ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-513/2023 от 18.12.2023 Березовского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 декабря 2023 года пгт.Березово

Березовский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Давыдова А.А., при секретаре судебного заседания Чевееве В.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 10 по ХМАО-Югре к Креховецкой Любови Николаевне о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени, налогу на имущество физических лиц, встречному административному исковому заявлению Креховецкой Любови Николаевны к Межрайонной ИФНС России по ХМАО-Югре о признании отказа в перерасчете транспортного налога незаконным, признании объектов налогообложения прекратившими свое существование, перерасчете транспортного налога,

Установил:

Межрайонная ИФНС России по ХМАО-Югре обратилась в суд с административным исковым заявлением к Креховецкой Л.Н., в обоснование административного иска указав, что на основании ст. 52 Налогового кодекса РФ ей посредством электронного сервиса «Личный кабинет налогоплательщика» направлены налоговые уведомления: от 02.03.2022 об уплате транспортного налога за 2018-2019 год на сумму 84 477,00 руб., со сроком уплаты 01.12.2022 (получено 04.03.2022); от 01.09.2022 об уплате транспортного налога за 2021 год на сумму 33647,00 руб., налога на имущество за 2021 год на сумму 0,69 руб., со сроком уплаты 01.12.2022(получено 16.09.2022). В установленный срок налогоплательщик уплату транспортного налога, налога на имущества не произвел. Позже в адрес налогоплательщика посредством электронного сервиса «Личный кабинет налогоплательщика» направлены требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями): от 05.12.2022 о необходимости уплаты налога на имущество за 2021 год в сумме 0,69 руб., транспортного налога за 2021 год в сумме 33 647,00 руб. и пени 25,24 руб. (за период 02.12.2022-14.12.2021), транспортного налога за 2019 год в сумме 40 285,00 руб. и пени 30,21 руб. (за период 02.12.2022-14.12.2021), транспортного налога за 2018 год в сумме 44 192,00 руб. и пени 33,14 руб. (за период 02.12.2022-14.12.2021), со сроком исполнения - 22.12.2022 (получено 18.12.2022). В установленный срок налогоплательщик требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов не исполнил. По заявлению налоговой инспекции выдавался судебный приказ, который мировым судьей отменен. Просит Взыскать с Креховецкой Любови Николаевны недоимку по:

-транспортному налогу с физических лиц:

за 2018 год в сумме 44 192 руб. и пени 33,14 руб. за период с 14.12.2021 г. по 02.12.2022,

за 2019 год в сумме 40 285 руб. и пени 30,21 руб. за период с 14.12.2021 г. по 02.12.2022,

за 2021 год в сумме 33 647 руб. и пени 25,24 руб. за период с 14.12.2021 г. по 02.12.2022,

-налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах поселений за 2021 год в сумме 0,69 руб.

а всего просит взыскать 118 213,28 рублей.

Административным ответчиком в лице представителя по доверенности ФИО8 предъявлено встречное административное исковое заявление, в котором Креховецкая Л.И. указала, что определением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от ДД.ММ.ГГГГ индивидуальный предприниматель Креховецкая Л.И. признана несостоятельным (банкротом), в отношении нее введена процедура реструктуризации долгов гражданина, определением суда от ДД.ММ.ГГГГ процедура реализации имущества Креховецкой Л.Н. заершена. Из определения Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры ДД.ММ.ГГГГ по делу № следует, что процедура реализации имущества завершена в связи с отсутствием у должника имущества. В ходе процедуры реализации имущества должника, транспортные средства <данные изъяты>, не выявлены в связи с их утилизацией, в связи с чем, произведено списание транспортных средств, что подтверждается Приказом на списание имущества от ДД.ММ.ГГГГ Так как, на транспортные средства принадлежащие Креховецкой Л.Н. были наложены обеспечительные меры, снять с регистрационного учета в органах ГИБДД она смогла только в 2021 году. Однако с 2017 года транспортный налог регулярно начислялся, в том числе на транспортные средства которые были списаны в начале 2017 года. Креховецкая Л.Н. с 2017 года неоднократно обращалась в налоговый орган с целью прекращения начисления транспортного налога устно, 17.11.2021 г. так же обратилась с заявлением, ответ до настоящего времени не получен. 24.04.2023 г. Креховецкой Л.Н. были направлены в налоговый орган заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения по транспортному налогу <данные изъяты>. и заявление перерасчете транспортного налога. В качестве доказательства гибели транспортного средства приложены определение Арбитражного суда ХМАО-Югры по делу № о несостоятельности (банкротстве) ИП Креховецкой Л.Н. участником которого являлся налоговый орган, и Приказ на списание имущества от ДД.ММ.ГГГГ Сообщениями об отсутствии основания для прекращения исчисления транспортного налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, налоговым органом в перерасчете транспортного налога отказано в связи с отсутствием сведений о снятии с учета транспортных средств ДД.ММ.ГГГГ году органами ГИБДД. Креховецкая Л.Н. с доводами налогового органа о том, что принадлежащие Креховецкой Л.Н. транспортные средства признаются объектами налогообложения лишь в силу их регистрации не согласна, считает это незаконным. Настаивает, что отсутствие в натуре транспортные средства как вещи означает отсутствие объекта налогообложения вне зависимости от факта регистрации транспортного средства, сохранившейся после его утраты. Ссылается на п.1 ст. 235 Гражданского кодекса РФ, п. 3.1 ст. 362 Налогового кодекса РФ. В соответствии с п. 3.1. ст. 362 НК РФ с указанным заявлением о гибели транспортного средства налогоплательщик вправе представить документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения. При этом Налоговым кодексом не определен круг таких документов, в связи с чем, такими доказательствами могут быть любые документы подтверждающие гибель транспортного средства. Просит признать отказ налогового органа в перерасчете транспортного налога Креховецкой Любови Николаевне, выразившийся в сообщениях об отсутствии основания для прекращения исчисления транспортного налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения от 23.05.2023 г., от 23.05.2023 г., от ДД.ММ.ГГГГ, незаконным; признать объекты налогообложения: транспортные средства <данные изъяты>., прекратившими свое существование в связи с гибелью и уничтожением с 09.02.2017 года; обязать административного ответчика произвести перерасчет транспортного налога за 2021 год налогоплательщику Креховецкой Любови Николаевне.

В судебное заседание представитель Межрайонной ИФНС России по ХМАО-Югре не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в исковом заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Встречное административное исковое заявления представитель налоговой инспекции ФИО4 считает неправомерным.

В судебное заседание административный ответчик Креховецкая Л.Н. не явилась, о заседании уведомлена судебной повесткой.

Представитель административного ответчика ФИО8 в судебном заседании возражала против административного иска, настаивала на удовлетворении встречного административного искового заявления.

Судом принято решение о продолжении рассмотрения дела в отсутствие сторон, поскольку они извещены надлежащим образом и не сообщили суду об уважительных причинах своей неявки в судебное заседание.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 1, п.16 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога посредством перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении пеней.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (п.2 ст. 52 НК РФ).

Налоговое уведомление может быть направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика (п.4 ст. 52 НК РФ).

В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п.4 ст. 57 НК РФ).

Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении (п.6 ст. 58 НК РФ). Данное правило, применяется также в отношении порядка уплаты в качестве единого налогового платежа сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов (п.7 ст. 58 НК РФ).

Сроки уплаты налогов, сборов, страховых взносов устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору, страховому взносу (п.1 ст. 57 НК РФ).

При уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом (п.2 ст. 57 НК РФ).

Неисполнение обязанности по уплате налогов, пеней, повлекшее формирование отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате задолженности(п.1 ст. 69 НК РФ).

Требование об уплате задолженности может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика (п.4 ст. 69 НК РФ).

Требованием об уплате задолженности признается извещение налогоплательщика о наличии отрицательного сальдо единого налогового счета и сумме задолженности с указанием налогов, пеней, штрафов, процентов на момент направления требования, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму задолженности (п.1 ст. 69 НК РФ).

Согласно ч.1 ст. 70 НК РФ требование об уплате задолженности должно быть направлено налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту не позднее трех месяцев со дня формирования отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Требование об уплате задолженности должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты задолженности не указан в этом требовании (п.3 ст. 69 НК РФ).

Исполнением требования об уплате задолженности признается уплата (перечисление) суммы задолженности в размере отрицательного сальдо на дату исполнения (п.3 ст. 69 НК РФ).

Исполнение обязанности по уплате налогов, может обеспечиваться залогом имущества, поручительством, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество, банковской гарантией, а также пеней (п.1 ст. 72 НК РФ).

Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в бюджетную систему Российской Федерации в случае неисполнения обязанности по уплате причитающихся сумм налогов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки (п.1 ст. 75 НК РФ).

Сумма соответствующих пеней уплачивается дополнительно к причитающимся к уплате суммам налога независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п.2 ст. 75 НК РФ).

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов (п.3 ст. 75 НК РФ).

Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов определяется в процентах от суммы недоимки. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации (п.4 ст. 75 НК РФ).

Транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено статьей 356.1 настоящего Кодекса (абз.1 ст. 356 НК РФ)

Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса (абз.1 ст. 357 НК РФ).

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.1 ст. 358 НК РФ).

Сумма транспортного налога (сумма авансового платежа по налогу) исчисляется на основании сведений органов (организаций, должностных лиц), осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами (п.1 ст. 362 НК РФ).

Налоговым периодом для уплаты транспортного налога признается календарный год (п.1 ст. 360 НК РФ).

Транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.1 ст. 363 НК РФ).

Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (п.3 ст. 363 НК РФ).

Согласно п.1 ст.399 НК РФ налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований,

Согласно ст.400 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Согласно п.1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, федеральной территории "Сириус") следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Налоговым периодом признается календарный год (ст. 405 НК РФ).

Налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.1 ст. 409 НК РФ)

Налог на имущество физических лиц уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом (п.2 ст. 409 НК РФ).

В соответствии с ч.1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии с ч.4 ст. 48 НК РФ административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Согласно представленным документам административный ответчик Креховецкая Любовь Николаевна, ДД.ММ.ГГГГ г.р., , проживающая по адресу <адрес>, является налогоплательщиком налога на имущество физических лиц и транспортного налога, поскольку по учетным данным налоговой инспекции является собственником строения <данные изъяты>), транспортных средств: <данные изъяты>л.д.30). Учетные данные по названным трем транспортным средствам не принимаются судом во внимание, как не относящиеся к предмету настоящего спора, поскольку взыскиваемый налог связан с иными транспортными средствами, принадлежащими Креховецкой Л.Н.

По сведениям ОМВД России по Березовскому району от ДД.ММ.ГГГГг. в РЭГ ОГИБДД ОМВД России по Березовскому району на имя Креховецкой Л.Н. зарегистрированы:

-автомобиль <данные изъяты>, состоял на государственном регистрационном учете с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- автомобиль <данные изъяты> состоял на государственном регистрационном учете с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- автомобиль <данные изъяты> состоял на государственном регистрационном учете с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.78)

Также по сведениям налоговой инспекции, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ владеет транспортным средством с регистрационным (л.д. 91-92).

В связи с наличием перечисленного имущества административным истцом Креховецкой Л.Н. было направлено налоговое уведомление от от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога: на транспортное средство <данные изъяты> г. в размере 1768 руб. и за 2019 г. в размере 1768 руб.; на транспортное средство <данные изъяты> - за 10 месяцев 2018 г. в размере 3907 руб.; на <данные изъяты> г. в размере 1480 руб. и за 2019 г. в размере 1480 руб.; на транспортное средство <данные изъяты> за 2018 г. в размере 8995 руб. и за 2019 г. в размере 8995 руб.; на транспортное средство <данные изъяты> за 2018 г. в размере 28042 руб. и за 2019 г. в размере 28042 руб. Итого на общую сумму 84477 руб., а в расчете за год: транспортный налог в размере 44192 руб. за 2018 г. и транспортный налог в размере 40285 руб. за 2019 г. (л.д.24).

Позже налоговой инспекцией Креховецкой Л.Н. направлено налоговое уведомление от 01.09.2022 г. об уплате транспортного налога: на <данные изъяты> за 8 месяцев 2021 г. в размере 800 руб.; на транспортное средство <данные изъяты> за 10 месяцев 2021 г. в размере 1233 руб.; на транспортное средство <данные изъяты> - за 10 месяцев 2021 г. в размере 8246 руб.; на транспортное средство <данные изъяты> - за 10 месяцев 2021 г. в размере 23368 руб., а также об уплате налога на имущество физических лиц за объект недвижимости в <адрес> кадастровый , в размере 0, 69 руб. (л.д.23)

Поскольку административный ответчик в установленные в уведомлении сроки налоги не оплатил, налоговым органом в его адрес направлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) от 05.12.2022 г. . Установленный требованием срок уплаты налогов и пени – до 22 декабря 2022 г. По состоянию на 05 декабря 2022 г. за Креховецкой Л.Н. числилась общая задолженность в сумме 720978,92 рублей, в том числе по налогам (сборам, страховым взносам) 392691,30 рублей (л.д.25-26).

Налоговые уведомления , и требование об уплате налога переданы в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика и получены Креховецкой Л.Н. (л.д. 31-32)

В связи с наличием образовавшейся недоимкой налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, впоследствии определением мирового судьи судебного участка Березовского судебного района отменен судебный приказ ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с Креховецкой Л.Н. недоимки на общую сумму 118 213 рублей 28 копеек, из которых: транспортный налог в размере 118 124 рубля 00 копеек (за 2018,2019,2021 года), пеня в размере 88 рублей 59 копеек начисленная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; налог на имущество физических лиц, взимаемый но ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений в размере 0 рублей 69 копеек за 2021 год (л.д.22).

Шестимесячный срок обращения в районный суд налоговой инспекцией, подавшей настоящее административное исковое заявление согласно штемпелю входящей корреспонденции 24.08.2023 г. после отмены судебного приказа (11.05.2023г.), не пропущен.

Однако установлено что вступившим в законную силу решением Березовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу задолженность по транспортному налогу за 2015,2016,2017,2018,2019,2020 г.г. в размере 356107 рублей 61 копейка признана безнадежной ко взысканию налоговым органом в связи с истечением установленного срока взыскания, а обязанность Креховецкой Любови Николаевны по ее уплате признана прекращенной (л.д.44-66). Из содержания мотивировочной части решения суда следует, что в данную задолженность также входили сумма налога за 2018 год в размере 44 192 руб., сумма налога за 2019 год в размере 40 285 руб.

Следовательно, требования о взыскании с Креховецкой Л.Н. транспортного налога за 2018 год в сумме 44 192 руб., транспортного налога за 2019 год в сумме 40 285 руб. не подлежат удовлетворению.

В связи с нарушением сроков уплаты транспортного налога Креховецкой Л.Н. начислены пени за период с 02.12.2022 г. по 04.12.2022 г. (три дня), которые отражены в расчете пени (л.д.27) и требовании об уплате налога: за просрочку уплаты транспортного налога за 2018 г. (от суммы 44192 руб.) в размере 33,14 руб.; за просрочку уплаты транспортного налога за 2019 г. (от суммы 40285 руб.) в размере 30,21 руб.; за просрочку уплаты транспортного налога за 2021 г. (от суммы 33647 руб.) в размере 25, 24 руб.

В административном исковом заявлении налоговой инспекцией, как в мотивировочной, так и в просительной части некорректно указан период начисления пени: с 02.12.2022 г. по 14.12.2021 г.

Разрешая требование о взыскании пени, суд учитывает разъяснения, приведенные в п. 57 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" о том, что пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога. В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.

На основании приведенных законоположений, пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2018 г. в размере 33,14 руб. и за 2019 г. в размере 30,21 руб. не могут быть взысканы, независимо от того, за какой фактически период налоговая инспекция была намерена их взыскать: за период с 14.12.2021 г. по 02.12.2022, как указано в административном исковом заявлении (л.д.8-12), или за период с 02.12.2022 г. по 04.12.2022 г. (три дня), как приведено в расчете пени (л.д.27), так как налоговым органом не были своевременно приняты меры по взысканию транспортного налога за 2018 г. и 2019 г., что установлено решением Березовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, и обязанность Креховецкой Л.Н. по уплате налога за 2018г., 2019 г. прекращена, соответственно основания для взыскания пени как меры, обеспечивающей уплату налога, также отсутствуют.

Рассматривая требование о взыскании налога на имущество физических лиц за 2021 год в сумме 0,69 руб., суд на основании налогового уведомления установил, что за 2021 г. (12 месяцев) за строение по адресу <адрес>., кадастровый , Креховецкой Л.Н. начислен налог 245 рублей, из них уплачено 244, 31 руб. Недоплата составила 0, 69 руб. (л.д. 23). Поскольку доказательств, свидетельствующих об уплате Креховецкой Л.Н. недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере 0,69 руб. не представлено, налог исчислен верно, данное административное исковое требование обоснованно и подлежит удовлетворению.

Поскольку требование о взыскании транспортного налога за <данные изъяты> транспортное средство <данные изъяты> за 8 месяцев 2021 г. в размере 800 руб. не оспаривается Креховецкой Л.Н., подтверждено налоговым уведомлением , требованием об уплате налога , сведениями налоговой инспекции, не оспоренными ФИО1, о владении ею с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ транспортным средством с регистрационным номером (л.д. 91-92), то налог в размере 800 руб. подлежит взысканию с административного ответчика.

Требования налоговой инспекции взыскании транспортного налога за 2021 год в сумме 33 647 руб. и пени 25,24 руб. связаны с встречным административным исковым заявлением как взаимоисключающие в части уплаты налога за транспортные средства <данные изъяты>

Обсуждая встречное административное исковое заявление, суд приходит к выводу о том, что его аргументация аналогична приведенной в обоснование требований, разрешенных судом по делу , где представитель ФИО8 также настаивала на том, что «с 2017 года транспортный налог на автомобили, принадлежащие ФИО1, не должен был начисляться регулярно, в том числе и на транспортные средства, которые были списаны в начале 2017 года»

Несмотря на это, суд не усматривает тождество административных исковых требований ФИО1 по делу и встречному административному исковому заявлению в настоящем деле, поскольку в деле предметом спора выступала сумма транспортного налога за 2021 г., в частности, вопрос о признании ее безнадежной ко взысканию, то есть предметом спора являлся сам налог, а требования в отношении элементов налогообложения (объект, база, ставка и пр.), влияющих в соответствии со ст. 17 Налогового кодекса РФ на исчисление налога, не рассматривались, тогда как в настоящем споре ФИО1 заявляет требования о гибели (утрате) объекта налогообложения и вытекающих из этого последствий (перерасчете налога, признания отказа в перерасчете незаконным).

ДД.ММ.ГГГГ Креховецкой Л.Н. в налоговый орган поданы три заявления о гибели или уничтожении объектов налогообложения по транспортному налогу - <данные изъяты> (л.д.37, 38, 39)

Межрайонной инспекцией ФНС по ХМАО-Югре Креховецкой Л.Н. в ответ направлены:

-сообщение от 23.05.2023 г. об отсутствии основания для прекращения исчисления транспортного налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения автомобиля <данные изъяты> (л.д.75);

- сообщение от 23.05.2023 г. об отсутствии основания для прекращения исчисления транспортного налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения автомобиля <данные изъяты> (л.д.76);

-сообщение от 23.05.2023 г. об отсутствии основания для прекращения исчисления транспортного налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения автомобиля <данные изъяты> (л.д.77).

Сообщения мотивированы тем, что дата гибели транспортного средства не подтверждена, и по сведениям Управления ГИБДД владение всеми тремя транспортными средствами прекращено в ноябре 2021 г.

В отзыве налоговая инспекция пояснила, что обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от государственной регистрации транспортного средства, а не от фактического наличия или использования транспортного средства налогоплательщиком. Прекращение взимания транспортного налога предусмотрено Налоговым кодексом в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах (п. 3 Приложения к Письму ФНС России от 01.02.2021 № БВ-4-7/1078@, Письмо ФНС России от 24.07.2020 № БС-2- 21/1403@). В соответствии с нормами главы 28 «Транспортный налог» Налогового кодекса плательщиком транспортного налога признается лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство. Пока транспортное средство не снято с учета в регистрирующих органах ГИБДД, плательщиком транспортного налога является формальный, а не фактический владелец транспортного средства. Других оснований для отказа в заявлениях Креховецкой Л.Н. о гибели или уничтожении объектов налогообложения налоговой инспекцией не указано.

Креховецкая Л.Н. не согласна с отказами налоговой инспекции, считает их незаконными, просит признать объекты налогообложения: транспортные средства <данные изъяты>., прекратившими свое существование в связи с гибелью и уничтожением с 09.02.2017 года; обязать административного ответчика произвести перерасчет транспортного налога за 2021 год.

Суд полагает встречный иск подлежащим удовлетворению на основании следующего.

Объектами налогообложения является в том числе имущество, под которым в НК РФ понимаются виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ (пп. 1 и 2 ст. 38 НК РФ).

ГК РФ к объектам гражданских прав относит вещи, включая движимое имущество (п. 1 ст. 128 и п. 2 ст. 130).

Автомобили зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации признаются объектом налогообложения транспортным налогом (ст. 358 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 235 ГК РФ основанием прекращения права собственности на вещь является в том числе гибель или уничтожение этой вещи, влекущие полную и безвозвратную утрату такого имущества.

В п. 43 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2020), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020, изложена позиция о том, что объект налогообложения транспортного налога должен соответствовать одновременно двум критериям: являться транспортным средством, обладающим определенными физическими показателями, и быть зарегистрированным в установленном порядке. У налогоплательщика отсутствует обязанность по уплате транспортного налога за период, в котором транспортное средство ему не принадлежало и не существовало в натуре.

Письмом ФНС России от 14.10.2020 N БС-4-21/16809@ "О прекращении исчисления транспортного налога в случае уничтожения транспортного средства" сообщается, что налоговым органам доводилась правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации (дело N 306-КГ14-5609), Министерства финансов РФ и Федеральной налоговой службы по вопросу о прекращении исчисления транспортного налога в случае гибели или уничтожения транспортного средства независимо от его снятия с регистрационного учета (письма ФНС России от 17.07.2015 N СА-4-7/12693@, от 25.10.2019 N БС-4-21/21862@). Несмотря на наличие сведений о регистрации автомобиля, вывод об обязанности налогоплательщика уплатить налог за период с момента прекращения существования транспортного средства является ошибочным, основан на неправильном применении норм права. С учетом изложенного ФНС России поручило своим территориальным подразделениям выявить находящиеся на рассмотрении споры, касающиеся исчисления налога в отношении прекративших существование транспортных средств и принять исчерпывающие меры по урегулированию указанных споров.

В соответствии с пунктом 3.1 статьи 362 Налогового кодекса РФ в отношении объекта налогообложения, прекратившего свое существование в связи с его гибелью или уничтожением, исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца гибели или уничтожения такого объекта на основании заявления о его гибели или уничтожении, представленного налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору. С указанным заявлением налогоплательщик вправе представить документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения.

В случае, если документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения, в налоговом органе отсутствуют, в том числе не представлены налогоплательщиком самостоятельно, налоговый орган по информации, указанной в заявлении налогоплательщика о гибели или уничтожении объекта налогообложения, запрашивает сведения, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения, у органов и иных лиц, у которых имеются эти сведения.

Заявление о гибели или уничтожении объекта налогообложения рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения. В случае направления налоговым органом запроса, предусмотренного настоящим пунктом, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе продлить срок рассмотрения такого заявления не более чем на 30 дней, уведомив об этом налогоплательщика.

По результатам рассмотрения заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения налоговый орган направляет налогоплательщику способом, указанным в этом заявлении, уведомление о прекращении исчисления налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения либо сообщение об отсутствии основания для прекращения исчисления налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения.

В сообщении об отсутствии основания для прекращения исчисления налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения должны быть указаны основания отказа в прекращении исчисления налога и объекты налогообложения.

Письмом ФНС России БС-4-21/9471@ от 06.07.2021 «О документах, подтверждающих прекращение существования транспортного средства как объекта налогообложения» разъяснено, что при рассмотрении заявления о гибели или уничтожения объекта налогообложения налоговый орган должен выявить документированные сведения, подтверждающие факт прекращения существования транспортного средства, либо отсутствие таковых. Согласно пункту 71 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (утверждены постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.2019 № 1764), снятие с государственного учета транспортного средства после утилизации осуществляется при предъявлении с заявлением заинтересованного лица свидетельства (акта) об утилизации, подтверждающего факт уничтожения транспортного средства. Иных оснований для снятия в заявительном порядке транспортного средства с государственного учета в связи с прекращением его существования законодательством не установлено. ФНС России в письме полагает, что для прекращения налогообложения транспортного средства в связи с прекращением его существования по волеизъявлению его собственника налоговыми органами в качестве основания должно рассматриваться свидетельство (акт) об утилизации, подтверждающее факт уничтожения транспортного средства, выданное лицом, выполнившим данные действия. Данная позиция поддержана Департаментом налоговой политики Минфина России (письмо от 06.07.2021 № 03-05-04-04/53356).

Вместе с тем, ФНС России пояснила, что настоящее письмо носит информационно-справочный (рекомендательный) характер, не устанавливает общеобязательных правовых норм и не препятствует применению нормативно-правовых актов и судебных постановлений в значении, отличающемся от вышеизложенных разъяснений.

Решением Арбитражного суда ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ по делу Креховецкая Л.Н. признана банкротом, введена процедура реализации имущества гражданина. Финансовым управляющем должника Креховецкой Л.Н. утвержден ФИО5 (л.д.102-103)

Приказом финансового управляющего должника Креховецкой Л.Н. ФИО5 издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ, в котором зафиксировано, что при составлении ДД.ММ.ГГГГ описи имущества должника - Креховецкой Любови транспортные средства <данные изъяты> по данным должника пришли в негодность и были разобраны на запчасти, потому подлежат списанию и снятию с регистрационного учета. Снятие с регистрационного учета возложено на должника Креховецкую Л.Н. (л.д.79).

Таким образом, поскольку круг доказательств, которыми подтверждается утрата транспортного средства, законом не ограничен, и данное обстоятельство может подтверждаться не только свидетельством (актом) об утилизации, но любыми другими документированными сведениями, в данном случае подтверждено приказом финансового управляющего от ДД.ММ.ГГГГ о гибели (негодности) автомобилей <данные изъяты>, установленной по состоянию на дату ДД.ММ.ГГГГ, то у Креховецкой Л.Н. отсутствует обязанность по уплате транспортного налога за период, в котором транспортное средство не существовало в натуре, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, когда этот факт был задокументирован, по настоящее время. Следовательно, транспортный налог за <данные изъяты> в сумме 32847 руб. (1233+8246+23368)(л.д.23) за 2021 год начислен налоговым органом неправомерно и подлежит перерасчету (списанию).

Поскольку сообщения налогового органа от 23.05.2023 г. , от 23.05.2023 г. , от 23.05.2023 г. об отсутствии основания для прекращения исчисления транспортного налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения автомобиля мотивированы регистрационными данными без учета факта реальной гибели транспортных средств, в нарушение рекомендаций, изложенных в письмах ФНС России от 14.10.2020 N БС-4-21/16809@, БС-4-21/9471@ от 06.07.2021 г., а также мотивированы тем, что дата гибели транспортного средства не подтверждена, однако процедура банкротства Креховецкой Л.Н. подтверждается определением Арбитражного суда ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ по делу № , которым принят отчет финансового управляющего ФИО6 и завершена процедура реализации имущества гражданина (л.д.101), то оспариваемые сообщения налогового органа нельзя признать законными.

Ввиду отсутствия правовых оснований для взыскания транспортного налога за 2021 г. в сумме 32847 руб. за автомобили <данные изъяты>, пени за неуплату налога в этом размере (как производное требование) тоже начислению не подлежит.

Что касается пени за неуплату транспортного налога (на <данные изъяты> транспортное средство за 8 месяцев 2021 г.) в размере 800 руб., то налоговый орган, исходя из буквально изложенного общего требования за 2021 г., просил взыскать пени за период 02.12.2022 г.-14.12.2021 г. (л.д.11). Суд связан требованиями административного истца. Ввиду того, что обязанность по уплате пени по налогу за 2021 г. возникла только с 02.12.2022 г. (после последнего дня для уплаты налога 01.12.2022 г.), в соответствии с п.4 ст. 75 НК РФ за один день 02.12.2022 г. Креховецкой Л.Н. подлежит уплате пени: 1 день Х 1/300 Х7,5 % годовых (размер ключевой ставки по информационному сообщению Банка России от 16.09.2022 г.)Х 800 руб. =0,2 рубля.

В соответствии с ч.1 ст.114 Кодекса административного судопроизводства РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

В силу п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", а также пункта 2 статьи 61.1, п.1 ст. 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина, неоплаченная административным истцом, подлежит взысканию с ответчика в бюджет Березовского района и бюджета ХМАО-Югры пропорционально размеру удовлетворенных требований.

Разрешая вопрос о судебных расходах, суд, приходит к выводу взыскать с Креховецкой Л.Н. сумму государственной пошлины, от уплаты которой истец был освобожден, в доход бюджета Березовского района в соответствии с пп.1 п.1 ст. 333.19 НК РФ в размере 400 рублей за удовлетворенное требование о взыскании налога на имущество физических лиц и 400 руб. в доход бюджета ХМАО-Югры за удовлетворенное требование о взыскании транспортного налога и пени.

Креховецкой Л.Н. при подаче встречного административного искового заявления уплачена госпошлина в размере 900 руб.

Согласно пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции.

Согласно ч.3 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, возмещаются за счет бюджетных ассигнований соответствующего бюджета.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 293, 294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Решил:

Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России по ХМАО-Югре к Креховецкой Любови Николаевне о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени, налогу на имущество физических лиц, удовлетворить частично

Взыскать с Креховецкой Любови Николаевны, <данные изъяты>, задолженность:

- транспортный налог с физических лиц за 2021 год в сумме 800 руб.,

- пени по транспортному налогу с физических лиц в сумме 0,2 руб. за период ДД.ММ.ГГГГ,

- налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах поселений за 2021 год в сумме 0,69 руб.,

а всего взыскать 800 рублей 89 копеек.

Взыскать с Креховецкой Любови Николаевны в доход бюджета Березовского района государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.

Взыскать с Креховецкой Любови Николаевны в доход бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.

В удовлетворении остальных административных исковых требований Межрайонной ИФНС России по ХМАО-Югре отказать.

Удовлетворить встречное административное исковое заявление Креховецкой Любови Николаевны к Межрайонной ИФНС России по ХМАО-Югре о признании отказа в перерасчете транспортного налога незаконным, признании объекта налогообложения прекратившими свое существование, перерасчете транспортного налога.

Признать незаконными сообщения от 23.05.2023 г., от 23.05.2023 г., от 23.05.2023 г. об отсутствии основания для прекращения исчисления транспортного налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения.

Признать объекты налогообложения: автомобиль <данные изъяты>; автомобиль МАЗ <данные изъяты>; автомобиль <данные изъяты>, прекратившими свое существование в связи с гибелью и уничтожением с ДД.ММ.ГГГГ;

Обязать Межрайонную ИФНС России по ХМАО-Югре произвести налогоплательщику Креховецкой Любови Николаевне перерасчет транспортного налога за 2021 год.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Березовский районный суд в течение месяца с момента принятия решения.

Судья Березовского

районного суда ХМАО-Югры А.А.Давыдов

Копия верна

М.П.

Судья Березовского районного суда ХМАО-Югры А.А. Давыдов

судебное постановление в законную силу не вступило

уникальный идентификатор дела

подлинный документ подшит в деле

дело находится в производстве Березовского районного суда ХМАО-Югры