ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-512/2016 от 03.11.2016 Южского районного суда (Ивановская область)

Дело № 2а-512/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Южа Ивановской области 03 ноября 2016 года

Южский районный суд Ивановской области

в составе судьи Пятых Л.В.,

рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции ФНС России № 3 по Ивановской области к ФИО1 чу о взыскании обязательных платежей и санкций,

установил:

Межрайонная инспекция ФНС России № 3 по Ивановской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании недоимок:

- по транспортном налогу за 2012 год в размере <данные изъяты> и пени за несвоевременную уплату налога за 2012 год в размере <данные изъяты>; за 2013 год в размере <данные изъяты> и пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2013 год в размере <данные изъяты>; за 2014 год в размере <данные изъяты> и пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2014 год в размере <данные изъяты>;

- недоимки по налогу на имущество физических лиц (объект налогообложения жилые дома в <адрес>, расположенные по <адрес>): за 2012 год в размере <данные изъяты> и пени за несвоевременную уплату налога за 2012 год в размере 88<данные изъяты>;

- недоимки по земельному налогу за 2013 год в размере <данные изъяты>

Свои исковые требования истец мотивировал тем, что ФИО1 в исковой период являлся собственником транспортных средств, жилых домов и земельного участка и лицом, обязанным уплачивать налоги на данное имущества.

Налоговыми уведомлениями до ФИО1 доводились размер налоговой базы, ставки, сроки уплаты и суммы налогов, однако уплату налогов административный ответчик производил несвоевременно и не в полном объеме, в соответствии со ст. 75 НК РФ ему начислены пени в указанных размерах.

В связи с неуплатой налогов ФИО1 направлялись требования от 16.12.2013 года, 08.12.2014 года и 22.10.2015 года, однако требования им в полном объёме не исполнены.

Административным истцом одновременно с административным исковым заявление заявлено письменное ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи административного искового заявления, мотивированное тем, что в связи с вводом в налоговых органах РФ в эксплуатацию нового программного обеспечения и выявлением ошибок в работе функционала в период с 25.11.2015 года по 01.03.2016 года подготовка данных для взыскания задолженности с физических лиц по ст. 48 НК РФ была приостановлена. Работоспособность компонентов программного обеспечения ФНС России была восстановлена, однако отдельные подсистемы и процессы работали не стабильно. Иного способа определения лиц, имеющих задолженности по уплате налогов, кроме как с помощью имеющегося программного обеспечения, у налогового органа не имеется. Для обработки списков налогоплательщиков (по суммовым критериям отбора) запускались бизнес процессы, которые значительное время не завершались, т.е. не отбирались конкретные налогоплательщики – должники для взыскания налогов судебном порядке. В результате определить таких лиц удалось только после истечения отведенного срока для подачи заявления в суд. Данная ситуация складывается по всей России и не по отдельным налогоплательщикам, она носит массовый характер, и привела к нарушению сроков взыскания задолженности в судебном порядке в рамках ст.48 НК РФ, что подтверждается публикациями портала ФКУ «Налог сервис» ФНС России от 29.06.2016 года, 07.07.2016 года, 28.07.2016 года, письмом Управления Федеральной налоговой службы по Ивановской области в Федеральную налоговую службу от 15.07.2016 года @.

Представитель административного истца в суд не явился, прося рассмотреть дело в его отсутствие.

Административный ответчик ФИО1, будучи надлежащим образом извещенный о дате и времени рассмотрения дела в суд не явился, причины уважительности неявки суду не представил, как не представил и возражений на предъявленные к нему административные требования

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца и административного ответчика.

Ознакомившись с административным иском МИФНС России №3 по Ивановской области и представленными истцом письменными доказательствами, суд приходит к следующему:

Согласно ст. 357 ч.2 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В силу ст. 358 ч.2 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно сведений Межрайонной инспекции ФНС России № 3 по Ивановской области ФИО1 в 2012 году (12 месяцев) и в 2013 году (12 месяцев) являлся собственником имущества, подлежащего налогообложению: автомобиля легкового ВАЗ 21083 государственный регистрационный знак с мощностью двигателя 70 л.с. В 2014 году ФИО1 являлся собственником транспортных средств: автомобиля легкового ВАЗ 21083 государственный регистрационный знак с мощностью двигателя 70 л.с. (12 месяцев); автомобиля легкового ВАЗ 21093 государственный регистрационный знак с мощностью двигателя 78 л.с. (3 месяца), автомобиля легкового ДЭУ Нексия государственный регистрационный знак с мощностью двигателя 80,1 л.с. (7 месяцев).

Согласно ст. 2 Закона Ивановской области от 28.11.2002 года № 88-ОЗ «О транспортном налоге» на автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с. налоговая ставка по транспортному налогу в 2012-2014 годах составляла 10 рублей за 1 л.с..

Учитывая изложенное, размер транспортного налога, подлежащего к взысканию с ФИО1 составляет:

за 2012 год:

-ВАЗ 21083: <данные изъяты>;

за 2013 год:

- ВАЗ 21083: <данные изъяты>

за 2014 год:

– ВАЗ 21083: <данные изъяты>

- ВАЗ 21093: <данные изъяты>;

- ДЭУ Нексия: <данные изъяты>. Всего <данные изъяты>

Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации

Согласно п. 1 ст. 363 НК РФ (в редакции ФЗ 02.12.2013 N 334-ФЗ) налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно ст. 1 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» № 2003-1 от 09.12.1991 года, действовавшего до 01.01.2015 года, в 2012-2014 году плательщиками налогов на имущество физических лиц (далее - налоги) признавались физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. В силу ст. 2 данного закона объектами налогообложения признавались: жилой дом; квартира и т.д.

Согласно ст. 3 названного закона ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

Налоговые ставки по налогу на имущество в исковой период установлены решениями Совета Южского городского поселения №66 от 24 октября 2011 года и №72 от 28 ноября 2013 года, согласно которым в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения при суммарной стоимости свыше 300.000 рублей ставка налога составляла 0,11 %

В 2012 года (12 месяцев), в 2013 году (12 месяцев), в 2014 году (12 месяцев) в собственности ФИО1 находились объекты недвижимого имущества: 1)жилой дом по адресу <адрес>, кадастровой стоимостью <данные изъяты> 2) и жилой по адресу: <адрес>, кадастровой стоимостью <данные изъяты>.

Таким образом, размер налога, подлежащего к уплате ФИО1, составляет:

за 2012 год – <данные изъяты>

за 2013 год – <данные изъяты>

за 2014 год – <данные изъяты>

Согласно ч.1 ст.388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В силу ч.1 ст.389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

В соответствии с ч. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков занятых жилищным фондом.

В период с 202 года по 2014 год на территории Южского городского поселения ставки земельного налога, утверждены решениями Совета Южского городского поселения второго созыва от 03.12.2010 года №63 «Об установлении земельного налога на территории Южского городского поселения» и №48 от 26.10.2012 года «Об установлении земельного налога на территории Южского городского поселения», в соответствии с которыми ставка земельного налога в исковой период с 2012 по 2014 года составляла для земельных участков с назначением «для индивидуальных жилых домов и индивидуального жилищного строительства» 0,3% от кадастровой стоимости участка.

в 2013-2014 годах ФИО1 являлся собственником имущества, подлежащего налогообложению, а именно – земельного участка с кадастровым номером 37:21:060605:53, разрешенным использованием «для индивидуального жилищного строительства» по адресу: <адрес> кадастровой стоимостью <данные изъяты> и земельного участка с кадастровым номером , разрешенным использованием «для индивидуального жилищного строительства» по адресу: <адрес>, кадастровой стоимостью <данные изъяты>.

Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее 1 ноября года, следующего за который уплачивается налог.

Таким образом земельного размер налога подлежащего уплате ФИО1, составляет:

<данные изъяты> ежегодно.

<данные изъяты> ежегодно (с учетом введенного округления с 2013 года).

Из материалов дела следует, что в адрес ФИО1 МИФНС № 3 по Ивановской области направлялись налоговые уведомления: 01.07.2013 года , где до налогоплательщика были доведены размер налоговой базы, ставки налогов, их размер и сроки уплаты транспортного налога и налога на имущество за 2012 год; 30.05.2014 года где до налогоплательщика были доведены размер налоговой базы, ставки налогов, их размер и сроки уплаты транспортного налога и налога на имущество и земельного налога за 2013 года; 24.04.2015 года (от 28.03.2015 года), где до налогоплательщика были доведены размер налоговой базы, ставки налогов, их размер и сроки уплаты транспортного налога и налога на имущество и земельного налога за 2014 год.

12.12.2013 года в адрес ответчика направлено требование об уплате транспортного налога и налога на имущество и пени за просрочку внесения платежей (по состоянию на 06.12.2013 года) в срок до 11.03.2014 года.

13.12.2014 года в адрес ответчика направлено требование об уплате транспортного налога, земельного налога, налога на имущество и пени за несвоевременное внесение платежей (по состоянию на 08.12.2014 года) в срок до 21.01.2015 года.

30.10.2015 года в адрес ответчика направлено требование об уплате транспортного налога, земельного налога, налога на имущество и пени за несвоевременное внесение платежей (по состоянию на 22.10.2015 года) в срок до 31.01.2016 года.

В связи с несвоевременной оплатой налогов ФИО1 в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени: по транспортному налогу за период с 12 ноября 2013 года по 22.10.2015 года в размере <данные изъяты> (из них на недоимку 2012 года в размере <данные изъяты>, на недоимку за 2013 год в размере <данные изъяты>, на недоимку за 2014 год в размере <данные изъяты>); по налогу на имущество <данные изъяты> (из них на недоимку 2012 года в размере <данные изъяты> на недоимку за 2013 год в размере <данные изъяты>, на недоимку за 2014 год в размере <данные изъяты>

Размер пени, рассчитанный истцом, соответствует требованиям ст. 75 НК РФ.

Ответчик ФИО1 не оспорил заявленные налоговым органом исковые требования и представленные истцом сведения о наличии недоимки по транспортному налогу, налогу на имущество и земельному налогу, а также представленные суду расчеты по начислению пени за несвоевременную уплату налогов.

Из содержания пункта 2 статьи 52 Налогового кодекса РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

В силу статьи 69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога, такое требование направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

В силу ст.289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Со стороны истца представлены суду доказательства наличия задолженности со стороны административного ответчика по уплате платежей, перечисленных выше.

Суд соглашается с представленными административным истцом расчетами недоимок и пени.

Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Согласно п. п ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

В соответствии с п.п. 1, 2, 10 ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога (пеней), налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога (пеней) за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога (пеней). Такое исковое заявление может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Указанный срок административным истцом пропущен. Представителем административного истца заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока с обоснованием пропуска срока сбоем программного обеспечения АИС «Налог-3» при выборке списка должников в системе электронной обработки данных.

Изучив представленные представителем ответчика документы, подтверждающие нестабильную работу программного обеспечения, цель обращения в суд, обусловленную защитой интересов и прав бюджетов различных уровней на своевременное и полное поступление налоговых платежей, период пропуска срока обращения (менее 2-х месяцев), учитывая отсутствие возражений ответчика, а также то, что процедура досудебного порядка урегулирования спора о взыскании задолженности, предусмотренная ст. 48 НК РФ, налоговой инспекцией в отношении ответчика соблюдена в полном объеме, суд считает причины пропуска процессуального срока уважительными и достаточными для восстановления соответствующего процессуального срока.

При таких обстоятельствах, суд считает заявленные административные исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 333.35 ч.2 Налогового Кодекса РФ федеральные органы государственной власти от уплаты государственной пошлины освобождены.

Согласно ст. 111 КАС РФ по делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.

Учитывая изложенное, с ФИО1 подлежат взысканию судебные издержки по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей.

Руководствуясь ст.175,177-180,292 КАС РФ, судья

РЕШИЛ:

Восстановить Межрайонной ИФНС России № 3 по Ивановской области срок для подачи настоящего административного искового заявления к ФИО1 чу о взыскании обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 3 по Ивановской области к ФИО1 чу, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженцу <адрес>, проживающему по адресу<адрес> ИНН , о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 ча:

- недоимку по транспортному налогу за 2012-2014 годы в сумме 2762 рублей 00 копеек и пени на недоимки за 2012-2014 годы в размере <данные изъяты>

- недоимку по налогу на имущество физических лиц, по ставкам, применяемым к объекту налогообложения в границах Южского городского поселения за 2012-2014 годы в размере <данные изъяты> и пени на недоимки за 2012-2014 годы в размере <данные изъяты>

-недоимку по земельному налогу за 2013-2014 годы в размере <данные изъяты> и пени на недоимки за 2013-2014 годы в размере <данные изъяты> в бюджет Южского городского поселения.

Всего <данные изъяты>.

Взыскать с ФИО1 ча судебные издержки по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> в бюджет Южского муниципального района.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Южский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий подпись Пятых Л.В.

Решение вынесено в окончательной форме 08 ноября 2016 года