К делу №2а-512/2019г.
УИД: 23RS0022-01-2019-000704-77
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Кропоткин 11 июля 2019 года
Кропоткинский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего - судьи Егоровой С.А.
при секретаре Малюковой Н.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции ФНС России № 5 по Краснодарскому краю к ФИО2 о взыскании обязательных платежей и санкций,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец - Межрайонная инспекция ФНС России № 5 по Краснодарскому краю просит суд взыскать с ответчика ФИО2 задолженность по страховым взносам в размере 29 521,96 рублей.
Административный истец мотивирует свои требования тем, что 31 августа 2018 года Мировым судьей судебного участка № г. Кропоткина Краснодарского края вынесен судебный приказ по делу № 2а-1665/2018 о взыскании с ФИО2 задолженности по страховым взносам до 01 января 2017 года в размере 29 521,96 рублей. Определением от 25 октября 2018 года вышеуказанный судебный приказ был отменен, что послужило основанием для обращения в суд в порядке административного искового производства. С 20 декабря 2004 года по 12 сентября 2016 года ФИО2 была зарегистрирована в качестве ИП. Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащая уплате ФИО2 составляет 29 52,96 рублей, из них: на выплату страховой, пенсии – 24 427,54р. - пеня; страховые взносы – 3 220,55 рублей - пеня; на выплату страховой пенсии - 497,76 рублей – пеня; ФОМС фиксированный размер – 1 376,11 рублей – пеня. Требованием об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов № 3614 от 09 февраля 2018 года должнику предлагалось в установленные сроки оплатить задолженность. Однако до настоящего времени оплата задолженности в добровольном порядке не произведена. Просил взыскать с ФИО2 задолженность по страховым взносам в размере 29 521,96 рублей
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и отзыв, в котором указал, что на основании поступившего заявления по форме № ЕНВД-4 от 21 октября 2010 года ФИО2 была снята с учета в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход (ЕНВД) без прекращения статуса индивидуального предпринимателя. Уточнил, что заявление о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя по форме № Р26001 от 20 сентября 2010 года отсутствует в регистрационном деле ФИО2 Указал, что 05 сентября 2016 года от ФИО2 поступил пакет документов для государственной регистрации прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. После чего, по результатам рассмотрения представленных на государственную регистрацию документов, регистрирующим органом принято решение от 12 сентября 2016 года о государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности. Указал, что в случае несвоевременной уплаты взносов начисляется пеня. Пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов (взносов) в более поздние сроки по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах. Сумма пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Определяется пеня за каждый день просрочки в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Банка России. Налоговая инспекция направила требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов № 3614 от 09 февраля 2018 года должнику предлагалось в установленные сроки оплатить задолженность, однако до настоящего времени оплата задолженности в добровольном порядке не произведена. Полагал, что доводы ФИО2 о том, что она была снята с учета в качестве индивидуального предпринимателя в 2010 году, не соответствуют действительности и подлежат отклонению. Просил взыскать с ФИО2 задолженность по страховым взносам в размере 29 521,96 рублей.
Административный ответчик ФИО2 и ее представитель в судебное заседание не явились, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. Представили возражение, в котором указали, что с иском не согласны, поскольку 04 сентября 2010 года ФИО2 было направлено в адрес МРИ ФНС России № 5 по Краснодарскому краю ценное письмо с заявлением о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с принятием решения о прекращении данной деятельности. Вместе с заявлением были направлены: оригинал свидетельства о регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; оригинал выписки из ЕГРИП; оригинал уведомления о постановке на налоговый учет; налоговую декларацию; оригинал квитанции об оплате государственной пошлины; ксерокопию своего паспорта гражданина РФ. 20 сентября 2010 года, ФИО2 сообщили из Инспекции, что документы получены, но заявление на прекращение деятельности надо заполнить по форме № Р26001 Приложения №20 к Постановлению Правительства РФ от 19 июня 2002 года № 439. В тот же день ФИО2 заполнила заявление по форме № Р26001 «о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве Индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности» в 2-х экземплярах. В последующем ФИО2 сообщили, что Индивидуальные предприниматели – плательщики единого налога на вмененный доход (ЕНВД), прекращая полностью работу, дополнительно к форме заявления № Р26001, должны заполнить еще заявление по форме № ЕНВД-4, чтобы индивидуального предпринимателя исключили из реестра лиц, применяющих единый налог на вмененный доход (ЕНВД). ФИО2 подписала предложенное заявление. Через некоторое время ФИО2 получила уведомление о снятии с учета физического лица в налоговом органе на территории РФ № 1348955 от 22 октября 2010 года. В связи с чем, ФИО2 полагала, что свои обязанности по снятию с учета в налоговом органе, как индивидуального предпринимателя она исполнила в полном объеме. Пояснили, что в 2016 году ФИО2 узнала, что с учета в качестве предпринимателя она не снята, ее заявления и свидетельства в налоговой инспекции не нашли, тогда ФИО2 обратилась с повторным заявлением, утратив статус предпринимателя лишь с 12 сентября 2016 года. Просили отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку в период начисления страховых взносов предпринимательской деятельностью ФИО2 не занималась.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что 04 сентября 2010 года ФИО2 через Кропоткинское почтовое отделение почтовой связи Почта России обращалась с заявлением о прекращении статуса индивидуального предпринимателя к начальнику МРИФНС РФ №5 по адресу <адрес>, о чем свидетельствует отметка почтового отделения о дате приема корреспонденции и список вложений (л.д. 47-48).
Согласно свидетельству серии 23 № 003132202 от 20 декабря 2004 года ФИО2 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с 30 ноября 1993 года (л.д. 132)
Решением Межрайонной инспекции ФНС России № 5 по Краснодарскому краю № 1560 от 20 марта 2018 года взыскана с ФИО2 задолженность в размере 29 521,96 рублей, из них: на выплату страховой, пенсии – 24 427,54 рублей - пеня; страховые взносы – 3 220,55 рублей - пеня; на выплату страховой пенсии - 497,76 рублей – пеня; ФОМС фиксированный размер – 1 376,11 рублей – пеня (л.д. 8-9).
Определением от 25 октября 2018 года судебный приказ от 31 августа 2018 года о взыскании с ФИО2 в пользу Межрайонной инспекции ФНС России № 5 по Краснодарскому краю задолженности по страховым взносам в размере 29 521,96 рублей, государственной пошлины в размере 542,83 рублей - отменен (л.д. 3).
Порядок государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя предусмотрен ст. 22.3 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Согласно п. 1 указанной статьи (в редакции, действующей в спорный период), государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган документов. К таким обязательным документам относились:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
б) документ об уплате государственной пошлины;
в) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" среди прочего утверждены формы документов, используемые при государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя - форма N Р26001 - "Заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности" (приложение N 20).
Из указанной формы усматривается, что для его заполнения физическое лицо должно было располагать сведениями о государственном регистрационном номере записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, дате регистрации, номере ИНН, данными основного документа, удостоверяющего личность гражданина, и т.д.
В силу пункту 7 статьи 22.3 Федерального закона N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установил, что представление документов для государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 9 этого Федерального закона.
Согласно пункту 1 сатьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в редакции, действовавшей в спорный период), документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены Правительством Российской Федерации.
В части 2 статьи 11 Федерального закона N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" указано, что снятие с регистрационного учета осуществляется по месту регистрации в территориальных органах страховщика, в пятидневный срок со дня представления в территориальные органы страховщика федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
В судебном заседании было установлено, что 04 сентября 2010 года ФИО2 направила по почте в адрес начальника МРИФНС РФ №5 <адрес> заявление по форме № Р26001 о прекращении статуса индивидуального предпринимателя. Согласно описи вложения к своему заявлению о прекращении статуса индивидуального предпринимателя ФИО2 приложила: свидетельство №; выписку, уведомление, декларацию, квитанцию об оплате госпошлины, ксерокопию паспорта.
Согласно штампу вышеуказанное заявление с приложением было получено МРИФНС РФ №5 город Кропоткин 20 сентября 2010 года. Данные обстоятельства подтверждены копией заявления ФИО2 о прекращении статуса индивидуального предпринимателя (л.д. 42-47)
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 и пунктом 3 статьи 23 Закона о регистрации государственная регистрация либо решение об отказе в ней должны быть приняты в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Решение об отказе в государственной регистрации направляется лицу, указанному в заявлении о государственной регистрации, с уведомлением о вручении такого решения.
При осуществлении полномочий, связанных с государственной регистрацией юридических лиц, налоговые органы руководствуются законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц, которое в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, указанного Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ определено, что записи вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц на основании документов, представленных при государственной регистрации. При этом регистрирующий орган в соответствии с пунктом 4 статьи 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных указанным Федеральным законом.
Согласно пункту 4.1 статьи 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом. За представление недостоверных сведений ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, несут заявители и юридические лица (пункт 1 статьи 25 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ).
Решение об отказе в государственной регистрации юридического лица может быть принято регистрирующим органом только в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ. За необоснованный, то есть не соответствующий основаниям, указанным в статье 23 указанного Федерального закона, отказ в государственной регистрации должностные лица регистрирующих органов несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 24 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ).
Таким образом, регистрирующий орган при отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации обязан осуществить регистрационные действия на основании представленных при государственной регистрации документов, перечень которых установлен пунктами 1 и 2 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ.
Однако, как установлено в судебном заседании, в регистрационном деле №.9 имеющимся в Межрайонной инспекцией ФНС России № 5 по Краснодарскому краю, отсутствует заявление формы Р26001 о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности полученное от ФИО2 20 сентября 2010 года, а также результат его рассмотрения.
В тоже время, согласно уведомлению от 22 октября 2010 года ФИО2 исключена из реестра лиц, применяющих единый налог на вмененный доход (ЕНВД) (л.д. 79), по заявлению от 21 октября 2010 года по форме № ЕНВД-4 об исключении индивидуального предпринимателя из реестра лиц, применяющих единый налог на вмененный доход (л.д. 78)
Из заключения помощника прокурора Кавказского района ФИО4 от 10 февраля 2017 года следует, что задолженность по налогам у ФИО2 отсутствует (л.д. 141)
Согласно Федеральному закону N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона, действующего на спорный период) индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Данная обязанность возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.
Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 12 мая 2005 года N 213-О указал, что если при фактическом прекращении предпринимательской деятельности гражданин в силу непреодолимых обстоятельств не мог в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя, то он не лишается возможности при предъявлении к нему требования об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за соответствующий период защитить свои права, привести доводы и возражения, представить документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства. Суд, рассматривая требования о взыскании с индивидуального предпринимателя недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, не может исходя из принципов состязательности и равноправия сторон ограничиться формальной констатацией только факта нарушения обязательства, не принимая во внимание иные связанные с ним обстоятельства, в том числе представленные гражданином доказательства существования обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили ему своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности.
Таким образом, предписания вышеуказанного Федерального закона N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не препятствуют суду при наличии доказательств, подтверждающих наличие исключительных обстоятельств, принять решение об отсутствии оснований для взыскания с индивидуального предпринимателя сумм пени по страховым взносам по задолженности на обязательное пенсионное страхование за соответствующий период.
В материалах дела отсутствуют сведения о том, что в спорный период ФИО2 фактически занималась предпринимательской деятельностью. Доказательств обратного, истцом не предоставлено.
В тоже время ФИО2 представила доказательства подачи заявления о прекращении предпринимательской деятельности тогда как истец не доказал принятие предусмотренных законом мер по разрешению указанного заявления гражданина.
Исходя из совокупности доказательств суд приходит к выводу, что ФИО2, отправив 04 сентября 2010 года заявление о прекращении статуса индивидуального предпринимателя по почте в адрес начальника МРИФНС РФ №5 <адрес>, и не получив отказа в регистрации, добросовестно полагала, что процедура прекращения предпринимательской деятельности ею соблюдена, в связи с чем в удовлетворении административных исковых требований, следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции ФНС России № 5 по Краснодарскому краю к ФИО2 о взыскании обязательных платежей и санкций - отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Кропоткинский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 16 июля 2019 года.
Председательствующий: Егорова С.А.