ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-512/2021 от 28.01.2021 Кировского районного суда г. Самары (Самарская область)

УИД 63RS0038-01-2020-007223-28

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 января 2021г. г.о.Самара

Кировский районный суд г.Самара в составе:

Председательствующего судьи Меркуловой Т.С.,

При секретаре Слеповой А.А.,

рассмотрев в судебном заседании административное дело № 2а-512/2021 по административному исковому заявлению ИФНС России по Октябрьского району г. Самары к Агранович ФИО5 о взыскании обязательных платежей,

У С Т А Н О В И Л:

ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары обратилась в суд с административным иском к Аграновичу Е.Э. указав, что ответчик является плательщиком законно установленных налогов. В адрес Аграновича Е.Э. направлялись налоговые уведомления об уплате сумм налогов с указанием их уплаты. Поскольку уплата налогов не была произведена, в адрес налогоплательщика было направлено требование об уплате недоимки по налогам и пени. В связи с неисполнением в установленные в требовании сроки обязанности по уплате налога, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа на взыскание недоимки и пени. Судебный приказ был вынесен мировым судьей, однако впоследствии отменен на основании заявления должника. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, с учетом уточнений истец просит взыскать с ответчика недоимку по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объекта налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением за 2018г. в размере 50 287руб., пени – 247,88руб..

В судебное заседание представитель ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары Горшкова Н.Н., действующая на основании доверенности, уточненные исковые требования поддержала в полом объеме.

Административный ответчик Агранович Е.Э. в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме, указав, что не оспаривает кадастровую стоимость имущества, однако считает, что налоговая ставка при начислении налога на имущество завышена.

Выслушав пояснения сторон, обозрев материалы административного дела №2а-1128/2020, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 287 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии со ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.

Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

В соответствии с п. 1 ст. 399 НК РФ, налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В силу ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 настоящего Кодекса.

В силу ч. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Согласно ч. 1 ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога, которое в силу ст. 70 НК РФ должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Статьей 75 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога. Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.

В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога (ст. 48 НК РФ).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Аграновичу Е.Э. принадлежит нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, пом.20, площадью 66,20кв.м., кадастровый .

Наличие в собственности ответчика в спорный налоговый период вышеуказанного нежилого помещения административным ответчиком в ходе судебного разбирательства не оспаривалось.

В адрес ответчика направлялись налоговое уведомление от 25.07.2019г., в котором предлагалось в срок до 02.12.2019г. оплатить налог на имущество физических лиц, в том числе за указанное нежилое помещение в размере 50 287руб..

Согласно ст. 69 НК РФ, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В связи с неоплатой налога в установленный срок, Агранович Е.Э. выставлено требование от 23.12.2019г. об оплате налога на имущество в срок до 24.01.2020г.

В связи с неисполнением в установленные в требовании сроки обязанности по уплате налога, налоговый орган 13.04.2020г. обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа на взыскание недоимки и пени.

Судом установлено, что 14.04.2020г. мировым судьей судебного участка №16 Кировского судебного района г.Самары Самарской области был вынесен судебный приказ №2а-1128/2020 о взыскании с административного ответчика недоимки за 2018г. по транспортному налогу -1841, 27 руб., по налогу на имущество в размере 58977руб. и пени в размере 1199, 11 руб..

Определением мирового судьи судебного участка №16 Кировского судебного района г. Самара Самарской области от 21.05.2020г. судебный приказ, выданный 14.04.2020г. о взыскании с Аграновича Е.Э. недоимки за 2018г. по транспортному налогу и налогу на имущество и пени отменен, в связи с поступившими возражениями должника относительно его исполнения.

09.06.2020г. определением и.о.мирового судьи судебного участка №16 Кировского судебного района г. Самара Самарской области, мировым судьей судебного участка №11 Кировского судебного района г. Самара Самарской области по заявлению ИФНС России по Октябрьскому району г.Самары исправлена описка в определении об отмене судебного приказа.

Абзацами первым, третьим пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 12, пункт 2 статьи 372 этого же Кодекса).

В статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в том числе для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 приведенной нормы и налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.

Законом Самарской области от 10.11.2014 г. N 107-ГД в соответствии с Федеральным законом РФ от 4 октября 2014 года N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" установлена единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2015 года.

Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежат включению объекты капитального строительства, принадлежащие как юридическим лицам, так и физическим лицам.

В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 25.11.2014 года N 719, министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Каких-либо особенностей данный состав сведений не имеет, согласно Приложению к постановлению, подлежит указанию кадастровый номер объекта недвижимого имущества, его местонахождение. Уполномоченным органом на утверждение Перечня определено министерство имущественных отношений Самарской области.

В рамках переданных полномочий приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года N 1647 утвержден "Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год". Приказ опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru, а также опубликован в изданиях "Волжская коммуна", N 281(30176), 31.10.2017 (Приказ, приложение (пп. 1 - 90)), "Волжская коммуна", N 283(30178), 01.11.2017 (Приложение (пп. 91 - 16435)), "Волжская коммуна", N 285(30180), 02.11.2017 (Приложение (пп. 16436 - 20775)), "Волжская коммуна", N 297(30192), 16.11.2017 (Приложение (пп. 20776 - 34378)).

В вышеуказанном перечне под номером 23117 (на 2018) включен объект недвижимости – нежилое помещение кадастровый , расположенное по адресу: <адрес>, <адрес> общей площадью 66, 20 кв.м.

Кадастровая стоимость спорного объекта на 01.01.2018г. определена в размере 2793746, 58 руб., ответчик Агранович Е.Э. при рассмотрении дела указал, что не оспаривает её стоимость.

Решением Думы городского округа Самара от 24 ноября 2014 года N 482 "О налоге на имущество физических лиц" на территориях внутригородских районов городского округа Самара введен налог на имущество физических лиц, установлены ставки налога на имущество физических лиц в отношении: объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, в размере: в 2017 году - 1,5 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения; в 2018 году - 1,8 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения; в 2019 году и последующие годы - 2 процентов кадастровой стоимости объекта налогообложения.

Проверив расчет недоимки по налогам и пени, суд приходит к выводу, что данный расчет является правильным, соответствует материалам дела.

Административным ответчиком расчет налога и пени не оспорен, своего расчета недоимки по налогу и пени, доказательств уплаты недоимки по налогам, пени суду не представлено.

Принимая во внимание данные обстоятельства, учитывая, что до настоящего времени обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за 2018г. административным ответчиком не исполнена, доказательств обратного суду не представлено, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика недоимки по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением за 2018г. в размере 50 287руб., пени – 247,88руб..

Доводы Аграновича Е.Э. о том, что при расчете налога на спорный объект недвижимости подлежит применению налоговая ставка в размере 0,5 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения, по аналогии с соседним объектом, суд считает несостоятельным, поскольку как указано ранее данный объект недвижимости на 2018г. внесен в перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, и в спорный период установлена налоговая ставка-1, 8 процентов.

В соответствии со ст.114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

В соответствии со ст.114 КАС РФ, ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, с ответчика в местный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, в размере 1 461руб..

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования ИФНС России по Октябрьского району г. Самары к Агранович ФИО6 о взыскании обязательных платежей удовлетворить.

Взыскать с Агранович ФИО7 в пользу ИФНС России по Октябрьскому району г. Самара недоимку по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объекта налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением за 2018г. в размере 50 287руб., пени – 247,88руб., а всего 50 534,88руб. (пятьдесят тысяч пятьсот тридцать четыре рубля восемьдесят восемь копеек).

Взыскать с Агранович ФИО8 в местный бюджет госпошлину 1 716руб. (одна тысяча семьсот шестнадцать).

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кировский районный суд г. Самара в течение месяца.

Мотивированное решение изготовлено 04.02.2021г.

Председательствующий: Т.С. Меркулова