РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 апреля 2018 года Советский районный суд г.Краснодара в составе:
председательствующего судьи Тихоновой К.С.,
при секретаре Форостяновой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО1 к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г.Краснодар о признании бездействия незаконным,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ДАГиАМО г.Краснодар и просит признать незаконным бездействие административного ответчика - департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар. Обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца, а именно: изменить вид разрешённого использования в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, <адрес>, с основного вида разрешенного использования: многоэтажные и среднеэтажные жилые дома, в том числе со встроенно-пристроенными на 1-ом этаже помещениями общественного назначения на условно разрешенный вид использования: многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) (код классификации 2.6). Обязать административного ответчика департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар подготовить необходимые документы и обеспечить утверждение проекта планировки территории, разработанного ООО «ЦЭР»по заказу ФИО1, в отношении земельного участка с кадастровым номером №. Признать незаконным бездействие Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар по выдаче разрешения на строительство в отношении земельного участка площадью 43 363кв.м.с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, <адрес>. Обязать Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар выдать ФИО1 разрешение на строительство многоэтажных жилых домов на объект капитального строительства: «комплекс многоэтажных жилых домов со встроенно-пристроенными помещениями по <адрес> в г. Краснодаре», расположенном на земельном участке площадью 43 363 кв.м.с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, <адрес>, для строительства многоэтажных жилых домов с количеством жилых домов - 6 шт., с количеством квартир – 1 622 шт.; площадью квартир – 83 017,20 кв.м., этажностью: жилой дом №1 – 16/19 эт., жилой дом №2 – 19 эт., жилой дом №3 – 12 эт., жилой дом №4 – 19 эт., жилой дом №5 – 12 эт., жилой дом №6 со встроенно-пристроенными помещениями – 12/19 эт. в соответствии с техническими характеристиками, указанными в проектной документации и заключении экспертизы данной проектной документации в течение 10-ти дней с момента такого обращения без истребования дополнительных документов. Указать, что выдача разрешения на строительство в отношении указанного выше земельного участка не связана с действиями Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар по приведению генерального плана на территории муниципального образования город Краснодар и Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар в соответствии с требованиями, указанными в решении суда, и носит самостоятельный характер. Обязать МКУ МОГК «Градинформ» внести соответствующие изменения в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город Краснодар. Указать, что вынесенное судом решение служит основанием для внесения соответствующих изменений в ЕГРН Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра картографии по Краснодарскому краю, соответствующих изменений в ГКН Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю, соответствующих изменений в градостроительную документацию города Краснодара департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар.
В исковом заявлении указано, что ФИО1 принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 43 363 кв.м.с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, <адрес> (регистрация права собственности № от 21.09.2017). В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 21.03.2018 земельный участок, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, <адрес>, имеет вид разрешенного использования: многоэтажные и среднеэтажные жилые дома, в том числе со встроенно-пристроенными на 1-ом этаже помещениями общественного назначения. Земельный участок №, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, <адрес> расположен в общественно-деловой зоне местного значения (ОД.2) в соответствии с правилами землепользования и застройки муниципального образования город Краснодар. Согласно карте функционального зонирования Генерального плана вышеуказанный земельный участок расположен в зоне застройки многоквартирными жилыми домами от 4 до 20 этажей и более. Для осуществления истцом строительства комплекса многоэтажных жилых домов со встроенно-пристроенными помещениями на земельном участке с кадастровым номером №, административный истец обратился в Администрацию муниципального образования город Краснодар с заявлением о изменении вида разрешенного использования с основного вида разрешенного использования: многоэтажные и среднеэтажные жилые дома, в том числе со встроенно-пристроенными на 1-ом этаже помещениями общественного назначения на условно разрешенный вид использования: многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) (код классификации 2.6), обеспечении утверждения проекта планировки территории и выдаче разрешения на строительство. До настоящего времени ответчиком указанные в обращении требования не выполнены, что является нарушением прав истца. Данный земельный участок принадлежит истцу на праве собственности. Данный земельный участок истец намерен использовать в целях многоэтажной жилой застройки (высотной застройки) для строительства многоэтажных жилых домов на объект капитального строительства: «комплекс многоэтажных жилых домов со встроенно-пристроенными помещениями по <адрес> в г. Краснодар», расположенном на принадлежащем мне на праве собственности земельном участке площадью 43 363 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, <адрес>,в соответствии с техническими характеристиками, указанными в проектной документации, и согласно положительному заключению экспертизы данной проектной документации без истребования дополнительных документов для строительства многоэтажных жилых домов с количеством жилых домов - 6 шт., с количеством квартир – 1 622 шт.; площадью квартир – 83 017,20 кв.м., этажностью: жилой <адрес> – 16/19 эт., жилой <адрес> – 19 эт., жилой <адрес> – 12 эт., жилой <адрес> – 19 эт., жилой <адрес> – 12 эт., жилой <адрес> со встроенно-пристроенными помещениями – 12/19 эт. Градостроительным планом земельного участка и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, полученной 21.03.2018г., установлено, что земельный участок площадью 25130 кв.м.с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, <адрес> имеет вид разрешенного использования: многоэтажные и среднеэтажные жилые дома, в том числе со встроенно-пристроенными на 1-ом этаже помещениями общественного назначения. В связи с тем, что 28.11.2017 были внесены изменения в решение городской Думы Краснодара от 30.01.2007 №19 «Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образовании город Краснодар» в том числе касательно переноса вида разрешенного использования: применительно к градостроительной зоне – зона общественно-делового назначения местного значения (ОД.2): многоэтажные и среднеэтажные жилые дома, в том числе со встроенно-пристроенными на 1-ом этаже помещениями общественного назначения из основного вида разрешенного использования в условно разрешенный вид разрешенного использования: многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) (код классификации 2.6), у собственника указанного земельного участка возникли препятствия в использовании его по назначению в целях в целях многоэтажной жилой застройки (высотной застройки) для строительства многоэтажных жилых домов на объект капитального строительства: «комплекс многоэтажных жилых домов со встроенно-пристроенными помещениями по <адрес> в г. Краснодар».
Представитель административного истца по доверенности ФИО2 в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований, доводы, изложенные в иске, поддержала.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен (л.д.39-40).
Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Установлено, что ФИО1 принадлежит на праве собственности земельный участок, площадью 43 363 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, <адрес> (регистрация права собственности № от 21.09.2017).
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 21.03.2018 земельный участок, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, <адрес>, имеет вид разрешенного использования: многоэтажные и среднеэтажные жилые дома, в том числе со встроенно-пристроенными на 1-ом этаже помещениями общественного назначения.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 40 ЗК РФ, собственник земельного участка имеет право на возведение на принадлежащей ему территории объектов в соответствии с целевым назначением земли и с соблюдением требований строительных, градостроительных, экологических, противопожарных, санитарно-гигиенических и прочих требований и правил.
Правовой режим земельных участков определяется градостроительными регламентами, устанавливаемыми с учётом фактического использования земельных участков и действие которых не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования (п. 1 п.п. 1 п. 2 и п.п. 2 п. 4 ст. 36 ГрК РФ).
Исходя из фактического расположения земельного участка, имеется возможность создать единый строительный комплекс, используя при этом единую инфраструктуру и коммуникации (газоснабжение, электроснабжение, водоснабжение), без получения которых невозможно использование земельного участка в целях многоэтажного строительства.
Согласно пункту 8 статьи 1ГрК РФ правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В силу пункта 2 статьи 30ГрК РФ правила землепользования и застройки включают в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.
В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 6 статьи 30ГрК РФ).
Порядок внесения изменений в Правила землепользования регламентирован статьей 33ГрК РФ, которой предусмотрено, что предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений (пункт 5 части 3); комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации (часть 4); глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям (часть 5).
Основаниями для рассмотрения вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются, в том числе поступившие предложения об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов (часть 2 статьи 33ГрК РФ).
Земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, <адрес> расположен в общественно-деловой зоне местного значения (ОД.2) в соответствии с правилами землепользования и застройки муниципального образования город Краснодар.
Согласно карте функционального зонирования Генерального плана вышеуказанный земельный участок расположен в зоне застройки многоквартирными жилыми домами от 4 до 20 этажей и более.
Для осуществления административным истцом строительства комплекса многоэтажных жилых домов со встроенно-пристроенными помещениями на земельном участке с кадастровым номером №, административный истец обратился в Администрацию муниципального образования город Краснодар с заявлением о изменении вида разрешенного использования с основного вида разрешенного использования: многоэтажные и среднеэтажные жилые дома, в том числе со встроенно-пристроенными на 1-ом этаже помещениями общественного назначения на условно разрешенный вид использования: многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) (код классификации 2.6), обеспечении утверждения проекта планировки территории и выдаче разрешения на строительство.
До настоящего времени административным ответчиком указанные в обращении требования не выполнены.
Органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки (ч. 5 ст. 45 ГрК РФ).
Согласно ч.ч. 1,4 ст. 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства Видами документации по планировке территории является в том числе проект планировки территории.
Подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории(ч. 1 ст. 42ГрК РФ).
Исходя из вышеприведенных норм закона бездействие административного ответчика по обеспечению утверждению проекта планировки территории является незаконным, следовательно обязание судом ответчика обеспечить утверждение проекта планировки территории будет являться восстановлением нарушенного права истца.
Правовой режим земельных участков определяется градостроительными регламентами, устанавливаемыми с учётом фактического использования земельных участков и действие которых не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования (п. 1 п.п. 1 п. 2 и п.п. 2 п. 4 ст. 36 ГрК РФ).
Согласно пункту 8 статьи 1ГрК РФ правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В силу пункта 2 статьи 30ГрК РФ правила землепользования и застройки включают в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.
В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 6 статьи 30ГрК РФ).
Данный земельный участок принадлежит истцу на праве собственности, который он намерен использовать в целях многоэтажной жилой застройки (высотной застройки) для строительства многоэтажных жилых домов на объект капитального строительства: «комплекс многоэтажных жилых домов со встроенно-пристроенными помещениями по <адрес> в г. Краснодар», расположенном на принадлежащем мне на праве собственности земельном участке площадью 43 363 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, <адрес>,в соответствии с техническими характеристиками, указанными в проектной документации, и согласно положительному заключению экспертизы данной проектной документации без истребования дополнительных документов для строительства многоэтажных жилых домов с количеством жилых домов - 6 шт., с количеством квартир – 1 622 шт.; площадью квартир – 83 017,20 кв.м., этажностью: жилой <адрес> – 16/19 эт., жилой <адрес> – 19 эт., жилой <адрес> – 12 эт., жилой <адрес> – 19 эт., жилой <адрес> – 12 эт., жилой <адрес> со встроенно-пристроенными помещениями – 12/19 эт.
Градостроительным планом земельного участка и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, полученной 21.03.2018г., установлено, что земельный участок площадью 43 363 кв.м.с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, <адрес> имеет вид разрешенного использования: многоэтажные и среднеэтажные жилые дома, в том числе со встроенно-пристроенными на 1-ом этаже помещениями общественного назначения.
В связи с тем, что 28.11.2017 были внесены изменения в решение городской Думы Краснодара от 30.01.2007 №19 «Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образовании город Краснодар» в том числе касательно переноса вида разрешенного использования: применительно к градостроительной зоне – зона общественно-делового назначения местного значения (ОД.2): многоэтажные и среднеэтажные жилые дома, в том числе со встроенно-пристроенными на 1-ом этаже помещениями общественного назначения из основного вида разрешенного использования в условно разрешенный вид разрешенного использования: многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) (код классификации 2.6), у собственника указанного земельного участка возникли препятствия в использовании его по назначению в целях в целях многоэтажной жилой застройки (высотной застройки) для строительства многоэтажных жилых домов на объект капитального строительства: «комплекс многоэтажных жилых домов со встроенно-пристроенными помещениями по <адрес> в г. Краснодар».
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», статьей 51 Градостроительного кодекса строительство любого объекта недвижимости должно производиться при наличии разрешения на строительство, которое представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
На основании ч. 7 ст. 51ГрК РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство в соответствии со ст. 51ГрК РФ орган.
Часть 7 данной статьи определяет перечень документов, которые необходимо приложить к заявлению о выдаче разрешения на строительство.
Частью 10 указанной статьи предусмотрено, что не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в ч. 7 и 9 ст. 51ГрК РФ документов.
В соответствии с ч. 13 ст. 51ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в ч. 7 и 9 данной статьи, требовать не допускается (ч. 10 ст. 51 Градостроительного кодекса).
Бездействие департамента по устранению указанных выше противоречий между правоустанавливающим документом, сведениями Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости и Правилам землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, и, как следствие, бездействие по выдаче разрешения на строительство, грубым образом нарушают права и законные интересы административного истца, поскольку затягивание внесения изменений вида разрешенного использования и, как следствие, затягивание выдачи разрешения на строительство, безусловно, послужит причиной несения истца убытков, который будет вынужден осуществлять свою деятельность в худших, по сравнению с предыдущим периодом, условиях.
До настоящего времени сотрудниками департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар ответ на поданное административным истцом заявление не предоставлен, а также не представлен мотивированный отказ, в случае невозможности внесения запрашиваемых изменений, а также выдачи разрешения на строительство.
При таких обстоятельствах, исходя из характера настоящего спора, учитывая собранные по делу доказательства, суд находит основания для удовлетворения исковых требований ФИО1 к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г.Краснодар о признании бездействия незаконным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар.
Обязать Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца, а именно: изменить вид разрешённого использования в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, <адрес>, с основного вида разрешенного использования: многоэтажные и среднеэтажные жилые дома, в том числе со встроенно-пристроенными на 1-ом этаже помещениями общественного назначения на условно разрешенный вид использования: многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) (код классификации 2.6).
Обязать Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар подготовить необходимые документы и обеспечить утверждение проекта планировки территории, разработанного ООО «ЦЭР» по заказу ФИО1, в отношении земельного участка с кадастровым номером №.
Признать незаконным бездействие Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар по выдаче разрешения на строительство в отношении земельного участка площадью 43 363 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, <адрес>.
Обязать Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар выдать ФИО1 разрешение на строительство многоэтажных жилых домов на объект капитального строительства: «комплекс многоэтажных жилых домов со встроенно-пристроенными помещениями по <адрес> в г. Краснодаре», расположенном на земельном участке площадью 43 363 кв.м.с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, <адрес>, для строительства многоэтажных жилых домов с количеством жилых домов - 6 шт., с количеством квартир – 1 622 шт.; площадью квартир – 83 017,20 кв.м., этажностью: жилой <адрес> – 16/19 эт., жилой <адрес> – 19 эт., жилой <адрес> – 12 эт., жилой <адрес> – 19 эт., жилой <адрес> – 12 эт., жилой <адрес> со встроенно-пристроенными помещениями – 12/19 эт. в соответствии с техническими характеристиками, указанными в проектной документации и заключении экспертизы данной проектной документации в течение 10-ти дней с момента такого обращения без истребования дополнительных документов.
Выдача разрешения на строительство в отношении указанного выше земельного участка не связана с действиями Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар по приведению генерального плана на территории муниципального образования город Краснодар и Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар в соответствии с требованиями, указанными в решении суда, и носит самостоятельный характер.
Обязать МКУ МОГК «Градинформ» внести соответствующие изменения в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город Краснодар.
Данное решение служит основанием для внесения соответствующих изменений в ЕГРН Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра картографии по Краснодарскому краю, соответствующих изменений в ГКН Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю, соответствующих изменений в градостроительную документацию города Краснодара департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Советский районный суд г. Краснодара в течение одного месяца.
Председательствующий: