ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-514/18 от 11.12.2018 Инзенского районного суда (Ульяновская область)

Дело №2а-514/2018

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

11 декабря 2018 года г.Инза, суд

Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Росляков В.Ю.,

с участием старшего помощника Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора Рыбочкина А.В.,

при секретаре Просвирниной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Обществу с Ограниченной ответственностью «Монтажстрой», администрации муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области о возложении обязанности разработать и утвердить нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, получить разрешение на сброс загрязняющих веществ в водный объект,

у с т а н о в и л :

Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Обществу с Ограниченной ответственностью «Монтажстрой» о возложении обязанности разработать и утвердить нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, получить разрешение на сброс загрязняющих веществ в водный объект.

Судом в качестве соответчика по делу привлечена администрация муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области.

В обоснование административного иска указал, что прокуратурой при проведении проверки в деятельности ООО «МонтажСтрой» выявлено несоблюдение требований федерального законодательства в области охраны водных объектов.

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

ООО «МонтажСтрой» осуществляет деятельность по водоотведению на территории г.Инза Ульяновской области, по договору аренды объектов водоснабжения, водоотведения от 18.12.2017 арендует у администрации МО «Инзенский район» объекты водоотведения, в том числе комплекс очистных сооружений.

ООО «МонтажСтрой» осуществляет сброс сточных вод через один выпуск в р.Инза.

Однако, в нарушение требований закона на момент проверки ООО «МонтажСтрой» осуществляло сброс сточных вод в р.Инза без проекта НДС и разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты).

Кроме того, установлено, что согласно протокола результатов КХА сточных вод №18В0417 от 07.08.2018 Общество осуществляет сброс сточных вод в водный объект с превышением установленных нормативов ПДК вредных веществ для водных объектов рыбохозяйственного назначения по следующим ингредиентам: хлорид ион, аммоний-ион, нитрит-ион, железо, медь, нефтепродукты, цинк и др.

Разрешительные документы (разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты), нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ) являются неотъемлемыми элементами системы государственного регулирования в сфере водопользования, обеспечивающими соблюдение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Отсутствие указанных документов создает предпосылки для загрязнения и истощения водного объекта, причинения вреда водным биологическим ресурсам, водным растениям, могут привести к иным экологически неблагоприятным последствиям, а также осуществление ответчиком деятельности по сбросу сточных вод с очистных сооружений в отсутствие необходимой документации, с превышением предельно допустимых концентраций ведет к бесконтрольному использованию водного объекта, создает опасность причинения вреда окружающей среде, нарушению прав граждан.

Права Российской Федерации нарушены, так как согласно ст.8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), поэтому использование и загрязнение водного объекта, находящегося в федеральной собственности нарушает права собственника по рациональному использованию природных ресурсов.

Права неопределенного круга лиц - населения Ульяновской области, проживающего в районе расположения реки Сосновка, а также лиц временно находящихся на указанной территории (то есть субъекты, персонифицировать которых невозможно) нарушены, поскольку бесконтрольное пользование водным объектом, негативное влияние на него загрязняющих веществ ведет к затруднениям в водопользовании в рыбохозяйственных целях (так как согласно ст.24. Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» граждане вправе осуществлять любительское и спортивное рыболовство на водных объектах общего пользования свободно и бесплатно, если иное не предусмотрено законом). Указанные нарушения посягают на гарантированные ст.42 Конституции РФ права граждан на благоприятную окружающую среду.

13.08.2018 в адрес ООО «МонтажСтрой» Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой было внесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства при сбросе сточных вод в водный объект. Однако, до настоящего времени нарушения закона Обществом в полном объеме не устранены, сброс сточных вод в р.Инза осуществляется без разрешительных документов.

Таким образом, устранение нарушенных прав государства может быть обеспечено только возложением в судебном порядке обязанности на водопользователя разработать всю необходимую документацию для получения разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты).

Просил суд возложить на ответчика - Общество с ограниченной ответственностью «МонтажСтрой» обязанность разработать и утвердить нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, получить разрешение на сброс загрязняющих веществ в водный объект - р.Инза в шестимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании старший помощник Ульяновского межрайонного прокурора Рыбочкин А.В. требования и доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика – ООО «МонтажСтрой» в судебное заседание не явился. Представил заявление, в котором просил рассмореть дело в свое отсутствие и указал на согласие с заявленными требованиями.

Представитель административного ответчика - Администрации МО «Инзенский район» Дозорова Ю.Ю. в судебном заседании пояснила, что согласно решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 29.11.2017 №5909-04 о даче согласия на предоставление муниципальной преференции ООО «Монтажстрой» в целях поддержки общества как субъекта малого и среднего предпринимательства путем заключения договора аренды муниципального имущества для оказания услуг по водоснабжению и водоотведению в г. Инза Ульяновской области без проведения торгов, сроком на 11 месяцев, между Администрацией муниципального образования «Инзенский район» и ООО «Монтажстрой» 18.12.2017 заключен договор аренды объектов водоснабжения, водоотведения.

Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 07.11.2018 №5174-04 дано согласие на предоставление муниципальной преференции сроком еще на 6 месяцев. Постановлением Администрации района от 19.11.2018 №730 предоставлена муниципальная преференция ООО «Монтажстрой» и заключено дополнительное соглашение.

В настоящее время договор пролонгирован на 6 месяцев до мая 2019 г.

Представитель третьего лица –Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд не явился. представил отзыв, в котором указал, что доводы, изложенные в исковом заявлении, являются законными и обоснованными.

Частями 1, 4 ст. 35 Водного кодекса РФ установлено, что поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Кроме этого, частью 6 ст. 56 Водного кодекса РФ установлен запрет на сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых опасных для здоровья человека веществ и соединении превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Согласно ч. 1 ст. 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных указанным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Федеральный закон № 7-ФЗ) юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий,

строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 7-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в т.ч. нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

В соответствии с ч. 4 ст. 23 Федерального закона № 7-ФЗ выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются па основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, утвержденным приказом МПР России от 09.01.2013 № 2. Управление Росприроднадзора по Ульяновской области наделено полномочиями по выдаче разрешений на указанные сбросы. Сброс сточных вод в водный объект без указанного разрешения является неправомерным.

Учитывая, что ответчик осуществляет сброс сточных вод в отсутствие разрешения на такой сброс, требования Ульяновского межрайонного природоохранною прокурора следует признать подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Просил рассмотреть дело без его участия.

Рассмотрев материалы дела, заслушав прокурора, представителя администрации МО «Инзенский район», суд приходит к следующему.

В соответствии с ст.35 Водного кодекса РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Исходя из п.п.1, п.6 ст.60 ВК РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается: осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в во Согласно п.1 ст.44 ВК РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

Согласно п.1 ст.19, п.2 ст.39 ФЗ «Об охране окружающей среды» нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

В силу п.п. 1,3,4 ст.23 указанного закона нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

ООО «МонтажСтрой» осуществляет деятельность по водоотведению на территории г.Инза Ульяновской области, по договору аренды объектов водоснабжения, водоотведения от 18.12.2017 арендует у администрации МО «Инзенский район» объекты водоотведения, в том числе комплекс очистных сооружений.

ООО «МонтажСтрой» осуществляет сброс сточных вод через один выпуск в р.Инза.

Однако, в нарушение требований закона на момент проверки ООО «МонтажСтрой» осуществляло сброс сточных вод в р.Инза без проекта НДС и разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты).

Кроме того, установлено, что согласно протокола результатов КХА сточных вод №18В0417 от 07.08.2018 Общество осуществляет сброс сточных вод в водный объект с превышением установленных нормативов ПДК вредных веществ для водных объектов рыбохозяйственного назначения по следующим ингредиентам: хлорид ион, аммоний-ион, нитрит-ион, железо, медь, нефтепродукты, цинк и др.

Разрешительные документы (разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты), нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ) являются неотъемлемыми элементами системы государственного регулирования в сфере водопользования, обеспечивающими соблюдение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Отсутствие указанных документов создает предпосылки для загрязнения и истощения водного объекта, причинения вреда водным биологическим ресурсам, водным растениям, могут привести к иным экологически неблагоприятным последствиям, а также осуществление ответчиком деятельности по сбросу сточных вод с очистных сооружений в отсутствие необходимой документации, с превышением предельно допустимых концентраций ведет к бесконтрольному использованию водного объекта, создает опасность причинения вреда окружающей среде, нарушению прав граждан.

Поскольку именно ООО «Монтажстрой» осуществляет сброс сточных вод в реку Инза, указанная организация будет являться надлежащим ответчиком по делу.

При этом судом учитывается, что административным истцом требования к органам муниципалитета не заявляются.

Также суд учитывает, что ООО «Монтажстрой» является коммерческой организацией, и не относится к числу муниципальных бюджетных учреждений.

В соответствии со ст. 178 КАС РФ, при принятии решения суд, при необходимости, устанавливает срок исполнения решения.

В данном случае суд не усматривает необходимости устанавливать срок для исполнения решения, поскольку договор аренды объектов водоснабжения и водоотведения, как указано выше, пролонгирован до мая 2019 г.

При таких обстоятельствах, учитывая обстоятельства дела, принимая во внимание тот факт, что суду неизвестно о том, будет ли данный договор пролонгироваться и далее, установить срок исполнения решения суда на данном этапе не представляется возможным.

При этом по вступлении решения суда в законную силу административный ответчик не лишен возможности обратиться в суд с заявлением в порядке статьи 189 КАС РФ о предоставлении отсрочки его исполнения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. ст. 175-180 КАС РФ,

р е ш и л :

Исковые требования Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Монтажстрой» разработать и утвердить нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, получить разрешение на сброс загрязняющих веществ в водный объект – реку Инза.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья:

Решение в окончательной форме изготовлено 17 декабря 2018 г.