№ 2а- 512 /2022
УИН 36RS0007-01-2022-000772-03
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
п.г.т. Анна 12 августа 2022 года
Воронежской области
Аннинский районный суд Воронежской области в составе:
судьи Аннинского районного суда Воронежской области Круговой С.А.,
при секретаре судебного заседания –Максименковой Т.А.,
с участием представителя административного ответчика-участковой избирательной комиссии № 01/32 Аннинского муниципального района Воронежской области - ФИО1,
представителя заинтересованного лица – Территориальной избирательной комиссии Аннинского района Воронежской области- ФИО2,
помощника прокурора Аннинского района Воронежской области- Плотникова Н.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Панчука Марка Игоревича к участковой избирательной комиссии № 01/32, исполняющей полномочия избирательной комиссии Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области об оспаривании решения об отказе в регистрации кандидата на должность главы муниципального образования,
у с т а н о в и л:
ФИО3 обратился с административным иском к участковой избирательной комиссии № 01/32, исполняющей полномочия избирательной комиссии Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области об оспаривании решения об отказе в регистрации кандидата на должность главы муниципального образования. В обоснование заявленных требований административный истец указал,что 20.06.2020 избирательная комиссия Воронежской области возложила полномочия избирательной комиссии Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района на УИК. Согласно сайта ЦИК УИК с номером 01/32 не существует, сформирована и действует УИК №132, что подтверждается публикацией на сайте ЦИК. Уполномоченным органом 24.06.2022 были назначены выборы на должность главы Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области на 11.09.2022, что подтверждается публикацией на сайте ЦИК. 01.07.2022 партия уведомила УИК о проведении партийного мероприятия по выдвижению кандидата на указанных выборах через ИК ВО. 07.07.2022 представитель УИК принял участие в мероприятии по выдвижению кандидата на указанных выборах, представил свои замечания по процедурнымвопросам: уведомление направлено не в организующую комиссию, адрес проведения мероприятия в уведомлении не совпал с адресом, где оно было проведено, в собрании участвовало 8 из 11 членов партии, ответственным секретарем не были погашены неиспользованные бюллетени после проведения голосования, после вскрытия и подсчета бюллетеней не был продемонстрирован пустой ящик, невозможно установить общее число изготовленных бюллетеней. 21.07.2022 ФИО3 представилв УИК документы о своем выдвижении на выборах от РО ПП «Партия Возрождения России» в Воронежской области. 22.07.2022 УИК указала на недостатки в представленных документах, которые ФИО3 исправил, был представлен заверенный документ о государственной регистрации партии, а также скорректированные по содержанию сведения о доходах и имуществе. 03.08.2022 УИК отказала в регистрации ФИО3 в качестве кандидата навыборах. Причинами отказа является вывод УИК о том, что: уведомление о партийном мероприятии направлено не в организующую комиссию, адрес проведения мероприятия в уведомлении не совпал с адресом, где оно было проведено, ответственным секретарем не были погашены неиспользованные бюллетени после проведения голосования, после вскрытия и подсчета бюллетеней не был продемонстрирован пустой ящик, невозможно установить общее число изготовленных бюллетеней; не был представлен заверенный документ о государственной регистрации партии; сведения не соответствуют форме, установленной законом.
В силу пп. «в» п. 1 ст. 25 Федерального закона N95-ФЗ политическая партия, ее региональные отделения обязаны извещать избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов на выборные должности в органах местного самоуправления, не позднее чем за один день до дня проведения мероприятия при его проведении в пределах населенного пункта, в котором расположена избирательная комиссия, и не позднее чем за три дня до дня проведения мероприятия при его проведении за пределами указанного населенного пункта и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия.Из судебной практики следует, что уведомление комиссии является надлежащим вне зависимости от срока ее извещения, если ее представитель получил информацию, был допущен и принял участие в наблюдении за партийным мероприятием по выдвижению кандидата на выборах.Согласно п. 3 ст. 33 Федерального закона N67-ФЗ вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о счетах, вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону.Представление кандидатом сведений о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), оразмере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах не по установленной форме, не могут служить основанием для отказа в регистрации кандидата.
Кроме того, положения ст. 35 Федерального закона N67-ФЗ и ст. 45 Закона Воронежской области от 27.06.2007 № 87-03 «Избирательный кодекс Воронежской области» не возлагают на кандидата на выборную должность главы сельского поселения к решению партии о выдвижении представлять в комиссию заверенный регистрационный документ партии. Также, Федеральный закон N67-ФЗ, Федеральный закон N95-ФЗ, Закон Воронежской области от 27.06.2007 № 87-03 «Избирательный кодекс Воронежской области» не устанавливают конкретный способ уведомления организующей комиссии о партийном мероприятии по выдвижению кандидата на выборах. Поэтому партия могла направить уведомление в УИК путем обращения в ИК ВО. ИК ВО в силу ч. 3 ст. 8 Федерального закона N59-ФЗ обязана была передать уведомление в УИК, что ИК ВО и сделала.Тот факт, что представитель УИК прибыл по адресу, указанному в уведомлении, подтверждает, что оно было получено и получено вовремя, так как представитель прибыл на общее собрание в день его проведения.Представитель УИК на общем собрании присутствовал, данное обстоятельство снимает все вопросы о том, как и когда была уведомлена УИК, по какому адресу состоялось мероприятие по выдвижению. Партия не препятствовала как присутствию, так и наблюдению представителем УИК за процедурами по выдвижению кандидата на указанных выборах.В Федеральном законе N95-ФЗ к партийному мероприятию по выдвижению кандидата на выборах предъявляются требования: 1) голосование; 2) кворум для принятия решения; 3) соблюдение требований устава партии к процедуре проведения мероприятия по выдвижению кандидата, если такие требования имеются в уставе. Партией выполнила всетребования. Как признал сам представитель УИК и это отмечено в спорном решении УИК, кандидат ФИО3 был выдвинут в результате голосования. Кворум (8 из 11) для начала работы общего собрания и для принятия решения о выдвижении кандидата имелся. Что же касается процедурных вопросов, которые отмечены в решении УИК, как якобы нарушения (пустой ящик, погашение бюллетеней и т.п.), то это не предусмотрено уставом партии. УИК ошибся и принял процедуру, определенную ст. 68 Федерального закона N67-ФЗ, которая описывает подсчет голосов на выборах, за обязательную для голосования в партии. Между тем, порядок деятельности партии регулируется исключительно Федеральным законом N95-ФЗ. Партия сама устанавливает свои внутренние процедуры в уставе. Между тем, УИК в решении не ссылается на устав партии, и не учла соответствующие положения ст. 25 Федерального закона N95-ФЗ.Таким образом, никаких нарушений Федерального закона N95-ФЗ в ходе партийного мероприятия по выдвижению ФИО3 в качестве кандидата на указанных выборах не допущено.
Отказывая в регистрации по причине якобы не представления регистрационного документа партии, то такой документ был представлен кандидатом ФИО3 Согласно ст. 35 Федерального закона N67-ФЗ и ст. 45 Избирательного кодекса данный документ обязателен для представления в комиссию при выдвижении списка кандидатов в представительный орган. При выдвижении кандидата на должность главы сельского поселения партией часть 10 статьи 45 Избирательного кодекса определяет требования к содержанию решения партии, иных требований закон не содержит.Следовательно, нарушений при выдвижении кандидата ФИО3 в части не представления регистрационного документа партии не допущено.
Кроме того,ФИО3 представил в УИК сведения, исполнив свою обязанность, предусмотренную пунктом 3 статьи 33 Федерального закона N67-ФЗ. При этом УИК ошибочно посчитала, что заполнение сведений конкретным содержанием относится к форме сведений Заполнение сведений конкретной информацией, относящейся к кандидату, относится к содержанию сведений, а не к форме.Ошибочные данные в сведениях о доходах или имуществе не влияют на форму сведений, а в худшем случае относятся к их недостоверности, что не является основанием для отказа в регистрации, а влечет иной вид конституционно-правовой ответственности.Таким образом, у УИК не имелось оснований для отказа в регистрации ФИО3, решение об отказе является незаконным и подлежит отмене.Административный истец просил отменить решение участковой избирательной комиссии №01/32, исполняющей полномочия избирательной комиссии Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области, от 03.08.2022 об отказе в регистрации в качестве кандидата ФИО3 и, не передавая вопрос на повторное рассмотрение в УИК, обязать УИК зарегистрировать ФИО3 кандидатом на указанных выборах.
Административный истец ФИО3, уведомленный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, согласно заявлению просил о рассмотрения административного иска в его отсутствие ( т.1 л.д. 25).
Представитель заинтересованного лица- РО ПП «Партия Возрождения России» в судебном заседании не присутствовал, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, о причине неявки не известил.
Согласно ч. 3 ст. 243 КАС РФ неявка лиц, которые участвуют в административном деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания и присутствие которых не признано судом обязательным, не является препятствием для разрешения и рассмотрения указанного административного дела.
Суд нашел возможным рассмотреть данное административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Представитель административного ответчика-участковой избирательной комиссии № 01/32 Аннинского района Воронежской области, исполняющей полномочия избирательной комиссии Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской областиФИО1 заявленные требования не признала, просила отказать ФИО3 в удовлетворении административного иска, при этом указала, что Решением Совета народных депутатов Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области от 21 июня 2022 года № 18 на 11 сентября 2022 года назначены выборы главы Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области. 21 июля 2022 года в участковую избирательную комиссию избирательного участка №01/32 Аннинского муниципального района Воронежской области, на которую решением Избирательной комиссии Воронежской области от 20 июня 2020 года № 135/891-6 возложены полномочия избирательной комиссии Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области, от Панчука Марка Игоревича, выдвинутого избирательным объединением ВРО ПП «Партия Возрождения России», были представлены документы для уведомления о выдвижении кандидата на должность главы Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области. Рассмотрев представленные ФИО3 документы, а также Отчет о проведении Общего собрания Воронежского Регионального отделения Политической партии «Партия Возрождения России», предоставленный Избирательной комиссией Воронежской области, участковой избирательной комиссией избирательного участка №01/32 Аннинского муниципального района Воронежской области (далее - УИК) были выявлены несоблюдения требований Федерального закона от 11 июля 2001 года №95-ФЗ №95-ФЗ «О политических партиях», Закона Воронежской области от 27 июня 2007 года № 87-03 «Избирательный кодекс Воронежской области», Устава Политической партии «Партия Возрождения России», а именно: уведомление избирательной комиссии, которая не является организующей выборы, и не уполномочена на принятие каких-либо решений;несоответствие адреса, указанного в извещении, направленном в Территориальную избирательную комиссию Аннинского района Воронежской области, с адресом фактического места проведения Общего собрания Воронежского Регионального отделения Политической партии «Партия Возрождения России» по выдвижению кандидата на должность главы Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области;после проведения процедуры голосования, при работе секретаря Киселевой О.В., ответственной за подсчет голосов, не были погашены неиспользованные бюллетени; после вскрытия и извлечения бюллетеней не был продемонстрирован пустой ящик для голосования; невозможно установить общее количество изготовленных бюллетеней для проведения голосования. В решениях Совета Воронежского Регионального отделения Политической партии «Партия Возрождения России» о созыве внеочередных Общих собраний Воронежского Регионального отделения Политической партии «Партия Возрождения России» от 25 и 29 июня 2022 года в нарушение требований п. 15.8Устава Политической партии «Партия Возрождения России» не содержится информация о норме представительства делегатов для проведения общего собрания. Таким образом, процедура выдвижения проведена с нарушением норм действующего законодательства и не позволяет достоверно определить наличие большинства голосов членов общего собрания, проголосовавших за выдвижение кандидата. В представленных 21 июля 2022 года ФИО3 документах для уведомления о выдвижении кандидата на должность главы Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области отсутствовали: уведомление кандидата о выдвижении на должность главы поселения; заверенная постоянно действующим руководящим органом избирательного объединения копия документа о государственной регистрации избирательного объединения. Данные документы были представлены в УИК 22 июля 2022 года, то есть не одновременно с документами по выдвижению кандидата, представленными 21 июля 2022 года, что действующее избирательное законодательство не допускает.В уведомлении кандидата отсутствует информация о выдвижении его избирательным объединением, персональных данных кандидата, подготовлено без учета рекомендуемой формы. В представленном 21 июля 2022 года уведомительном письме избирательного объединения указаны: решение общего собрания избирательного объединения Воронежского Регионального отделения «Партия Возрождения России» от 25.06.2022; дата подписания уведомительного письма «15.06.2022». При этом Общее собрание Воронежского Регионального отделения Политической партии «Партия Возрождения России» по выдвижению кандидата на должность главы Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области состоялось 7 июля 2022 года. В содержании уведомительного письма указана информация о представлении документов для заверения списка кандидатов, а не выдвижения кандидата на выборах. В качестве приложения указаны лишь документы о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения. В протоколе общего собрания Регионального отделения Политической партии «Партия Возрождения России» в Воронежской области имеются недостатки: в пункте 2, содержащем основания выдвижения кандидата, указан отсутствующий правовой акт, регулирующий вопросы подготовки и проведения выборов главы сельского поселения в Воронежской области; в пункте 3 предложено избрать уполномоченного представителя избирательного объединения в Волгоградской области.Заявление о согласии баллотироваться кандидатом, сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о счетах, вкладах в банках, ценных бумагах, уведомление об отказе от создания избирательного фонда, уведомление об отказе открывать специальный избирательный счет подписаны кандидатом 15.06.2022. Решение о назначении выборов главы Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области было принято 21 июня 2022 года, официальное опубликование решения о назначении выборов - 24 июня 2022 года, то есть дата подписания документов кандидатом по его выдвижению произведена ранее начала избирательной компании. Сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о счетах, вкладах в банках, ценных бумагах, на бумажном носителе не соответствуют установленной форме согласно приложению 1 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», форма утратила силу в связи с изменением законодательства. Доходы должны быть указаны за год, предшествующий году назначения выборов, полученные от юридических лиц, являющихся налоговыми агентами в соответствии с федеральными законами, физических лиц, организаций, осуществляющих соответствующие выплаты. Сведения об имуществе указываются по состоянию на первое число месяца, в котором осуществлено официальное опубликование (публикация) решения о назначении выборов. В качестве рекомендуемых документов для регистрации кандидата не представлены фотографии для изготовления удостоверения о регистрации кандидата и изготовления информационного плаката; автобиография кандидата. Данные обстоятельства были отражены в решении УИК от 29 июля 2022 № 18 «Об извещении Панчук Марка Игоревича о выявленных недостатках в документах, представленных кандидатом на должность главы Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области, которое во исполнение части 3 статьи 53 Закона Воронежской области от 27 июня 2007 года №87 - ОЗ «Избирательный кодекс Воронежской области» было направлено административному истцу.1 августа 2022 года ФИО3 в УИК повторно представлены отдельные документы для выдвижения кандидата. На всех документах проставлена дата - 1 августа 2022 года, при этом период выдвижения кандидатов завершился 22 июля 2022 года. Заявление кандидата о согласии баллотироваться на должность главы Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области от 1 августа 2022 года адресовано в Территориальную избирательную комиссию Аннинского района Воронежской области, в полномочия которой не входят вопросы выдвижения и регистрации кандидатов на выборах главы Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области, которая не является организующей выборы избирательной комиссией.В заявлении кандидата о согласии баллотироваться на должность главы Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области отсутствует страховой номер индивидуального лицевого счета, подлежащий указанию кандидатом в заявлении в соответствии с частью 2 статьи 43 Закона Воронежской области от 27 июня 2007 года №87-03 «Избирательный кодекс Воронежской области».В уведомительном письме избирательного объединения от 1 августа 2022 года перечисляются документы, представленные и датированные 21 и 22 июля 2022 года.Вместо представленного 21 июля 2022 года уведомления об отказе от создания избирательного фонда ФИО3 представлено уведомление от 1 августа 2022 года о создании избирательного фонда за счет собственных средств без открытия специального избирательного счета, что нарушает избирательное законодательство.Представлены также иные документы, содержащиеся в подтверждении о приеме документов от 1 августа 2022 года.Таким образом, при проведении Общего собрания Воронежского Регионального отделения Политической партии «Партия Возрождения России», представлении ФИО3 документов для выдвижения и регистрации кандидата установлено нарушение процедуры выдвижения и регистрации кандидата, установленной Федеральным законом от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях», Законом Воронежской области от 27 июня 2007 года № 87-03 «Избирательный кодекс Воронежской области», Уставом Политической партии «ПартияВозрождения России», решениями Избирательной комиссии Воронежской области от 3 июня 2020 года № 130/850-6 «О Методических рекомендациях по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы местного самоуправления на территории Воронежской области», от 11 июня 2020 года № 133/875-6 «О Примерном перечне документов, представляемых в избирательные комиссии при проведении выборов главы муниципального образования», что являетсяоснованием для отказа в регистрации кандидата, в связи с чем, 3 августа 2022 года участковой избирательной комиссией избирательного участка № 01/32 Аннинского муниципального района Воронежской области, на которую возложены полномочия избирательной комиссии Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области, было принято решение № 19 «Об отказе в регистрации кандидата Панчука Марка Игоревича на должность главы Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области, выдвинутому избирательным объединением «ВРО ПП «Партия Возрождения России».Решение участковой избирательной комиссии избирательного участка №01/32 Аннинского муниципального района Воронежской области было принято на её заседании членами комиссии с правом решающего голоса, числом голосов, достаточным для принятия решения, с соблюдением установленной законом процедуры и предусмотренного Кодексом срока. Просила в удовлетворении требований ФИО3 отказать.
Представитель Территориальной избирательной комиссии Аннинского района Воронежской области ФИО2 в судебном заседании возражал против удовлетворения требований ФИО3, при этом поддержал позицию Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 01/32, а также указал, что заявление кандидата о согласии баллотироваться на должность главы Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области от 1 августа 2022 года адресовано в Территориальную избирательную комиссию Аннинского района Воронежской области, в полномочия которой не входят вопросы выдвижения и регистрации кандидатов на выборах главы Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области, и не является организующей выборы избирательной комиссией. Так же следует учитывать, что признавая незаконным решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата, суд не вправе обязать избирательную комиссию принять решение о регистрации данного кандидата, поскольку согласно положениям законодательства о выборах регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией в установленном законом порядке. Суду надлежит обязать избирательную комиссию рассмотреть вопрос о регистрации кандидата. Таким образом, требование административного истца об обязании ответчика зарегистрировать его в качестве кандидата не может быть удовлетворено. Просил в удовлетворении требований ФИО3 отказать.
В заключении по делу помощник прокурора Аннинского района Воронежской области Плотников Н.Н. судебном заседании полагал заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценивая заявленные административным истцом требования, суд приходит к выводу, что они являются обоснованными, по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что оно принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 32 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон N 67-ФЗ) граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральнымзаконом, иным законом. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путемсамовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.
Согласно п. 2 ст. 35 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" выдвижение кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях".
Пунктами 2 и 4 статьи 25 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее также - Федеральный закон N 95-ФЗ) установлено, что решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются на конференции или на общем собрании региональных отделений политической партии, голосованием.
В силу п. 6 ст. 25 Федерального закона N95-ФЗ решения по вопросам, указанным в пунктах 1 - 3 статьи 25, принимаются в соответствии с уставом политической партии, но не менее чем большинством голосов от числа присутствующих участников общего собрания регионального отделения политической партии.
В силу п. 7 ст. 25 Федерального закона N95-ФЗ уставом политической партии могут быть предусмотрены дополнительные условия принятия решений, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 25.
Согласно пп. «в» п. 1 ст. 25 Федерального закона N95-ФЗ политическая партия, ее региональные отделения обязаны извещать избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов на выборные должности в органах местного самоуправления, не позднее чем за один день до дня проведения мероприятия при его проведении в пределах населенного пункта, в котором расположена избирательная комиссия, и не позднее чем за три дня до дня проведения мероприятия при его проведении за пределами указанного населенного пункта и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия.
Условия выдвижения кандидата предусмотрены статьей 33 Федерального закона N67-ФЗ.
Регистрация кандидата при их выдвижении политической партией (ее структурным подразделением) осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии решения политической партии, указанного в пункте 16 статьи 38 данного Федерального закона (пункт 1 статьи 38 данного Федерального закона).
Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.
В соответствии с пунктами 2, 2.2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ в заявлении о согласии баллотироваться кандидат в депутаты указывает, в том числе сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации; основное место работы или службы, занимаемую должность. Вместе с заявлением представляется заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий).
Согласно п. 3 ст. 33 Федерального закона N67-ФЗ вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о счетах, вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата. Кандидат на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации также представляет сведения о размере и об источниках доходов и имуществе своих супруга и несовершеннолетних детей в порядке, предусмотренном законом.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее, чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.
Согласно части 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата являются: для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях" (подпункт "б"); отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт "в"); наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (подпункт "в.1"); отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом (подпункт "в.2").
Согласно статье 25 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии (пункт 2).
Судом установлено и следует из материалов дела, что Решением Совета народный депутатов Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области от 21 июня 2022 года № 18 годаназначены выборы на должность главы Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области на 11.09.2022 года (т.1 л.д. 36).
Решением Избирательной комиссии Воронежской области от 20 июня 2020 года № 135/891-6 «О возложении полномочий избирательных комиссий муниципальных образований Аннинского муниципального района Воронежской области на участковые избирательные комиссии, действующие в границах соответствующих муниципальных образований Аннинского муниципального района Воронежской области» полномочия избирательной комиссии Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области возложены на участковую избирательную комиссию избирательного участка №01/32 Аннинского муниципального района Воронежской области ( т.1 л.д.39-42).
Согласно решению избирательной комиссии Воронежской области от 29 августа 2017 года № 39/290-6 номера избирательного участка № 01/32 и № 132 являются равнозначными ( т.1 л.д. 166-168).
01.07.2022 года РО ПП «Партия Возрождения России» известила участковую избирательную комиссию № 01/32 Аннинского района Воронежской области о проведении общего собрания регионального отделения Политической партии « Партия Возрождения России» в Воронежской области по выдвижению кандидата на должность главы Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области, которое состоится 07 июля 2022 г., в 15 часов по адресу: <...>, с указанием контактного лица и его номера телефона, при этом адресовав извещениев Территориальную избирательную комиссию Аннинского района Воронежской области ( т.1 л.д.44).
07.07.2022 представители избирательной комиссии Воронежской области приняли участие в мероприятии по выдвижению кандидата на указанных выборах, что подтверждается протоколом общего собрания РО ПП « Партия Возрождения России» в Воронежской области от 07.07.2022 года ( т.1 л.д. 52-56), отчетом о проведении общего собрания Воронежского регионального отделения ПП « Партия Возрождения России» ( т.1 л.д. 174-177).
Согласно протоколу общего собрания регионального отделения политической партии «Партия Возрождения России» в Воронежской области от 07 июля 2022 года, всего в региональном отделении состоит 11 членов политической партии. Присутствовало 8 членов регионального отделения Политической партии. По результатам голосования за кандидатуру ФИО3 проголосовало "за" 8 человек, "против" - 0, "воздержались" – 0 (т. 1 л.д.52-56).
21.07.2022 года ФИО3 представил в участковую избирательную комиссию пакет документов о выдвижении на выборах от РО ПП «Партия Возрождения России» в том числе: уведомительное письмо избирательного объединения о выдвижении кандидата на должность главы поселения, заявление кандидата о согласии баллотироваться, протокол заседания конференции (общего собрания) или иного уполномоченного органа избирательного объединения с решением о выдвижении кандидата, копию паспорта, копию документов об образовании, копию трудовой книжки, справку о принадлежности к общественным объединениям и статусе в нем, сведения о размере и источниках своих доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах, уведомление кандидата об отказе от создания избирательного фонда, что подтверждается подтверждением получения документов от 21.07.2022 г. (т.1 л.д.45-78 ).
22.07.2022 года ФИО3 представил в участковую избирательную комиссию : уведомительное письмо кандидата о согласии баллотироваться, заверенную постоянно действующим руководящим органом избирательного объединения копию документа о государственной регистрации избирательного объединения,что подтверждается подтверждением получения документов от 22.07.2022 г. ( т.1 л.д.79-81).
Решением участковой избирательной комиссии избирательного участка № 01/ 32 Аннинского муниципального района Воронежской области от 25.07.2022 года № 17 утверждено и направлено кандидату на должность главы Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области ФИО3 извещение о выявленных недостатках в документах, представленных в участковую избирательную комиссию избирательного участка № 01/32 Аннинского муниципального района Воронежской области для уведомления о выдвижении кандидата на должность главы Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области (т.1 л.д.82).
Частью 3 статьи 53 Закона Воронежской области от 27 июня 2007 года № 87 - ОЗ «Избирательный кодекс Воронежской области» предусмотрено, что при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено частью 2.1 статьи 43 настоящего Закона Воронежской области, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.
Согласно извещению о выявленных недостатках в документах, представленных ФИО3 для уведомления о выдвижении кандидата на должность главы Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района, в соответствии с частью 3 статьи 53 Закона Воронежской области от 27 июня 2007 года № 87 - ОЗ «Избирательный кодекс Воронежской области» участковая избирательная комиссия избирательного участка №01/32 Аннинского муниципального района Воронежской области известила кандидатана должность главы Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области ФИО3 о выявленных недостатках в представленных документах для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата на должность главы Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области, с разъяснением права вносить уточнения и дополнения в документы, представленные в участковую Избирательную комиссию избирательного участка № 01/32 Аннинского муниципального района Воронежской области не позднее, чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата с приложением информации о недостатках, выявленных в результате проверки документов, представленных ФИО3 для уведомления о выдвижении кандидата на должность главы Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района(т.1 л.д.83, 84).
Согласно вышеуказанной информации, уведомление от Территориальной избирательной комиссии Аннинского района Воронежской области (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ) о проведении 7 июля 2022 года в 15:00 часов по адресу: <...> Общего собрания Воронежского Регионального отделения Политическая партия «Партия Возрождения России» по выдвижению кандидата на должность главы Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области поступило в Избирательную комиссию Воронежской области 01.07.2022.Решением Избирательной комиссии Воронежской области от 20 июня 2020 года № 135/891-6 «О возложении полномочий избирательных комиссий муниципальных образований Аннинского муниципального района Воронежской области на участковые избирательные комиссии, действующие в границах соответствующих муниципальных образований Аннинского муниципального района Воронежской области» полномочия избирательной комиссии Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области возложены на участковую избирательную комиссию избирательного участка №01/32 Аннинского муниципального района Воронежской области. Однако, Воронежское Региональное отделение Политическая партия «Партия Возрождения России» направило уведомление о проведении Общего собрания в Территориальную избирательную комиссию Аннинского района Воронежской области. Представителем Избирательной комиссии Воронежской области, прибывшим на мероприятие, было установлено, что по указанному в извещении адресу: <...>,офисные помещения, за исключением магазина «Магнит», отсутствуют. Связавшись с контактным лицом, выяснилось, что Общее собрание Воронежского Регионального отделения Политическая партия «Партия Возрождения России» по выдвижению кандидата на должность главы Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области 7 июля 2022 года в 15:00 часов в настоящее время проходит по адресу: <...>, офис 1.Всего членов Воронежского Регионального отделения Политическая партия «Партия Возрождения России» 11 человек, в состав руководящих и ревизионных органов входит 8 человек.Принимали участие в общем собрании 8 человек.После проведения процедуры голосования, при работе секретаря ответственного за подсчет голосов, не были погашены неиспользованные бюллетени, после вскрытия и извлечения бюллетеней не был продемонстрирован пустой ящик для голосования, не возможно установить общее количество изготовленных бюллетеней для проведения голосования.По результатам голосования выдвинута кандидатура ФИО3 на должность главы Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области. По результатам осуществления контроля процедуры выдвижения установлены следующиенарушения требований норм действующего законодательства:1)уведомление комиссии, которая не является организующей выборы и не уполномочена на принятие каких-либо решений; 2)несоответствие адреса указанного в извещении, направленном в Территориальную избирательную комиссию Аннинского района Воронежской области, с адресом фактического проведения Общего собрания Воронежского Регионального отделения Политическая партия «Партия Возрождения Россию) по выдвижению кандидата на должность главы Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области; 3) после проведения процедуры голосования, при работе секретаря Киселевой О.В., ответственного за подсчет голосов, не были погашены неиспользованные бюллетени; 4)после вскрытия и извлечения бюллетеней не был продемонстрирован пустой ящик для голосования; 5)невозможно установить общее количество изготовленных бюллетеней для проведения голосования. На основании вышеизложенного процедура выдвижения проведена с нарушением норм действующего законодательства. В представленных 21 июля 2022 года ФИО3 документах для уведомления о выдвижении кандидата на должность главы Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области отсутствовали: а) уведомление кандидата о выдвижении на должность главы поселения; заверенная постоянно действующим руководящим органом избирательного объединения копия документа о государственной регистрации избирательного объединения. Данные Документы были представлены и участковую комиссию 22.07.2022. Также в представленных 21 июля 2022 года ФИО3 документах для уведомления о выдвижении кандидата на должность главы Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области имеются недостатки в уведомительном письме избирательного объединения о выдвижении кандидата на должность главы поселения, в котором содержится информация о предоставлении документов для заверения списка кандидатов, а не выдвижения кандидата на выборах.Сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о счетах, вкладах в банках, ценных бумагах, на бумажном носителе не соответствуют форме согласно приложению 1 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Доходы указываются за год, предшествующий году назначения выборов, полученные от юридических лиц, являющихся налоговыми агентами в соответствии с федеральными законами, физических лиц, организаций, осуществляющих соответствующие выплаты. Сведения об имуществе указываются по состоянию на первое число месяца, в котором осуществлено официальное опубликование (публикация) решения о назначении выборов (т.1л.д. 84-87).
Решением участковой избирательной комиссии избирательного участка № 01/ 32 Аннинского муниципального района Воронежской области от 29.07.2022 года № 18 утверждено и направлено кандидату на должность главы Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области ФИО3 извещение о выявленных недостатках в документах, представленных в участковую избирательную комиссию избирательного участка № 01/32 Аннинского муниципального района Воронежской области для уведомления о выдвижении кандидата на должность главы Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области (т.1 л.д.88)
Согласно извещению о выявленных недостатках в документах, представленных ФИО3 для уведомления о выдвижении кандидата на должность главы Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района участковая избирательная комиссия избирательного участка №01/32 Аннинского муниципального района Воронежской области известила кандидата на должность главы Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области ФИО3 о выявленных недостатках в представленных документах для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата на должность главы Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области, с разъяснением права с целью устранения недостатков вносить уточнения и дополнения в документы, представленные в участковую Избирательную комиссию избирательного участка № 01/32 Аннинского муниципального района Воронежской области не позднее 01 августа 2022 года, а также рассмотрении вопроса о регистрации его в качестве кандидата на должность главы Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области будет рассмотрен на заседании участковой избирательной комиссии избирательного участка № 01/32 Аннинского муниципального района Воронежской области 03 августа 2022 г., с приложением информации о недостатках, выявленных в результате проверки документов, представленных ФИО3 для уведомления о выдвижении кандидата на должность главы Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района( т.1 л.д.89).
Согласно вышеуказанной информации, кроме недостатков, указанных в ранее направляемой ФИО3 информации, в уведомлении кандидата отсутствует информация о выдвижении избирательным объединением, персональных данных кандидата, подготовлено без учета рекомендуемой формы.В представленном 21 июля 2022 года уведомительном письме избирательного объединения указаны:решение общего собрания избирательного объединения Воронежского Регионального отделения «Партия Возрождения России» от 25.06.2022;дата подписания уведомительного письма «15.06.2022».При этом Общее собрание Воронежского Регионального отделения Политической партии «Партия Возрождения России» по выдвижению кандидата на должность главы Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области состоялось 7 июля 2022 года.В содержании уведомительного письма указана информация о представлении документов для заверения списка кандидатов, а не выдвижения кандидата на выборах.В качестве приложения указаны лишь документы о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения.В протоколе общего собрания Регионального отделения Политической партии «Партия Возрождения России» в Воронежской области имеются недостатки:в пункте 2 содержится основание выдвижения кандидата «В соответствии со статьей 45 Закона Воронежской области от 19.10.2009 № 115-03, от 04.12.2019 № 147-03 «О выборах в органы местного самоуправления Воронежской области». Данный правовой акт, регулирующий вопросы подготовки и проведения выборов главы сельского поселения в Воронежской области отсутствует;в пункте 3 предложено избрать уполномоченного представителя избирательного объединения в Волгоградской области.Заявление о согласии баллотироваться кандидатом, сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том число совместной собственности), о счетах, вкладах в банках, ценных бумагах, уведомление об отказе от создания избирательного фонда, уведомление об отказе открывать специальный избирательный счет подписаны кандидатом от 15.06.2022. При этом решение о назначениивыборов главы Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области было принято 21 июня 2022 года, опубликовано - 24 июня 2022 года.Сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности о счетах, вкладах в банках, ценных бумагах, на бумажном носителе не соответствуют установленной форме согласно приложению 1 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Доходы должны быть указаны за год, предшествующий году назначения выборов, полученные от юридических Лиц, являющихся налоговыми агентами в соответствии с федеральными законами, физических лиц, организаций; осуществляющих соответствующие выплаты. Сведения об имуществе указываются по состоянию на первое число месяца, в котором осуществлено официальное опубликование (публикация) решения о назначении выборов.В качестве рекомендуемых документов для регистрации кандидата не представлены фотографии, автобиография кандидата ( т.1 л.д.90-9).
01.08.2022 года ФИО3 дополнительно представил в участковую избирательную комиссию пакет документов о выдвижении на выборах от РО ПП «Партия Возрождения России» в том числе : заявление о согласии баллотироваться кандидатом на должность главы, уведомительное письмо избирательного объединения о выдвижении кандидата на должность главы (исправленное), уведомление о создании избирательного фонда за счет собственных средств без открытия специального избирательного счета, уведомление кандидата о том, что не имеет счетов ( вкладов), сведения о размере и об источниках своих доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах, автобиография, письменное возражение избирательного объединения ПП «Партия Возрождение России» на информацию о недостатках, выявленных в результате проверки документов, представленных кандидатом на должность главы Николаевского сельского поселения, фотографии, внешний носитель информации с документами в машиночитаем виде, протокол общего собрания ПП «Партия Возрождения России»(исправленное), протокол №2 голосования на общем собрании ПП « Партия Возрождения России», первый финансовый отчет кандидата ( т.1 л.д.95,96-117).
Таким образом, ФИО3, в соответствии с частью 3 статьи 53 Закона Воронежской области от 27 июня 2007 года № 87 - ОЗ «Избирательный кодекс Воронежской области» восполнил неполноту сведений о кандидате, и представленных документов.
Решением участковой избирательной комиссии избирательного участка № 01/32 Аннинского муниципального района Воронежской области, на которую возложены полномочия избирательной комиссии Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области от 03 августа 2022 года № 19 в регистрации кандидата Панчука Марка Игоревича на должность главы Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области, выдвинутому избирательным объединением «Воронежское региональное отделение политической партии «Партия Возрождения России» отказано (т.1 л.д.118-120).
Согласно вышеуказанному решению основанием для отказа послужило не соблюдение требований, предусмотренных Федеральным законом от 11.07.2001 года N 95-ФЗ « О политических партиях», Закона Воронежской области от 27.06.2007 года № 87-ОЗ «Избирательный кодекс Воронежской области.
В качестве обстоятельств, свидетельствующих о нарушениях участковая избирательная комиссия указала: 1) уведомление о проведении Общего собрания Воронежского Регионального отделения Политическая партия «Партия Возрождения России» по выдвижению кандидата на должность главы Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области поступило в Территориальную избирательную комиссию Аннинского района, которая не является организующей выборы и вышестоящей по отношению к участковой избирательной комиссии избирательного участка № 01/32 Аннинского муниципального района Воронежской области, на которую возложены полномочия избирательной комиссии Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области;2)несоответствие адреса, указанного в извещении, направленном в Территориальную избирательную комиссию Аннинского района Воронежской области, с адресом фактического проведения Общего собрания Воронежского Регионального отделения Политическая партия «Партия Возрождения России» по выдвижению кандидата на должность главы Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального районаВоронежской области; 3) после проведения процедуры голосования, при работе секретаря Киселевой О.В., ответственного за подсчет голосов, не были погашены неиспользованные бюллетени; 3) после вскрытия и извлечения бюллетеней не был продемонстрирован пустой ящик для голосования; 4) невозможно установить общее количество изготовленных бюллетеней для проведения голосования. В связи с чем, избирательная комиссия пришла к выводу, что процедура выдвижения проведена с нарушением норм действующего законодательства.Кроме того, в представленных 21 июля 2022 года ФИО3 документах для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата на должность главы Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области отсутствовала заверенная постоянно действующим руководящим органом избирательного объединения копия документа о государственной регистрации избирательного объединения.Сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о счетах, вкладах в банках, ценных бумагах, представленные 21 июля 2022 года на бумажном носителе, не соответствуют форме согласно приложению 1 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
В соответствии с частью 9 статьи 53 Закона Воронежской области от 27 июня 2007 года № 87 - ОЗ «Избирательный кодекс Воронежской области» в случае отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключениякандидата из списка кандидатов соответствующая комиссия в течение одних суток с момента принятия ею решения об отказе в регистрации, исключении из списка обязана выдать соответственно кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов копию соответствующего решения с изложением оснований отказа.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО1 указала и на иные, не перечисленные в решении от 03.08.2022 года основания для отказа ФИО3 в регистрации кандидата, при этом указав, что законом не определены форма и требования, предъявляемые к содержанию решения избирательной комиссии, в связи с чем в решении могут отсутствовать указания на основания отказа в регистрации кандидата,при этом достаточным является ссылка на правой акт.
В соответствии с частью 9 статьи 53 Закона Воронежской области от 27 июня 2007 года № 87 - ОЗ «Избирательный кодекс Воронежской области» в случае отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключения кандидата из списка кандидатов соответствующая комиссия в течение одних суток с момента принятия ею решения об отказе в регистрации, исключении из спискаобязана выдать соответственно кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов копию соответствующего решения с изложением оснований отказа.
В связи с чем, довод представителя ответчика суд находит суд находит несостоятельным и принимает во внимание основания отказа в регистрации кандидата, изложенные в оспариваемом решении.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 32, статьей 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом,могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов.
Выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" (часть 2 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2006 г. N 67-ФЗ).
Согласно подпункту "б" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Законом о политических партиях, является основанием для отказа в регистрации кандидата, выдвинутого политической партией.
Аналогичное положение закреплено в подпункте 2.1 пункта 9 статьи 53 Закона Воронежской области от 27.06.2007 N 87-ОЗ (ред. от 30.05.2022) "Избирательный кодекс Воронежской области" (принят Воронежской областной Думой 14.06.2007, согласно которому основанием отказа в регистрации кандидата, выдвинутого политической партией, является несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях".
Участковой избирательной комиссией при вынесении решения не были учтены положения Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях".
В силу части 1 статьи 21 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним.
Согласно части 2 статьи 25 указанного закона решения об избрании руководящих и контрольно-ревизионных органов региональных отделений политической партии, о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.
Устав политической партии должен содержать положения, определяющие порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в том числе на повторных и дополнительных выборах (пункт "и" части 2 статьи 21 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ).
Пунктом 15.11.2 Устава политической партии " Партия Возрождения России» (далее - Устав политической партии), размещенного на официальных сайтах Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", выдвижение голосованием кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления отнесено к компетенции общего собрания регионального отделения партии.
Согласно пункту 18.12. Устава политической партии общее собрание (конференция) конференция регионального отделения правомочны принимать решения о выдвижении кандидата, если на них присутствует более половины избранных делегатов (членов), при условии, что они представляют более половины местных отделений Партии. Общее собрание регионального отделения партии правомочно принимать указанные решения, если в нем участвует более половины членов регионального отделения.
Решения по указанным вопросам принимаются при наличии кворума большинства голосов присутствующих.
Положениями Устава партии предусмотрено выдвижение кандидатов на выборные должности муниципальных образований, к которым относится и глава Николаевского сельского поселения Аннинского района Воронежской области.
Федеральным законом N 95-ФЗ предусмотрены требования к партийному мероприятию по выдвижению кандидата на выборах: 1) голосование; 2) кворум для принятия решения; 3) соблюдение требований устава партии к процедуре проведения мероприятия по выдвижению кандидата, если такие требования имеются в уставе.
Вышеуказанные требования к партийному мероприятию по выдвижению кандидата на выборах РО ПП «Партия Возрождения России» выполнены.
По результатам проведенного 07 июля 2022 г. заседания Совета Партии, по итогам голосования, единогласно было принято решение о выдвижении ФИО3 на должность Главы Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области, кворум имелся (8 из 11).
Таким образом, ФИО3 был выдвинут кандидатом на должность главы Николаевского сельского поселения постоянно действующим руководящим выборным коллегиальным органом регионального отделения ПП «Партия Возрождения России», что не противоречит требованиям Устава.
Недостатки, указанные участковой избирательной комиссией, в качестве оснований для отказа в регистрации кандидата, частности непогашение бюллетеней после проведения голосования, не продемонстрирован пустой ящик для голосования, невозможность установить общее количество изготовленных бюллетеней для проведения голосования, то данные требования к мероприятиям по выдвижению кандидата Устав партии не содержит.
Выявленная комиссией «невозможность установления общего количества изготовленных бюллетеней для проведения голосования» нормативным актом не регламентирована.
Кроме того, данное обстоятельство не влияет на саму процедуру голосования, где присутствующие члены регионального отделения политической партии, получили каждый по одному бюллетеню для голосования, из урны было извлечено количество бюллетеней ровно по количеству голосовавших. Все остальные напечатанные бюллетени, количество которых комиссия не смогла установить, никак не могли изменить процедуру и повлиять на результат голосования.
Выявленное комиссией «не погашение неиспользованных избирательных бюллетеней» не регламентировано для региональных отделений политической партии ни законодательно, ни уставом Политической партии «Партия Возрождения России», в связи с чем и не может являться основанием для признания голосования нелегитимным.
Процедура, предусмотренная ст. 68 Федерального закона N 67-ФЗ, описывающая порядок подсчета голосов избирателей, участников референдума и составления протокола об итогах голосования участковой комиссией, в данном случае применению не подлежит.
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии в ходе партийного мероприятия по выдвижению ФИО3 в качестве кандидата на указанных выборах нарушений Федерального закона N 95-ФЗ.
Относительно обстоятельств, принятых избирательной комиссией как нарушения порядка выдвижения кандидата, в частности, направление уведомления не в организующую комиссию, указания неточного адреса проведения мероприятия, суд приходит к следующим выводам.
Федеральный закон N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях", а также Закон Воронежской области от 27.06.2007 № 87-03 «Избирательный кодекс Воронежской области» не устанавливают конкретный способ уведомления организующей комиссии о партийном мероприятии по выдвижению кандидата на выборах.
При этом в судебном заседании установлено, что уведомление о партийном мероприятии, проводимом по выдвижению кандидата РО ПП «Партия Возрождения Россия» представлено 01 июля 2022 в организующую выборы главы администрации Николаевского сельского поселения Аннинского района Воронежской области комиссию- участковую избирательную комиссию № 01/ 32, при этом адресовано в Территориальную избирательную комиссию Аннинского района Воронежской области.
Представители избирательной комиссии по Воронежской области приняли участие на общем собрании РО ПП «Партия Возрождения России» в день его проведения 07 июля 2022 года и имели возможность контроля за процедурой выдвижения кандидата, что подтверждается протоколом общего собрания РО ПП « Партия Возрождения России» в Воронежской области от 07.2022 года ( т.1 л.д. 52-56), отчетом о проведении общего собрания Воронежского регионального отделения ПП « Партия Возрождения России» (т.1 л.д. 174-177).
Технические сбои при подаче уведомления, в части не указания литеров в адресе проведения партийного мероприятия в данном случае не повлияли на проведение процедуры осуществленияконтроля за выдвижением кандидата.
Данный факт не может служить основанием для отказа кандидату в регистрации.
Согласно пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, в случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата.
Согласно части 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, основаниями отказа в регистрации кандидата являются в частности : отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом (подпункт "в.2").
В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона Воронежской области от 27 июня 2007 года № 87 - ОЗ «Избирательный кодекс Воронежской области» вслучае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено частью 2.1 статьи 43 настоящего Закона Воронежской области, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.
Суд признает несостоятельными доводы ответчика о несоответствиисведений о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах, представленных 21 июля 2022 года на бумажном носителе, форме, согласно приложению 1 в Федеральному закону от 12.06.2002 года № 67 -ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РоссийскойФедерации», поскольку обязанность представить такие сведения, предусмотренная пунктом 3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, п. 2 ст. 43 Избирательного кодекса Воронежской области,кандидатом ФИО3 исполнена 01августа 2022 года, сведения представлены в участковую избирательную комиссию по установленной Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ форме.
Включение в данную форму конкретной информации, относится к содержанию предоставляемых сведений, относящейся к кандидату.
Ошибочные данные в сведениях о доходах или имуществе не влияют на форму сведений, а в худшем случае относятся к их недостоверности, что не является основанием для отказа в регистрации, а влечет иной вид конституционно-правовой ответственности - передачу сведений об этом в средства массовой информации и размещение этой информации в информационном бюллетене о кандидате.
При этом в случае недостоверности таких сведений, это обстоятельство в силу положений пункта 8 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, основанием для отказа в регистрации кандидата не является, поскольку предусмотрен иной способ реагирования путем передачи сведений об этом в средства массовой информации и размещения этой информации в информационном бюллетене о кандидате (подпункт "е" пункта 3 статьи 61 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Кроме того, суд находит отказ в регистрации кандидата ФИО3 по причине не представления копии документа о государственной регистрации избирательного объединения не состоятельным, при этом учитывая, что копию указанного документа была предоставлена ФИО3 01 августа 2022 года.
Таким образом, довод представителя ответчика о том, что документы представленные в участковую избирательную комиссию ФИО3 1 августа 2022 года, после завершения периода выдвижения кандидатов ( 22 июля 2022 года), как представленные кандидатом по истечению срока подачи документов, рассмотрению не подлежали, суд находит не основанным на законе.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что нарушений при выдвижении кандидата ФИО3 в части не представления вышеуказанных документов не допущено.
ФИО3 представил в УИК сведения, исполнив свою обязанность представить такие сведения, предусмотренную пунктом 3 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ.
Суд пришел к выводу о том, что решение партийной организации о выдвижении кандидата ФИО3 и состав изложенных в нем сведений отвечают требованиям к форме и содержанию такого документа, установленным ч.10 ст. 45 Избирательный кодекс Воронежской области, принято правомочным органом общим собранием регионального отделения политической партии, с соблюдением кворума, предписания о голосовании большинством голосов от присутствующих делегатов, что не противоречит Уставу политической партии.
В связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии у участковой избирательной комиссии № 01/32, исполняющей полномочия избирательной комиссии Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области оснований считать нарушенными установленные Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ и Уставом политической партии требования к выдвижению кандидата, и как следствие отсутствие оснований для отказа в его регистрации, предусмотренных пунктом 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, пункта 9 статьи 53 Закона Воронежской области от 27.06.2007 N 87-ОЗ "Избирательный кодекс Воронежской области".
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что порядок выдвижения кандидата ФИО3 соответствует требованиям законодательства, в том числе суд исходит из буквального толкования подпункта "б" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, согласно которому отказ в регистрации кандидата возможен лишь при установлении избирательной комиссией несоблюдения требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ, содержащим, в свою очередь, отсылочную норму к уставу политической партии.
Таким образом, изложенные в оспариваемом ФИО3 решении участковой избирательной комиссии № 01/31 Аннинского района Воронежской области от 03 августа 2022 года № 19 основания отказа в регистрации последнего в качестве кандидата на должность главы администрации Николаевского сельского поселения Аннинского района Воронежской области не являются основаниями, с которыми избирательное законодательство связывает возможность ограничения реализации пассивного избирательного права.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что административный ответчик незаконно отказал ФИО3 в регистрации в качестве кандидата на должность главы администрации Николаевского сельского поселения Аннинского района Воронежской области.
Согласно пункту 14 статьи 30 Закона Воронежской области от 27.06.2007 N 87-ОЗ (ред. от 30.05.2022) "Избирательный кодекс Воронежской области" (принят Воронежской областной Думой 14.06.2007) избирательная комиссия муниципального образования в ходе подготовки и проведении выборов органов местного самоуправления устанавливает форму избирательного бюллетеня, списка избирателей и других избирательных документов, образцы печатей избирательных комиссий для выборов органов местного самоуправления, утверждает текст избирательного бюллетеня для голосования на выборах депутатов представительного органа муниципального образования по единому избирательному округу, главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц местного самоуправления.
При этом, суд также принимает во внимание, что решение № 19 от 03.08.2022 г. об отказе в регистрации кандидата ФИО3 принято участковой избирательной комиссией избирательного участка № 01/32 Аннинского муниципального района Воронежской области, на которую возложены полномочия избирательной комиссии Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области, при этом на вышеуказанном решении, а также на решениях участковой избирательной комиссии избирательного участка № 01/32 Аннинского муниципального района Воронежской области № 17 от 25.07. 2022 г., № 18 от 29.07.2022 года, имеется оттиск печати, не принадлежащий избирательной комиссии, вынесшей указанные решения.
Согласно статьи 38 Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией в установленном законом порядке.
При указанных обстоятельствах, суд полагает правильным признать незаконным и отменить решение участковой избирательной комиссии № 01/32 Аннинского муниципального района Воронежской области от 03 августа 2022 года № 19 « Об отказе в регистрации кандидата Панчук Марка Игоревича на должность главы Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области, выдвинутому избирательным объединением «Воронежское региональное отделение политической партии «Партия Возрождения России», в удовлетворении административных исковых требований ФИО3 об обязании участковой избирательной комиссии зарегистрировать его кандидатом на выборах без передачи вопроса на повторное рассмотрение участковой избирательной комиссии отказать, в установленном законом порядке. Учитывая, что регистрация кандидата осуществляется исключительно избирательной комиссией, обязатьучастковую избирательную комиссию № 01/32 Аннинского муниципального района Воронежской области рассмотреть повторно вопрос о регистрации Панчука Марка Игоревича кандидатом на должность главы Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области в сроки, позволяющие ФИО3 реализовать пассивное избирательное право.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Панчука Марка Игоревича удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить решение участковой избирательной комиссии № 01/32 Аннинского муниципального района Воронежской области от 03 августа 2022 года № 19 « Об отказе в регистрации кандидата Панчук Марка Игоревича на должность главы Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области, выдвинутому избирательным объединением «Воронежское региональное отделение политической партии « Партия Возрождения России».
В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.
Обязатьучастковую избирательную комиссию № 01/32 Аннинского муниципального района Воронежской области рассмотреть вопрос о регистрации Панчука Марка Игоревича кандидатом на должность главы Николаевского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области.
Об исполнении решения суда необходимо сообщить в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение пяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья С.А. Кругова
Решение изготовлено в окончательной форме 14августа 2022 года.