ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5132/2016 от 07.06.2017 Промышленного районного суда г. Смоленска (Смоленская область)

Дело № 2а-821/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 июня 2017 года

Промышленный районный суд г. Смоленска

В составе:

председательствующего судьи Цветковой О.С.,

при секретаре Потапченко С.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Коновалова А.А. к Администрации города Смоленска о признании недействительным протокола публичных слушаний, возложении обязанностей,

УСТАНОВИЛ:

Коновалов А.А. обратился в суд с вышеназванным административным иском, в обоснование которого указал, что постановлением Администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ назначены публичные слушания по проекту постановления Администрации г.Смоленска «О внесении изменений в постановление Администрации города Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ-адм «Об утверждении проектов планировки и межевания застроенных территорий в городе Смоленске в границах <адрес>; в границах <адрес>; в границах <адрес>», результаты которых оформлены протоколом от ДД.ММ.ГГГГ. В силу п.5.4 Положения о подготовке и утверждении документации по планировке территории города Смоленска, утвержденного постановлением Администрации г.Смоленска -адм от ДД.ММ.ГГГГ, регулирующего порядок подготовки документации и внесения изменений, ч.4 ст.46 ГрК РФ до направления проекта (изменений в проект) на публичные слушания административный ответчик обязан провести проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям, установленным документами территориального планирования, правилам землепользования и застройки, технических регламентов, градостроительных регламентов, с учетом границ территорий, по результатам которой Администрация города в течение месяца должна принять решение о направлении документации по планировке территории главе города или об отклонении такой документации и о направлении на доработку. Однако, в нарушение вышеуказанных норм Администрацией г.Смоленска проверка не осуществлена и на публичные слушания направлен проект внесения изменений, не соответствующий Правилам землепользования и застройки города Смоленска, техническим и градостроительным регламентам, что является незаконным. Кроме того, в нарушение п.5.7. вышеназванного Положения, согласно которому слушания проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта планировки и межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, публичные слушания проведены с участием ряда граждан, не проживающих на территории в границах планируемого квартала «<адрес><адрес><адрес><адрес>» и не имеющих там в собственности объектов недвижимости, что указывает на нарушение предусмотренной законом процедуры проведения публичных слушаний и влечет недействительность протокола этих публичных слушаний, которым они оформлены. Таким образом, в результате нарушения процедуры проведения слушаний в голосовании по проекту приняли участие граждане, чьи интересы данным проектом не затрагиваются. На публичных слушаниях рассматривался проект планировки и межевания, изначально не соответствующий требованиям закона, в связи с чем высказать свои предложения и замечания не представилось возможным. Полагает, что проведением данных публичных слушаний нарушены прав истца, проживающего в указанном квартале. Просит суд признать недействительным протокол публичных слушаний по проекту планировки от ДД.ММ.ГГГГ в связи с грубым нарушением процедуры проведения публичных слушаний; обязать Администрацию г.Смоленска возвратить на доработку проект внесения изменений в приложения , утвержденные Постановлением Администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ-адм.

В судебное заседание административный истец Коновалов А.А., извещенный надлежаще, не явился, обеспечил явку своего представителя Литвиненко О.В., которая требование о возложении на Администрацию г.Смоленска обязанности возвратить на доработку проект внесения изменений в приложения , утвержденные Постановлением Администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ-адм не поддержала. Требование о признании недействительным указанного протокола публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ поддержала по доводам административного иска. Дополнительно пояснила, что в публичных слушаниях принимали участие <данные изъяты> жителей квартала «<адрес><адрес><адрес><адрес>» и 1 собственник без регистрации в доме, расположенном в данном квартале. Остальные граждане, указанные в протоколе, не имели право участвовать в публичных слушаниях, поскольку у них отсутствовали документы, подтверждающие их регистрацию по месту жительства в данном квартале, либо право собственности на объекты недвижимости, расположенные в квартале. Обратила внимание суда на необоснованную регистрацию для участия в публичных слушаниях членов комиссии, что прямо следует из текста оспариваемого протокола, в то время как документальных доказательств регистрации по месту жительства либо право собственности на объекты недвижимости, расположенные в квартале, не представлено и такие сведения не проверялись.

Административный ответчик Администрация города Смоленска, заинтересованное лицо ООО «Метрум», надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили, причин неявки суду не сообщили, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просили.

При таких обстоятельствах, суд на основании ст.ст.150, ч.6 ст.226 КАС РФ, определил, что неявка участников процесса не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела.

Заслушав пояснения представителя административного истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч.1 ст.46 ГрК РФ решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории, а также на основании заявлений о принятии решений о подготовке документации по планировке территории.

Орган местного самоуправления городского округа осуществляет проверку документации по планировке территории на соответствие установленным требованиям. По результатам проверки указанный орган принимает соответствующее решение о направлении документации по планировке территории Главе городского округа или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку (ч.4 ст.46 ГрК РФ).

В судебном заседании установлено, что Коновалов А.А. является собственником квартиры <адрес>

Административному истцу также на праве общей долевой собственности пропорционально размеру общей площади квартиры принадлежат два земельных участка <данные изъяты>, на которых расположен названный многоквартирный дом и объекты инфраструктуры этого дома.

Земельный участок <данные изъяты> граничит с земельным участком <данные изъяты>, который на праве собственности принадлежит ООО «Метрум».

На данном земельном участке на основании разрешения на строительство , выданного Администрацией г. Смоленска ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Метрум» осуществлено строительство объекта капитального строительства - многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями и подземной автостоянкой по адресу: <адрес>.

Решением Промышленного районного суда г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ указанное разрешение на строительство признано незаконным и отменено, поскольку параметры возводимого ООО «Метрум» дома не отвечали градостроительным требованиям, чем нарушались права Коновалова А.А. и других граждан на благоприятную среду проживания и пользование принадлежащими им смежными земельными участками.

Постановлением Администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Метрум» разрешено подготовить проект внесения изменений в Проект планировки и межевания застроенных территорий в г.Смоленске в границах <адрес><адрес><адрес><адрес>.

Постановлением Администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ назначены публичные слушания по проекту постановления Администрации г.Смоленска «О внесении изменений в постановление Администрации города Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ-адм «Об утверждении проектов планировки и межевания застроенных территорий в городе Смоленске в границах <адрес> революции – <адрес><адрес><адрес><адрес><адрес>; в границах <адрес><адрес><адрес> - <адрес>; в границах <адрес><адрес><адрес><адрес>».

ДД.ММ.ГГГГ проведены публичные слушания по рассмотрению проекта постановления Администрации г.Смоленска «О внесении изменений в постановление Администрации города Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ-адм «Об утверждении проектов планировки и межевания застроенных территорий в городе Смоленске в границах <адрес> в границах <адрес>; в границах <адрес>», по итогам которых составлен протокол от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому на публичных слушаниях проведено открытое голосование по двум рекомендациям: 1) «Отправить на доработку проект постановления Администрации г.Смоленска «О внесении изменений в постановление Администрации города Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ-адм «Об утверждении проектов планировки и межевания застроенных территорий в городе Смоленске в границах <адрес>; в границах <адрес>; в границах <адрес>» - за которую проголосовали 57 человек; 2) «Утвердить проект постановления Администрации г.Смоленска «О внесении изменений в постановление Администрации города Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ-адм «Об утверждении проектов планировки и межевания застроенных территорий в городе Смоленске в границах <адрес>; в границах <адрес>; в границах <адрес>» с учетом доработки по замечаниям, поступившим на публичных слушаниях», а) Многоконтурный земельный участок под жилым домом <адрес> разделить на два земельных участка согласно решениям суда по делу от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, б) В приложении откорректировать параметры таблицы «Технико-экономические показатели» по недостроенному жилому дому на земельном участке с кадастровым номером (такой кадастровый номер указан в протоколе) и указать параметры существующих и проектируемых жилых зон» - за которую проголосовали 120 человек. Принята рекомендация -2 (л.д.73-77).

Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются и подтверждаются письменными материалами дела, а также вступившими в законную силу решением Промышленного районного суда г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционным определением Смоленского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ и материалами гражданского дела по административному иску Коновалова А.А. к Администрации г. Смоленска о признании незаконным ненормативного правового акта.

В обоснование своих требований административный истец ссылается на недействительность протокола публичных слушаний, которые проведены с нарушением предусмотренной законом процедуры, что повлекло нарушение прав административного истца.

Разрешая вопрос об обоснованности заявленного требования, суд исходит из следующего.

Порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории, который осуществляется на основании решения Администрации города Смоленска по его и на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории регулируется Постановлением Администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о подготовке и утверждении документации по планировке территории г.Смоленска» (далее – Положение).

Согласно п.5.4. Положения Администрация города Смоленска осуществляет проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям, установленным документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки, в соответствии с требованиями технических регламентов, градостроительных регламентов, с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.

По результатам проверки Администрация города Смоленска в течение месяца принимает соответствующее решение о направлении документации по планировке территории Главе города Смоленска или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку.

В силу п. 5.5. Положения проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.

Аналогичные требования закреплены и в вышеприведенных нормах градостроительного законодательства (ч.ч 1 и 4 ст. 46 ГрК РФ).

В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов (п. 5.7. Положения).

Из оспариваемого протокола публичных слушаний усматривается, что для участия в них зарегистрировалось 207 человек, а приняло участие, с учетом членов комиссии (10 человек), 217 человек. За отправку на доработку проекта постановления Администрации г.Смоленска «О внесении изменений в постановление Администрации города Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ-адм» проголосовало 57 человек, а за утверждение данного проекта – 120 человек.

Согласно приложенному к протоколу публичных слушаний списку лиц, участвующих в голосовании, следует, что часть граждан на спорной территории, а также в г.Смоленске не проживают (л.д.130-136).

Как пояснила суду представитель административного истца - Литвиненко О.В., в публичных слушаниях принимали участие 57 жителей квартала «<адрес><адрес><адрес><адрес>» и 1 собственник без регистрации в доме, расположенном в данном квартале. Остальные граждане, указанные в протоколе не имели право участвовать в публичных слушаниях, поскольку у них отсутствовали документы, подтверждающие их регистрацию по месту жительства в данном квартале, либо право собственности на объекты недвижимости, расположенные в указанном квартале.

Согласно ч.2 ст.62 КАП РФ, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Между тем, как установлено судом и следует из материалов дела, административный ответчик не представил доказательств, подтверждающих полномочия всех лиц, участвующих в голосовании, на их участие в публичных слушаниях. Сведения о регистрации ряда лиц, а также членов комиссии по месту жительства в вышеуказанном квартале либо свидетельств о регистрации их права собственности на объекты недвижимости, расположенные в данном квартале материалы дела не содержат.

Таким образом, суд считает, что в голосовании при проведении публичных слушаний, в нарушение указанных норм, принимали участие лица, не имеющие права голоса. Доказательств обратного административным ответчиком не представлено.

Более того, постановление Администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ, которым на ДД.ММ.ГГГГ назначены публичные слушания по утверждению изменений в постановление Администрации города Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ-адм «Об утверждении проектов планировки и межевания застроенных территорий в городе Смоленске в границах <адрес>; в границах <адрес>; в границах <адрес>», вступившим в законную силу решением Промышленного районного суда г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ, имеющим в силу ч. 2 ст. 64 КАС РФ преюдициальное значение при разрешении настоящего спора, признано незаконным и отменено.

Данным решением суда установлено и подтверждено судом апелляционной инстанции в апелляционном определении судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, что Администрацией г.Смоленска нарушена процедура и порядок принятия постановления от ДД.ММ.ГГГГ, что выразилось в не проведении надлежащей проверки проекта изменений в действующий Проект планировки и межевания, наличии в нем технических ошибок, отсутствии соответствующего разрешения по результатам проверки.

Таким образом, законных оснований для проведений вышеуказанных публичных слушаний не имелось.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что публичные слушания и голосование проведены с нарушением предусмотренной законом процедуры, что повлекло нарушение прав административного истца, постановление Администрации города Смоленска, которым назначены публичные слушания, в судебном порядке признано незаконным и отменено, в силу чего составленный по итогам публичных слушаний протокол от ДД.ММ.ГГГГ является недействительным.

При таких обстоятельствах административный иск является обоснованным и подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать недействительным протокол от ДД.ММ.ГГГГ проведения публичных слушаний по рассмотрению проекта постановления Администрации города Смоленска «О внесении изменений в постановление Администрации города Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ-адм «Об утверждении проектов планировки и межевания застроенных территорий в городе Смоленске в границах <адрес>; в границах <адрес>; в границах <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г.Смоленска в течение месяца со дня его изготовления в мотивированной форме.

Судья О.С. Цветкова