ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5123/2023 от 31.08.2023 Ангарского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Черных А.В., при секретаре Кожевниковой К.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-5123/2023 по административному иску Прокурора г. Ангарска, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Ангарского городского округа о признании недействующим в части административного регламента предоставления муниципальной услуги,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Ангарска обратился в суд с административным иском, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Ангарского городского округа (далее администрация АГО), в его обоснование указав, что 16.06.2021 администрацией Ангарского городского округа принято постановление №588-па «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Установление публичного сервитута на территории Ангарского городского округа» (далее Постановление от 16.06.2021 №588-па). Нормативный правовой акт опубликован 21.06.2021 в газете «Ангарские ведомости» №51 (1566). Подпунктом 2.4.1 пункта 2.4 административного регламента предусмотрен срок предоставления муниципальной услуги в течение 45 календарных дней со дня регистрации ходатайства об установлении сервитута и документов. Подпункт 2.4.1 пункта 2.4 административного регламента противоречит пункту 1 ст.39.43 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 14.07.2022 №284-ФЗ, в соответствии с которым орган, уполномоченный на установление публичного сервитута, принимает решение об установлении публичного сервитута или об отказе в его установлении в течение: 1) двадцати дней со дня поступления ходатайства об установлении публичного сервитута и прилагаемых к ходатайству документов в целях, предусмотренных подпунктом 3 статьи 39.37 настоящего Кодекса; 2) тридцати дней со дня поступления ходатайства об установлении публичного сервитута и прилагаемых к ходатайству документов в целях, предусмотренных подпунктами 1, 2, 4, 4.1 и 5 статьи 39.37 настоящего Кодекса, а также в целях установления публичного сервитута для реконструкции участков (частей) инженерных сооружений, предусмотренного подпунктом 6 статьи 39.37 настоящего Кодекса, но не ранее чем пятнадцать дней со дня опубликования сообщения о поступившем ходатайстве об установлении публичного сервитута, предусмотренного подпунктом 1 пункта 3 статьи 39.42 настоящего Кодекса (за исключением случая, предусмотренного пунктом 10 статьи 39.42 настоящего Кодекса); 3) двадцати дней со дня поступления ходатайства об установлении публичного сервитута и прилагаемых к ходатайству документов в целях установления публичного сервитута для капитального ремонта участков (частей) инженерных сооружений, предусмотренного подпунктом 6 статьи 39.37 настоящего Кодекса. В целях приведения вышеуказанного муниципального нормативного правового акта в соответствие с нормами Федерального законодательства 26.05.2023 на постановление от 16.06.2021 № 588-па прокурором принесен протест. Протест прокурора рассмотрен, однако муниципальный нормативный правовой акт не приведен в соответствие с Земельным кодексом Российской Федерации. Принимая во внимание, что муниципальные услуги в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предоставляются в соответствии с административным регламентом, его несоответствие действующему нормативному правовому акту федерального уровня нарушает права и законные интересы граждан, а также субъектов предпринимательской деятельности, являющихся потребителем вышеуказанных муниципальных услуг. Административный истец просит признать недействующим подпункт 2.4.1 пункта 2.4 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Установление публичного сервитута на территории Ангарского городского округа», утвержденного постановлением администрации Ангарского городского округа от 16.06.2021 №588-па, устанавливающий сроки предоставления муниципальной услуги.

Представитель административного истца старший помощник прокурора Варфоломеева С.А., действующая на основании прав по должности, в судебном заседании заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в административном иске, дополнительно пояснила, что 30.08.2023 в адрес прокуратуры г.Ангарска поступил проект постановления администрации АГО «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Установление публичного сервитута на территории Ангарского городского округа» для проведения правовой и антикоррупционной экспертизы. До настоящего времени антикоррупционная экспертиза не проведена.

Представитель административного ответчика администрации Ангарского городского округа Лузгина Е.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду пояснила, что в ответ на протест прокурора было направлено письмо, котором сообщалось, что изложенные в протесте замечания приняты к сведению, будут устранены путем внесения соответствующих изменений в оспариваемое постановление, проект постановления о внесении изменений в постановление администрации АГО от 16.06.2021 №588-па будет направлен в прокуратуру г.Ангарска для правовой и антикоррупционной экспертизы не позднее 31.08.2023. В связи с утверждением Минцифра типовых форм административных регламентов подготовлен проект постановления администрации АГО «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Установление публичного сервитута на территории Ангарского городского округа», который 28.08.2023 направлен в адрес прокуратуры г.Ангарска для проведения правовой и антикоррупционной экспертизы.

Выслушав пояснения и возражения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В силу требований части 3 статьи 208 КАС РФ прокурор, в пределах своей компетенции, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части, если принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает права, свободы и законные интересы граждан.

В соответствии с части 6 статьи 208 КАС РФ административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Согласно разъяснений, содержащихся в п.9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" в соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору Федеральным законом от 17 января 1992 года № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", он вправе оспорить в суде общей юрисдикции нормативные правовые акты, а также акты, обладающие нормативными свойствами, в порядке, предусмотренном главой 21 КАС РФ. Прокурор имеет право на обращение с административным иском о признании не действующими полностью или в части нормативных правовых актов (в том числе нарушающих права и свободы гражданина), издаваемых, в частности, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами (пункт 2 статьи 1, пункт 3 статьи 22, статьи 23 и 28 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", статья 39, часть 3 статьи 208 КАС РФ).

Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации в Постановлении от 06 июля 2018 года № 29-П Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации относит к процессуальным средствам правовой защиты предъявление административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим (статья 208) и устанавливает, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд может принять решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты (пункт 1 части 2 статьи 215).

Согласно положениям ч. 7 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с ч.8 ст.219 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В силу требований части 9 статьи 213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый акт.

Судом установлено, что постановлением администрации Ангарского городского округа от 16.06.2021 №588-па утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Установление публичного сервитута на территории Ангарского городского округа», который устанавливает порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги, состав и последовательность и сроки выполнения административных процедур при ее предоставлении. Указанный нормативный правовой акт опубликован 21.06.2021 в газете «Ангарские ведомости» № 51.

Согласно подпункта 2.4.1 пункта 2.4 названного административного регламента срок предоставления муниципальной услуги составляет 45 календарных дней со дня регистрации ходатайства об установлении сервитута и документов.

В силу пунктов «в,к» статьи 72 Конституции Российской Федерации, статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Согласно частям 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые федеральным законам противоречить не могут.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее Федеральный закон № 210-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.

Установление публичного сервитута на территории Ангарского городского округа, является муниципальной услугой, под которой согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона № 210-ФЗ понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со ст. 29 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.

Согласно пункту 4 статьи 2 и пункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять эти услуги в соответствии с административными регламентами.

В силу положений пункта 4 статьи 2 Федерального закона № 210-ФЗ административный регламент представляет собой нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

В соответствии со статьей 3 названного Федерального закона нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных или муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Согласно статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу. Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, федеральным законам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.43 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 14.07.2022 №284-ФЗ) орган, уполномоченный на установление публичного сервитута, принимает решение об установлении публичного сервитута или об отказе в его установлении в течение: 1) двадцати дней со дня поступления ходатайства об установлении публичного сервитута и прилагаемых к ходатайству документов в целях, предусмотренных подпунктом 3 статьи 39.37 настоящего Кодекса; 2) тридцати дней со дня поступления ходатайства об установлении публичного сервитута и прилагаемых к ходатайству документов в целях, предусмотренных подпунктами 1, 2, 4 и 5 статьи 39.37 настоящего Кодекса, а также в целях установления публичного сервитута для реконструкции участков (частей) инженерных сооружений, предусмотренного подпунктом 6 статьи 39.37 настоящего Кодекса, но не ранее чем пятнадцать дней со дня опубликования сообщения о поступившем ходатайстве об установлении публичного сервитута, предусмотренного подпунктом 1 пункта 3 статьи 39.42 настоящего Кодекса; 3) двадцати дней со дня поступления ходатайства об установлении публичного сервитута и прилагаемых к ходатайству документов в целях установления публичного сервитута для капитального ремонта участков (частей) инженерных сооружений, предусмотренного подпунктом 6 статьи 39.37 настоящего Кодекса.

Федеральным законом от 04.08.2023 № 430-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в подпункте 2 пункта 1 ст.39.43 Земельного кодекса Российской Федерации слова "подпунктами 1, 2, 4 и 5" заменены словами "подпунктами 1, 2, 4, 4.1 и 5", дополнить словами "(за исключением случая, предусмотренного пунктом 10 статьи 39.42 настоящего Кодекса)".

Вместе с тем, подпункт 2.4.1 пункта 2.4 административного регламента, содержит иные сроки предоставления муниципальной услуги, следовательно, нормативный правовой акт в указанной части противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает права неопределенного круга лиц на срок предоставления муниципальной услуги.

По результатам рассмотрения протеста администрацией АГО дан ответ от 02.06.2023 о том, что замечания, изложенные в протесте, приняты к сведению и будут устранены путем внесения соответствующих изменений в постановление. Проект постановления администрации АГО о внесении изменений в постановление разработан, находится на согласовании в структурных подразделениях администрации АГО, после чего будет направлен в прокуратуру г.Ангарска для правовой и антикоррупционной экспертизы не позднее 31.08.2023.

Из материалов дела также установлено, что 30.08.2023 в адрес прокуратуры г.Ангарска поступил проект постановления администрации АГО «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Установление публичного сервитута на территории Ангарского городского округа» и отмене постановления администрации АГО от 16.06.2021 №588-па для проведения правовой и антикоррупционной экспертизы.

Анализ названных правовых норм в совокупности с установленными по делу обстоятельствами позволяет суду сделать вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, учитывая, что оспариваемый акт на момента рассмотрения дела не утратил силу, не отменен и не изменен, при этом руководствуясь положениями пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", суд приходит к выводу, что подпункт 2.4.1 пункта 2.4 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Установление публичного сервитута на территории Ангарского городского округа», утвержденного постановлением администрации Ангарского городского округа от 16.06.2021 №588-па, в части установления срока предоставления муниципальной услуги подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ административному ответчику в месячный срок со дня вступления настоящего решения суда в законную силу надлежит опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в официальном печатном издании администрации Ангарского городского округа газете «Ангарские ведомости» либо в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты администрации Ангарского городского округа, если названное печатное издание прекратило свою деятельность.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Прокурора г. Ангарска, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Ангарского городского округа удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу подпункт 2.4.1 пункта 2.4 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Установление публичного сервитута на территории Ангарского городского округа», утвержденного постановлением администрации Ангарского городского округа от 16.06.2021 №588-па, в части установления срока предоставления муниципальной услуги.

Возложить на администрацию Ангарского городского округа обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать решение суда или сообщение о его принятии в газете «Ангарские ведомости» либо в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты администрации Ангарского городского округа, если названное печатное издание прекратило свою деятельность.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд Иркутской области в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного текста решения в окончательной форме.

Судья Черных А.В.

Мотивированное решение изготовлено 1 сентября 2023 года.