Дело № 2а-511/2023
УИД 22RS0055-01-2023-000615-42
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Троицкое 17 ноября 2023 года
Троицкий районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Белозерцевой М.С.,
при секретаре Ветлуцкой В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению представителя административного истца Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунальных услуг <адрес>Цыгельного В.В. к судебному приставу-исполнителю ОСП <адрес>Сырачевой И.В., ОСП <адрес>, Главному Управлению федеральной службы судебных приставов России по <адрес> о признании незаконным действия судебного пристава-исполнителя, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Представитель административного истца Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунальных услуг <адрес>Цыгельный В.В. обратился в Троицкий районный суд <адрес> к судебному приставу-исполнителю ОСП <адрес>Сырачевой И.В., ОСП <адрес>, Главному Управлению федеральной службы судебных приставов России по <адрес> о признании незаконным действия судебного пристава-исполнителя, возложении обязанности.
В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП <адрес>Сырачевой И.В. в рамках исполнительного производства №-ИП по исполнению административного наказания в виде исправительных работ в отношении ВСН вынесено в адрес МУП ЖКУ <адрес> требование об обязании издать приказ о приеме на работу ВСН, ознакомить ее под расписку с правилами внутреннего распорядка организации, техники безопасности и производственной санитарии, обеспечить ежедневное ведение табеля с отражением количества отработанных часов, обеспечить информирование судебного пристава-исполнителя о невыходе лиц, обязанного отбывать обязательные работы, на работу и допущенных им нарушениях дисциплины в срок до ДД.ММ.ГГГГ включительно.
В качестве основания для направления данного требования административный ответчик указал на постановление администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации <адрес> «Об утверждении перечня объектов для отбывания осужденными наказания в виде обязательных работ и исправительных работ на территории <адрес>», в соответствии с которым МУП ЖКУ <адрес> входит в перечень таких объектов. При обсуждении с административным ответчиком возможности приема на работу ВСН было указано на отсутствие на данный период вакантных рабочих мест, соответствующих уровню квалификации направленного для отбывания наказания. Также административному ответчику было разъяснено, что МУП ЖКУ <адрес> в соответствии с Уставом является коммерческим предприятием и исполнение постановлений (распоряжений) муниципальных органов власти в лице <адрес> возможно при наличии соответствующего соглашения, которое у административного истца отсутствует. По мнению административного истца вынесение административным ответчиком требования с предупреждением о возможном привлечении к административной ответственности за неисполнение является незаконным, нарушающим установленный п.1 ст.4 ФЗ «Об исполнительном производстве» принцип законности.
В связи с изложенным просит признать незаконным действие судебного пристава-исполнителя ОСП <адрес>Сырачевой И.В. по исполнительному производству №, выраженных в виде направления к исполнению МУП ЖКУ <адрес> требования с обязанием обеспечить издание приказа о приеме на работу ВСН, ознакомить последнюю под расписку с правилами внутреннего распорядка организации, техники безопасности и производственной санитарии, обеспечить ежедневное ведение табеля с отражением количества отработанных часов, обеспечить еженедельное направление табеля в ОСП <адрес>, обеспечить информирование судебного пристава-исполнителя о невыходе лица, обязанного отбывать обязательные работы на работу и допущенных им нарушениях дисциплины в срок до ДД.ММ.ГГГГ включительно; обязать судебного пристава-исполнителя ОСП <адрес>Сырачеву И.В. отменить вышеуказанное требование.
В судебном заседании представитель административного истца Цыгельный В.В. административное исковое заявление уточнил, в связи с фактом окончания на данный момент исполнительного производства в отношении ВСН отказался от требования административного искового заявления в части возложения обязанности отменить вышеуказанное требования судебного пристава-исполнителя ОСП <адрес>, на доводах уточненного административного искового заявления настаивал, просил их удовлетворить.
Административный ответчик Сырачева И.В. доводы уточненного искового заявления признала, указав, что вынесение требования с обязанием МУП ЖКУ <адрес> обеспечить издание приказа о приеме на работу ВСН не основано на требованиях закона, поскольку направление такого документа в ФЗ «Об исполнительном производстве» не содержится.
Согласно письменным возражениям на административное исковое заявление судебный пристав-исполнитель <адрес>Сырачева И.В. выражает несогласие с административным исковым заявлением, просит отказать в его удовлетворении в полном объеме.
В соответствии с положениями ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судом определено о рассмотрении административного дела при данной явке.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, исполнительное производство, приходит к следующему.
В развитие закрепленной в статье 46 Конституции Российской Федерации гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина часть 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, а часть 1 статьи 218 того же Кодекса определяет, что гражданин может обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Тем самым процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения.
Согласно пункту 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством является не только установление нарушения закона, допущенное государственным органом, но и наличие последствий, которые свидетельствовали бы о нарушении прав административного истца. Требования административного истца могут быть удовлетворены лишь при условии доказанности нарушения оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) его прав и законных интересов.
Обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) должностных лиц возлагается на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с ч.1 ст.3.13 КоАП РФ обязательные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Обязательные работы назначаются судьей.
В соответствии с ч.1 ст.109.2 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнение судебным приставом-исполнителем исполнительного документа об отбывании обязательных работ заключается в направлении должника в организацию, включенную в перечень организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы и осуществление контроля за выполнением должником таких работ.
В соответствии с п.1 ч.3 ст.109.2 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства по исполнительному документу об отбывании обязательных работ указывает вид обязательных работ и организацию, включенную в перечень организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы. Перечень таких организаций определяется органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов.
В соответствии с постановлением администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации <адрес> «Об утверждении перечня объектов для отбывания осужденными наказания в виде обязательных работ и исправительных работ на территории <адрес> МУП ЖКУ <адрес> входит в перечень объектов для отбывания осужденными наказания в виде обязательных работ.
Согласно постановлению мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГВСН признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.35.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде обязательных работ на срок 60 часов. Данное постановление вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП <адрес>Сырачевой И.В. от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении ВСН
ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав-исполнитель <адрес>Сырачева И.В. вынесла постановление о направлении лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ к месту отбытия наказания, согласно которому осужденная ВСН направлена в МУП ЖКУ <адрес>, на последнее возложена обязанность обеспечить издание приказа о приеме на работу осужденной, ознакомить последнюю под расписку с правилами внутреннего распорядка организации, техники безопасности и производственной санитарии, вести ежедневного табеля с отражением количества отработанных часов, еженедельно направлять копии табеля в ОСП <адрес>, информировать судебного пристава-исполнителя о невыходе лица обязанного отбыть обязательные работы на работу и допущенных нарушениях трудовой дисциплины.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП <адрес>Сырачевой И.В. вынесено требование, согласно которому указанное должностное лицо потребовало обеспечить МУП ЖКУ <адрес> обеспечить издание приказа о приеме на работу осужденной, ознакомить последнюю под расписку с правилами внутреннего распорядка организации, техники безопасности и производственной санитарии, вести ежедневного табеля с отражением количества отработанных часов, еженедельно направлять копии табеля в ОСП <адрес>, информировать судебного пристава-исполнителя о невыходе лица обязанного отбыть обязательные работы на работу и допущенных нарушениях трудовой дисциплины в срок до ДД.ММ.ГГГГ. При этом имеется указание на возможность привлечения данной организации к административной ответственности по ч.3 ст.17.14 КоАП РФ.
Согласно ответу МУП ЖКУ <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ обеспечить трудоустройство ВСН не представляется возможным в связи с отсутствием вакантных мест.
ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав-исполнитель <адрес>Сырачева И.В. вынесла постановление о направлении лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ к месту отбытия наказания, согласно которому осужденная ВСН направлена в КГБУЗ «Троицкая ЦРБ», на последнее возложена обязанность обеспечить издание приказа о приеме на работу осужденной, ознакомить последнюю под расписку с правилами внутреннего распорядка организации, техники безопасности и производственной санитарии, вести ежедневного табеля с отражением количества отработанных часов, еженедельно направлять копии табеля в ОСП <адрес>, информировать судебного пристава-исполнителя о невыходе лица обязанного отбыть обязательные работы на работу и допущенных нарушениях трудовой дисциплины.
Согласно постановлению судебного пристава-исполнителя ОСП <адрес>Сырачевой И.В. от ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство №-ИП окончено в связи с отбытием ВСН административного наказания.
Между тем, судом отмечается, что вынесение письменного требования в адрес МУП ЖКУ <адрес> судебным приставом-исполнителем с указанием на необходимость обеспечение трудоустройства осужденной в данной организации не предусмотрена положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об исполнительном производстве», что не отрицал в судебном заседании и сам административный ответчик Сырачева И.В.
Согласно статье 3 КАС РФ, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; а равно с положением ч.1 ст.4 КАС РФ, согласно которому каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных ил и оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
При этом решение о признании действия (бездействия) незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуальною закона о том, что, признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение о возложении обязанности на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
Проанализировав представленные материалы дела, суд приходит к выводу, что обжалуемое требование нарушает права и законные интересы административного истца, в связи с тем, что без законных на то оснований обязывает трудоустроить направляемое лицо, а в случае неисполнения указанной обязанности предусматривает возможность привлечения к административной ответственности по ч.3 ст.17.14 КоАП РФ предусматривающей наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
С учетом изложенного суд признает действия судебного пристава-исполнителя ОСП <адрес>Сырачевой И.В. по исполнительному производству №, выраженных в виде направления к исполнению МУП ЖКУ <адрес> требования с обязанием обеспечить издание приказа о приеме на работу ВСН, ознакомить последнюю под расписку с правилами внутреннего распорядка организации, техники безопасности и производственной санитарии, обеспечить ежедневное ведение табеля с отражением количества отработанных часов, обеспечить еженедельное направление табеля в ОСП <адрес>, обеспечить информирование судебного пристава-исполнителя о невыходе лица, обязанного отбывать обязательные работы на работу и допущенных им нарушениях дисциплины в срок до ДД.ММ.ГГГГ включительно незаконным.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении уточненного административного искового заявления в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Уточненное административное исковое заявление представителя административного истца Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунальных услуг <адрес>Цыгельного В.В. к судебному приставу-исполнителю ОСП <адрес>Сырачевой И.В., ОСП <адрес>, Главному Управлению федеральной службы судебных приставов России по <адрес> о признании незаконным действия судебного пристава-исполнителя - удовлетворить.
Признать незаконным действие судебного пристава-исполнителя ОСП <адрес>Сырачевой И.В. по исполнительному производству №, выраженных в виде направления к исполнению МУП ЖКУ <адрес> требования с обязанием обеспечить издание приказа о приеме на работу ВСН, ознакомить последнюю под расписку с правилами внутреннего распорядка организации, техники безопасности и производственной санитарии, обеспечить ежедневное ведение табеля с отражением количества отработанных часов, обеспечить еженедельное направление табеля в ОСП <адрес>, обеспечить информирование судебного пристава-исполнителя о невыходе лица, обязанного отбывать обязательные работы на работу и допущенных им нарушениях дисциплины в срок до ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в <адрес>вой суд через Троицкий районный суд <адрес>.
Председательствующий М.С. Белозерцева
Мотивированное решение изготовлено 20.11.2023