию.

Порядок проведения открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в границах Чайковского округа (далее по тексту – Порядок проведения конкурса) регулирует правоотношения при проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальному маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в границах Чайковского городского круга и разработан в целях отбора перевозчиков, предложивших лучшие условия перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальному маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в границах Чайковского городского круга (п. 1.2).

Данный Порядок предусматривает: условия, сроки, организацию и порядок проведения открытого конкурса; требования к содержанию, форме и составу заявки; выдачу свидетельств об осуществлении перевозок и карт маршрутов.

Организатором открытого конкурса, согласно п. 1.5 Порядка, является Управление ЖКХ и транспорта администрации Чайковского городского округа.

Постановлением Администрации Чайковского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в п. 2 Шкалы для оценки, утвержденную вышеуказанным постановлением администрации Чайковского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, в части разбивки количества баллов относительно периода (опыта) осуществления регулярных перевозок: 0 баллов – опыт отсутствует, 50 баллов – опыт до 25 лет включительно, 100 – опыт свыше 25 лет (т. 2 л.д. 11).

Основанием к внесению изменений в редакцию данного п. 2 Шкалы для оценки послужил судебный акт – апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым решение Чайковского городского суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ отменено, по делу принято новое решение об удовлетворении административного иска ИП Попова И.В. Пункт 2 приложения «Шкала для оценки критериев при оценке и сопоставлении заявок на участие в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в границах Чайковского городского округа» к Постановлению Администрации Чайковского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в границах Чайковского городского округа», в части значения критерия признан недействующим со дня вступления решения в законную силу (т. 1 л.д. 88-94, т. 2 л.д. 62-73).

Постановление Администрации Чайковского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ опубликовано в Вестнике местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ (Приложении к газете «Огни Камы») и на официальном сайте Администрации Чайковского городского округа http://chaikovskiyregion.ru/.

Административный истец Пономарев П.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, имеет лицензию на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованном для перевозок более 8 человек, осуществляет пассажирские перевозки на территории Чайковского городского округа с использованием находящихся в его владении транспортных средств по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, содержащимся в Реестре маршрутов регулярных перевозок на территории Чайковского городского округа, утвержденном постановлением администрации Чайковского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 19-31, т. 2 л.д. 191-195).

Таким образом, административный истец является субъектом отношений, регулируемых оспариваемыми нормативными правовыми актами и , в силу чего вправе требовать судебной проверки их соответствия нормативным правовым актам, имеющим юридическую силу в порядке установленным КАС РФ.

Оспаривая п. 1.5 Порядка проведения открытого конкурса, определяющего Управление ЖКХ и транспорта администрации Чайковского городского округа организатором открытого конкурса, административный истец указывает на его несоответствие требованиям ч. 2 ст. 21 Федерального закона № 220-ФЗ. Полагает, что организатором открытого конкурса должен быть уполномоченный орган местного самоуправления, которым является исключительно Администрация Чайковского городского округа.

Данные доводы суд признает несостоятельными в силу следующего.

Пунктом 7 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа отнесены создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального, городского округа.

Согласно ст. 2 Закона Пермского края от 12.10.2006 № 19-КЗ «Об основах организации транспортного обслуживания населения на территории Пермского края» организация транспортного обслуживания - это комплекс мероприятий нормативно-правового и организационного характера, проводимых в целях удовлетворения потребностей населения в перевозках пассажиров. В силу ч. 4 ст. 4 этого же Закона Пермского края органы местного самоуправления муниципальных образований Пермского края создают условия для предоставления транспортных услуг населению и организуют транспортное обслуживание населения в границах муниципальных образований в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации и Пермского края.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ уполномоченный орган местного самоуправления – орган местного самоуправления, уполномоченный муниципальным нормативным правовым актом на осуществление функций по организации регулярных перевозок, возлагаемых настоящим Законом на органы местного самоуправления.

Администрация Чайковского городского округа входит в структуру органов местного самоуправления, является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования.

На принципах единоначалия руководство администрацией Чайковского городского округа осуществляет Глава городского округа - глава администрации Чайковского городского округа, который, в том числе, издает входящие в систему муниципальных правовых актов постановления и распоряжения администрации Чайковского городского округа по вопросам, отнесенным к компетенции последней, согласно Устава.

Согласно решению Чайковской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ «О вопросах правопреемства», функции учредителя муниципальных учреждений, организаций и предприятий Чайковского муниципального района, Чайковского городского поселения перешли к Чайковскому городскому округу в лице администрации г. Чайковского.

Администрация г. Чайковского самостоятельно на основании муниципального правового акта администрации г. Чайковского определяет структурные подразделения администрации г. Чайковского, в том числе наделенные правами юридического лица, которые от ее имени осуществляют функции и полномочия учредителей соответствующих учреждений, организаций и предприятий Чайковского муниципального района, Чайковского городского поселения.

На основании п. 7 ч. 1 ст. 3 Устава Чайковского городского округа, принятого решением Думы Чайковского городского округа от 05.12.2018 № 78, к вопросам местного значения Чайковского городского округа в лице его органов и подразделений относится созданием условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа, в том числе администрация городского округа является уполномоченным органом местного самоуправления на осуществление функций по организации регулярных перевозок, возлагаемых Федеральным законом № 220-ФЗ на органы местного самоуправления.

Решением Думы Чайковского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) утверждено Положение об Управлении ЖКХ и транспорта администрации Чайковского городского округа (т. 2 л.д. 150-156).

Согласно п.п. 1.1 данного Положения Управление ЖКХ и транспорта входит в структуру администрации Чайковского городского округа и является отраслевым (функциональным) муниципальным органом управления в области жилищно-коммунального и дорожного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования.

Функции Управления изложены в разделе 3 Положения, одной из которых является проведение аукциона (утверждение конкурсной документации) на право осуществление регулярных перевозок по муниципальным маршрутам (п. 3.10.5).

Постановлением администрации г. Чайковского от ДД.ММ.ГГГГ установлено распределение функциональных обязанностей и наделение правом подписания муниципальных правовых актов по отдельным вопросам, отнесенным к полномочиям администрации г. Чайковского, в том числе полномочия начальника Управления ЖКХ и транспорта администрации г. Чайковского (п. 3.4), которые дополнены в части подпунктов 3.4.6-ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления администрации г. Чайковского от ДД.ММ.ГГГГ (т. 2 л.д. 216-220).

Согласно подп. ДД.ММ.ГГГГ проведение аукциона (утверждение аукционной документации) на право осуществления регулярных перевозок по муниципальным маршрутам относится к исключительной компетенции начальника Управления ЖКХ и транспорта администрации г. Чайковского.

ДД.ММ.ГГГГ согласно выписке из ЕГРЮЛ, на основании Решения Думы Чайковского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, внесены изменения в наименование Администрации г.Чайковского на «Администрация Чайковского городского округа».

Таким образом, в силу ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 220-ФЗ, Управление ЖКХ и транспорта администрации Чайковского городского округа является уполномоченным органом на осуществление функций по организации регулярных перевозок, возлагаемых настоящим законом на органы местного самоуправления.

Обжалуемый административным истцом п. 1.5 об организаторе конкурса, воспроизводит аналогичные положения п. 3.10.5 функций Управления ЖКХ и транспорта, Положения Управление ЖКХ и транспорта, утвержденного Думой Чайковского городского округа, т.е. представительного органа местного самоуправления, что не свидетельствуют о самостоятельном нормотворчестве исполнительного органа, следовательно, не может быть признан незаконным.

Правовых оснований полагать, что оспариваемый административным истцом п. 1.5 Порядка проведения открытого конкурса, определяющий Управление ЖКХ и транспорта администрации Чайковского городского округа организатором открытого конкурса, не соответствующим требованиям ч. 2 ст. 21 Федерального закона № 220-ФЗ, не имеется. В удовлетворении иска в данной части должно быть отказано.

Между тем, суд находит заслуживающими внимания доводы административного истца о частичном несоответствии положениям Федерального закона № 220-ФЗ Шкалы для оценки, утвержденной оспариваемыми постановлениями и , влекущими признание последних недействующими с момента их принятия.

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения конкурсов, является не столько обеспечение максимально широкого круга их участников, сколько выявление в результате конкурса лица, оказание услуг которым будет в наибольшей степени отвечать целям такого конкурса (п.4 ст.447 ГК РФ).

Применительно к настоящему делу, проведение конкурса является способом упорядочения транспортного обслуживания населения города в целях обеспечения регулярности и безопасности пассажирских перевозок, установления порядка и условий осуществления перевозок, достижения стабильной работы транспорта по перевозке пассажиров и увеличения объемов и улучшения качества предоставляемых транспортных услуг в пределах муниципального образования путем привлечения к осуществлению пассажирских перевозок транспортом общего пользования наиболее квалифицированных перевозчиков.

При этом конкурсный отбор перевозчиков предполагает, что все участники конкурса равны между собой, самостоятельные действия каждого из участников конкурса будут влиять на результаты конкурса и победителем будет определен лучший из перевозчиков, то есть более конкурентоспособный.

Установление критериев конкурсного отбора в равной степени распространяется на всех перевозчиков для определения победителя конкурса по методике балльной оценки, что объясняется необходимостью оказания гражданам - потребителям услуг по перевозке надлежащего качества и соблюдением требований к их безопасности.

Конкретные характеристики стимулируют перевозчиков к соперничеству за право предоставления транспортной услуги, направлены на повышение качества услуги.

Установление конкретных значений параметров, подлежащих оценке при проведении открытого конкурса, равно как и количества баллов, присуждаемых заявке в зависимости от достигнутых значений, путем установления Шкалы для оценки, отнесено к исключительной компетенции администрации Чайковского городского округа, которая вправе осуществлять соответствующее правовое регулирование в зависимости от местных условий.

Критерии 1. «ДТП», 2 «Опыт», и 3. «Максимальный срок эксплуатации ТС» в оспариваемом нормативно правовом акте дословно воспроизводят соответствующие критерии, закрепленные в ч. 3 ст. 24 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ. Следовательно, соответствуют требованиям законодательства и не могут быть признаны недействительными.

Административный истец просит признать шкалу недействительной по всем названным критериям, вместе с тем, доводов об этом не приводит. У суда также не имеется оснований для признания наименований критериев «ДТП», «Опыт», и «Максимальный срок эксплуатации ТС» в редакции административного ответчика не соответствующим закону.

При этом, установленное данной Шкалой значение соответствующих параметров свидетельствует, что в результате их применения на практике у одних хозяйствующих субъектов возникнут ничем не обусловленные преимущества в сравнении с другими.

Подлежат рассмотрению каждый из значений критериев Шкалы более подробно.

Критерий 1 «Дорожно-транспортные происшествия»; значение критерия – от 0 – 100 баллов, свыше 0 до 0,58 включительно 50 баллов; свыше 0,5 – 0 баллов.

Данный критерий имеет широкие границы дифференциации, в то время как в п. 4.4.1 ГОСТ Р 51825-2001 «Услуги автомобильного пассажирского транспорта» установлено, что при оценке результатов оказания услуги автомобильного пассажирского транспорта, учитывается такое свойство услуги как безопасность.

Для определения критерия, предусмотренного пункт 1 Шкалы для оценки, требуется расчет с использованием двух показателей – «количество ДТП, повлекших за собой человеческие жертвы и причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате проведения Конкурса» и «среднее количество транспортных средств, имевшихся в распоряжении юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате проведения Конкурса».

При этом более детальная дифференциация по значению критерия позволила бы добросовестным участникам пассажирских перевозок получить более высокий балл при отсутствии ДТП, повлекших за собой человеческие жертвы и причинение вреда здоровью граждан и произошедших по их вине за истекший год, что напрямую влияет на безопасность граждан, пользующихся услугами автомобильного пассажирского транспорта.

Абсолютное отсутствие у участников конкурса опыта в сфере осуществления перевозок, будет свидетельствовать о том, что показатель «среднее количество ТС, имевшихся в распоряжении юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате проведения Конкурса», будет равен нулю. В таком случае, значение параметра для такого участника конкурса не должно определяться совсем, поскольку он не был участником перевозок за предшествующий год.

Изложенным подтверждается, что рассматриваемый пункт 1 Шкалы для оценки должен быть изменен, более детально дифференцирован.

Критерий 2 «Опыт» (с учетом его новой редакции в рамках вынесенного постановления ); значение критерия – 0 баллов – опыт отсутствует, 50 баллов – опыт до 25 лет включительно, 100 баллов – опыт свыше 25 лет.

Из анализа рынка услуг по перевозке, следует, что все действующие перевозчики имеют опыт работы до 25 лет. То есть конкурировать не будут.

Настаивая на законности установления критерия в такой редакции, административный ответчик ссылался на тот факт, что им были учтены местные условия, вместе с тем, таких доказательств не привел.

Данный критерий, несмотря на его новую редакцию, в которой имеется дифференциация по шагам, нарушений прав перевозчиков, как участников конкурса, не устраняет. Установление критерия с таким разрывом по факту нивелирует опыт абсолютного большинства перевозчиков. Опыт осуществления перевозок равный 1 году приравнен к опыту осуществления перевозок 25 лет, что является административный барьером и препятствием для доступа перевозчиков к оказанию услуг населению, не отвечает критериям справедливости и обоснованности правового регулирования.

Аналогичные выводы содержатся и в заключение Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Пермском крае от ДД.ММ.ГГГГ (т. 2 л.д. 83-84).

Таким образом, внесенные изменения в указанный критерий, недостатки не устранили.

Указанная шкала в части значения критериев по пунктам 1 и 2 не отвечает в полной мере требованиям принципов гражданского права – добросовестность, разумность и справедливость, поскольку участник в пользовании которого имеется минимальное количестве транспортных средств имеет больше возможности набрать 100 баллов, нежели участник с большим количеством транспортных средств. И в своей совокупности создают дискриминационные условия для перевозчиков, имеющих практический опыт работы по сравнению с перевозчиками без опыта перевозок.

Установление критериев в предлагаемой редакции конкуренцию среди участников торгов не обеспечивает, что не отвечает цели его проведения. Сводится к определению победителя по формальным значениям - кто первый подал заявку. В своем нормотворчестве орган местного самоуправления должен свести такую ситуацию к минимуму, что приведет к справедливой оценке участников торгов.

Значение критериев бесспорно является нормотворчеством органа местного самоуправления, но оно не является абсолютным, а в данном случае ничем не обоснованным.

Устанавливая значения критериев шкалы, орган местного самоуправления должен учесть местные условия, при этом, не создавая преимуществ для местных перевозчиков, как того требует ст. 24 Федерального закона № 220-ФЗ. Доказательств того, что рассматриваемая шкала принята в зависимости от местных условий, административным ответчиком не представлено.

Критерий 3: Характеристики транспортных средств» содержит лишь 2 характеристики автомобильного пассажирского транспорта, влияющие на качество перевозок:

- подпункт 3.1 «Наличие системы безналичной оплаты проезда»; значение критерия – «да» - 50 баллов, «нет» - 0 баллов,

- подпункт 3.2 «Наличие оборудования для использования газомоторного топлива»; значение критерия – «да» - 50 баллов, «нет» - 0 баллов.

Оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе осуществляется, в том числе, по критерию: влияющие на качество перевозок характеристики ТС, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, участником договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок (п. 2 ч. 3 ст. 24 Федерального закона № 200-ФЗ).

В соответствии с п. 28 ст. 3 данного Федерального закона характеристики ТС, влияющие на качество перевозок, включают в себя: наличие низкого пола; наличие кондиционера; наличие оборудования для перевозок пассажиров из числа инвалидов; наличие электронного информационного табло; наличие системы безналичной оплаты проезда; наличие оборудования для использования газомоторного топлива и иные характеристики.

Таким образом, включение пункт 3 Шкалы для оценки только двух из перечисленных выше характеристик, противоречит требованиям Федерального закона № 200-ФЗ, устанавливающего какие именно характеристики ТС влияют на качество перевозок и подлежат учету при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе.

Согласно п. 4.4.1 ГОСТ Р 51825-2001 «Услуги автомобильного пассажирского транспорта» при оценке результата оказания услуги автомобильного пассажирского транспорта, помимо безопасности должны также оцениваться и своевременность, скорость, комфортность, эстетика и эстетика-комплексность, информативность, достоверность, доступность, сохранность багажа.

В соответствии с п. 6 Приказа Минтранспорта РФ от 01.12.2015 № 347 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта, городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказание им при этом необходимой помощи перевозчики обеспечивают для пассажиров из числа инвалидов: посадку в ТС и высадку из них, в том числе с использованием специальных подъемных устройств для пассажиров из числа инвалидов, не способных передвигаться самостоятельно; возможность проводить без взимания платы кресло-коляску пассажира из числа инвалидов; провоз собак-проводников при наличии специального документа; оснащение ТС надписями, иной текстовой и графической информацией, выполненной крупным шрифтом, в том числе с применением рельефно-точечного шрифта Брайля.

Таким образом, выборочное (неполное) применение в пункте 3 Шкалы для оценки характеристик ТС, которые влияют на качество перевозок в качестве критериев оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, противоречит требованиям п. 28 ч. 3, п. 2 ч. 3 ст. 24 Федерального закона № 200-ФЗ.

Доводы административного ответчика относительно нецелесообразности включения в данный критерий характеристик ТС в виде наличие низкого пола, наличие кондиционера, наличие оборудования для перевозок пассажиров из числа инвалидов не состоятельны, основанием для освобождения последнего от соблюдения положений Федерального закона № 200-ФЗ не являются.

Критерий 4: «Максимальный срок эксплуатации транспортных средств»; значение критерия: до 7 лет включительно – 100 баллов; свыше 7 лет и до 10 лет включительно – 50 баллов; свыше 10 лет – 0 баллов.

Данный критерий в изложенном виде не позволяет сопоставить заявки на участие в конкурсе в полной мере, поскольку их оценка производится исходя из максимального срока эксплуатации ТС, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, участником договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельств при осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, не содержит критерии, которыми должен руководствоваться Организатор и учредитель конкурса при обосновании максимального срока эксплуатации ТС.

По данному критерию подлежит оценке не срок эксплуатации конкретных ТС, заявленных претендентом на конкурс, а максимальный срок эксплуатации ТС, которые претендент планирует использовать в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок на маршрутам регулярных перевозок.

Между тем, Шкалой для оценки не предусмотрено предоставление участниками конкурса сведений о максимальном сроке эксплуатации ТС в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок, которые должны подтверждаться соответствующими документами, перечень которых необходимо утвердить в примечании к данной Шкале для оценки. При этом количество баллов следует распределить с учетом того, что чем выше подтвержденный документами планируемый максимальный срок эксплуатации ТС, тем выше количество баллов, начисляемых участнику конкурса.

В рассматриваемом случае критерий 4 направлен на приоритет использования новых ТС, с учетом действия выданного свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок. При этом срок эксплуатации ТС рассчитывается с даты постановки ТС на первичный учет в органах ГИБДД до даты размещения на официальном сайте информации о проведении конкурса, по каждому из ТС (автобусу) отдельно. Таким образом, чем ниже максимальный срок эксплуатации ТС, тем выше должно быть количество баллов, начисляемых участнику конкурса.

С учетом изложенного, рассматриваемый критерий подлежит корректировке с дифференцированной разбивкой по шагам относительно срока эксплуатации ТС и баллов.

Таким образом, ограничив конкуренцию участников открытого конкурса между собой, административный ответчик нарушил установленный ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрет принятия актов, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

Кроме этого, предусматривая шкалу в пункте 1 - до 0,5 включительно и свыше 0,5; в пункте 2 - до 25 лет включительно, свыше 25 лет; в пункте 4 - до 7 лет включительно, свыше 7 лет и до 10 лет включительно, и свыше 10 лет, вызывает неоднозначное толкование при оценке заявок участников открытого конкурса, имеющих равные пограничным значениям, например до 25 лет включительно и свыше 25 лет, поскольку слово "включительно" охватывает те же числа, что и слово "свыше" указывает на эти же числа, являющимися исходными.

Данное обстоятельство с учетом разъяснений, содержащихся, содержащемуся в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", не соответствует принципу правовой определенности нормативного акта, и в такой редакции признается не действующим.

Установив указанные выше обстоятельства и учитывая приведенные нормы федерального законодательства, суд полагает, что оспариваемая Шкала для оценки при сопоставлении и анализе заявок на участие в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в границах Чайковского городского округа, утвержденная постановлением , в части значения критериев и пункт 3 шкалы в отсутствие характеристик транспортного средства: наличие низкого пола, кондиционера, оборудования для перевозки пассажиров из числа инвалидов, электронного информационного табло, системы контроля температуры воздуха в салоне, не соответствует ч. 3 ст. 24 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ, противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу.

Суд отклоняет доводы административного ответчика о прекращении производства по делу.

В пункте 54 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснено, что наличие вступившего в законную силу решения суда по спору, возникшему из публичных правоотношений, между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, определения суда о прекращении производства по соответствующему делу в связи с принятием отказа от заявления, утверждением мирового соглашения, определения об отказе в принятии тождественного заявления, вынесенных по правилам подраздела III ГПК РФ (производство по делам, возникающим из публичных правоотношений) до вступления в силу Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является основанием для отказа в принятии административного искового заявления, прекращения производства по административному делу (пункт 4 части 1 статьи 128, пункт 2 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Из судебного акта по административному иску Попова И.В. предметом судебной оценки подвергался пункт 2 Шкалы для оценки критериев, а не вся шкала в целом и п. 1.5 Порядка проведения конкурса, что не является тождеством спора. Пункт 2 Шкалы для оценки после вступления в силу судебного акта был изменен органом местного самоуправления, и оспаривается по данному иску уже в измененной редакции, что также не является тождественным спором.

В части нарушения порядка принятия нормативного акта и необходимости заключения ОРВ, суд не соглашается с доводами административного истца. Поскольку порядок принятия и полномочия органа его принявшего уже были предметом рассмотрения суда по предыдущему делу, в силу требований п. 8 ст. 213 КАС РФ. Кроме этого, оспариваемый акт не устанавливает новые или изменяет действующие обязанности для субъектов предпринимательской деятельности, а определяет Порядок проведения открытого конкурса с учетом требований действующего законодательства в этой области. Перевозчик самостоятельно определяет необходимость участия в конкурсе, а действующие отношения данный акт не регламентирует.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск индивидуального предпринимателя Пономарева П.В. к Администрации Чайковского городского округа, Главе городского округа – главе администрации Чайковского городского округа Вострикову Ю.Г. об оспаривании нормативного правового акта удовлетворить частично.

Признать недействующим со дня вступления решения в законную силу:

пункты 1, 2, 3, 4 приложения «Шкала для оценки критериев при оценке и сопоставлении заявок на участие в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в границах Чайковского городского округа» к Постановлению Администрации Чайковского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в границах Чайковского городского округа», в части значения критериев,

пункт 3 приложения «Шкала для оценки критериев при оценке и сопоставлении заявок на участие в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в границах Чайковского городского округа» в той мере, в которой им не предусмотрена шкала для оценки следующих характеристик транспортного средства, влияющих на качество перевозок, в качестве критериев оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе, предусмотренных частью 3 статьи 24 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации": наличие низкого пола, кондиционера, оборудования для перевозки пассажиров из числа инвалидов, электронного информационного табло, системы контроля температуры воздуха в салоне.

В остальной части административный иск оставить без удовлетворения.

Решение в течение одного месяца со дня вступления в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном издании органа местного самоуправления Администрации Чайковского городского округа.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме в Пермский краевой суд через Чайковский городской суд.

Судья: подпись А.А.Грибанова

«КОПИЯ ВЕРНА»

подпись судьи _____________________________________

(А.А. Грибанова)

Секретарь судебного заседания отдела обеспечения судопроизводства по гражданским делам Чайковского городского суда Пермского края

_____________________

(Д.Г. Бурнышева)

«_____» _____________ 20__ г

Решение (определение) ___ вступило в законную силу.

Подлинный документ подшит в деле № 2а- 511 /2020

УИД 59RS0040-01-2019-003888-20

Дело находится в производстве

Чайковского городского суда Пермского края