ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-512/20 от 03.12.2020 Верхнебуреинского районного суда (Хабаровский край)

Дело № 2а-512/2020

УИД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Чегдомын 3 декабря 2020 года

Верхнебуреинский районный суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Ханбикова Р.М.,

рассмотрев в порядке главы 33 КАС РФ административное дело по административном исковому заявлению прокурора Верхнебуреинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Аланапского сельского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края о признании незаконным бездействия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Верхнебуреинского района обратился в Верхнебуреинский районный суд с указанным административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Аланапского сельского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края, ссылаясь на следующее.

Прокуратурой района проведён анализ и мониторинг состояния законности по профилактике нарушений обязательных требований на территории Верхнебуреинского района, в ходе которого выявлены нарушения федерального законодательства.

Мониторинг официального сайта органа местного самоуправления https://alanap.ru/ показал, что программа профилактики нарушений на 2020 год администрацией Аланапского сельского поселения в нарушение п. 5 Общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 26.12.2018 № 1680, подлежащая ежегодному утверждению до 20 декабря текущего года, не принималась, на сайте не размещена.

Между тем, в силу п. 12 Правил на официальном сайте органа муниципального контроля в сети «Интернет» создается отдельный раздел (подраздел), содержащий информацию о реализации мероприятий по профилактике нарушений, программы профилактики нарушений.

Отсутствие на сайте администрации Аланапского сельского поселения программы профилактики нарушений на 2020 год, которая не размещена, нарушает требование ч.ч. 1, 2 ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", п.п. 5-7, 12 Общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.

По выявленным нарушениям администрации вносилось представление от 16.10.2020 № 3-24-2020. Однако меры по устранению нарушений законодательства ответчиком не приняты.

Бездействием со стороны органа местного самоуправления нарушаются права неопределённого круга лиц - граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц на получение сведений о видах соответствующего муниципального контроля, о перечне нормативных актов, подлежащих соблюдению в целях предупреждения нарушений обязательных требований.

Просит суд признать незаконным бездействие администрации Аланапского сельского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края, выразившееся в непринятии программы профилактики на один год – 2020 и проекта плана мероприятий на последующие 2 года – 2021-2022 года, а также в отсутствии на официальном сайте органа местного самоуправления https://alanap.ru/ указанной программы профилактики; обязать администрацию Аланапского сельского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края принять программу профилактики на один год - 2020 и проекты плана мероприятий на последующие 2 года - 2021-2022 года и разместить её на официальном сайте органа муниципального контроля в сети «Интернет» https://alanap.ru/ с созданием отдельного раздела (подраздела), содержащего информацию о реализации мероприятий по профилактике нарушений, программы профилактики нарушений по правилам, предусмотренным «Общими требованиями к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 26.12.2018 № 1680.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 291 КАС РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Статья 2 Конституции РФ гласит, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ (ред. от 28.12.2017) "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления является информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления (далее - подведомственные организации), либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ контроль за обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления осуществляют руководители государственных органов и органов местного самоуправления.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 13.07.2020) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики нарушений.

В целях профилактики нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля:

1) обеспечивают размещение на официальных сайтах в сети "Интернет" для каждого вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;

2) осуществляют информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами. В случае изменения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля подготавливают и распространяют комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами;

3) обеспечивают регулярное (не реже одного раза в год) обобщение практики осуществления в соответствующей сфере деятельности государственного контроля (надзора), муниципального контроля и размещение на официальных сайтах в сети "Интернет" соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений;

4) выдают предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в соответствии с частями 5-7 настоящей статьи, если иной порядок не установлен федеральным законом.

Постановлением Правительства РФ от 26.12.2018 № 1680 утверждены Общие требования к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами (далее – Общие требования).

Согласно п.п. 5, 6, 7 указанных Общих требований программа профилактики нарушений на следующий год утверждается ежегодно, до 20 декабря текущего года.

Программа профилактики нарушений состоит из аналитической части, плана мероприятий по профилактике нарушений на один год и проекта плана мероприятий по профилактике нарушений на последующие 2 года, отчетных показателей на один год и проекта отчетных показателей на последующие 2 года.

В аналитическую часть программы профилактики нарушений включаются:

а) виды осуществляемого государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

б) обзор по каждому виду государственного контроля (надзора), муниципального контроля, включая подконтрольные субъекты, обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, количество подконтрольных субъектов, данные о проведенных мероприятиях по контролю, мероприятиях по профилактике нарушений и их результатах, анализ и оценка рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям и (или) анализ и оценка причиненного ущерба;

в) основанные на описании подконтрольной среды цели и задачи программы профилактики нарушений, направленные на минимизацию рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям и (или) ущерба.

На официальном сайте органа государственного контроля (надзора), а при наличии технической возможности - на официальном сайте органа муниципального контроля в сети "Интернет" создается отдельный раздел (подраздел), содержащий информацию о реализации мероприятий по профилактике нарушений, программы профилактики нарушений. Органы государственного контроля (надзора) вправе организовать в указанном разделе (подразделе) подписку для заинтересованных лиц на рассылку электронных сообщений с информацией о реализации мероприятий по профилактике нарушений, программы профилактики нарушений (п. 12 Общих требований).

Как установлено судом, на официальном сайте администрации Аланапского сельского поселения Верхнебуреинского муниципального района https://alanap.ru/ создан отдельный раздел по муниципальному контролю, однако, на указанном сайте органа местного самоуправления не размещена программа профилактики нарушений на 2020 год и проект плана мероприятий по профилактике нарушений на последующие 2 года (л.д. 11-12), что не оспаривается административным ответчиком.

Отсутствие на сайте администрации Аланапского сельского поселения программы профилактики нарушений на 2020 год, нарушает требования ч.ч. 1, 2 ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также п.п. 5-7, 12 Общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2018 № 1680.

По выявленным нарушениям прокурором Верхнебуреинского района вносилось в адрес Администрации представление от 16.10.2020 № 3-24-2020 (л.д. 6-9). Однако меры по устранению нарушений законодательства ответчиком не приняты.

Из поступившего отзыва административного ответчика, следует, что с административно-исковыми требованиями прокурора администрация поселения согласна.

На основании изложенного суд считает, что административный истец обратился в суд с заявленными требованиями о признании незаконным бездействие администрации Аланапского сельского поселения Верхнеблуреинского муниципального района и обязании администрации Аланапского сельского поселения принять программу профилактики на один год - 2020 и проекты плана мероприятий на последующие 2 года - 2021-2022 года, разместив её на официальном сайте органа муниципального контроля в сети «Интернет» https://alanap.ru/ с созданием отдельного раздела (подраздела), содержащего информацию о реализации мероприятий по профилактике нарушений, программы профилактики нарушений по правилам, предусмотренным «Общими требованиями к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 26.12.2018 № 1680, обоснованно, поскольку бездействием со стороны органа местного самоуправления нарушаются права неопределённого круга лиц - граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц на получение сведений о видах соответствующего муниципального контроля, о перечне нормативных актов, подлежащих соблюдению в целях предупреждения нарушений обязательных требований.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 293, 294 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора Верхнебуреинского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Аланапского сельского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края, выразившееся в непринятии программы профилактики на один год – 2020 и проекта плана мероприятий на последующие 2 года – 2021-2022 года, а также в отсутствии на официальном сайте органа местного самоуправления https://alanap.ru/ указанной программы профилактики.

Возложить на администрацию Аланапского сельского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края обязанность принять программу профилактики на один год - 2020 и проекты плана мероприятий на последующие 2 года - 2021-2022 года и разместить её на официальном сайте органа муниципального контроля в сети «Интернет» https://alanap.ru/ с созданием отдельного раздела (подраздела), содержащего информацию о реализации мероприятий по профилактике нарушений, программы профилактики нарушений по правилам, предусмотренным «Общими требованиями к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 26.12.2018 № 1680.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Верхнебуреинский районный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья Р.М. Ханбиков