Д. №2а-514/16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 августа 2016 года с. Новоселицкое
Судья Новоселицкого районного суда Ставропольского края Живницкая Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Новоселицкого районного суда административное дело по административному иску прокурора Новоселицкого района в защиту неопределенного круга лиц и Российской Федерации к администрации муниципального образования села Новоселицкого Новоселицкого района Ставропольского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по не выявлению невостребованных земельных долей и неисполнении требований ст. 12.1 Федерального закона от 24.07.2004 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (в порядке ст. 39 КАС РФ),
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Новоселицкого района обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц с административным иском к администрации муниципального образования села Новоселицкого Новоселицкого района Ставропольского края, в котором просит:
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования села Новоселицкого Новоселицкого района Ставропольского края, выразившееся в непринятии мер по не выявлению невостребованных земельных долей и не исполнении требований ст. 12.1 Федерального закона от 24.07.2004 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», выразившихся в принятии мер по проведению работы по установлению, формированию и оформлению (при наличии оснований) в муниципальную собственность земельных долей, признанных в установленном законом порядке, невостребованными.
Обязать администрацию муниципального образования села Новоселицкого Новоселицкого района Ставропольского края в течение 12 месяцев со дня вступления в силу решения суда по данному делу провести мероприятия по выявлению невостребованных земельных долей, по оформлению невостребованных земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения в собственность муниципального образования села Новоселицкого, а именно:
- опубликовать список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации;
- организовать и провести общее собрание участников долевой собственности по вопросу утверждения списка невостребованных земельных долей;
- утвердить список невостребованных земельных долей.
В обоснование административных исковых требований указано:
Прокуратурой Новоселицкого района по заданию прокуратуры края проведена проверка исполнения на территории района земельного законодательства в части инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения.
Из представленной администрацией муниципального образования информации следует, что инвентаризация земель сельскохозяйственного назначения на территории муниципального образования не проводилась.
В нарушении ст. 12 Закона №101-ФЗ администрацией муниципального образования села Новоселицкого Новоселицкого района Ставропольского края запросы в Росреестр о предоставлении сведений из ЕГРП о правах на доли не направлялись, списки лиц, которые не наделялись первично правом собственности на доли, не выявлялись, соответствующие запросы нотариусам не делались и т.д. Указанные факты свидетельствуют о бездействии органа местного самоуправления поселения по выявлению невостребованных земельных долей и не исполнении требований ч.ч. 1,2 ст. 12.1 Закона №101-ФЗ.
Несмотря на внесение изменений в закон №101-ФЗ, вступивших в законную силу с 01 июля 2011 года, согласно которым на органы местного самоуправления возложены обязанности по выявлению и более эффективному использованию невостребованных земельных долей из состава земель сельхозназначения, администрацией не составлен исчерпывающий список невостребованных земельных долей соответственно такой список не был опубликован.
Таким образом, администрацией муниципального образования поселения до настоящего времени не проведена надлежащая работа по установлению, формированию и оформлению (при наличии оснований) в муниципальную собственность земельных долей, признанных в установленном законом порядке невостребованными, что может повлечь использование земельных участков без надлежащего оформления прав, а также невозможность пополнения бюджета муниципального образования за счет использования указанных земельных участков.
26.01.2016 года прокурором района в адрес главы администрации муниципального образования села Новоселицкого внесено представление об устранении нарушений требований земельного законодательства.
Вместе с тем, исходя из поступившего ответа на представление и проведенной проверкой в порядке контроля от 08.06.2016 следует, что администрацией муниципального образования надлежащая работа по установлению, формированию и оформлению (при наличии оснований) в муниципальную собственность земельных долей, признанных в установленном законом порядке невостребованными, не проводится.
Бездействие со стороны администрации муниципального образования поселения влечет нарушение прав дольщиков, которые не знают о том, что в их собственности находится земельная доля, и муниципального образования в части невозможности законно распоряжаться и использовать указанные земельные участки (доли).
Кроме этого, ненадлежащее исполнение требований вышеуказанного законодательства подрывает экономическую основу местного самоуправления вследствие лишения возможности получения дополнительных доходов местным бюджетом за счет распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Административный истец - прокурор Новоселицкого района, представитель административного ответчика - администрации муниципального образования села Новоселицкого Новоселицкого района Ставропольского края представили письменные ходатайства о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства в соответствии со ст. 291 КАС РФ.
В соответствии с ч.2 ст. 291 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства.
Исследовав материалы дела, суд считает административные исковые требования прокурора Новоселицкого района в защиту неопределенного круга лиц и Российской Федерации к администрации муниципального образования села Новоселицкого Новоселицкого района Ставропольского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по не выявлению невостребованных земельных долей и неисполнении требований ст. 12.1 Федерального закона от 24.07.2004 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (в порядке ст. 39 КАС РФ), подлежащими удовлетворению.
Этот вывод суда основан на следующем:
В соответствии со ст. 13 ФЗ от 18.06.2001 №78-ФЗ «О землеустройстве» инвентаризация земель проводится для выявления неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, других характеристик земель.
Согласно ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.
Согласно ч.1 ст. 2 ФЗ от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее-Закон №101-ФЗ) участниками отношений, регулируемых настоящим Федеральным законом, являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
В соответствии со ст. 12.1 Закона №101-ФЗ невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.
Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи (далее в целях настоящей статьи - список невостребованных земельных долей).
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.
Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.
С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.
Судом установлено, что администрацией муниципального образования от инвентаризация земель сельскохозяйственного назначения на территории муниципального образования не проводилась.
В нарушении ст. 12 Закона №101-ФЗ администрацией муниципального образования села Новоселицкого Новоселицкого района Ставропольского края запросы в Росреестр о предоставлении сведений из ЕГРП о правах на доли не направлялись, списки лиц, которые не наделялись первично правом собственности на доли, не выявлялись, соответствующие запросы нотариусам не делались и т.д. Указанные факты свидетельствуют о бездействии органа местного самоуправления поселения по выявлению невостребованных земельных долей и не исполнении требований ч.ч. 1,2 ст. 12.1 Закона №101-ФЗ.
Несмотря на внесение изменений в закон №101-ФЗ, вступивших в законную силу с 01 июля 2011 года, согласно которым на органы местного самоуправления возложены обязанности по выявлению и более эффективному использованию невостребованных земельных долей из состава земель сельхозназначения, администрацией не составлен исчерпывающий список невостребованных земельных долей соответственно такой список не был опубликован.
Таким образом, администрацией муниципального образования поселения до настоящего времени не проведена надлежащая работа по установлению, формированию и оформлению (при наличии оснований) в муниципальную собственность земельных долей, признанных в установленном законом порядке невостребованными, что может повлечь использование земельных участков без надлежащего оформления прав, а также невозможность пополнения бюджета муниципального образования за счет использования указанных земельных участков.
Бездействие со стороны администрации муниципального образования поселения влечет нарушение прав дольщиков, которые не знают о том, что в их собственности находится земельная доля, и муниципального образования в части невозможности законно распоряжаться и использовать указанные земельные участки (доли).
Кроме этого, ненадлежащее исполнение требований вышеуказанного законодательства подрывает экономическую основу местного самоуправления вследствие лишения возможности получения дополнительных доходов местным бюджетом за счет распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно п. 2 ст. 1 КАС РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с п.1 ч.2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 291,294 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования прокурора Новоселицкого района в защиту неопределенного круга лиц и Российской Федерации к администрации муниципального образования села Новоселицкого Новоселицкого района Ставропольского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по не выявлению невостребованных земельных долей и неисполнении требований ст. 12.1 Федерального закона от 24.07.2004 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (в порядке ст. 39 КАС РФ) - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования села Новоселицкого Новоселицкого района Ставропольского края, выразившееся в непринятии мер по не выявлению невостребованных земельных долей и не исполнении требований ст. 12.1 Федерального закона от 24.07.2004 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», выразившихся в принятии мер по проведению работы по установлению, формированию и оформлению (при наличии оснований) в муниципальную собственность земельных долей, признанных в установленном законом порядке, невостребованными.
Обязать администрацию муниципального образования села Новоселицкого Новоселицкого района Ставропольского края в течение 12 месяцев со дня вступления в силу решения суда по данному делу провести мероприятия по выявлению невостребованных земельных долей, по оформлению невостребованных земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения в собственность муниципального образования села Новоселицкого, а именно:
- опубликовать список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации;
- организовать и провести общее собрание участников долевой собственности по вопросу утверждения списка невостребованных земельных долей;
- утвердить список невостребованных земельных долей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Новоселицкий районный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Н.Н. Живницкая