ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5131/18 от 19.11.2018 Новгородского районного суда (Новгородская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

дело № 2а-5131/2018

г. Великий Новгород

19 ноября 2018 года

Новгородский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Ионова И.А.,

при участии в судебном заседании в качестве:

представителя административного истца – министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области – ФИО1,

представителя административных ответчиков – Администрации Великого Новгорода, комитета финансов Администрации Великого Новгорода – ФИО2,

секретаря судебного заседания – Столяровой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области к Администрации Великого Новгорода, комитету финансов Администрации Великого Новгорода, председателю комитета финансов Администрации Великого Новгорода ФИО3 о признании незаконным действий комитета финансов Администрации Великого Новгорода,

у с т а н о в и л :

В Новгородский районный суд Новгородской области (далее также – суд) обратилось министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области (далее также – Министерство) с административным иском к комитету финансов Администрации Великого Новгорода о признании незаконным действий комитета финансов Администрации Великого Новгорода.

В обоснование иска указано, что постановлением о назначении административного наказания от 23 июня 2017 года № , вынесенным старшим государственным инспектором Новгородской области в области охраны окружающей среды департамента природных ресурсов и экологии Новгородской области (далее – департамент) ФИО4, Администрация Великого Новгорода признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечена к административной ответственности с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 500 000 руб. В добровольном порядке данное постановление о назначении административного наказания Администрацией Великого Новгорода не исполнено. В связи с чем письмом от 5 октября 2017 года № департамент направил данное постановление для принудительного исполнения в МОСП по ИОИП УФССП России по Новгородской области. Постановлением о назначении административного наказания от 24 ноября 2017 года, вынесенного мировым судьей судебного участка № 30 Новгородского судебного района Новгородской области, Администрация Великого Новгорода признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и привлечена к административной ответственности с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 500 000 руб. Постановлением МОСП по ИОИП УФССП России по Новгородской области от 6 марта 2018 года № в возбуждении исполнительного производства департаменту было отказано в связи с тем, что должник – Администрация Великого Новгорода является бюджетной организацией, получателем средств бюджета с лицевых счетов, открытых им в комитете финансов Великого Новгорода.

В соответствии с постановлением Правительства Новгородской области от 21 декабря 2017 года № 449 существовавший до 31 декабря 2017 года департамент переименован в комитет охотничьего хозяйства и рыболовства Новгородской области, а на базе комитета лесного хозяйства Новгородской области с 1 января 2018 года образовано министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области с наделением последнего соответствующими полномочиями в области охраны окружающей среды.

С учетом отказа в возбуждении исполнительного производства МОСП по ИОИП УФССП России по Новгородской области Министерством 4 апреля 2018 года постановление о назначении административного наказания от 23 июня 2017 года № , определение Новгородского районного суда от 15 августа 2017 года и сам отказ МОСП по ИОИП УФССП России по Новгородской области от 6 марта 2018 года № были направлены в комитет финансов Администрация Великого Новгорода. Письмом от 12 апреля 2018 года № комитет финансов Администрация Великого Новгорода вернул названные документы без исполнения, указав, что постановление о назначении административного наказания от 23 июня 2017 года № не является исполнительным документом в том смысле, в котором это понятие используется частью 1 статьи 2421 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Письмом от 5 июля 2018 года № Министерство направило постановление о назначении административного наказания от 23 июня 2017 года № , определение Новгородского районного суда от 15 августа 2017 года и отказ МОСП по ИОИП УФССП России по Новгородской области от 6 марта 2018 года № в Управление Федерального казначейства по Новгородской области. Письмом от 20 июля 2018 года № Управление Федерального казначейства по Новгородской области вернуло названные документы без исполнения, указав, что основанием для возврата в соответствии с пунктом 3 статьи 2421 Бюджетного кодекса Российской Федерации является предоставление документов в орган Федерального казначейства в котором не открыт лицевой счет должника; заявителю рекомендовано обратиться по месту открытия основного лицевого счета Администрации Великого Новгорода – в комитет финансов Администрации Великого Новгорода.

Письмами от 1 августа 2018 года № и № Министерство направило постановление о назначении административного наказания от 23 июня 2017 года № , определение Новгородского районного суда от 15 августа 2017 года, отказ МОСП по ИОИП УФССП России по Новгородской области от 6 марта 2018 года № , письмо Управления Федерального казначейства по Новгородской области от 20 июля 2018 года № в комитет финансов Администрации Великого Новгорода.

Письмом от 15 августа 2018 года № комитет финансов Администрации Великого Новгорода вернул названные документы без исполнения, указав, что постановление о назначении административного наказания от 23 июня 2017 года № не является исполнительным документом в том смысле, в котором это понятие используется частью 1 статьи 2421 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Постановление о назначении административного наказания от 24 ноября 2017 года № , вынесенное мировым судьей судебного участка № 30 Новгородского судебного района Новгородской области, было обжаловано, и решением Новгородского районного суда от 15 января 2018 года в удовлетворении жалобы Администрации Великого Новгорода отказано, постановление о назначении административного наказания оставлено без изменения. В добровольном порядке постановление о назначении административного наказания Администрацией Великого Новгорода не исполнено. От МОСП по ИОИП УФССП России по Новгородской области получен отказ в возбуждении исполнительного производства от 2 апреля 2018 года, поскольку должник – Администрация Великого Новгорода является бюджетной организацией, получателем средств бюджета с лицевых счетов, открытых им в УФК по Новгородской области и в отделении Федерального казначейства по Великому Новгороду.

С учетом отказа в возбуждении исполнительного производства МОСП по ИОИП УФССП России по Новгородской области Министерством 4 апреля 2018 года постановление мирового судьи о назначении административного наказания от 24 ноября 2017 года № 5-615/17, решение Новгородского районного суда от 15 января 2018 года и сам отказ МОСП по ИОИП УФССП России по Новгородской области от 2 апреля 2018 года были направлены в Управление Федерального казначейства по Новгородской области. Письмом от 20 июля 2018 года № Управление Федерального казначейства по Новгородской области вернуло названные документы без исполнения, указав, основанием для возврата в соответствии с пунктом 3 статьи 2421 Бюджетного кодекса Российской Федерации является предоставление документов в орган Федерального казначейства, в котором не открыт лицевой счет должника; заявителю рекомендовано обратиться по месту открытия основного лицевого счета Администрации Великого Новгорода – в комитет финансов Администрации Великого Новгорода.

Письмами от 1 августа 2018 года № и № Министерство направило постановление мирового судьи о назначении административного наказания от 24 ноября 2017 года по делу № 5-615/17, решение Новгородского районного суда от 15 января 2018 года, отказ МОСП по ИОИП УФССП России по Новгородской области от 2 апреля 2018 года, письмо Управления Федерального казначейства по Новгородской области от 20 июля 2018 года № в комитет финансов Администрации Великого Новгорода.

Письмом от 21 августа 2018 года № комитет финансов Администрации Великого Новгорода вернул названные документы без исполнения, указав, что постановление о назначении административного наказания от 24 ноября 2017 года № 5-615/17 не является исполнительным документом в том смысле, в котором это понятие используется частью 1 статьи 2421 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Министерство полагает, что решения комитета финансов Администрации Великого Новгорода о возврате документов (постановления о назначении административного наказания от 23 июня 2017 года № и постановления о назначении административного наказания от 24 ноября 2017 года № 5-615/17 в виде двух административных штрафов на общую сумму 1 000 000 руб.) без исполнения по указанным основаниям является неправомерным. По мнению административного истца, отказ комитета финансов Администрации Великого Новгорода принять к исполнению данные постановления является незаконным, препятствующим достижению целей и задач административного законодательства и реализации назначенного Администрации Великого Новгорода административного наказания.

В связи с этим административный истец просит суд:

признать незаконным ответ комитета финансов Администрации Великого Новгорода от 15 августа 2018 года № 1425, которым постановление о назначении административного наказания от 23 июня 2017 года № в отношении Администрации Великого Новгорода возращено без исполнения, обязать комитет финансов Администрации Великого Новгорода принять и осуществить действия по исполнению постановления о назначении административного наказания от 23 июня 2017 года № в виде административного штрафа в размере 500 000 руб.;

признать незаконным ответ комитета финансов Администрации Великого Новгорода от 21 августа 2018 года № , которым постановление о назначении административного наказания от 24 ноября 2017 года № 5-615/17 в отношении Администрации Великого Новгорода возращено без исполнения; обязать комитет финансов Администрации Великого Новгорода принять и осуществить действия по исполнению постановления о назначении административного наказания от 24 ноября 2017 года № 5-615/17 в виде административного штрафа в размере 500 000 руб.

Судом к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены председатель комитета финансов Администрации Великого Новгорода ФИО3 (должностное лицо, подписавшее оспариваемые ответы) и Администрация Великого Новгорода (орган местного самоуправления, в котором проходит муниципальную службу ФИО3).

В судебном заседании представитель административного истца поддержала заявленные требования по основаниям, указанным в административном иске. Представитель административных ответчиков – Администрации Великого Новгорода, комитета финансов Администрации Великого Новгорода не признала административный иск по основаниям, изложенным в письменном отзыве, полагая, что оспариваемые ответы законны и обоснованы.Выслушав мнения сторон, исследовав представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 17 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции и мировые судьи рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.

Поскольку оспариваемые действия не затрагивают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статья 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), настоящее дело подведомственно суду общей юрисдикции и подсудно Новгородскому районному суду по месту нахождения административного ответчика (статья 22 КАС Российской Федерации).

Административным истцом оспариваются ответы комитета финансов Администрации Великого Новгорода от 15 августа 2018 года, от 21 августа 2018 года. При этом административный иск подан в суд 24 сентября 2018 года. Срок обращения с административным исковым заявлением, установленный статьей 219 КАС Российской Федерации, административным истцом соблюден.

Согласно пунктам 6, 7 части 1 статьи 12 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» акты должностных лиц по делам об административных правонарушениях и постановления судебного пристава-исполнителя являются исполнительными документами.

В соответствии со статьей 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, установленных статьями 933, 934, 936, 1422, 1423, 1661, 218, 242 и 2426 данного Кодекса (пункт 1); обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных данным Кодексом (пункт 2).

Пунктом 1 статьи 2425 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения – должника, направляется в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.

В случае если счета должнику открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (пункт 12 статьи 2425 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Судом установлено, что 1 августа 2018 года Министерством в комитет финансов Администрации Великого Новгорода направлены постановление департамента природных ресурсов и экологии Новгородской области от 23 июня 2017 года № и определение судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 15 августа 2017 года по делу № 12-730/2017 об административном правонарушении в отношении Администрации Великого Новгорода и взыскании административного штрафа в размере 500 000 руб.

Письмом председателя комитета финансов Администрации Великого Новгорода от 15 августа 2018 года № данные документы возвращены Министерству со ссылкой на то, что представленные документы не являются исполнительными документами в том смысле, в котором это понятие используется Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Также 1 августа 2018 года Министерством в комитет финансов Администрации Великого Новгорода направлены постановление мирового судьи судебного участка № 30 Новгородского судебного района Новгородской области от 24 ноября 2017 года по делу № 5-615/2017 и решение судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 15 января 2018 года по делу № 12-88/2018 (12-1241/2017) об административном правонарушении в отношении Администрации Великого Новгорода и взыскании административного штрафа в размере 500 000 руб.

Письмом председателя комитета финансов Администрации Великого Новгорода от 21 августа 2018 года № данные документы возвращены Министерству со ссылкой на то, что представленные документы не являются исполнительными документами в том смысле, в котором это понятие используется Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Возвращая 15 августа 2018 года и 21 августа 2018 года направленные Министерством документы, комитет финансов Администрации Великого Новгорода исходил из неверного толкования закона.

Как уже указано выше, в силу прямых положений Федерального закона «Об исполнительном производстве» акты должностных лиц по делам об административных правонарушениях являются исполнительными документами.

Пункт 1 статьи 2421 БК Российской Федерации, на который ссылается административный ответчик, не имеет своей целью в системе действующего правового регулирования устанавливать и не устанавливает исчерпывающий перечень видов исполнительных документов.

Администрация Великого Новгорода как орган местного самоуправления, наделенный правами юридического лица (статья 31 Устава муниципального образования – городского округа Великий Новгород), является муниципальным казенным учреждением (часть 2 статьи 41 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Комитет финансов Администрации Великого Новгорода, так же обладающий правами юридического лица, исполняет судебные акты, предусматривающие обращение взыскания на средства бюджета Великого Новгорода в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, ведет учет и осуществляет хранение исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением; осуществляет открытие и ведение лицевых счетов для учета операций главных распорядителей, получателей средств бюджета Великого Новгорода, лицевых счетов для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателей бюджетных средств, и иных лицевых счетов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (абзац четвертый раздела 1, абзацы двадцать седьмой и двадцать девятый раздела 3 Положения о комитете финансов Администрации Великого Новгорода, утвержденного постановлением Администрации Великого Новгорода от 21 марта 2014 года № 1529).

Следовательно, Министерство правомерно направило указанные документы о взыскании с Администрации Великого Новгорода административных штрафов в комитет финансов Администрации Великого Новгорода.

У комитета финансов Администрации Великого Новгорода не было предусмотренных пунктом 3 статьи 2421 БК Российской Федерации оснований для возврата поступивших на исполнение документов.

Довод представителя административного ответчика о том, что обращение взыскания на средства бюджета Великого Новгорода путем исполнения постановления о наложении административных штрафов приведет к перераспределению средств местного бюджета в пользу бюджета федерального, что осложнить действия Администрации Великого Новгорода и ограничит ее возможности по решению вопросов местного значения, решать которые необходимо в интересах населения Великого Новгорода, отклоняется судом как не имеющий значения для разрешения настоящего административного дела.

В связи с этим административные исковые требования Министерства подлежат удовлетворению.

Согласно части 9 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Новгородский районный суд Новгородской области

р е ш и л :

Административное исковое заявление министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области к Администрации Великого Новгорода, комитету финансов Администрации Великого Новгорода, председателю комитета финансов Администрации Великого Новгорода ФИО3 о признании незаконным действий комитета финансов Администрации Великого Новгорода удовлетворить.

Признать незаконными действия комитета финансов Администрации Великого Новгорода, выраженные в его ответе от 15 августа 2018 года № , которым постановление департамента природных ресурсов и экологии Новгородской области о назначении административного наказания от 23 июня 2017 года № в отношении Администрации Великого Новгорода возращено без исполнения.

Признать незаконными действия комитета финансов Администрации Великого Новгорода, выраженные в его ответе от 21 августа 2018 года № , которым постановление мирового судьи судебного участка № 30 Новгородского судебного района Новгородской области от 24 ноября 2017 года по делу № 5-615/2017 в отношении Администрации Великого Новгорода возращено без исполнения.

Обязать комитет финансов Администрации Великого Новгорода принять к исполнению постановление департамента природных ресурсов и экологии Новгородской области о назначении административного наказания от 23 июня 2017 года № , постановление мирового судьи судебного участка № 30 Новгородского судебного района Новгородской области от 24 ноября 2017 года по делу № 5-615/2017 в отношении Администрации Великого Новгорода.

Обязать комитет финансов Администрации Великого Новгорода в течение одного месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения сообщить в министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области и в Новгородский районный суд Новгородской области об исполнении настоящего решения.

Настоящее решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, путем подачи апелляционной жалобы в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме 19 ноября 2018 года.

Судья Новгородского районного суда Новгородской области

И.А. Ионов

Решение принято в окончательной форме 19 ноября 2018 года.