ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5126/2022 от 18.07.2022 Центрального районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 2а-5126/2022

74RS0002-01-2022-000956-27

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Челябинск 18 июля 2022 года

Центральный районный суд г. Челябинска в составе:

Председательствующего судьи М.А. Рыбаковой,

при секретаре В.А. Филипповой,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Крокун ФИО7 к ФИО6 о признании действий (бездействий) незаконными, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Крокун С.А. обратился в суд с административным исковым заявлением с учетом уточнений, принятых судом в порядке, предусмотренном ст. 46 КАС РФ, к ФИО6 о признании незаконными действий (бездействий) по отказу произвести личный прием на протяжении долгого времени, произвести личный прием, возложить обязанность на и на личном приеме рассмотреть вопросы направленные в досудебном претензионном заявлении в урегулировании сложной жизненной ситуации от ДД.ММ.ГГГГ, ответ на которое не получено, привести решение по личному приему к немедленному исполнению.

В обоснование заявленных требований указал, что является инвали группы бессрочно с детства, с 2015 года состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, а также нуждающегося в поиске работы. Неоднократно обращался в по вопросу урегулирования сложной жизненной ситуации, в том числе по вопросу оказания государственной социальной помощи, включая социальный контракт. Ответы, полученные по поставленным вопросам от различных ведомств и должностных лиц полагает необоснованными, в связи с чем пытался записаться на личный прием к , направив в его адрес досудебное претензионное заявление от ДД.ММ.ГГГГ. Данное заявление оставлено без внимания и без ответа со стороны Губернатора. Неоднократные попытки записаться на прием не привели к должному результату, по различным причинам в приеме отказывали.

Административный истец Крокун С.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель административных ответчиков и – ФИО3, в судебном заседания требования не признала по доводам, изложенным в письменных отзывах.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, считает требования административного истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии п. п.1 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдению срока для обращения в суд за защитой нарушенного права. Вместе с тем административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону.

Порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами урегулирован Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Положениями ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установлено, что при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин вправе получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Из положений ч. 1 и 2 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ следует, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Судом установлено, что Крокун С.А. обратился к с обращением от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указал на нарушение его прав на жилье, социальную поддержку слабо защищенных граждан, квалифицированный и оплачиваемый труд инвалидов, оказание квалифицированной медицинской помощи.

Данное обращение было рассмотрено исполняющим обязанности Гехт И.А. на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ «О возложении обязанностей » и направлено на рассмотрение по компетенции Главе Коркинского муниципального района, Министру социальных отношений , начальнику Главного управления по труду и занятости населения , Министру здравоохранения .

ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного истца направлен ответ от администрации Коркинского муниципального района; ДД.ММ.ГГГГ от Министерства социальных отношений , 11378-К; ДД.ММ.ГГГГ от Главного управления по труду и занятости населения ; ДД.ММ.ГГГГ от Министерства здравоохранения .

Указанные ответы даны в установленный законом срок. Факт получения ответов административным истцом не оспаривается.

Обращаясь в суд с рассматриваемым иском, административный истец ссылается на неправомрне не рассмотрение его обращения, в том числе от ДД.ММ.ГГГГ, на личном приеме .

В соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

В соответствии с частью 2 статьи 1 названного Закона установленный законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ установлено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией (пункты 1, 4, 5).

Часть 1 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ предусматривает проведение личного приема граждан в государственных органах, органах местного самоуправления их руководителями и уполномоченными на то лицами.

Вместе с тем, порядок личного приема граждан руководителями государственных органов Конституция Российской Федерации и Федеральный закон не регулируют.

В преамбуле Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» определено, что образование, формирование, деятельность исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти основывается на Конституции Российской Федерации и регулируется федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Данным Федеральным законом закреплен принцип самостоятельности осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий.

Согласно п. 3 ст. от ДД.ММ.ГГГГ-ЗО систему органов государственной власти области составляют: законодательный орган области - Законодательное ; высшее должностное лицо области - ; высший исполнительный орган области - ; иные исполнительные органы области, образуемые в соответствии с системой исполнительных органов области.

в силу ст. 50 Устава, в том числе принимает постановления и издает распоряжения по вопросам, относящимся к его компетенции, подписывает договоры о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти области и соглашения о передаче части полномочий между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами области.

В соответствии со ст. от ДД.ММ.ГГГГ-ЗО «О рассмотрении обращений граждан», устные обращения граждан к руководителям государственных органов, областных организаций поступают от граждан во время личного приема, а также по специально организованным телефонам доверия, горячим линиям, во время проведения прямых эфиров по радио и телевидению.

В случае, если обстоятельства, изложенные в устном обращении, требуют дополнительной проверки, устное обращение оформляется справкой должностного лица, к которому поступило обращение, и в дальнейшем рассматривается в порядке, предусмотренном для рассмотрения письменных обращений граждан.

Руководители государственных органов, областных организаций и уполномоченные ими лица ведут личный прием граждан и несут ответственность за его организацию. График личного приема граждан руководителями государственных органов, областных организаций и уполномоченными ими лицами (информация о месте приема, порядке записи на прием, а также об установленных для приема днях и часах) утверждается руководителями государственных органов, областных организаций. График личного приема граждан руководителями государственных органов, областных организаций и уполномоченными ими лицами доводится до сведения населения путем размещения его в доступном месте в помещении государственного органа, областной организации, а также на официальном сайте государственного органа, областной организации в сети "Интернет".

Личный прием граждан производится в порядке, установленном Федеральным законом.

Принципы правового регулирования правоотношений, связанных с реализацией права граждан на обращение, определены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". По своей сути данный закон является юридической гарантией конституционного права граждан на обращение.

В силу части 2 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.

Проведение личного приема граждан в государственных органах, органах местного самоуправления предусмотрено статьей 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ, из которой следует, что личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан (часть 1). При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность (часть 2). Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (часть 3). Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (часть 4). В случае, если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться (часть 5). В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов (часть 6). Отдельные категории граждан в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, пользуются правом на личный прием в первоочередном порядке (часть 7).

Как указано выше, обращение от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено в установленном законом порядке и на него дан письменный ответ. Какой-либо просьбы о личном приеме в данном обращении не содержалось.

В последствие поступившие от административного истца заявления о записи на прием, рассмотрены и на них даны ответы по существу.

Так, ДД.ММ.ГГГГ истцу в письме разъяснено, что по поступившим ранее обращениям были организованы личные приемы у первого заместителя , в которых принимали участие в том числе руководители иных ведомств по поставленным в обращениях вопросам. ведет личный прием ежеквартально по утвержденному графику, в четвертом квартале 2021 года личный прием состоялся.

Ответы аналогичного характера даны истцу в письме от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.

В силу ст. ст. 226, 227 КАС РФ для удовлетворения административного искового заявления об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суду необходимо установить совокупность условий, а именно нарушение данными решением, действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца, своевременность его обращения в суд, несоответствие решения, действий (бездействия) нормативным правовым актам.

При этом обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов оспариваемым решением, действием (бездействием), а также соблюдения сроков обращения в суд возлагается на административного истца, а соответствия оспариваемых решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам – на орган, организацию, должностные лица, принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения должностных лиц, их действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Суд полагает, что по данному делу отсутствует совокупность необходимых условий для признания оспариваемого действия (бездействия) незаконными.

Административным истцом в ходе рассмотрения дела не представлено доказательств, подтверждающих нарушения прав, свобод и законных интересов оспариваемым действием (бездействием), а материалы дела таких доказательств не содержат.

Все обращения административного истца, как от ДД.ММ.ГГГГ, так и обращения по вопросу личного приема , рассмотрены в предусмотренном законом порядке, уполномоченными на то лицами.

Исковые требования в части возложения на административного ответчика обязанности восстановить права истца путем проведения личного приема по вопросам, изложенным в обращении от ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворению не подлежат.

Согласно статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Статья 3 КАС РФ предусматривает, что одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

По смыслу положений административного процессуального законодательства, конкретизирующих положения ст. 46 Конституции Российской Федерации, находит свое отражение общее правило, согласно которому любому лицу судебная защита гарантируется исходя из предположения, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат и были нарушены (либо существует реальная угроза их нарушения).

Принимая во внимание закрепленный законом принцип независимости государственных органов при осуществлении возложенных полномочий, при отсутствии доказательств нарушений прав истца, у суда не имеется оснований для возложения на ответчиков обязанности по проведению личного приема административного истца.

Учитывая изложенное, административный иск Крокун ФИО8 к ФИО6 о признании незаконными действий (бездействий) по отказу произвести личный прием , возложении обязанности осуществить личный прием , рассмотреть на личном приеме вопросы, направленные в досудебном претензионном заявлении в урегулировании сложной жизненной ситуации от ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Крокун ФИО9 к ФИО6 о признании незаконными действий (бездействий) по отказу произвести личный прием , возложении обязанности осуществить личный прием , рассмотреть на личном приеме вопросы, направленные в досудебном претензионном заявлении в урегулировании сложной жизненной ситуации от ДД.ММ.ГГГГ, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Центральный районный суд .

Председательствующий М.А. Рыбакова

Решение в полном объеме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ