ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5148/19 от 05.09.2019 Подольского городского суда (Московская область)

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ

№ 2а-5148/19

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ г. Подольск

Подольский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Гавриловой М.В.,

при секретаре судебного заседания Романовой Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2, ФИО3, ФИО4 к Администрации Городского <адрес> о признании решений незаконными, обязании совершить действия,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2, ФИО3, ФИО4 обратились в суд с административным иском к Администрации Городского <адрес> и просили: признать незаконными решения Администрации Городского <адрес>, , , от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании заявленных публичных мероприятий в форме шествия, митингов и собрания; обязать административного ответчика согласовать проведение заявленных публичных мероприятий.

Свои требования мотивировали тем, что ДД.ММ.ГГГГ ими в Администрацию Городского <адрес> Подольск поданы уведомления о проведении четырех публичных мероприятий: митинга с призывом к исполнению решения Комитета ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости принятия мер, направленных на исполнение Постановлений Европейского Суда по правам человека по делам о нарушении прав сексуальных и тендерных меньшинств в России, с целью призыва к исполнению решения Комитета ФИО5, принятого в ходе 1331-й встречи ДД.ММ.ГГГГ, о необходимости принятия мер, направленных на исполнение Постановлений Европейского Суда по правам человека по делам «ФИО14 против России» и «Баев и Другие против России» о нарушении прав сексуальных и тендерных меньшинств на свободу собраний и свободу выражения мнений в России; шествия Подольского гей-парада в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и тендерных меньшинств в России с целью привлечения внимания общества и власти к проблемам в области соблюдения прав человека лиц гомосексуальной ориентации и тендерных меньшинств, привлечения внимания общества и власти к существующей дискриминации лиц гомосексуальной ориентации и представителей тендерных меньшинств, гомофобии (ненависти к сексуальным меньшинствам), трансфобии (ненависти к тендерным меньшинствам), фашизму и ксенофобии; митинга с призывом к реабилитации лиц, привлекавшихся к уголовной ответственности за добровольные гомосексуальные отношения в России с целью призыва к реабилитации лиц, привлекавшихся к ответственности по ст. 121 УК РСФСР за вступление в гомосексуальные отношения по добровольному согласию; собрания Всероссийского гей-прайда в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и тендерных меньшинств в России с целью обсуждения проблем в области соблюдения прав человека лиц гомосексуальной ориентации и тендерных меньшинств в России, вопросов существующей дискриминации лиц гомосексуальной ориентации, гомофобии (ненависти к сексуальным меньшинствам) и трансфобии (ненависти к тендерным меньшинствам), а также юридических вопросов, вытекающих из практики Европейского Суда по правам человека по делам, связанным с нарушением прав сексуальных и тендерных меньшинств в России и других странах-членах ФИО5. Уведомлениями от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Городского <адрес> отказано в согласовании проведения заявленных публичных мероприятий, с отказами административные истцы не согласны, в связи с тем, что оспариваемые решения нарушают их права, гарантированные действующим законодательством Российской Федерации.

Административный истец - ФИО2, в судебное заседание не явился, извещен, просил рассматривать дело в его отсутствие.

Административный истец - ФИО3, в судебное заседание не явился, извещен, просил рассматривать дело в его отсутствие.

Административный истец - ФИО4, в судебное заседание не явился, извещен, просил рассматривать дело в его отсутствие.

Административный ответчик - Администрация Городского округа Подольск Московской области, представитель в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Суд, исследовав материалы дела, находит административные исковые требования подлежащими оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.

В силу ст. 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Судом при рассмотрении дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ административные истцы направили уведомления в Администрацию Городского <адрес> Подольск о проведении четырех публичных мероприятий:

- митинга с призывом к исполнению решения Комитета ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости принятия мер, направленных на исполнение Постановлений Европейского Суда по правам человека по делам о нарушении прав сексуальных и тендерных меньшинств в России с целью призыва к исполнению решения Комитета ФИО5, принятого в ходе 1331-й встречи ДД.ММ.ГГГГ, о необходимости принятия мер, направленных на исполнение Постановлений Европейского Суда по правам человека по делам «ФИО14 против России» и «Баев и Другие против России» о нарушении прав сексуальных и тендерных меньшинств на свободу собраний и свободу выражения мнений в Росси, планировавшегося ДД.ММ.ГГГГ на площади <адрес> городе Подольск с количеством участников до 300 человек;

- шествия Подольского гей-парада в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и тендерных меньшинств в России с целью привлечения внимания общества и власти к проблемам в области соблюдения прав человека лиц гомосексуальной ориентации и тендерных меньшинств, привлечения внимания общества и власти к существующей дискриминации лиц гомосексуальной ориентации и представителей тендерных меньшинств, гомофобии (ненависти к сексуальным меньшинствам), трансфобии (ненависти к тендерным меньшинствам), фашизму и ксенофобии, планировавшегося ДД.ММ.ГГГГ с 13 до 15 час. по <адрес> от <адрес> с количеством участников до 300 человек;

- митинга с призывом к реабилитации лиц, привлекавшихся к уголовной ответственности за добровольные гомосексуальные отношения в России с целью призыва к реабилитации лиц, привлекавшихся к ответственности по ст. 121 Уголовного кодекса РСФСР за вступление в гомосексуальные отношения по добровольному согласию, планировавшегосяДД.ММ.ГГГГ с 18 до 19 час. на площади перед муниципальным учреждением культуры <данные изъяты>», по адресу <адрес> городе Подольск с количеством участников до 300 человек;

- собрания Всероссийского гей-прайда в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и тендерных меньшинств в России с целью обсуждения проблем в области соблюдения прав человека лиц гомосексуальной ориентации и тендерных меньшинств в России, вопросов существующей дискриминации лиц гомосексуальной ориентации, гомофобии (ненависти к сексуальным меньшинствам) и трансфобии (ненависти к тендерным меньшинствам), а также юридических вопросов, вытекающих из практики Европейского Суда по правам человека по делам, связанным с нарушением прав сексуальных и тендерных меньшинств в России и других странах-членах ФИО5, планировавшегосяДД.ММ.ГГГГ с 13 до 15 час. в зале муниципального учреждения «Дворец молодежи» по адресу Октябрьский проспект, <адрес> городе Подольск с количеством участников до 300 человек.

ДД.ММ.ГГГГ заместитель Главы Администрации Городского <адрес> Подольск С.И. Гусев уведомил административных истцов о невозможности согласования проведения четырех заявленных публичных мероприятий (письма: ; ; , ), поскольку их цели нарушают запреты, предусмотренные, в том числе, ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», а также ст. 6.21 КоАП РФ ( «Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних»).

Так, как указано в письмах, на площади ФИО10 Еремеева находится МУК Дворец культуры «Октябрь», который в соответствии с муниципальным заданием проводит работу с детьми, подростками, молодежью, что предполагает их нахождение как внутри учреждения, так и на площади перед ним, и не исключает пропаганду гомосексуализма среди несовершеннолетних (л.д.27).

В соответствии с муниципальным заданием КДЦ «Молодежный» проводит работу с детьми, подростками, молодежью, что предполагает их нахождение как внутри учреждения, так и на площади перед ним и не исключает пропаганду гомосексуализма среди несовершеннолетних (л.д.29).

Публичное мероприятие в форме шествия Подольского гей-парада по Революционному проспекту от <адрес>, в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств, запланировано в месте, являющимся общедоступным, в том числе, для свободного и беспрепятственного посещения несовершеннолетними лицами, что не исключает пропаганду гомосексуализма среди данной категории граждан (л.д.30).

В соответствии с муниципальным заданием МУ «Дворец молодежи» проводит работу с детьми, подростками, молодежью, что предполагает их нахождение как внутри учреждения, так и на площади перед ним и не исключает пропаганду гомосексуализма среди несовершеннолетних (л.д.33).

Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», целями государственной политики в интересах детей являются защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие, содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитание в них патриотизма и гражданственности, а также реализация личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры.Такая государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципах законодательного обеспечения прав ребенка, поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе, ответственности юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.В соответствии с этим в п. 1, п. 2 ст. 14 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» закреплено, что органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения (п. 1).

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения информация. В силу п. 7 ч. 2, п. 5 ч. 2 ст. 5 названного Федерального закона распространение указанной информации запрещено среди детей любого возраста, то есть среди лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста.Положения ч. 3 ст. 16 того же Федерального закона устанавливают, что такая информация не допускается к распространению в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий указанных организаций.На основании ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, выразившаяся в распространении информации, направленной на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, либо навязывание информации о нетрадиционных сексуальных отношениях, вызывающей интерес к таким отношениям, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (ч. 1 ст. 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).Постановлением Конституционного Суда РФ от 23.09.2014 г. № 24-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой граждан А.Н., Е. и И.» часть 1 статьи 6.21 КоАП Российской Федерации признанна не противоречащей Конституции Российской Федерации, поскольку - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - она направлена на защиту таких конституционно значимых ценностей, как семья и детство, а также на предотвращение причинения вреда здоровью несовершеннолетних, их нравственному и духовному развитию и не предполагает вмешательства в сферу индивидуальной автономии, включая сексуальное самоопределение личности, не имеет целью запрещение или официальное порицание нетрадиционных сексуальных отношений, не препятствует беспристрастному публичному обсуждению вопросов правового статуса сексуальных меньшинств, а также использованию их представителями всех не запрещенных законом способов выражения своей позиции по этим вопросам и защиты своих прав и законных интересов, включая организацию и проведение публичных мероприятий, и - имея в виду, что противоправными могут признаваться только публичные действия, целью которых является распространение информации, популяризирующей среди несовершеннолетних или навязывающей им, в том числе исходя из обстоятельств совершения данного деяния, нетрадиционные сексуальные отношения, - не допускает расширительного понимания установленного ею запрета.

Поскольку согласно статье 2 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" любое публичное мероприятие является открытой, доступной каждому, акцией, имеющей целью свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований, учитывая намерение заявителей провести публичные мероприятия в местах Г.о. Подольск, предполагающих присутствие большого количества людей, в том числе детей, эти мероприятия могли оказать информационно-психологическое воздействие на несовершеннолетних, находящихся в местах их проведения, что потенциально опасно для нравственного и духовного развития детей, сопряженного с формированием искаженных представлений о социально признанных моделях семейных отношений, соответствующих общепринятым в российском обществе (и разделяемым всеми традиционными религиозными конфессиями) нравственным ценностям и представлениям о браке, семье, материнстве, отцовстве, детстве.

При таких обстоятельствах уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления, на территории которого административными истцами планировалось проведение заявленных ими шествия и пикетирований, обоснованно доведено до сведения организаторов публичных мероприятий предупреждение, что их проведение с заявленными целями создаст реальную возможность участия в них несовершеннолетних, что является нарушением закона, влекущим установленную законом ответственность.

При этом, обстоятельств, свидетельствующих о том, что цели и формы публичных мероприятий, о которых администрацию Г.о. Подольск уведомили административные истцы, могли быть реализованы путем распространения информации о гомосексуальных отношениях в допустимой нейтральной форме, ни в уведомлениях, ни в административном иске не приведено.

Доводы административных истцов о том, что оспариваемыми решениями нарушены их права и законные интересы, в том числе право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, неубедительны.

Суд учитывает, что административные истцы не лишены возможности реализовать закрепленное за ними Конституцией Российской Федерации право на свободу собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования при условии соблюдения требований действующего законодательства.

Доводы административных истцов о том, что отказ в согласовании проведения заявленных публичных мероприятий в Г.о. Подольск носил дискриминационный характер, не нашли своего подтверждения в ходе производства по делу.

Анализ ответов Администрации Г.о. Подольск, данных на уведомления о проведении публичных мероприятий, с учетом установленных судом фактических обстоятельств настоящего дела, позволяет сделать вывод о том, что в данном случае оспариваемые решения не носят дискриминационный характер, а направлены на реализацию органом местного самоуправления своих полномочий в области защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Законодательный запрет на нарушение прав несовершеннолетних детей относится ко всем, и административные истцы не представили доказательств того, что информацию, которую они намерены доводить до жителей и гостей города, они были намерены распространять в допустимой нейтральной форме.

Согласно правовым позициям, сформулированным Конституционным Судом Российской Федерации, в частности в Определении от 18 июля 2017 года N 1730-О, адресованное организатору публичного мероприятия требование согласования его проведения не означает, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, получив уведомление, во всяком случае обязан отреагировать на него посредством доведения до организатора своих предложений об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия; напротив, убедившись в отсутствии обстоятельств, исключающих возможность его проведения, соответствующий орган публичной власти должен предпринять все зависящие от него меры для того, чтобы оно состоялось в заявленном организатором месте и в запланированное время, и не пытаться под любым предлогом найти причины, которые могли бы оправдать необходимость отступлений от предложений организатора публичного мероприятия. Организаторы публичного мероприятия, в свою очередь, должны предпринимать разумные и достаточные усилия по достижению возможного компромисса на основе баланса интересов, с тем чтобы реализовать свое конституционное право на свободу мирных собраний.

В силу ч. 2 ст. 12 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" в случае, если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.

Данные нормы материального права с учетом их конституционного толкования обязывают органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления в пределах их компетенции не согласовывать проведение публичного мероприятия до устранения организатором несоответствия указанных в уведомлении противоправных целей публичного мероприятия действующим законодательным предписаниям. Таким образом, уполномоченный орган, которому направлено уведомление о проведении публичного мероприятия, изначально должен убедиться в отсутствии обстоятельств, исключающих возможность его проведения.Этим требованиям закона решения Администрации Городского округа Подольск Московской области соответствуют.

В рассматриваемом случае ввиду существования таких обстоятельств у административного ответчика не возникло обязанности предложить административным истцам иные места для проведения заявленных публичных мероприятий.

Судом не было установлено принятие должностным лицом органа местного самоуправления решений, нарушающих права административных истцов, либо создание препятствий к осуществлению ими прав и свобод.

Ввиду вышеизложенного, принимая во внимание также, что уведомления административных истцов рассмотрены в установленном законом порядке и сроки, о чем даны соответствующие ответы в письменной форме, оспариваемые решения Администрации Городского округа Подольск Московской области являются законными и обоснованными, поскольку направлены на защиту прав и законных интересов детей от негативного влияния пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений, суд отказывает в удовлетворении заявленных административных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180,289-290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования ФИО2, ФИО3, ФИО4 к Администрации Городского округа Подольск Московской области о признании решений незаконными, обязании совершить действия - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Подольский городской суд Московской области в течение месяца.

Председательствующий М.В.Гаврилова

Резолютивная часть

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ г. Подольск

Подольский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Гавриловой М.В.,

при секретаре судебного заседания Романовой Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2, ФИО3, ФИО4 к Администрации Городского округа Подольск Московской области о признании решений незаконными, обязании совершить действия,

Руководствуясь ст. 175-180, 227-228 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административные исковые требования ФИО2, ФИО3, ФИО4 к Администрации Городского округа Подольск Московской области о признании решений незаконными, обязании совершить действия - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Подольский городской суд Московской области в течение месяца.

Председательствующий М.В.Гаврилова