РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18.09.2021 г. г. Воронеж
Ленинский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Галкина К.А.,
при секретаре Жмудь Р.С.,
с участием: административного истца ФИО1, представителя административного истца по доверенности ФИО2, представителя административного ответчика по доверенности ФИО3, прокурора Шулекиной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску ФИО1 к Избирательной комиссии Воронежской области о защите избирательных прав
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 первоначально обратился в Воронежский областной суд с административным иском к Избирательной комиссии Воронежской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыдаче ему удостоверения члена Избирательной комиссии Воронежской области от политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО», обязании выдать удостоверение.
Определением судьи Воронежского областного суда от 17.09.2021 года административное исковое заявление ФИО1 возвращено в связи с неподсудностью данного иска Воронежскому областному суду и административному истцу разъяснено его право обратиться с данным иском в Ленинский районный суд г. Воронежа.
В тот же день, 17.09.2021 года ФИО1 подал в Ленинский районный суд г. Воронежа данный административный иск к Избирательной комиссии Воронежской области.
В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что согласно постановлению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 18 июня 2021 года №11/87-8 "О проведении голосования на выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 года, в течение нескольких дней подряд" 17, 18, 19 сентября проводятся выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва.
Федеральный закон от 12.06.2002 N67-ФЗ (ред. от 04.06.2021) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в статье 75 «Обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусматривает:
1. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
2. Решения и действия (бездействие) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации обжалуются в Верховный Суд Российской Федерации, решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации обжалуются в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, решения и действия (бездействие) иных комиссий обжалуются в районные суды.
11. Суды и органы прокуратуры обязаны организовать свою работу (в том числе в выходные дни) таким образом, чтобы обеспечить своевременное рассмотрение жалоб.
Часть 4 ст.239 КАС РФ предусматривает, что члены избирательной комиссии, комиссии референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие права членов таких комиссий, связанные с осуществлением ими своих полномочий.
Часть 1 ст.244 КАС РФ предусматривает, что суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Согласно п.45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 N5 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при рассмотрении данной категории дел суды не должны оставлять без внимания выявленные недостатки в деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума, общественных объединений, должностных лиц, способствовавшие нарушению избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации и (или) создававшие препятствия для правильного и своевременного рассмотрения и разрешения дел данной категории, используя предоставленное им частью 1 статьи 226 ГПК РФ право вынесения частного определения.
Согласно приложению №2 к Постановлению ЦИК России от 14.04.2021 N2/15-8 "О формах удостоверений членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва" изготовление административному истцу удостоверения члена Избирательной комиссии Воронежской области от политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» занимает не большое количество времени.
Однако, в нарушение п.20 ст.29 ФЗ №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" административному истцу удостоверение члена Избирательной комиссии Воронежской области от политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» до сих пор не выдано, хотя 13.09.2021 года решение регионального Совета Воронежского регионального отделения политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» от 01.09.2021 года о назначении административного истца членом Избирательной комиссии Воронежской области от политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» было передано надлежащим образом в Избирательную комиссию Воронежской области.
Таким образом, по мнению административного истца, бездействие Избирательной комиссии Воронежской области создает препятствия в реализации его полномочий как члена Избирательной комиссии Воронежской области с совещательным голосом от политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО».
В связи с изложенным, административный истец просит суд: признать бездействие Избирательной комиссии Воронежской области, выразившееся в невыдаче ему удостоверения члена Избирательной комиссии Воронежской области от политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» незаконным, нарушающим его права как члена Избирательной комиссии Воронежской области от политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» и обязать Избирательную комиссию Воронежской области незамедлительно выдать ему удостоверение члена Избирательной комиссии Воронежской области от политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО», а также вынести в адрес Избирательной комиссии Воронежской области частное определение о недопустимости нарушения избирательного законодательства.
В соответствии с ч.1 ст.243 КАС РФ Центральная избирательная комиссия Российской Федерации извещена о принятии к производству Ленинского районного суда г.Воронежа суда административного искового заявления ФИО1 телефонограммой, а также путем направления электронного сообщения на официальный сайт ЦИК России.
В судебном заседании административный истец ФИО1, его представитель по доверенности ФИО2 полностью поддержали заявленные административные исковые требования, просили их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Избирательной комиссии Воронежской области по доверенности ФИО3 возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск, в том числе, указав, что 13.09.2021 года в Избирательную комиссию Воронежской области Воронежским региональным отделением политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» предоставлены документы о назначении членом Избирательной комиссии Воронежской области с правом совещательного голоса ФИО1 Согласно действующему законодательству деятельность члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса начинается с момента получения избирательной комиссией от кандидата, избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума или отзыва выборного лица документов, предусмотренных федеральными законами, законами Воронежской области о назначении члена избирательной комиссии.
Таким образом, с 13.09.2021 года ФИО1 вправе осуществлять полномочия, соответствующего его правовому статусу. Во исполнение пункта 6.1 статьи 22 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" 15 сентября 2021 года Избирательной комиссией Воронежской области в адрес Информационного центра Главного управления МВД России по Воронежской области направлен соответствующий запрос в отношении ФИО1 и по поступлении в адрес комиссии запрошенной информации будет решен вопрос о выдаче ему удостоверения. По мнению Избирательной комиссии Воронежской области, отсутствие у административного истца указанного удостоверения не является препятствием к реализации имеющихся у него прав члена Избирательной комиссии Воронежской области с правом совещательного голоса. Действия Избирательной комиссии Воронежской области не нарушают права и законные интересы административного истца, не чинят каких-либо препятствий в осуществлении им полномочий члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса.
Представитель прокуратуры Воронежской области Шулекина М.В. в судебном заседании сообщила, что считает заявленные административным истцом требования обоснованными, а оспариваемые бездействия административного ответчика по невыдаче истцу удостоверения члена Избирательной комиссии Воронежской области незаконными, противоречащими требованиям действующего законодательства, также просила в случае удовлетворения заявленных требований обратить решение суда к немедленному исполнению.
Определением суда от 17.09.2021 года, вынесенным в протокольной форме, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена председатель Воронежского регионального отделения политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» ФИО4, которая поддержала в судебном заседании заявленные административным истцом требования, просила их удовлетворить.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, мнение прокурора по заявленным требованиям, изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Часть 4 статьи 239 КАС РФ предусматривает, что члены избирательной комиссии, комиссии референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие права членов таких комиссий, связанные с осуществлением ими своих полномочий.
В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
С учетом требований ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Части 1 и 4 ст.240 КАС РФ закрепляют, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, административное исковое заявление о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда административному истцу стало известно или должно было стать известно о нарушении его избирательных прав или права на участие в референдуме, законодательства о выборах и референдумах.
Административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума оспариваемого решения.
Таким образом, административный истец обратился в суд 17.09.2021 года с настоящим административным иском в пределах установленного законом срока, поскольку документы о назначении члена Избирательной комиссии Воронежской области политической партией получены административным ответчиком 13.09.2021 года и с указанной даты административному истцу не выдается удостоверение члена Избирательной комиссии Воронежской области, то есть нарушаются его права.
Постановлением ЦИК России от 18.06.2021 N11/87-8 "О проведении голосования на выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 года, в течение нескольких дней подряд" постановлено: провести голосование на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, а также на иных выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 года, в течение нескольких дней подряд - 17, 18 и 19 сентября 2021 года.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 13 сентября 2021 года Избирательной комиссией Воронежской области приняты документы от регионального Совета Воронежского регионального отделения политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» о назначении членом Избирательной комиссии Воронежской области с правом совещательного голоса ФИО1, а именно: решение регионального Совета партии; согласие кандидата ФИО1 на назначение членом избирательной комиссии с правом совещательного голоса; пенсионное удостоверение ФИО1, паспорт кандидата.
С учетом требований п.20 ст.29 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ (ред. от 04.06.2021) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, со дня представления в избирательную комиссию документов для регистрации кандидата, списка кандидатов вправе назначить одного члена этой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, а в случае регистрации кандидата, списка кандидатов - по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса в каждую нижестоящую избирательную комиссию. Избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированного кандидата (зарегистрированных кандидатов) по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, вправе назначить одного члена вышестоящей (по отношению к избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата (кандидатов) избирательной комиссии с правом совещательного голоса. Каждое избирательное объединение может назначить в избирательную комиссию не более одного члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса.
В силу части 1 статьи 9 Закона Воронежской области от 19.06.2003 N31-ОЗ (ред. от 31.05.2021) "Об Избирательной комиссии Воронежской области" кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов в депутаты Воронежской областной Думы, со дня представления в Избирательную комиссию документов для регистрации кандидата, списка кандидатов вправе назначить одного члена этой Избирательной комиссии с правом совещательного голоса, а в случае регистрации кандидата, списка кандидатов - по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса в каждую нижестоящую избирательную комиссию.
Часть 4 статьи 9 Закона Воронежской области от 19.06.2003 N31-ОЗ предусматривает, что деятельность члена Избирательной комиссии с правом совещательного голоса начинается с момента получения Избирательной комиссией от кандидата, избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума или отзыва выборного лица документов, предусмотренных федеральными законами, законами Воронежской области, о назначении члена Избирательной комиссии, в которых указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет дополнительно день и месяц рождения), гражданство Российской Федерации (наличие гражданства иностранного государства), место работы, род занятий и полный адрес места жительства члена Избирательной комиссии.
Таким образом, с 13 сентября 2021 года административный истец ФИО1 приобрел статус члена Избирательной комиссии Воронежской области с правом совещательного голоса и с этого момента начинается его деятельность в данном статусе, что не оспаривалось в судебном заседании представителем административного ответчика.
В соответствии с частью 16 статьи 8 Закона Воронежской области от 19.06.2003 N31-ОЗ "Об Избирательной комиссии Воронежской области" члену Избирательной комиссии выдается удостоверение установленного образца.
Согласно п.17 ст.27 Федерального закона от 22.02.2014 N20-ФЗ (ред. от 04.06.2021) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" Центральная избирательная комиссия Российской Федерации при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами также утверждает формы документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, определяет способы защиты избирательных бюллетеней, а при необходимости - способы защиты списка избирателей и других документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, решает вопросы, касающиеся изготовления указанных документов.
Постановлением ЦИК России от 14.04.2021 N2/15-8 утверждены формы удостоверений членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, в Приложении №2 содержится форма удостоверения члена избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом совещательного голоса, назначенного политической партией.
Пунктом 3 того же постановления ЦИК России избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации и территориальным избирательным комиссиям поручено организовать изготовление удостоверений членов соответствующих избирательных комиссий с правом совещательного голоса средствами программного обеспечения ГАС "Выборы".
В соответствии со статьей 25 Решения Избирательной комиссии Воронежской области от 16.03.2017 N30/215-6 (ред. от 09.04.2020) "О Регламенте Избирательной комиссии Воронежской области" члену ИКВО на срок его полномочий выдается удостоверение, которое является документом, подтверждающим его статус и полномочия.
Удостоверение члена ИКВО подписывается председателем ИКВО и вручается на заседании ИКВО.
Из анализа выше перечисленных нормативно-правовых актов в их совокупности следует, что единственным документом, подтверждающим статус и полномочия члена Избирательной комиссии Воронежской области является удостоверение, установленного ЦИК России образца, которое должно быть выдано члену Избирательной комиссии с правом совещательного голоса сразу после получения Избирательной комиссией от избирательного объединения, инициативной группы документов, предусмотренных федеральными законами, законами Воронежской области, о назначении члена Избирательной комиссии.
Кроме того, учитывая, что форма удостоверения утверждена постановлением ЦИК России, а каких-либо дополнительных требований к оформлению указанного удостоверения не предусмотрено (наличие фотографии, степень защиты и т.д.), изготовление удостоверения не требует значительных технических и временных затрат.
Согласно п.1 ст.75 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ (ред. от 04.06.2021) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
Ссылка представителя административного ответчика в обоснование своих возражений на необходимость получения до выдаче удостоверения соответствующей информации из ГУ МВД России по Воронежской области о неснятой и непогашенной судимости административного истца, а также о привлечении его к административной ответственности за нарушение законодательства о выборах и референдуме в соответствии с п.6.1 ст.22 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которому по представлению комиссии, по запросу органа, назначающего членов комиссии, направляемым до принятия соответствующего решения, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, его территориальный орган проводят проверку в отношении лиц, назначаемых членами комиссий, и представляют по ним сведения об осуждении и (или) ином факте уголовного преследования с указанием сведений о неснятой и непогашенной судимости, а также о привлечении к административной ответственности за нарушение законодательства о выборах и референдумах, в данном случае является необоснованной, поскольку принятие избирательной комиссией какого-либо дополнительного решения уже после получения административным истцом статуса члена Избирательной комиссии Воронежской области с правом совещательного голоса действующим законодательством не предусмотрено.
Кроме того, с учетом требований п.19 ст.20 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации всех форм собственности, в том числе организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание (далее - организации телерадиовещания), редакции периодических печатных изданий, а также должностные лица указанных органов и организаций обязаны предоставлять комиссиям необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения комиссий в пятидневный срок, если обращение получено за пять и менее дней до дня голосования, - не позднее дня, предшествующего дню голосования, а если в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно.
Таким образом, даже в случае запроса административным ответчиком указанных сведений в целях уточнения вопроса о наличии у административного истца неснятой и непогашенной судимости, а также о привлечении его к административной ответственности за нарушение законодательства о выборах и референдуме, данные сведения должны были быть получены избирательной комиссией до дня проведения голосования, то есть до 17 сентября 2021 года.
При этом, из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что запрос сведений об административном истце ФИО1 направлен начальнику Информационного центра ГУ МВД России по Воронежской области Избирательной комиссией Воронежской области 15.09.2021 года, спустя два дня с даты подачи документов о принятии в члены избирательной комиссии и ответ на указанный запрос по состоянию на 18.09.2021 года уже в период голосования до сих пор не получен.
Доказательств принятия каких-либо мер в целях скорейшего получения указанных сведений об административном истце со стороны административного ответчика суду не представлено.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что в судебном заседании нашел подтверждение факт нарушения прав и законных интересов административного истца ФИО1, как действующего члена Избирательной комиссии Воронежской области, выразившийся в бездействии административного ответчика по выдаче административному истцу в установленном законом порядке удостоверения установленного образца, подтверждающего его статус и полномочия в период проведения выборов, в связи с чем, заявленные требования в данной части подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.244 КАС РФ в целях восстановления прав и законных интересов административного истца, суд считает целесообразным возложить на административного ответчика обязанность в кратчайшие сроки, не позднее 14.00 18.06.2021 года выдать административному истцу удостоверение члена Избирательной комиссии Воронежской области от политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО».
Согласно частям 1 и 2 ст.188 КАС РФ решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению.
В случае отсутствия в настоящем Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.
В данном случае, учитывая ходатайство прокурора, позицию административного истца о скорейшем восстановлении его нарушенных прав, а также принимая во внимания что спор, касающийся нарушения избирательных прав административного истца рассматривается в период проведения голосования на выборах, суд считает целесообразным обратить решение суда к немедленному исполнению.
В соответствии с ч.1 ст.200 КАС РФ при выявлении случаев нарушения законности суд выносит частное определение и не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения частного определения направляет его копии в соответствующие органы, организации или соответствующим должностным лицам, которые обязаны сообщить в суд о принятых ими мерах по устранению выявленных нарушений в течение одного месяца со дня вынесения частного определения, если иной срок не установлен в частном определении.
Согласно п.45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 N5 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при рассмотрении данной категории дел суды не должны оставлять без внимания выявленные недостатки в деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума, общественных объединений, должностных лиц, способствовавшие нарушению избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации и (или) создававшие препятствия для правильного и своевременного рассмотрения и разрешения дел данной категории, используя предоставленное им частью 1 статьи 226 ГПК РФ право вынесения частного определения.
Учитывая, что допущенное Избирательной комиссией Воронежской области в отношении административного истца нарушение его избирательных прав не носит систематический характер, суд не находит правовых и фактических оснований для вынесения в данном случае частного определения в адрес административного ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 188, 244 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать бездействие Избирательной комиссии Воронежской области, выразившееся в невыдаче ФИО1 удостоверения члена Избирательной комиссии Воронежской области от политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» незаконным, нарушающим права ФИО1 как члена Избирательной комиссии Воронежской области от политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО».
Обязать Избирательную комиссию Воронежской области незамедлительно в срок не позднее 14.00 18.09.2021 года выдать ФИО1 удостоверение члена Избирательной комиссии Воронежской области от политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО».
Обратить решение суда в части обязания Избирательную комиссию Воронежской области устранить нарушение прав и законных интересов ФИО1 к немедленному исполнению.
В удовлетворении остальной части заявленных административных исковых требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья К.А. Галкин
Решение суда в окончательной форме изготовлено 18.09.2021 года
1версия для печатиДело № 2а-5146/2021 ~ М-4692/2021 (Решение)